Фета. Сочинение «Гармония и музыкальность поэзии А

23 ноября 1820 года в селе Новоселки, расположенном близ Мценска, в семье Каролины Шарлотты Фет и Афанасия Неофитовича Шеншина родился великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Родители его обвенчались без православного обряда за границей (мать поэта была лютеранкой), из-за чего брак, узаконенный в Германии, в России был признан недействительным.

Лишение дворянского титула

Позже, когда было совершено венчание по православному обряду, Афанасий Афанасьевич уже проживал под фамилией матери - Фет, считаясь ее внебрачным ребенком. Мальчик оказался лишенным, кроме отцовской фамилии, и дворянского титула, российского гражданства и прав на наследство. Для юноши на долгие годы важнейшей жизненной целью стало вернуть себе фамилию Шеншин и все связанные с ней права. Лишь под старость лет он смог добиться этого, возвратив себе потомственное дворянство.

Обучение

Будущий поэт в 1838 году поступил в пансион профессора Погодина в Москве, а в августе этого же года был зачислен на словесное отделение в Московский университет. В семье своего однокурсника и друга он прожил студенческие годы. Дружба молодых людей способствовала формированию у них общих идеалов и взглядов на искусство.

Первые пробы пера

Афанасий Афанасьевич начинает сочинять стихи, и в 1840 году в свет выходит изданный за собственный счет поэтический сборник под названием "Лирический Пантеон". В этих стихотворениях отчетливо слышались отзвуки поэтического творчества Евгения Баратынского, и С 1842 года Афанасий Афанасьевич постоянно печатается в журнале "Отечественные записки". Виссарион Григорьевич Белинский уже в 1843 году пишет, что из всех живущих в Москве поэтов Фет "всех даровитее", а стихи этого автора ставит наравне с произведениями Михаила Юрьевича Лермонтова.

Необходимость военной карьеры

Фет стремился к литературной деятельности всей душой, однако неустойчивость материального и социального положения вынуждают поэта изменить свою судьбу. Афанасий Афанасьевич в 1845 году поступает унтер-офицером в один из полков, находящихся в Херсонской губернии, для того, чтобы иметь возможность получить потомственное дворянство (право на которое давал старший офицерский чин). Оторванный от литературной среды и столичной жизни он почти прекращает печататься, еще и потому, что вследствие падения спроса на поэзию журналы не проявляют интереса к его стихам.

Трагическое событие в личной жизни Фета

В херсонские годы случилось предопределившее личную жизнь поэта трагическое событие: при пожаре погибла его возлюбленная - Мария Лазич, девушка-бесприданница, на которой он не решился жениться из-за своей бедности. После отказа Фета с ней случилось странное происшествие: от свечи на Марии загорелось платье, она побежала в сад, но не справилась с тушением одежды и задохнулась в дыму. В этом можно было заподозрить попытку девушки покончить с собой, и в стихах Фета еще долго будут звучать отголоски этой трагедии (например, стихотворение "Когда читала ты мучительные строчки...", 1887 год).

Поступление в Лейб-гвардии Уланский полк

В 1853 году происходит крутой поворот в судьбе поэта: ему удалось поступить в гвардию, в расквартированный возле Петербурга Лейб-гвардии Уланский полк. Теперь Афанасий Афанасьевич получает возможность посещать столицу, возобновляет свою литературную деятельность, начинает регулярно печатать стихи в "Современнике", "Русском вестнике", "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения". Он сближается с Иваном Тургеневым, Николаем Некрасовым, Василием Боткиным, Александром Дружининым - редакторами "Современника". Имя Фета, к тому времени уже полузабытое, снова появляется в обзорах, статьях, хронике журнала, а с 1854 года печатаются и его стихи. Иван Сергеевич Тургенев стал наставником поэта и даже подготовил новое издание его произведений в 1856 году.

