Современная молодежная речь: норма или антинорма. Корпоративный портал тпу - русский язык Учреждений и научных организаций на лучшую работу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕРХ-АЛЛАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Факторы, влияющие на языковую культуру подростков.


Выполнила:
Субботина Светлана,
ученица 10 класса.
Научный руководитель:
Родионова Оксана
Николаевна, учитель
русского языка и
литературы.

с.Верх-Аллак
2016

Оглавление:
1. Введение.
2. Сленг:
2.1. Что такое сленг. Виды сленга;
2.2 .Сленг как средство выразительности речи;
3. Интернет:
3.1. Интернет как СМИ;
3.2. Влияние Интернета на языковой уровень подростков.
4. Телевидение:
4.1. Роль телевидения в жизни подростка;
4.2. Влияние телевидения на языковой уровень подростков.
5. Как сохранить русский язык?
5.1. Влияние законов РФ на сохранение и защиту русского языка;
5.2. Общество несёт ответственность за уровень культуры речи.
6.Выводы.
7. Список используемой литературы.
8. Приложения.

1.Введение.

Речь – это показатель ума.
Сенека.
Культура речи – неотъемлемая и важнейшая часть общей национальной культуры. По культуре речи можно судить об умственном и нравственном здоровье нации. К сожалению, все чаще говорят о том, что уровень нашей речевой культуры значительно снизился.
Многие задаются вопросом, нужно ли предпринимать оперативные меры по сохранению и развитию русского литературного языка или же негативные явления в современном русском языке преходящи?
В 2013 году В.В.Путин с сожалением отметил, что уровень владения русским языком среди молодежи снижается, как и интерес к литературе. «Наша страна – некогда самая читающая в мире – уже не может претендовать на это почетное звание» - признал Путин. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки. «Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! …вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык... мысли наши все формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит» , - пишет Д.С.Лихачев в своей книге «Заметки и наблюдения».
Язык является достоянием всего народа, общим языком всей нации. Это явление достаточно сложное, поскольку национальный язык существует в нескольких формах. Высшей формой русского языка является литературный язык, который обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, науку, делопроизводство, законодательство, культуру, межнациональное общение.
Понятие национальный язык шире, чем понятие литературный язык. Помимо литературного языка оно включает в себя также нелитературные варианты языка, важной частью которых является сленг.
В настоящее время в нашей стране очень остро стоят экономические и политические проблемы общества, и на их фоне вопрос о состоянии русского языка кажется пустяковым.
Проблемы снижения речевой культуры и распространение сленга являются актуальными в настоящее время. Всё чаще и чаще люди употребляют нелитературную лексику и матерные слова, которые можно услышать даже из уст маленького ребенка. Что уж говорить про подростков и взрослых?
Пропасть между «классической» или литературной речью и сленгом с каждым днём расширяется. Жаргон теснит культурную речь и накладывает отпечаток на язык всей нации. С ускорением темпа жизни растёт и изменяется словарный запас и соответственно расширяется словарь сленга и как следствие изменяется культура поведения и мышления человека.
Мы решили провести исследовательскую работу,
цель которой: выявить факторы, влияющие на языковую культуру подростков.
Задачи:
1. Изучение материала по данной теме.
2. Изучение культуры речи учащихся 8-11 классов.
2. Исследование культуры речи телеведущих и участников телепрограмм.
3. Исследование особенности функционирования сленга и его влияния на уровень культуры речи.
Предполагаемая гипотеза:
Уровень языковой культуры снижается в результате влияния телепередач, интернета и чрезмерного использования сленговых слов.
Объект исследования: учащиеся 8-11 классов.
Предмет исследования: речь учащихся.
Мы предположили, что уровень владения языком у подростков снижается в результате влияния интернета, телевидения и чрезмерного употребления
сленговых слов.
Результаты анкетирования, которое мы провели среди учащихся 8-11 классов, показали, что 93% учащихся считают, что уровень владения языком среди подростков снижается. В качестве причин, влияющих на снижение уровня владения языком, подавляющее большинство учащихся указали интернет и чрезмерное употребление сленговых слов, некоторое указали телевидение (данные варианты ответов были приведены в анкете, своих вариантов никто не предложил).
Рассмотрим эти факторы поподробнее.
2. Сленг. 2.1 Чт о такое сленг. Виды сленга. Сленг ( slang ) - набор особых или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т.д.)
Само слово «сленг» происходит от английского «
slang » - «жаргон» и несет в себе понятие молодежного языка как совокупности диалектов, разговорной и бытовой речи молодёжи. Можно выделить несколько особенностей сленга молодежи:
1. Конкретная адресация речи: когда собеседник хочет скрыть смысл сказанного от остальных лиц.
2. Желание «влиться» в компанию, показать, что ты «свой».
3. Экономия времени, упрощение слов. Это нужно для тех, кто не хочет показаться «нудным» и медленным.
4. Возможность «блеснуть» знаниями в этой области.
5. Попытка показаться моложе или, наоборот, старше своего возраста.
6. Желание удивить, обратить на себя внимание окружающих.
7. Использование как средство выразительности речи.
Весь сленг можно подразделить на три группы: подростковый сленг, молодежный сленг и сленг взрослых людей.
Подростковый, или по-другому, школьный сленг можно услышать в любом дворе, где встречаются ребята, примерно одного возраста до 15-16 лет. Примеры подросткового сленга:

    Тича – от « teacher » (учитель).

    Лафа, катать вату – бездельничать.

    Стыбрил, спер – украл, списал.

    Шпора – шпаргалка.

    Тема – отлично, мне нравится.

    Бро – от « brother » (брат).

    Зырить – смотреть.

    Стучать – ябедничать.

    Ништяк – хорошо, здорово.

    Труба, крышка – наказание за проделанные проступки.

    В лом – лень.

    Облом – когда действительность не совпала с ожиданием.

    Тормоз, тупак – тупой.

    В натуре – убеждение.

    Чувак, чувачок – парень, парнишка.

