Современные проблемы науки и образования. Образовательная среда и развитие личности Рекомендованный список диссертаций

Образовательная среда как фактор развития личности

ФГОС определяет понятие «образовательная среда» как совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:

– определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;

– проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);

Принципы формирования образовательной среды:

  • деятельность-образование-личность;
  • открытость, целостность, системность, взаимосвязь;

и взаимозависимость всех элементов образовательной среды, имеющей единую методологическую основу;

  • избыточность ресурсов, обеспечивающая личностный выбор, развитие индивидуальности
  • функциональное разнообразие элементов среды, обеспечивающее освоение различных видов деятельности;
  • самоидентификация личности;

Одним из важнейших компонентов образовательной среды является комплекс учебного оборудования

Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:

  • общешкольное оснащение
  • оснащение предметных кабинетов
  • оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.

Кабинет для внеурочной деятельности открыт в гимназии в этом учебном году. Несмотря на большую заполненность школы, администрация нашла возможность выделить самый просторный кабинет для этой цели.

Было продумано внешнее оформление, оборудование, наполняемость. Мы решили, что было бы неразумным распылять это огромное количество пособий и игр по кабинетам и решили собрать все в одном месте. В кабинете решили выделить несколько зон – для подвижных игр, для групповых занятий, для информационно-коммуникативного центра.

Таким образом, наш кабинет преследует несколько целей

  1. Это информационный и мультимедийный центр начальной школы.
  2. Этот кабинет может использоваться в качестве сенсорной комнаты и комнаты психологической разгрузки.
  3. Игровая комната.

Наш кабинет оборудован комплектом нетбуков с выходом в интернет, постепенно пополняется программное обеспечение – устанавливаются разнообразные тренажеры, системы тестирования, обучающие программы. Есть мультимедийный комплекс, позволяющий проводить разнообразные занятия. Есть цифровые микроскопы, электронный шагомер и другие современные приспособления, позволяющие детям разнообразить их познавательную деятельность. Интегрированная творческая среда на базе языка Лого для начального школьного и внешкольного образования. С помощью ПервоЛого 4.0 дети учатся писать, читать и считать, развивают свою речь и художественные способности, и, конечно, осваивают современные компьютерные технологии. В урочной деятельности ребята также активно осваивают ИКТ-технологии, работают с интерактивными комплексами и мобильными компьютерными классами

Подобранное оборудование развивает чувственное восприятие детей, помогает расслабиться в играх с песком, в подвижных играх. Дети через занятия с разнообразными пособиями развивают моторику, глазомер, координацию движений. Эти все задачи позволяет решать комплекс «Пертра», разработанный Марианной Фростиг. Этот комплекс позволяет проводить коррекционную работу с отстающими детьми, развивает творческие способности. Дети могут строить лабиринты, развивая пространственное мышление, координируя движения глаз и рук. Сортируя фигуры и бусины – учатся классифицировать предметы, выделять общие признаки и многое другое. Тактильные доски развивают тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию. Н аборы для рисования на песке, тренажеры для физических разминок,

Дети и педагоги часто используют этот кабинет и для обучающих игр. Здесь собрано большое количество обучающих и развивающих игр, которые помогают усвоить и закрепить вычислительные навыки, расширить словарный запас и кругозор. Это знаменитые кубики Никитина, которые развивают логику, умение прогнозировать и планировать результаты своей деятельности, в комплектацию кабинета входят всевозможные детские игры, мозаики, конструкторы.

Игра СЕНСИНО: На вертикальной поверхности мольберта по кругу расположены 12 отверстий, в которые проходит рука. С обратной стороны к этим отверстиям прикреплены полотняные мешочки - "норки". Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в норках пару к каждой магнитной фишке.

Наборы рукоделия. Есть кукольный театр. Для всех модулей, по которым организуется внеурочная деятельность с учащимися 1-3 классов, в этом кабинете достаточно оборудования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Динамика социокультурных процессов в обществе обостряет интерес к поиску внешних и внутренних факторов окружающего пространства, обеспечивающих успешное развитие личности.

Процесс развития личности нельзя рационально понять только «изнутри» системы непрерывного образования. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом знаний, умений, социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и отношений; с другой - процесс активного воспроизводства индивидом системы знаний, умений, социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социум. Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться в процессе создания образовательной среды образовательной организации.