Судьба поэта в 1856-1877 годах

На службе Фету не везло: каждый раз ужесточались правила получения потомственного дворянства. В 1856 году он оставил военную карьеру, так и не добившись своей главной цели. В Париже в 1857 году Афанасий Афанасьевич женился на дочери богатого купца, Марии Петровне Боткиной, и обзавелся поместьем в Мценском уезде. В то время он почти не писал стихов. Являясь сторонником консервативных взглядов, Фет резко отрицательно воспринял отмену в России крепостного права и, начиная с 1862 года, стал регулярно публиковать очерки в "Русском вестнике", обличавшие с позиции помещика-землевладельца пореформенные порядки. В 1867-1877 годах он исполнял должность мирового судьи. В 1873 году наконец-то Афанасий Афанасьевич получает потомственное дворянство.

Судьба Фета в 1880-е годы

В литературу поэт возвращается лишь в 1880-х годах, переехав в Москву и разбогатев. В 1881 году была осуществлена его давняя мечта - вышел созданный им перевод его любимого философа, "Мир как воля и представление". В 1883 году публикуется перевод всех сочинений поэта Горация, начатый Фетом еще в студенческие годы. К периоду с 1883 по 1991 годы относится выход в свет четырех выпусков поэтического сборника "Вечерние огни".

Лирика Фета: общая характеристика

Поэзия Афанасия Афанасьевича, по своим истокам романтическая, является как бы связующим звеном между творчеством Василия Жуковского и Александра Блока. Поздние стихотворения поэта тяготели к тютчевской традиции. Основные лирики Фета - любовная и пейзажная.

В 1950-1960-е годы, во время становления Афанасия Афанасьевича как поэта, в литературной среде почти полновластно господствовал Некрасов и его сторонники - апологеты воспевающей общественные, гражданские идеалы поэзии. Поэтому Афанасий Афанасьевич со своим творчеством, можно сказать, выступил несколько несвоевременно. Особенности лирики Фета не позволяли ему примкнуть к Некрасову и его группе. Ведь, по мнению представителей гражданской поэзии, стихи должны быть обязательно злободневными, выполняющими пропагандистскую и идеологическую задачу.

Философские мотивы

Фета пронизывает все его творчество, отражаясь и в пейзажной, и в любовной поэзии. Хотя Афанасий Афанасьевич даже дружил со многими поэтами некрасовского круга, он утверждал, что искусство не должно интересоваться ничем, кроме красоты. Лишь в любви, природе и собственно искусстве (живописи, музыке, скульптуре) он находил непреходящую гармонию. Философская лирика Фета стремилась уйти как можно дальше от действительности, созерцая непричастную к суете и горечи повседневности красоту. Это обусловило принятие в 1940-е годы Афанасием Афанасьевичем романтической философии, а в 1960-е - так называемой теории чистого искусства.

Преобладающее настроение в его произведениях - упоение природой, красотой, искусством, воспоминаниями, восторг. Таковы особенности лирики Фета. Часто у поэта встречается мотив полета от земли прочь вслед за лунным светом или чарующей музыкой.

Метафоры и эпитеты

Все, что относится к категории возвышенного и прекрасного, наделяется крыльями, прежде всего любовное чувство и песня. Лирика Фета часто использует такие метафоры, как "крылатый сон", "крылатая песня", "крылатый час", "крылатый слова звук", "окрыленный восторгом" и др.

Эпитеты в его произведениях описывают обычно не сам объект, а впечатление лирического героя от увиденного. Поэтому они могут быть необъяснимыми логически и неожиданными. Например, скрипка может получить определение "тающей". Характерные для Фета эпитеты - "мертвые грезы", "благовонные речи", "серебряные сны", "травы в рыдании", "вдовевшая лазурь" и др.

Часто картина рисуется с помощью зрительных ассоциаций. Стихотворение "Певице" - яркий тому пример. В нем показано стремление воплотить ощущения, создаваемые мелодией песни, в конкретные образы и ощущения, из которых и состоит лирика Фета.

Стихи эти весьма необычны. Так, "даль звенит", и "кротко светит" улыбка любви, "голос горит" и замирает вдали, словно "заря за морем", чтобы снова выплеснуться жемчуга "громким приливом". Таких сложных смелых образов не знала в то время русская поэзия. Они утвердились намного позже, лишь с появлением символистов.

Говоря о творческой манере Фета, упоминают также импрессионизм, который основан на непосредственной фиксации впечатлений действительности.