Молодёжный сленг, примеры слов которого мы приведем ниже, пополняется с каждым годом. Пожалуй, самый объемный сборник «испорченных» слов – это сленг молодёжи. Словарь их практически полностью состоит из слов и фраз, заимствованных из иностранного языка. Такого распространения иностранная речь в русском варианте достигла благодаря повсеместному её использованию. Поэтому современный сленг всё больше похож на речь американцев с русским акцентом.
Современный сленг молодежи, сл оварь которого насчитывает более 12 000 слов, содержит в себе не просто перечень примеров, но и поделен на большое количество случаев, видов и форм употребления сленга (Компьютерный сленг – сисадмин – системный администратор, блины – диски, яблоко – продукция компании “ Apple ”, забанить – заблокировать; студенческий - степуха – стипендия и мн. др.)
Наиболее употребляемые сленговые слова:.

    Чухнул – понял, а иногда в значении «смылся» - уехал, сбежал.

    Смотаться – сбегать за чем-нибудь.

    Штормить, кумарить, уноситься – находиться под действием наркотических средств.

    Брателла, братуха – брат, ровесник.

    Колбаситься, тусить – танцевать, гулять по клубам и вечеринкам.

    Родаки – родители.

    Батя, дед – папа, отец.

    Халява, халтура – бесплатно, безответственно.

    Красава – молодец.

    Рубить бабло, сорвать куш – заработать, иногда нелегально.

Эти слова знакомы практически каждому из нас, так как прочно вошли в наш лексикон благодаря своей узнаваемости и распространенности среди населения.
Сленг взрослых людей. Если современный молодежный сленг богат словами, то у этой возрастной группы их значительно меньше, ведь с годами люди становятся всё серьезнее и строже, и это отражается на их речи. Однако и взрослые нередко используют сленг, например:

    Ядрит-мадрит, ёклмн, елы-палы – досада, злость.

    Чертовщина – непонятная ситуация.

    Похабщина – порнография, вульгарность.

    Тяп-ляп – не качественно, на скорую руку и т.п.

    1. Сленг как средство выразительности речи.
      Многие лингвисты считают, что сленговые слова накладывают отпечаток на нашу родную речь и тем самым «загрязняют» ее. Но некоторые считают, что сленг может рассматриваться как средство выразительности речи.
      Ритм современной жизни диктует свои условия. Молодой человек прибегает к различным уловкам, чтобы сделать речь краткой и в то же время выразительной. Порой достаточно одного слова, чтобы передать целую гамму чувств: « Сегодня мне сплиново./О, клёво! Я тащусь!» Подобные короткие предложения передают внутреннее состояние ярче, глубже, нежели несколько развёрнутых высказываний на литературном языке.
      Естественное желание эпатировать публику присуще подросткам. Порой их слова ярче причёски, изысканнее наряда: « Ё-моё! Кайф! Вот непруха!» За этими предложениями их мир, сложный, не всегда понятный взрослым. Это результат желания переиначить мир.
      Сленг строится на литературном языке путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения, а также активного усвоения иноязычных слов.
      На первое место по продуктивности, как подчеркивает Э. М. Береговская (Заслуженный деятель науки Российской Федерации), выходят иноязычные заимствования (чувак - парень (из цыганского языка), в большей части англоязычные). Этот способ органично сочетается с аффиксацией, так что слово сразу приходит в русифицированной форме.
      Основные особенности, характеризующие сленг, - это оригинальность, новизна, краткость, образность и остроумие. Сленгизмы помогают нам относиться философски ко многим вещам, воспринимая их с юмором. Таким образом, человек получает эмоциональную разрядку. Такая нестандартная лексика, как сленг содержит в себе эстетический компонент. Можно высказать утверждение, что язык является аналогом творческой деятельности. Сленгу присуща некоторая художественность, красота, изысканность. Человек, употребляющий сленгизмы, поступает нестандартно, неординарно, когда он изобретает и использует новую, яркую и остроумную лексику. Эмоционально-экспрессивная функция проявляется во многих лексемах, которые могут рассматриваться как синонимы к общелитературным лексическим единицам.
      Сленгизмы создаются случайно и вскоре входят в обиход. "Слова-правонарушители" используются в речи как средство создания тропов и разных стилистических фигур. С их помощью удается понять и прочувствовать то, что хотел передать говорящий или автор. Они могут быть использованы в качестве таких средств речевой выразительности, как эпитеты, метафора, перифраз, метанимия, оксюморон.
      Языковой материал показывает, что эпитеты-сленгизмы выполняют некоторые функции, характерные и окказионализмам. Например, слова "клевый", "кайфовый" выражают эмоционально-оценочное отношение, рисуют образ.
      Среди сленгизмов метафора не редкость. Например, слово " грузить" (обременять сложными и ненужными мыслями) демонстрирует перенос наименования на основе сходства по действию. Слова "репа", "тыква" возникли в результате метафорического переноса по форме (А в репу тебе не дать?). Образование слов на основе метафорического и метонимического переноса можно в целом рассматривать как проявление языковой игры, поскольку основным содержанием этой деятельности является установка на форму речи, стремление добиться в высказывании эффектов, сходных с эффектами художественной словесности.
      Сленгизмы "конь педальный" и "лох децильный" заменяют слово придурок и по сути своей являются перифразой.
      Имя собственное переходит в имя нарицательное и в сленгизмах: нам все "обломово" (Обломов), "фетово" (Фет), усиливая тем самым выразительность речи. Собственное имя Клава стало нарицательным для создания образа глупой девушки (Пойди, познакомься вон с той клавой, заодно и сигарету у нее стрельнешь!). Таким же способом в разряд нарицательных перешло распространенное арабское имя Лейла, которое употребляется в значении "девушка" (Приходи со своей лейлой).
      Сленгизмы-оксюморон "стопудовая мелочь" и "тупиковое Ё-мое" соединяют два противоречивых понятия. Нарушены правила сочетаемости, но языковая игра активирует наше внимание.
      Таким образом, можно утверждать, что сленгизмы создают микрообраз, значимый либо для художественного текста, либо для речи.
      Мы провели
      анкетирование среди подростков нашей школы, чтобы выявить влияние сленговых слов на их речь. (Анкета №4).
      На вопрос: « Употребляешь ли ты сленговые слова в повседневном общении?» - 7% подростков указали, что не употребляют сленговые слова в своей речи, 27% - употребляют «только приличные слова», 13% употребляют сленг часто, 53% - редко. Т.е. основная часть учащихся утверждает, что сленговыми словами практически не пользуются.
      На вопрос: «С какой целью вы используете сленговые слова?» - 20% учащихся ответили, что сленг помогает яснее и понятнее выражаться, 47 % думают, что сленг помогает говорить быстрее, 13% - что он засоряет родную речь, 27% - что сленг не следует употреблять вообще. При подборе литературных синонимов к сленговым словам многие подростки затруднились в выполнении задания, некоторые из них сленгизмы заменили другими сленгизмами.