В материалах, сопровождающих ФГОС, встречаются такие термины, как «информационная среда», «образовательная среда», «среда обучения», «информационно-образовательная среда», «информационная среда обучения». Все термины относятся к разным аспектам среды и педагогики. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама.

Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, можно сделать вывод, что среда становится образовательной, когда она представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений и особых психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

Закономерно предположить, что успешное развитие личности в образовательной среде системы непрерывного образования возможно, если:

- Деятельность образовательной организации будет ориентирована на создание целостной модели педагогического процесса, опирающегося на модель выпускника, основными характеристиками которой являются уникальность и самобытность личности, сформированность его общих компетенций, развитость способностей, нравственное и физическое здоровье;

Обучение разворачивается как процесс, в котором:

Реализуются общеметодологические подходы к созданию условий «индивидуальной востребованности» личности по линиям: самопознание и самосовершенствование, сотрудничество, самоопределение и самореализация,

Обеспечивается приоритетеность деятельностного развития перед репродуктивным усвоением,

-Воспитание строится:

С ориентацией на общечеловеческие ценности и создание ситуаций, стимулирующих нравственный выбор, актуализирующих духовный и интеллектуальный потенциал личности,

На понимание родовой сущности человека как существа гуманного, общественного и в то же время – природного,

На создание в образовательной организации такого развивающего пространства, которое позволило бы личности научиться осуществлять гражданский выбор, брать на себя ответственность за решение в том числе и социальных вопросов.

Образовательная среда, являясь подсистемой социокультурной среды жизнедеятельности человека, как педагогический феномен обладает совокуп­ностью социальных, культурных, а также специально организованных психо­лого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с инди­видом происходит становление личности, ее мировосприятия. Другими сло­вами, образовательную среду можно рассматривать как педагогически орга­низованный комплекс возможностей для удовлетворения потребностей всех участников образовательных отношений. Именно такое понимание требований к организации развивающей обра­зовательной среды лежит в основе системно-деятельностного подхода к образованию, предлагаемого ФГОС.

Можно сформулировать ряд требований , которым должна соответствовать образовательная среда ОО, являющаяся непременным развитием личности:

1. Требования к образовательному пространству («атмосфере» образо­ вательного учреждения):

Сравнительно небольшое (для крупных городов) число обучающихся

детей - не более шестисот человек;

    реальное равенство детей и взрослых, основанное на чувстве сообщества, сотрудничества;

    всемерное обращение ОО к родителям, включение их в число субъектов образовательного процесса;

    трансформация роли педагога с «барьерной» на компенсирующуюся
    «опорную», где учитель - индивидуальный консультант, помощник, совет­
    чик, сотрудник;

    проведение совместных совещаний всех субъектов образовательного

пространства;

Совместная разработка ими небольшого количества понятных лаконичных и обязательных абсолютно для всех правил и границ, обеспечивающих свободу, то есть связанных с безопасностью жизнедеятельности.

2. Методические требования:

    обучение - средство воспитания;

    доминирующей формой образовательного процесса является творческая, исследовательская, индивидуальная деятельность детей в мастерских, в мастер-классах, в студиях и т. п.,

    обеспечение максимально возможной свободы учеников при выборе
    занятий, очередности изучения дисциплин, времени и места занятий, источников знаний, помощника и т. п.;

    заключение «контракта» между учеником и учителем, где ученик обязуется за определенное время самостоятельно проработать определенный материал;

    опора учителя на субъектный (личностный) опыт ребенка,

    разумное сочетание активных форм и способов обучения: от блоков в
    режиме «нон-стоп» до традиционного пошагового объяснения. Сочетание
    полилоговых форм (дискуссий, дебатов, свободной работы группами) с монологовыми (работой над творческими и/или исследовательскими проектами, рефератами, тестовыми методиками самоанализа, что влечет за собой само­стоятельную работу с книгами, поиском сведений в Интернете, лабораторную деятельность);

Использование самооценки учащегося на всех этапах образовательного
процесса: от планирования индивидуальной траектории развития до контроля собственной успешности;

    регулярное проведение совместных (взрослые и дети разных возраст­ ных групп) школьных праздников;

    традиция постановки спектаклей силами детей по «детским» и «взрос-

лым» сценариям, самостоятельное создание ими школьных газет, журналов, фильмов;

Взаимные посещения занятий учителей из разных школ для обмена
опытом.