Природа в творчестве поэта

Пейзажная лирика Фета - источник божественной красоты в вечном обновлении и разнообразии. Многие критики упоминали, что природа описана этим автором будто из окна помещичьей усадьбы или из перспективы парка, как будто специально для того, чтобы вызвать восхищение. Пейзажная лирика Фета является универсальным выражением красоты не тронутого человеком мира.

Природа для Афанасия Афанасьевича - часть собственного "Я", фон для его переживаний и чувств, источник вдохновения. Лирика Фета как будто стирает грань между внешним и внутренним миром. Поэтому человеческие свойства в его стихах могут быть приписаны мраку, воздуху, даже цвету.

Очень часто природа в лирике Фета - это ночной пейзаж, так как именно ночью, когда дневная суета успокаивается, легче всего наслаждаться всеобъемлющей, нерушимой красотой. В этом времени суток у поэта нет проблесков хаоса, завораживавшего и пугавшего Тютчева. Царит скрытая днем величественная гармония. Не ветер и тьма, а звезды и луна выходят на первое место. По звездам читает Фет "огненную книгу" вечности (стихотворение "Среди звезд").

Темы лирики Фета не ограничиваются описанием природы. Особый раздел его творчества составляет поэзия, посвященная любви.

Любовная лирика Фета

Любовь для поэта - это целое море чувств: и робкое томление, и наслаждение душевной близостью, и апофеоз страсти, и счастье двух душ. Поэтическая память этого автора не ведала границ, что позволяло ему писать посвященные первой любви стихотворения даже на склоне своих лет так, словно он еще находился под впечатлением от столь желанного недавнего свидания.

Чаще всего поэт описывал зарождение чувства, самые просветленные, романтические и трепетные его моменты: первые соприкосновения рук, долгие взгляды, первую вечернюю прогулку в саду, рождающее духовную близость созерцание красоты природы. Лирический герой говорит, что не меньше, чем самим счастьем, дорожит ступенями к нему.

Пейзажная и любовная лирика Фета составляют нераздельное единство. Обостренное восприятие природы часто вызвано любовными переживаниями. Яркий пример этого - миниатюра "Шепот, робкое дыханье..." (1850 год). То, что в стихотворении отсутствуют глаголы, - не только оригинальный прием, но и целая философия. Действия нет потому, что описывается на самом деле лишь один миг или целый ряд мгновений, неподвижных и самодостаточных. Образ возлюбленной, описанный путем детализации, как бы растворяется в общей гамме чувств поэта. Здесь нет цельного портрета героини - его должно дополнить и воссоздать воображение читателя.

Любовь в лирике Фета часто дополняется другими мотивами. Так, в стихотворении "Сияла ночь. Луной был полон сад..." в едином порыве соединяются три чувства: восхищение музыкой, упоительной ночью и вдохновенным пением, перерастающее в любовь к певице. Вся душа поэта растворяется в музыке и вместе с тем в душе поющей героини, являющейся живым воплощением этого чувства.

Это стихотворение трудно причислить однозначно к любовной лирике или стихам об искусстве. Вернее было бы определить его как гимн красоте, сочетающий живость переживания, его прелесть с глубоким философским подтекстом. Подобное мировоззрение называется эстетизмом.

Афанасий Афанасьевич, уносясь на крыльях вдохновения за пределы земного бытия, чувствует себя повелителем, равным богам, силой своего поэтического гения преодолевающим ограниченность возможностей человека.

Заключение

Вся жизнь и творчество этого поэта - поиск красоты в любви, природе, даже смерти. Смог ли он ее найти? На этот вопрос способен ответить лишь тот, кто действительно понял творческое наследие данного автора: услышал музыку его произведений, увидел пейзажные полотна, прочувствовал красоту поэтических строк и научился находить гармонию в окружающем мире.

Мы рассмотрели основные мотивы лирики Фета, характерные особенности творчества этого великого литератора. Так, например, как и любой поэт, Афанасий Афанасьевич пишет о вечной теме жизни и смерти. Его не пугают одинаково ни смерть, ни жизнь ("Стихи о смерти"). К физической кончине поэт испытывает лишь холодное безразличие, а земное существование оправдывается Афанасием Афанасьевичем Фетом только творческим огнем, соизмеримым в его представлении с "целым мирозданием". Звучат в стихах и античные мотивы (например, "Диана"), и христианские ("Ave Maria", "Мадонна").