3. Интернет.
3.1 Интернет как СМИ.
Большое влияние на уровень культуры и нравственные ориентиры молодежи оказывает самое популярное СМИ – Интернет. Интерне́т (англ. Internet , МФА: [ˈɪn.tə.net]) - Всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Новостная лента, как правило, изобилует не только политической и экономической информацией. Пользователю Интернета расскажут всю подноготную о жизни публичных людей, где процент правды порой отсутствует вовсе либо присутствует в мизерном количестве. В электронных изданиях стало нормой преобладание негативной информации, которая становится основным средством привлечения внимания читателя. Особый интерес вызывают скандалы, происшествия. Об этичности и порядочности никто не заботится. Главное – рейтинг. Справедливости ради следует сказать, что этот вопрос обсуждался депутатами Госдумы в связи с поступлением многочисленных жалоб от обеспокоенных родителей. Был поднят вопрос о необходимости фактического введения цензуры в Сети. Категорически против этой идеи выступили блогеры, ссылаясь на то, что российское законодательство уже перенасыщено законами об Интернете, и ко всему прочему Интернет – понятие почти необъятное, трудно управляемое и регулируемое.

Известно, что в апреле 2013 года президент В.В. Путин подписал закон, устанавливающий штрафы для средств массовой информации за нецензурную брань. Однако информации о наложении на кого-либо штрафа нам найти не удалось. Ненормативная лексика как употреблялась, так и употребляется. Следовательно, закон не работает.
3.2 Влия ние Интернета на речь подростков.

Наиболее актуальная на сегодня проблема в Интернете - часто употребляемый мат, который в сети именуется «свободой слова» и цветет пышным цветом. А возможно ли общество, употребляющее ненормативную лексику, назвать цивилизованным?
Среди учащихся нашей школы мы провели анкетирование, результаты которого показали, что 33% посещают Интернет 15 минут и мене в сутки, 53% - от 30 минут до 2-ух часов, 13% - 2- 4 часа. На вопрос «Влияет ли Интернет на вашу речь?» 40% подростков указали, что «влияет незначительно», 53% - «не влияет», 7% «не замечали». По мнению всех подростков, Интернет помогает им отыскать нужную информацию, 53% считают, что он дает возможность больше общаться со сверстниками. 87% всех подростков чаще всего посещают социальные сети, 20% - видеоблоги, 7% - сайты для подготовки к экзаменам.
Как показало анкетирование, наиболее посещаемыми сайтами являются социальные сети и различные видеоблоги. Следовательно, они накладывают наибольший отпечаток на речь подростков.
Что же такое социальная сеть?
Социальная сеть – интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.
Положительные стороны социальных сетей:
1. Поиск человека по малому количеству сведений;
2. Большой объем мультимедийной информации, в том числе новинок аудио и видео файлов;
3. Хранилище для фотоальбомов, видеороликов и ваших личных записей.
4. Порой единственный способ связаться с человеком, находящимся далеко.
Но, к сожалению, отрицательных сторон социальных сетей больше:
1. В настоящее время соцсети вызывают самое настоящее привыкание, как наркотик;
2. «Пробить» информацию о ком-то стало гораздо проще, чем раньше, и различным инстанциям это не составляет больших проблем;
3. Рассылка спам – сообщений и взлом аккаунтов, подмена страниц;
4. Телефонные мошенничества;
5. Фальшивые страницы;
6. Изобилие нецензурной брани и агрессии;

4. Телевидение.
4.1 Телевидение как СМИ
.
Наряду с Интернетом основным источником распространения информации в современном мире стало телевидение - оно прочно вошло в быт россиян. Что видит сегодняшний телезритель на многочисленных коммерческих каналах? Всевозможные развлекательные передачи, боевики, практически полностью заменившие собой образовательные, научно-познавательные и информационные программы. Основная цель коммерческих телепроектов - привлечение внимания зрителей любыми путями, повышение рейтинга, так как это влияет на стоимость размещения рекламы. А реклама, как известно - основной способ зарабатывания денег телевизионщиков.
Таким образом, культура и деньги - взаимоисключающий выбор. Вместо подлинной культуры населению навязывается суррогат под названием «массовая культура». Вызывает большую тревогу и тот факт, что в результате распространения телевидением фильмов о насилии, многочисленных убийствах и актов агрессии, речь и поведение молодых людей становится все более агрессивной.
4.2 Вл ияние телевидения на речь подростков .
Наряду с Интернетом основным источником распространения информации в современном мире стало телевидение - оно прочно вошло в быт россиян.
В результате анкетирования стало известно, что 87,5% подростков смотрят телепередачи каждый день и лишь 12,5% - иногда. При этом 69% предпочитают спортивные телепередачи, 56 – развлекательные, общественно-социальные – 31%, 19% указали, что предпочитают смотреть мультфильмы. На вопрос «Замечаете ли вы ошибки в речи телеведущих или участников телепрограмм?» - 12,5% утверждают, что часто замечают, 44% - редко, 37,5% - не замечают, 6% затруднились ответить. При этом орфоэпические ошибки заметили 81% подростков, синтаксические – 12,5. На вопрос: «Используют ли телеведущие сленговые слова?» 12,5% указали, что «используют часто», 69% - «используют редко», 19% – «не использую вообще».
12,5% указали, что телевидение оказывает на них сильное влияние, 50% - «незначительно отрицательное», 44% - «не оказывает влияния». Самым удивительным в результатах анкетирования мне показалось то, что многие утверждают о том, что замечают орфоэпические ошибки в речи телеведущих и при этом всего 19% указали правильное произношений слова НАЧАЛСЯ и 31% слова НА СТЕНАХ. (Анкета№3)
Предлагаем обратить внимание на речь ведущих и участников развлекательных телепрограмм особенно популярных среди подростков (по результатам анкетирования такими являются «
Stand Up », « Comedu Club », «Пусть говорят». В этих телепередачах выступающие очень часто, а иногда и чрезмерно часто используют в своей речи сленговые слова (за время одной миниатюры в передаче « Comedy Club » - 4-6 минут - Блин - 4 раза, капец - 3 раза, вообще - 5 раз, корешь - 5 раз, корефан - 8 раз, ни фига себе - 2 раза, старик - 2 раза, кайфуешь и бухал - по 1 разу - итого 31 сленговое слово), нецензурную брань, не всегда скрытую под «пиканьем». Но ведь подростки (ещё не сформировавшиеся психически и стремящиеся самоутвердиться в обществе) под этим «запикиванием» понимают эту нецензурную брань. Они берут пример с выступающих, им хочется подражать. Результат – снижение речевой культуры. Часто, выступающие ещё и неграмотно выражают свои мысли, допуская различные речевые ошибки – синтаксические, орфоэпические и другие. («Несмотря на мой маленький опыт, но я уже успел спасти несколько детских жизней»./ «И знаете, каково оно круто встретить своего бывшего больного»./ «Официант, нифига не растерявшись, начал есть»). А ведь речь известных людей для многих подростков является эталоном.