3. Требования к организации пространства и материального обеспече­ ния:

    максимально возможное приближение школьного здания к природе;

    наличие открытых предметных кабинетов, лабораторий, где в течение
    дня можно получить консультацию учителя - помощника и организатора, но
    не лектора - и показать ему окончательный результат самостоятельной работы для обсуждения и разработки стратегии дальнейших действий;

    подвижность учебной мебели в кабинетах для свободного ее перемещения с целью создания условий для групповой и индивидуальной работы;

    наличие библиотеки и видеотеки со множеством словарей, картотека­
    ми, художественной литературой, учебных фильмов, компьютерами с под­
    ключением к сети Интернет;

    наличие школьной типографии (в разных вариантах, в зависимости от
    финансовых возможностей), позволяющей выпускать школьную стенную га­
    зету, печатать сочинения и карточки. Впрочем, сегодня ее успешно заменяет
    компьютерный зал с необходимой множительной техникой.

4. Требования к кадрам и решение проблем управления.

Работая в условиях развивающей образовательной среды, администрация принимает следующую позицию: ожидать от детей того же, что ожидают и от коллег, и от самих себя. Административный контроль изменяет свой харак­тер, принимая открыто-косвенные формы. В качестве регулирующих средств начинает выступать диалог как средство анализа, совместная с педагогами рефлексия, совместное планирование и т. д. Рефлексивное управление в та­кой системе предполагает преобразование руководящей позиции организато­ра образовательного процесса любого ранга (директор, завуч, учитель) и со­ответственно подчиненной позиции ученика в личностно равноправные. На практике это становится возможным при овладении такими педагогическими технологиями, как многоуровневое обучение, адаптивное обучение, коллек­тивные и групповые способы обучения, модульное обучение, а также техно­логией рефлексивного управления по ситуации.

Перечисленные требования невозможно реализовать без учета образовательного потенциала региона, а также потенциала образовательной среды ИРО Свердловской области.

Актуализация названных требований, на наш взгляд, возможна путем проектирования образовательной среды каждой конкретной образовательной организацией. Проектирование предполагает технологизацию образовательного процесса, в котором процесс воспитания накладывается на процесс обучения: воспитание идет непосредственно на уроке в рамках преподаваемого предмета.Лозунг такой среды - «Воспитать силами предмета». Спроектировать такую среду – значит решить, на наш взгляд, следующие стратегические задачи:

Организовать психолого-педагогические условия и возможности для эффективного личностного роста ребенка;

Организовать психолого-педагогические условия и возможности для совершенствования ребенка в деятельности;

Организовать психолого-педагогические условия и возможности для повышения функциональной (компетентностной) грамотности ребенка.

Организация такой системы требует уточнения основных направлений учебно-организационной деятельности:

1. Предметно – деятельностная сфера – приспособление ребенка к учебной деятельности, позволяющее ему эффективно достигать образовательных стандартов.

2. Сфера функциональной грамотности – формирование ряда компетенций для его дальнейшего эффективного функционирования в среде обитания (выпускник должен быть адаптирован к жизни): коммуникативная грамотность, психологическая, компьютерная, валеологическая. Эти компетенции мы можем формировать на занятиях.

3. Сфера личностного роста предполагает целенаправленную педагогическую актуализацию в развитии личностных качеств ребенка.

Следовательно, если организовать предметно-деятельностную сферу учащихся, позволяющую им эффективно достигать образовательных стандартов до уровня функциональной грамотности, то произойдет развитие личностных качеств ребенка, обеспечивающих его дальнейшее эффективное функционирование в среде обитания.

В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов, и оно связано не только с деятельностью специальных социальных институтов. Образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов. Одним из главных факторов развития личности в системе непрерывного образования является образовательная среда образовательной организации, так как при всем вероятностном мно­гообразии образовательных сред образовательная среда конкретной образо­вательной организации может быть определенным образом категоризована и адаптирована исходя из тех внутренних целевых установок, которые опреде­ляют ее функционирование как организации и являются приоритетными для всех субъектов образовательного процесса. При этом образовательная среда образовательной организации представляет собой многомерное пространство, которое должно быть адекватно современным потребностям общества и соответствовать тенденциям развития культуры, экономики, производства и технологий. Важным качеством современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование различных методов, приемов и инноваций учеными разных стран, что способствует развитию сферы образования в целом и является проявлением тенденции к интеграции образовательных процессов в разных странах в мировое образовательное пространство.