Более подробную информацию о творчестве Фета вы можете найти в школьных учебниках по русской литературе, в которых лирика Афанасия Афанасьевича рассматривается довольно подробно.

Интегрированный урок (литературная гостиная)

по творчеству А.А. Фета

«Музыкальность стихов А.А. Фета».

10 класс

Цели:

1) ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха;

2) рассмотреть особенности поэтического таланта А.А. Фета;

3) выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;

4) почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А. Фета.

5) понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека.

Предметы: литература и музыка.

Предварительное домашнее задание:

Чтение стихов А.А. Фета наизусть.

Индивидуальные сообщения о роли и месте музыки в жизни

А. Фета.

Сообщение об истории создания стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь».

Музыкальные элементы:

Романс Чайковского «Я тебе ничего не скажу», Ширяева «Сияла ночь», К.Дебюси «Лунный свет».

Ход урока.

1. Организационный момент:

1) приветствие учащихся,

2) проверка готовности учащихся к уроку,

3) мониторинг настроения учащихся.

2. Введение в тему.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

Автор данного стихотворения Афанасий Афанасьевич Фет - выдающийся лирик 19в., талантливый публицист и переводчик. Стихотворение «На заре ты ее не буди» положено на музыку композитором Варламовым и стало романсом. Стихами Фета восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев,

Л. Толстой и М.Е. С-Щедрина, А. Блок считал А. Фета своим учителем.

Ребята, сегодня у нас необычный, интегрированный урок - литературная гостиная, посвященный творчеству русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. На уроке мы должны с вами рассмотреть особенности поэтического таланта А.А. Фета; выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; почувствовать певучесть и музыкальность стихов А.А. Фета; понять, почему именно романс стал тем жанром, в котором русские композиторы могли передать красоту русской природы и внутренний мир человека. И ответить на проблемный вопрос нашего урока: В чем заключается музыкальность стихов Фета?

Сегодня вы еще раз убедитесь, как тесно связаны литература и музыка, как легко поэтические строки вдохновляли композиторов на создание замечательных произведений.

Звучит романс на стихи А. Фета «Я тебе ничего не скажу».

Романс, написанный П.И. Чайковским, начинается со стремительной музыкальной фразы, состоящей из восходящих по высоте звуков.

Музыкальность фетовской поэзии почувствовали многие композиторы 19 и 20 веков: «Сад в цвету» А.Аренский, «В дымке-невидимке» С.Танеев, «Я тебе ничего не скажу» П.Чайковский, «На заре ты ее не буди» А.Варламов и др.

М Е. Салтыков-Щедрин писал в статье «Стихотворения Фета» (1863 г.): «Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».

Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращался за помощью к звуку, песне, музыке, строя свои стихотворения по законам музыкального искусства. Фет считал, что слово не в силах передать глубину переживаний и чувств человека, и когда слово немеет, на помощь приходит звук, музыка. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.

Сообщение Влада о роли и месте музыки в жизни А.Фета.

Музыкальность поэзии Фета очевидна. Музыкальность стиха как важнейшую особенность лирики А.Фета отмечали еще современные поэту литературные критики. Музыка для Фета была философией жизни. Редко у кого из русских поэтов мы найдем такое разнообразие интонаций, ритмов, строфики стихотворений.

Там, где все гармонично, прекрасно - там мир музыки, там, где этого нет - нет и музыки, царит безмолвие. Поэт ищет в природе гармонию, красоту. Даже явления неживой природы Фета одушевляет и заставляет звучать:

«Этот листок что иссох и свалился

Золотом вечным горит в песнопенье!»

(звучит фортепиано Рахманинова, Чайковского)

Чтение стихотворения «Чайковскому» Данил

А.Фет часто использует в стихотворениях лексический ряд: песня пою, певица, звук, хоровод, слух. Звуки и тембр роля у поэта ассоциируется с чем-то непостижимым вечным, манящим в неизвестную, но счастливую даль.

Чтение стихотворения «Певице» Женя П.

Учитель. Музыка была для Фета философией жизни: там, где все гармонично, прекрасно-там мир музыки: там, где этого нет, нет и музыки, царит безмолвие.