5.Как сохранить русский язык?
5.1 Влияние законов РФ на сохранение и защиту русского языка;
Наша власть предпринимает меры по сохранению и защите родного русского языка – 1 июля 2014 года в силу вступил закон о запрете мата.
Уже сейчас существует определенная правовая база, позволяющая более или менее полно воздействовать на развитие языковых отношений. Это Конституция РФ, которая гарантирует гражданам право на пользование родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст.26).
Закон РФ «О языках народов Российской Федерации», законы РФ «Об образовании» и «Национально-культурной автономии», но они носят самый общий характер и не указывают правовых оснований наступления ответственности за нарушение норм русского языка.
Как следствие этого, ни в одном из перечисленных законов не идет речь об ответственности за “качество” языка, на котором каждый гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ст. 29 Конституции РФ).
Мы считаем эти законы недостаточными для сохранения русского языка. Думаю, что закон должен установить уровень ответственности в рассматриваемой области, который должен касаться явных и серьезных правонарушений. Скажем, за употребление в сфере публичной информации ненормативной лексики должна быть законодательно установлена административная и уголовная ответственность.
5.2 Об щество несёт ответственность за уровень культуры речи.
Реальная польза от введения ответственности в области языковых отношений возможна только в том случае, если общество вполне осознает необходимость ее введения, почувствует остроту сложившейся здесь ситуации. А сейчас главная проблема заключается в том, что взращенное на убогом, исковерканном русском языке молодое поколение вряд ли испытывает такую потребность.
Ведь каждый человек сам должен следить за своей речью. Так же взрослое поколение обязано прививать любовь к литературе и родной речи подрастающему поколению. Взрослые должны быть хорошим примером, поэтому сами должны отказаться от использования сленга, жаргона и матерных слов в своей речи.
Чтобы дети читали книги, они должны расти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома, за которыми еще недавно записывались в очередь. Между тем, в доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, несомненно, вырастет читающий ребенок. Согласно исследованиям ученых, наличие хорошей домашней библиотеки влияет на будущий уровень образования ребенка даже больше, чем образованность родителей.
Ребенка воспитывают не слова, а поступки. Поэтому взрослым следует самим читать, цитировать, делиться прочитанным и обсуждать книги, ходить вместе с детьми в книжные магазины и библиотеки, составлять домашнюю библиотеку. Ребенок, который видит взрослых с книгой в руках, воспринимает это, как норму повседневной жизни. Сначала он станет подражать, а после и сам увлечется чтением.

6. Выводы.
Итак, проанализировав речь телеведущих популярных среди подростков телепрограмм и речь авторов статей популярных сообществ в социальных сетях, можно сказать, что она изобилует сленговыми и матерными словами, речевыми и грамматическими ошибками, которые напрямую воздействуют на речь и мышление подростков, воспринимающих её как должное. Несмотря на то, что в анкетах учащиеся указывают, что речь телеведущих и авторов статей почти не влияет на их собственную, мы позволим себе усомниться в этом, потому что проанализировав их речь «в свободном пространстве» мы обнаружили, что она несвязная, полна матерных и сленговых слов, а также различного рода ошибок.
Мы считаем, что человек, привыкший пользоваться примитивными словами и выражениями, утрачивает способность четко и ясно выражать свои мысли литературным языком, что несомненно сказывается на его умственных способностях.
Таким образом, мы считаем, что телевидение, Интернет и чрезмерное употребление сленговых слов пагубно влияет на речевую культуру подростков.
Это заставляет нас задуматься о том, что среди подростков нашей школы необходимо вести работу по восстановлению речевой культуры, чем мы и собираемся заняться в ближайшее время.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка И.С. Тургенев.

7. Список используемой литературы.

Бадмаев Б.Ц., Малышев А.А.
Психология обучения речевому мастерству. – М.: Гуманист.
изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с.
SBN 5-691-00258-9.
Кодухов В. И.
Рассказы о синонимах: Кн. Для внеклас. Чтения учащихся. 8-10 кл. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
Успенский Л.В.
Слово о словах: Очерки о языке/Переизд.; Рис. Ю. Киселева; Оформл. Л. Яценко. – Л.: Дет. Лит., 1982. – 287 с., ил. – (Школьная б-ка.)
Колесов В.В.
История русского языка в рассказах. М., «Просвящение», 1976. 175 стр.
Словарь иностранных слов.- 18 изд., стер.- М.:
Рус.яз., 1989.- 624с.
ISBN 5-200-00408-8
C .И. Ожегов
Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 21-е изд., перераб., и доп. - М.: Рус.яз., 1989. - 924с.
ISBN 5-200-00048-3
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е тизд., дополненное. - М.: ООО»ИТИ Технологии», 2008. - 944 стр.
ISBN 978-5-902638-12-4

8.Приложения. Анкета №1. «Факторы, влияющие на речь подростков».

1. Как Вы считаете, снижается ли речевая культура среди подростков?
а) да;
б) нет;

2. Что влияет на снижение речевой культуры?
а) телевидение;
б) интернет;
в) чрезмерное употребление сленговой лексики;
г) другое (указать, что именно)__________________________________.

Анкета №2. «Факторы, влияющие на речь подростков».

1. Как часто Вы пользуетесь интернетом?
а) не пользуюсь вообще;
б) 15 минут и меньше;
в) от 30 минут до 2-ух часов;
г) 2-4 часа;
д) целые сутки.

2. Какие сайты Вы посещаете в интернете чаще всего?
а) социальные сети;
б) видеоблоги;
в) другое (указать, что именно)____________________________________.