Анализ понятия «образовательная среда»

Термин «образовательная среда» прочно вошёл в обиход в конце ХХ века . В современном мире всё яснее осознаётся, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов . Образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов.

Наблюдавшийся в конце ХХ века всплеск интереса к образовательной среде как к комплексу факторов , определяющих обучение и развитие личности . При этом авторы дают различные трактовки определения понятия «образовательная среда», понимании её структуры, функций, отношения к методам её проектирования и экспертизы.

Так, по мнению И.Г. Шендрика , образование как единство процесса и результата движения субъекта к прообразу, содержащемуся в культуре, можно рассматривать как освоение им образовательной среды и расширение тем самым образовательного пространства, которое можно описать совокупностью четырёх понятий: образовательная среда, положение, место и пространство. Образовательная среда представляет собой совокупность прообразов, которые необходимы культуре для её осуществления и развития.

Среда содержит в себе возможности для создания условий, способствующих образованию человека, т.е. обладает образовательным потенциалом. Образовательная среда определяется как совокупность факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне системы институтов образования. Среда задаёт пределы существования субъекта . Культурная среда, в которой оказывается после рождения человек, несёт в себе определённые способы взаимодействия с окружающей его действительностью и самим собой. Образование целенаправленно влияет на положение человека в культурной среде. Она воздействует на образуемого или/и он окружающую его среду .

Образовательная среда предстаёт как система культурных фактов, которая изобретается человеком. Формирующее воздействие образовательной среды на человека, осуществляется непосредстве нно через его образовательное окружение , в котором, прежде всего, необходимо выделить содержание и практику образования . Адекватность образовательного окружения в образовательной среде (современной культуре) является определяющим фактором востребованности образования обществом. Образовательный процесс предстаёт как процесс осмысления значения культурных фактов образовательной среды и превращения её тем самым в образовательное пространство. Образование есть не что иное , как процесс и результат освоения и созидания субъектом культурно приемлемых способов разрешения им проблем своего существования в некоторой среде, социуме, т.е. своего существования прежде всего как личности .

В.В. Рубцов определяет образовательную среду как «сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе».

Образовательная среда – процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу, который всегда носит социально обусловленный характер .

Для проектирования образовательной среды важно выявить её компоненты. Для этого необходимо проанализировать существующие модели образовательной среды.

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды разработана коллективом авторов под руководством В.В. Рубцова. В ней выделены следующие структурные компоненты образовательной среды: внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и т.д .

Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В.И. Слободчиковым . В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал ) и структурированность (способ ее организации ). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие , разнообразие и вариативность .

Психодидактическая модель образовательной среды школы предложена В.П. Лебедевой, В.А. Орловым, В.А. Ясвиным и др. Авторы, исходя из концепции личностно-ориентированного образования, подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это было принято традиционно. Авторы предлагают ориентировать образование на признание за школьником приоритета его индивидуальности, в то время как при традиционном обучении школьник становился личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях.

По мнению Г.А. Ковалёва в сферу структурного психологического анализа образовательной среды, направленного на выделение разнокачественных её составляющих, чаще всего попадают три взаимосвязанных фактора:

    физическое окружение (архитектура школьного здания, степень открытости-закрытости конструкций внутришкольного дизайна, размер и пространственная структура классных и других помещений, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них учащихся и т. п.);

    человеческие факторы (степень скученности учащихся и его влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной школьной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и учителей и т. п.);

    программа обучения (структура деятельности учащихся, стиль преподавания и характер контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость) и т.п.).

Типологическими признаками образовательной среды являются:

    Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы.

    Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.

    Образовательная среда существует как определённая социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.

    Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.

    В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причём вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания, образовательного процесса.

    Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения воспитания.

    Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонентов, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.

    Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

К параметрам экспертизы образовательной среды относятся её:

    модальность, как качественно-содержательную характеристику среды, даваемую с разработанной им типологической точки зрения;

    широта, как структурно-содержательную характеристику среды, показывающую, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду;

    интенсивность, как структурно-динамическую характеристику, показывающую степень насыщения образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;

    осознаваемость, как показатель сознательной включённости в образовательную среду всех субъектов педагогического процесса;

    обобщенность, как показатель степени координации всех субъектов данной образовательной среды;

    эмоциональность, как показатель соотношения эмоционального и рационального компонента в образовательной среде;

    доминантность, как показатель значимости данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

    когерентность, (согласованность) как показатель степени согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;

    социальная активность, как показатель социально ориентированного созидательного потенциала в экспансии данной образовательной среды в среду обитания;

    мобильность, как показатель способности образовательной среды к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;

    устойчивость, как показатель стабильности образовательной среды во времени.