Многие стихотворения Фета тематически связаны с музыкой. Современники сравнивали стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена.

Чтение стихотворения «Шопену» Катя Б.

Учитель. Звуки рояля раскрепощают душу, окрыляют ее. Душа человека откликается на чудесные голоса инструментов, на волшебный голос певицы, которые звучат в стройном «небесном» хоре на таинственную красоту сада.

Читает Гриднева Валя.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна-любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна-вся жизнь, вся жизнь, что ты одна-любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

1877

Какое стихотворение напоминает вам текст Фета? (А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновение»)

Чем они похоже?

Чем отличается стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение» от стихотворения «Сияла ночь» А.А.Фета?

Ученик рассказывает: Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Кузьминской (Берс), женщине живой, обаятельной, с хорошим голосом. Впервые Т.А. Кузьминская увидела поэта у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. Она была одной из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. О ее голосе сын Л.Н.Толстого Сергей Львович писал…

Учитель: О своей встрече с А.Фетом Татьяна Андреевна писала в книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» .

Инсценирование

Ученица в роли Т.Кузьминской: « В одно из майских воскресений собралось довольно много гостей среди которых были Фет с женой. После обеда мужчины пошли курить в кабинет. Как сейчас помню, я пела цыганский романс, "Скажи зачем". Все вернулись в гостиную. Я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжать. Уже стемнело, и лунный майской свет ложился полосами на полутемную гостиную. А соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. По мере того как я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» П. Булахова на слова Фета, Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Подали чай, и мы вошли в залу. Там стоял 2-ой рояль. За чаем пошел разговор о музыке. А.Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении».

Ученик в роли А.Фета: « Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно», - сказал поэт.

Ученица (Т.Кузьминская): « Марья Петровна подходила ко многим из нас и говорила: "Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фет, он что-нибудь да напишет в эту ночь. Пение продолжалось. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро А.Фет подошел ко мне и положил исписанный листок бумаги.

Ученик в роли А.Фета: «Это вам в память вчерашнего эдемского вечера,- сказал он.

Ученица (в роли Т.Кузьминской): «Заглавие было - "Опять". Произошло оно оттого, что в 1862 г., когда Лев Николаевич был еще женихом, он просил меня спеть что-нибудь Фету. Я отказывалась, но спела. Потом Лев Николаевич сказал мне: "Вот ты не хотела петь, а Афанасий Афанасьевич хвалил тебя. Ты ведь любишь, когда тебя хвалят".
С тех пор прошло четыре года. Этот листок до сих пор хранится у меня. Напечатаны стихи были в 1877 г. - десять лет спустя после моего замужества, а теперь на них написана музыка.
Странный человек был Афанасий Афанасьевич Фет. Он часто раздражал меня своим эгоизмом, но, может быть, я была и не права к нему. Его отношение холодное, избалованное к милейшей Марье Петровне меня часто сердило. Она, прямо как заботливая няня, относилась к нему, ничего не требуя от него".

Учитель: Стихотворение "Сияла ночь" вдохновило многих композиторов. Это одно из самых музыкальных стихотворений. Один из лучших романсов написал Николай Ширяев. Сведений о композиторе найти не удалось.

Звучит романс Н.Ширяева «Сияла ночь»

3.Анализ стихотворения «Сияла ночь».

Учитель : У вас на партах тексты стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь».

Какое настроение создает стихотворение? (грусть, печаль, тоска, «рыдающее»)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Назовите темы стихотворения текста Фета.

Какие картины вы представляете, читая стихотворение?

Кому относятся заключительные строки стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?

Какие средства языковой выразительности использует автором для создания поэтического образа

В стихотворении две основные темы: любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета. В этой лирической пьесе темы слиты воедино. Любовь для Фета- самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство-самое прекрасное. Значит, стихотворение о двойне прекрасном, о самой полной красоте.

(Живо представляется затемненная гостиница, а за ее окнами сад-полный ночной свежести, лунного света и сияния. Слышишь музыку, хотя о музыке в первой строфе ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…». За этим образом мы не только видим сам рояль, но и слышим звуки, которые из него исходят. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт еще не говорил нам об этом. Мы, читатели, благодарны поэту, что он совершает такое чудо: заставляет нас услышать без прямых словесных обозначений).