3. Влияет ли интернет на Вашу речь?
а) сильно влияет;
б) влияет незначительно;
в) не влияет;
г) другое___________________________________.

4. Как часто Вы употребляете сленговую речь в социальных сетях, чем при реальном общении?
а) часто;
б) редко;
в) пользуюсь с той же интенсивностью, что и в устной речи;
г) другое____________________________________________.

5. Какое влияние на вас оказывает интернет?
а) отнимает много времени, мешает учебе;
б) помогает отыскать нужную информацию;
в) дает возможность больше общаться со сверстниками;
г) снижает мозговую активность;
д) другое(указать, что именно)_____________________________________________________________.

Анкета №3. «Факторы, влияющие на речь подростков».

1. Как часто Вы смотрите телепередачи?
а) раз в неделю;
б) каждый день;
в) не смотрю вообще;
г) другое_______________________________________.
2. Какие телепередачи Вы смотрите? (укажите, какие именно)
а) спортивные_______________________________________;
б) развлекательные___________________________________;
в) общественно-социальные______________________________;
г) другое_____________________________________________.
3. Замечаете ли Вы ошибки в речи телеведущих или участников телепрограмм?
а) замечаю часто;
б) замечаю редко;
в) не замечаю;
г) другое.
4. Какие ошибки Вы замечаете в речи телеведущих или участников телепрограмм?
а) орфографические (в написании);
б) орфоэпические (в произношении);
в) синтаксические (в построении предложений);
г) другое.
5.Используют ли телеведущие сленговые слова?
а) используют часто;
б) используют редко;
в) не используют;
г) другое__________________________________________.
6. Как вы считаете, какое влияние оказывает телевидение на Вашу речь?
а) сильное влияние (положительное или отрицательное);
б) незначительное (положительное или отрицательное);
в) не оказывает;
г) другое________________________________________.
7. Укажите правильное произношение слов начался (дождь) и на стенах (стадиона).
слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т. д.). 1.Употребляешь ли ты сленг в повседневном общении?:
а) только «приличные» слова; б) часто;
в) редко; г)другое________________________________________.

2 . Определи значение поговорок: «Слово не воробей – вылетит не поймаешь» _________________________________________________________________
«Что написано пером, не вырубишь топором»__________________________________________________________
«Ради красного словца не пожалеет и отца»______________________________________________________________
«Язык до Киева доведет»___________________________________________________________
«Слово к делу не пришьешь»

3. Вы считаете, что…
а) сленговые слова помогают преодолеть недостаток слов в моей речи;
б) сленг помогает яснее и понятнее выражаться;
в) сленг помогает говорить быстрее;
г) сленг это: «круто, модно»;
д) другое__________________________________________________________.

4.В разных компаниях ты используешь сленг одинаково или по-разному?
а) одинаково;
б) при любом общении не употребляю сленг часто;
в) в одной компании употребляю сленг часто, в другой не употребляю совсем;
д) другое__________________________________________________________.

5.Запишите литературные синонимы к сленговым словам:
Ништяк – _________________________________________________________
Облом – ________________________________________________________
Тормоз – __________________________________________________________
Шпора – __________________________________________________________
Лафа – ____________________________________________________________

Чувак – ___________________________________________________________

Бро – _____________________________________________________________

Тича – ____________________________________________________________

Спер – ____________________________________________________________

В лом – ___________________________________________________________

Улёт – ____________________________________________________________

Красава – _________________________________________________________

Смотаться – _______________________________________________________

Родаки – __________________________________________________________

Халява – __________________________________________________________

Кумариться, штормить – ____________________________________________

Батя – ____________________________________________________________

Брателла –_________________________________________________________

6. Поправляют ли учителя Вашу речь?
а) да;
б) учителя не обращают внимания на мою речь;
в) не всегда, но все же делают замечания;

7. Как относятся родители к Вашей речи?
а) им не важно, как я говорю;
б) они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю;
в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи;
г) другое______________________________________________________.

8. Чья речь для Вас является эталоном?
а) моих друзей;
б) моих родителей;
в) моих учителей;
г) другое______________________________________________________.

9. Зависит ли культура человека в целом от его речевой культуры?
а) да, потому что речь - это показатель ума;
б) нет, человек может грамотно говорить, но при этом не быть культурным;
в) затрудняюсь ответить;
г) другое____________________________________________________________.


Об этом глава государства заявил, выступая на Российском литературном собрании. Цитата взята из статьи специального корреспондента радио "Вести ФМ" Инги Юмашевой.(21.11.2013).

Лихачев Д. «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет»,- Л.: Сов. писатель, 1989, с. 410-436.

ГБОУ СПО «Тверской политехнический колледж»

Исследовательский проект в рамках работы творческой лаборатории

СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ РЕЧЬ:
НОРМА ИЛИ АНТИНОРМА?

Руководитель:

Карпичева Наталья Анатольевна,

преподаватель русского языка и литературы

ТВЕРЬ

2015

    Введение.......................................................................................................3

    Основная часть:

2.1. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков..........................................................................................5

2.2. Потребность подростка в самовыражении и понимании................8

    Расширение сферы общения молодежи..........................................11

2.4. Роль учителя в формировании речи студента..........................16

    Практическая часть....................................................................................19

    Заключение.................................................................................................22

    Список литературы....................................................................................24

1. Введение

Общение относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: «хорошо» – «плохо») превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, ул ё т, отпад, супер, круто, классно, кл ё во и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.

Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. То, что было характерно для царской России, подверглось в свое время отрицанию и переосмыслению в рамках советской культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны. Как подросток не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов, влияя тем самым на речь.

Цель настоящей работы состоит в изучении причин употребления в речи подростков большого количества жаргонизмов и роли учителя в формировании культуры речи, как совокупности навыков и знаний ученика, обеспечивающих целесооб­разное и незатрудненное применение языка в целях об­щения не только со сверстниками.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда поэтапных задач:

    Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков.

    Потребность подростков в самовыражении и встречном понимании.

    Расширение сферы общения молодежи - воплощение потребности пережить новый опыт, испытать себя в новой роли.

    Роль учителя в формировании речи подростков.