Функции образовательной среды (По А.И. Артюхиной ):

1- интегративная, основывается на предпосылках -

а) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые (ситуацию), сколько на когнитивные представления о них,

б) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения,

в) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы,

г) мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны, что "обеспечивает целостность отражения разносторонних проявлений бытия, обусловленных целостностью человеческой личности и замкнутости процесса обучения на личность обучаемого";

2 - адаптивная, обеспечивает условия полноценного вхождения субъекта в образовательный процесс, нивелируя проявления нормативных и прочих кризисов, способствуя усвоению норм и ценностей образовательной среды, а также преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности;

3 - социокультурная, которая характеризует передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, ориентацию на ценностно-смысловое вхождение человека в культуру.

4- функция профессионально-личностного развития имманентна для образовательной среды особого типа – личностно развивающей, преподавание в которой основано на гуманитарно-личностной парадигме. Критерии, позволяющие охарактеризовать образовательную среду медицинского вуза как личностно-развивающую, то есть как среду профессионально-личностного развития и саморазвития:

В настоящее время, как в науке, так и на практике встречаются разные толкования понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда». Как правило «образовательное пространство» рассматривают в контексте развития образовательных систем региона, города и т.п. Т.е. связывают географически систему образования (дошкольного, общего, профессионального и т.д.) и место, где она функционирует.

По мнению Козырева В.А. самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Под образовательным пространством понимается набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося.

Понятие "образовательная среда" также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (в нашем случае обучающимся).

А.А. Цукер под образовательным пространством понимает место для совершения человеком образовательного движения. Место, в котором человек может двигаться или продвигаться по поводу собственного образования , т.е. генеральное условие любого образования. При этом главный принцип выделения или порождения того или иного пространства является ограничение определенной территории с одновременным обозначением некоторого однородного и равномерно распределенного внутри проведенных границ качества, наличие которого как раз и будет отличать данное пространство от всего остального.

Фомина Т.А. / Под ред. А.М. Прохоров // Советская энциклопедия. – 4-е издание. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 1600 с.


  • Талызина, Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. /Н.Ф. Талызина и др. – Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1987.

  • Терминологический словарь по педагогике: http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/

  • Философский энциклопедический словарь: Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989, – 815 с.

  • Харламов, И.Ф. Педагогика /И.Ф. Харламов. – М.: Высшая школа,1999.

  • Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию /В.А. Ясвин. – М.:Смысл,2001. – 365 с.
  • Общая характеристика понятия "образовательная среда"

    Термин "образовательная среда" прочно вошел в обиход российских психологов в конце XX в. под влиянием идей экологической психологии. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов, образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие образовательная среда подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности.

    Образовательная среда не является элементом психики, но развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с окружающей средой. Это положение отстаивал еще Л. С. Выгодский, отмечавший важную роль окружающей ребенка социальной среды (термина "образовательная среда" тогда еще не использовали). По его утверждению: "...социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм" .

    С точки зрения педагогической психологии, изучать образовательную среду чрезвычайно важно, без этого нс могут быть адекватно поняты многие принципиальные проблемы развития психики, связанные с приобретением нового опыта.

    Наблюдавшийся в начале 1990-х гг. всплеск интереса к образовательной среде как к комплексу факторов, определяющих обучение и развитие личности, связан с активной деятельностью ряда российских психологов (С. Д. Дерябо, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.). Естественно, что у разных специалистов нет единой позиции в определении понятия "образовательная среда", в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Однако, используя понятие "образовательная среда", большинство специалистов подчеркивают, что обучение, воспитание и развитие происходят не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Они существенным образом детерминированы социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами.

    Исходным основанием для понимания смысла термина "образовательная среда" служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте "человек – окружающая среда". Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей и личностных особенностей учащихся, так и еще не проявившихся интересов и способностей.

    • Выгодский Л. С. Детская психология // Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984. Т. 4. С. 265.
    Loading...Loading...