(У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Все это- явление прекрасного. Веровать в это прекрасное, любить прекрасное - высокое счастье поэта и высшая его цель. Поэтому стихи такого рода- многозначные, музыкальные- не могут восприниматься слишком прямолинейно. Они нуждаются не в бытовом. А в поэтическом восприятии.

?(Аллитерацию-вид звукописи, где используются особые сочетания согласных звуков. В стихах первой строфы звуки л -с передают очарование сверкающей ночи. Усиливают восприятие картины. Сияла ночь, луной был полон сад.

Анафору-повторение слов в начале предложений, стихотворных строк или строф. Третья строфа. Каждая строчка начинается с союза и. Он указывает на последовательность событий.

И много лет прошло…

Эпифора-фигура, противоположная анафоре,- повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье»

Как вы думаете, о чём это стихотворение? Нарисуйте картину, которую вы видите .

Что необычного заметили в этом стихотворении? (Необычайность стихотворения не только в том, что в нем нет ни одного глагола, образы его кажутся фрагментами, соединенными один с другим произвольно, бессистемно . Стихотворение состоит из одного предложения. Предложения назывные).

Музыкальности своей лирики Фет добивается разными средствами:

1) отказ от глаголов;

2) повтор одного и того же слова в определённых местах строфы;

3)мелодическое повторение местоимений(это утро- радость эта);

4)составные эпитеты(благовонные речи);

5) недосказанность переживания;

6) беглость,зыбкость, переходность чувств, как в музыкальном произведении;

7) сочетание вопросов и восклицаний, сложение их в музыкальную линию;

8) введение в стихотворение музыкальных образов-слов(песнь, сюита, серенада);

9) введение образа плача, рыдания (далёкий друг, пойми мои рыданья).

Рефлексия « Акрослово»

Дайте характеристику стихам А.А. Фета.

А -

Ф -

А -

Н -

А -

С -

И -

Й -

Ф -

Е -

Т -

Вывод.

А.А.Фета называют поэтом-музыкантом. Действительно, музыка по отношению к поэзии Фета не красивая метафора, а реально существующая формальная сторона фетовского стиха.

Домашнее задание:

П.И.Чайковский говорил о Фете: «В лучшие минуты своей жизни он выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область…»

(по лирике А. А. Фета)

Музыка стиха, музыкальность стиха - важнейшая особенность лирики Фета. Это отмечали ещё современники поэта. М. Чайковский, например, говорил о "самой таинственной тайне" фетовского лиризма: "Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область", что он "не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом". В своей поэзии Фет не стремится изобразить что-либо, убедить читателя в чём-либо с помощью слов:

Поделись живыми снами, Говори душе моей; Что не выскажешь словами Звуком на душу навей. Внушить, навеять - вот единственное, чего хочет добиться поэт. Для этого слова слишком грубы, язык беден: Как беден наш язык! - Хочу и не могу. - Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною…

К. Д. Бальмонт отмечал, что Фет видел окружающий мир целостно, не расчленяя его на отдельные детали, то есть как некое гармоническое, музыкальное единство, а также, что "ни у одного из русских поэтов нет таких воздушных мелодичных песен о любви". Действительно, словами очень сложно, почти невозможно передать такое чувство, как любовь. По мнению Фета, это можно сделать лишь при помощи звуков, подобных музыке. Сразу вспоминается одно стихотворение из любовной лирики поэта:

Друг мой, бессильны слова, - одни поцелуи всесильны… …Правда, и сам я пишу стихи, покоряясь богине, - Много и рифм у меня, много размеров живых… Но меж ними люблю я рифмы взаимных лобзаний, С нежной цензурою уст, с вольным размером любви.