2. Основная часть

2.1. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков

Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали волны уличной стихии – беспризорников, воров, – а также митинговый язык революционных матросов и солдат (от них – обращение братишка ). Остро встал вопрос о сохранении литературного языка, о путях его дальнейшего развития в связи с изменением контингента носителей – в этой формулировке выдающегося лингвиста Е.Д. Поливанова чувствуется не только революционный энтузиазм эпохи, но и горечь, и сознание трагизма момента, вызвавшего изменение контингента носителей. И сохранился, выстоял русский язык – в соответствии с парадоксом Е.Д. Поливанова: развитие литературного языка заключается, в частности, в том, что он все меньше изменяется. Жаргон, как видно, явление не новое в нашей языковой истории. Да и не только в нашей. Жаргон – английский сленг, французское арго – явление, характерное для языкового развития. В разные периоды истории сообщества людей, объединенные общим делом, общими интересами, а более всего – сознанием братства и отчужденности от остального общества, изобретали и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние их не поняли, – и отсюда всякие приемы зашифровывания и метафоризации, переноса значений слов.

Сейчас же так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире. А также присутствующая в современном обществе актуальность культурных достижений западной цивилизации - вполне естественная плата за шаг, сделанный ей навстречу. То, что там связано с индустрией шоу, в основе которой лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, сексом, насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно как некая зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.

Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен («Мне все по барабану » – группа «Сплин», «Заколебал ты » – группа «Дискотека Авария», слова из песни Михея Джуманджи: «...дабы или чтобы понять цену лайфа ...» (от английского слова life - жизнь), в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые ориентируется современный старшеклассник.

Стремительное и постоянное ускорение и обновление - ведущие характеристики современной жизни, которой живет российский подросток. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.

2.2. Потребность подростка в самовыражении и понимании

Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании.

Несмотря на утвердившиеся представления о старшеклассниках, как о людях, полностью обращенных в будущее, можно найти немало свидетельств их поглощенности настоящим. Даже самоопределение, хотя и направлено всеми своими целями, ожиданиями, надеждами в будущее, осуществляется все же, как самоопределение в настоящем – в практике живой реальности и по поводу текущих событий. С этих позиций следует оценивать и значение общения – деятельности, занимающей огромное место в жизни подростков и старших школьников и представляющей для них самостоятельную ценность.

Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться. В свете всего выше перечисленного общение с товарищами становится большой ценностью для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения ее языком.

Молодежный же язык подразумевает использование жаргонных слов, бранных оборотов речи как своего рода междометий или просто способов связи предложений, не выражающие отрицательных эмоций. Тем не менее грубая агрессивность подобной формы речи, даже лишенная оскорбительной направленности, малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия. Скорее это проявление «языковой болезни» – бездумности и отрицания норм, примитивизма и языкового атавизма, присущие подростковому возрасту. Одно дело, когда без «артикля б...» человек не может разговаривать и оказывается в состоянии свести всю широту русского языка к бесчисленным производным от 3-4 корней. Но однозначно ставить крест на этой стороне языка тоже нельзя - как тогда читать «Москву-Петушки», например, того же Пушкина, в конце концов? Отвернуться от этого, сделать вид, что этого не существует, можно, но называется это ханжеством. Более того, к месту и ко времени употребленное подростком матерное слово (естественно, в подобающей обстановке) может оказаться более действенным, нежели пространные рассуждения и долгие беседы. По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка.

И учителю следует воспитать такой взгляд у своих учеников как то: не бросаться на «амбразуру» телевизора, когда идут фильмы с употреблением неподобающей лексики, бездумно «впитывать» всю лексику, взятую из интернета, в частности чатов. Намного важнее показать подростку, что красиво, а что мерзко, что действительно приятно для слуха, а что вызывает лишь отвращение. Тогда дети не будут писать на стенах и использовать в своей речи «русское народное слово» и они будут знать, что употребленное в присутствии взрослого матерное слово расценивается как оскорбление и будут стараться не делать этого.

2.3. Расширение сферы общения молодежи

Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Современные технологии раздвигают рамки общения. Например, появление интернета позволило современной молодежи «зависать» в чатах (от английского слова chat - болтовня) и тем самым значительно расширить свой круг общения. И поскольку основная масса, общающаяся таким образом, - молодежь, то ничего удивительного нет, что происходит усвоение соответствующий нормы речи. И т. к. поведение подростка, юноши определяется, прежде всего, промежуточностью его положения, то переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, тем самым ища поддержки у сверстников и строя стену отчуждения от взрослого. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани. Поэтому степень «подростковости поведения» никогда не бывает одинаковой. Она принимает разные формы: протестом в частности служит язык подростка. А стихия, питающая этот молодежный язык, – это все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, музыкальное телевидение, в частности MTV , и речь наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык и воровское арго. Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет и в то же время представляет широкое поле для заимствования (не грузи меня – из жаргона компьютерщиков; тащусь, торчу от Децла – из жаргона наркоманов). Заимствованные из литературного языка элементы переосмысляются в игровом, ироническом ключе : мне это абсолютно параллельно, сугубо фиолетово, по барабану .

Для молодежного жаргона характерно, помимо отчужденности, эмоционально-игровое начало. Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные? Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип – элемент шока, встряски, чтобы заколебать народ, и элемент насмешки, чтобы было не скучно, смешно, прикольно . В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий. Ул ё т, отпад, оргазм! – так может выразить восторг сегодняшняя школьница, скучную музыку назовет депрессняк , а примерного одноклассника – ботаник .

Другой игровой прием, используемый в молодежном жаргоне, – это сближение слов на основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру, лимон вместо миллион, мыло, емеля вместо e-mail (от английского слова электронная почта ).

Итак, шутка, игра – это позитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто-нибудь всерьез может бороться с этим.

Другая важная характеристика молодежной речи – ее «первобытность». Ассоциация с языком какого-нибудь первобытного общества возникает, когда педагоги наблюдают нестабильность, постоянную изменяемость жаргона как во временном, так и в пространственном измерении. Не успев закрепиться, одни формы речи уступают место другим: так, не столь давнее жаргонное мани (от английского слова money - деньги) заменили баксы и бабки. Аналогичные процессы отмечались в начале века исследователями-этнографами в языках южноамериканских индейцев, для которых миссионеры не успевали переписывать словари. Это естественное состояние любого языкового образования в период его становления.

Еще один признак «первобытности» молодежного жаргона – неопределенность, размытость значений входящих в него слов. Стр ё мно, круто, я прусь могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Сюда относятся как блин! и елы-палы! , используемые в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний, так и слова типа корка (корки), прикол, крутняк, ул ё т, чума . Будучи использованными в качестве эмоциональных междометий, они практически полностью теряют свое значение, которое вытесняется сильно акцентированным в определенной ситуации эмоциональным компонентом значения. К этой же группе относятся словосочетания полный атас, полный абзац, полный писец .

В зависимости от ситуации и круга общения данные слова могут выражать разнообразные - вплоть до противоположных - эмоции: разочарование, раздражения, восхищение, удивление, радость и т. д. При этом более или менее адекватное «узнавание» выражаемой эмоции слушателем не может осуществиться без учета интонации, мимики, жестикуляции говорящего, а также контекста.

Итак, основное заслуживающее осуждения качество молодежного жаргона, который формируется кругом общения подростка, – его выраженный атавистический примитивизм. Кроме расплывчатой семантики, он проявляется и в заниженности тех сфер лексики, откуда черпаются ее ресурсы, и в стилистически заниженных грамматических средствах, используемых в речи; это, в частности, уничижительные суффиксы – -няк, -ня (отходняк, депрессняк, тусняк, тусня), усечения (ботан), фамильярные суффиксы в личных именах (Димон, Колян, Юрец). И, наконец, в значительной доле заимствований из просторечной лексики. Все эти приемы – осознанный выбор, осуществляемый в речевом поведении между подростками. А речевое поведение также регулируется нормой или антинормой. Современный молодежный жаргон выбирает антинорму.

2.4. Роль учителя в формировании речи подростков

Учитель, во-первых, - человек интеллигентный, образованный, культурный немыслим без хорошей речи. Во-вторых, достичь мастерства в области правильной речи можно только в том случае, если работать над собой: пополнять знания, расширять кругозор, активно общаться с другими людь­ми, усваивая не только лучшие образцы речевого поведе­ния, но и постоянно духовно обогащая себя.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте, в основном с подростками. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения. Речь учителя - основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

Речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и форме педагогической речи.

Всякое педагогическое общение есть общение воспитателя и воспитанника. Воспитательная направленность речи учителя предполагает особый подход к отбору информации и ее подачи.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает подросток и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного построения речи вообще. В силу этого особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Стиль педагогического общения - это совокупность поведенческих реакций, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с молодежью, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит, как сказано, от индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог, т.е. от того, как и каким он видит, хочет видеть себя в общении с детьми, какую роль играет в процессе профессиональной деятельности. Общепринятой классификации стилей педагогического общения нет. Наиболее распространены следующие: 1) общение-устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль «деспота», «диктатора»); 2) общение-заигрывание (учитель, не уверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить «сделку» с учениками; в обмен на снижение требований к ним он получает, например, лучшую дисциплину в классе); 3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться); 4) общение дружеского расположения (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику); 5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики - коллеги, вовлеченные в процесс совместной интеллектуальной деятельности на уроке).

Первые два стиля свидетельствуют о профессиональной непригодности учителя, т. к. это «отпугивает» подростка от обучения. Элементы трех последних встречаются в стилях общения разных учителей. Лишенные крайностей, эти стили могут помочь в разных ситуациях общения и формировании нормы речи у подростков.

3.Практическая часть

Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся 1 курса. Опрошено было 29 учащихся. Нам необходимо было выяснить, что современные подростки употребляют в своей речи и реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование.

Вопросы анкеты выглядели следующим образом:

    Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

а) Да.

б) Нет.

2.С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

а) Самоутвердиться.

б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.

в) Обмениваться информацией и узнавать новое.

г) Придать своей речи живость, юмор.

3.Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи?

а) Матерные.

б) Юмористические.

в) Иногда и те, и другие: все зависит от ситуации или компании.

4.Поправляют ли учителя Вашу речь?

а) Да.

б) Учителя не обращают внимания на мою речь.

в) Не всегда, но все же делают замечания.

5.Как относятся родители к Вашей речи?

а) Им не важно, как я говорю.

б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю.

в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

6.Чья речь для Вас является эталоном?

а) моих друзей.

б) моих родителей.

в) моих учителей.

г) то, как говорят на телевидении и радио.

7.Какие телевизионные каналы Вы смотрите?

а) только музыкальные каналы.

б) немузыкальные каналы.

в) все каналы.

Проанализируем в таблице полученные данные анкетирования.

Количество

учащихся

1 курса- 29

Варианты

ответов

вопроса

4. Заключение

Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является изучение жаргонизации речи современных учащихся подросткового и раннего юношеского возраста. Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:

    Все опрошенные учащиеся отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами, обмениваться информацией и узнавать новое.

    При изучении уровня жаргонизации речи выявлено: первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего игрой слов, придание речи легкого юмористического характера. В нашем исследовании учащиеся отметили высокий уровень жаргонизации речи ведущих в теле- и радиопередачах, в публикациях газет и журналов.

    Сегодня засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении подростков. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит, они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.

Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков независимо от пола. Если обобщить полученные данные, то можно описать причины увеличения доли жаргонизации речи современного подростка и старшеклассника.

    Социальные факторы.

    Значимость «своего» (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих сверстников,так и в собственных глазах).

    Влияние СМИ (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач) на речь подростка.



    Список литературы

    Беличева С. А. Сложный мир подростка. – Свердловск, Сред.-Урал. Кн. Издательство, 1984.

    Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений?//Общественные науки и современность. - 1996. - № 3. - С. 56 - 60.

    Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. – М.: Педагогика, 1983.

    Боченков В. Искусство и мат - чья возьмет? В поисках золотой середины между ханженством и вседозволенностью.// Учительская газета. - 2001. - №15. - апр. - С.20.

    Брудный А. А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989.

    Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1984.

    Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1982.

    Мудрик А.В. Самые трудные годы. – М.: Знание, 1990.

    Нестеренко В. Язык нетерпимости и язык доверия.//Свободная мысль. - 1992. - № 2. - С. 74 - 77.

    Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М.: знание, 1990. – (Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психол., №5).

    Русецкий В. Ф. Культура речи учителя. Практикум: - Мн.: Унi версi тэцкае, 1999.

    Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. – М.: Знание, 1991. – (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; №2).

Кулина Маргарита Сергеевна
студентка

Научный руководитель:
Тимиргалеева Айгюль Ренатовна
кандидат филологических наук, доцент
И.О. зав. кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин
Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО "Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ"

Набережные Челны

Русский язык для России – это главное средство коммуникации и зеркало национальной культуры. Не будет преувеличением сказать, что русский язык – это одна из основ российской государственности. Огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием.

Мы видим особую важность в укреплении позиций русского языка у современного молодёжного поколения, ведь именно на этот возраст приходится окончательное формирование мировоззрения, складываются моральные принципы и формируются различные стереотипы. В этот период очень важно направить это развитие в нужном, правильном направлении и воспитать в личности определённые морально-этические нормы.

Особое место в сегменте молодёжи занимает студенчество – будущая деловая и интеллектуальная элита общества, люди, которые будут в дальнейшем определять и реализовывать основные пути его развития. Кроме этого, сегодня в молодежной среде студенчество является лидером мнений, оказывая влияние на формирование ценностей у молодёжи в целом. Поэтому, понимая необходимость формирования речевой культуры у молодого поколения в целом, студенческую молодежь мы выделяем в особую группу, первостепенную по важности, которая будет являться ключевой аудиторией данного исследования.

Основной проблемой в молодёжной среде является загрязнение языка молодёжным сленгом.

Современную молодёжь совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость. Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи. Но и отдаляться от этой проблемы тоже не стоит.

По мнению лингвистов, большинство новых сленговых слов возникает вполне естественным образом из конкретных ситуаций, отражая появление новых предметов, вещей, объектов, идей или событий. В качестве примера можно рассмотреть причины бурного образования компьютерного сленга. Электронное письмо не вернуло школьников к грамматике и орфографии, как ожидалось ранее. Оно «узаконило» молодежный сленг и не привило детям навыков грамотного письма.

Л.В. Щерба писал: «Литературный язык принимает многое, навязываемое ему разговорным языком и диалектами, и таким образом и совершается его развитие, но лишь тогда, когда он приспособил новое к своей системе, подправив и переделав его соответствующим образом».

Ещё одним неприятным явлением в среде общественности, а тем более в среде молодёжи, является нецензурная лексика.

Учёные доказали, что вся «нехорошая» лексика - исконно родная, славянская, связанная тысячами нитей с общенациональным лексическим богатством всех славянских языков. Возможно, поэтому, в последнее время матерные слова все больше используются в литературе, кинематографии, на телевидении, что вызывает протесты общественности. Даже классики русской литературы употребляли бранные слова, но у всех наших крупных писателей, кроме цензуры, был и свой внутренний редактор – совесть, она-то и не позволяла излишеств на книжных страницах, ведь употребление матерщины в литературных произведениях является проблемой художественного вкуса автора, его чувства меры.

В наше время, к огромному сожалению, ненормативная лексика прочно вошла в повседневную разговорную речь огромного количества русских людей. Мат начинает приобретать масштабы общенационального культурного бедствия. И это нельзя пускать на самотёк, необходимо принимать серьёзные меры по ликвидации данной проблемы.

Однако одной из самых больших проблем в молодёжной среде является безграмотность. И с каждым годом число безграмотно пишущей молодёжи растёт с ужасающей прогрессией. CMC-сообщения, которыми обменивается сегодня молодёжь, вообще отвергают все правила русского языка: исключаются знаки препинания, заглавные буквы, активно используются сокращения слов. Автоматически все это переносится и в тетради.

Высшее учебное заведение, как социальный институт, имеет большие возможности для формирования у современной молодежи морально-этических норм. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в студенческом сообществе, в стенах родного вуза, у студента может быть сформировано правильное отношение к русскому языку.

Вуз является одним из наиболее эффективных социальных институтов, который может способствовать развитию русской речевой культуры и русского языка в целом.

Однако, проанализировав обязательный минимум основной образовательной программы государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования, было обнаружено, что дисциплины, способствующие, во-первых, развивать у молодёжи морально - этические качества, во-вторых, обучать грамотной речи и письму, из всего цикла дисциплин составляют примерно 12% (культурология, риторика, русский язык и культура речи и др.), что доказывает их крайнюю недостаточность в формировании системы значимых ценностей личности выпускника вуза. Минимум этих дисциплин был достигнут в технических специальностях. Это говорит о том, что русскому языку уделяется слишком мало внимания.

Нами было проведено анкетирование среди студентов Набережночелнинского филиала КНИТУ-КАИ с целью выявления уровня осведомленности студентов по исследуемой проблематике, степень их вовлеченности в решение исследуемых проблем, уровень интереса.

Таким образом, необходимо отметить, что формирование речевой культуры и укрепление позиций русского языка у молодежи, является актуальной задачей.

Литература:

1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 2008.

2. Ширяев Е.Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина// Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики. - М., 2001.

Ответ оставил Гость

Подать заявку Личный кабинетГлавнаяПоложение о фестивале и конкурсахПоиск по сайтуРазделыКонкурс «Презентация к уроку»Конкурс «Электронный учебник на уроке»Конкурс региональной истории РоссииАстрономияБиологияНачальная школаГеографияИностранные языкиИнформатикаИстория и обществознаниеКраеведениеЛитератураМатематикаМузыкаМХК и ИЗООБЖОРКСЭРусский языкСпорт в школе и здоровье детейТехнологияФизикаХимияЭкологияЭкономикаАдминистрирование школыВнеклассная работаИнклюзивное образованиеКлассное руководствоКоррекционная педагогикаЛогопедияОбщепедагогические технологииОрганизация школьной библиотекиПатриотическое воспитаниеРабота с дошкольникамиРабота с родителямиСоциальная педагогикаУрок с использованием электронного учебникаШкольная психологическая службаКупите все школьные принадлежности за один раз!Современная молодежная речь: норма или антинормаЗенина Оксана Степановна, зам.директора по воспитательной работе, психологРазделы: Школьная психологическая службаОбщение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: “хорошо” – “плохо”) превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. “зашибись”, “улет”, “отпад”, “супер”, “круто”, “классно”, “клево” и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения.Речь – это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок.Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и язык. В 20–30-е гг. разговорную речь захлестывали волны уличной стихии – беспризорников, воров, – а также митинговый язык революционных матросов и солдат (от них – обращение “братишка”).В разные периоды истории сообщества людей, объединенные общим делом, общими интересами, а более всего – сознанием братства и отчужденности от остального общества, изобретали и свои особые способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние их не поняли, – и отсюда различные приемы зашифровывания и метафоризации, переноса значений слов.

Loading...Loading...