Здесь поэт как будто извиняется за то, что и он употребляет слова, хотя и осознаёт их несовершенство. Его мечта - суметь создать стихи, равные по своей силе мелодии. Фету всегда было тесно в пределах слова, в узких для него рамках поэзии, поэтому он часто прибегал к помощи звуков, мелодии, музыки, сочинял свои стихотворения как музыкальные произведения, по законам гармонии. Благодаря этому большинство его произведений легко ложатся на музыку. Прекрасные романсы написаны на слова Фета. Наиболее известные: "На заре ты её не буди…" А. Е. Варламова, "Я тебе ничего не скажу…" П. И. Чайковского, "О, долго буду я в молчанье ночи тайной…" С. В. Рахманинова и другие. Фет обладает удивительным умением психологически точно передавать ощущения, настроения, впечатления от движений собственной души, их полутона, оттенки, которые не поддаются описанию и не имеют определённого названия, однако они в то же время воспринимаются как что-то родное и знакомое, внимательный читатель улавливает их, иногда даже неосознанно. Порой невозможно точно определить, о чём же стихотворение Фета и каково его настроение. Его произведения отличаются сложностью чувств, размытостью поэтического образа. Всё так! Но какое определение фетовской поэзии является исчерпывающим? Ни одно! Даже если собрать их воедино. Это непостижимо, как вдохновение, как любовь, как сама гармония. А что же такое гармония у Фета? Это мир музыки, где всё созвучно, прекрасно:

…И мукой блаженства исполнены звуки, В которых сказаться так хочется счастью… Там, где нет этого, - нет и музыки. Безмолвие у Фета - это признак чего-то неуютного, зловещего: Сады молчат. Унылыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг… Или: Но ни следов, ни звуков. Всё молчит, Как в царстве смерти сказочного мира. Ещё один пример: Всё спит. Над тесным переулком, Как речка, блещут небеса, Умолк на перекрестке гулком Далёкий грохот колеса, - вот всё стихло. Но что же дальше? И с каждым шагом город душный Передо мной стесняет даль; Лишь там, на высоте воздушной, Блестит балкон, поёт рояль… Музыка, пение рояля представляется здесь чем-то неземным, возвышенным, одухотворённым. Звуки музыкальных инструментов (в особенности рояля) часто "звучат" в стихотворениях Фета: Какое счастье хоть на миг Залюбоваться жизни далью, Призыв заслышать над роялью, - Я все познал бы и постиг.

Эти звуки ассоциируются с полетом мысли, с вдохновением, с чем-то вечным, они манят куда-то в неизвестность, но обещают счастье. Душа, заслышав их, обретает крылья. Она как будто освобождается от невидимых оков. В ней находят отклик чудесные голоса, которые звучат в "небесном хоре", голоса инструментов, голос певицы; душа раскрывается навстречу волшебной, таинственной красоте ночного сада:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.

Совершенное владение звуком позволило Фету добиться приглушенности этих строк. Кажется, что их нужно произносить шёпотом, чтобы не нарушить гармонию мира. Это поразительный эффект: слышится легкое дрожание струн; колеблется одна, другая, а за ними и все остальные. И эта волна не может не достигнуть главной цели - коснуться струн человеческого сердца. Другие струны - струны гитары - рождают свою мелодию. Мягкие звуки гитары действуют успокаивающе, обещают "призывы любви":

Исполнена тайны жестокой Душа замирающих скрипок, Средь шума толпы неизвестной Те звуки понятней мне вдвое…

Гармонии - вот чего искал и во всём находил поэт. Он, как никто другой, чувствовал гармонию, музыку, красоту… Он описывал красоту природы, не только видимую, но и слышимую. Природа в стихотворениях Фета наполнена жизнью. Она видит, слышит, чувствует, дышит и звучит. Поэт стремится запечатлеть не просто мгновение, а уловить момент движения, перехода из одного состояния в другое. Он одушевляет и заставляет звучать даже то, что мертво: "…Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье…". Фет слышит и иную, неземную музыку: "Как тепло в нем звездный хор повторялся…", "И задрожал весь хор небесный", "Как звучала их песнь с поднебесья" и т. д. Для того чтобы "озвучить" в своих произведениях окружающие явления и предметы, вещи, поэт чаще всего обращается к словам песня, песнопенье, пою, певец, певица, звук, отзвук, хор, хоровод, трель, слух, шепот, струна и др. Думается, что это не случайно. Ведь абсолютное большинство стихотворений Фета легко "поются", даже если не положены на музыку. Фет даже назвал целый лирический цикл "Мелодии". Можно также отметить, что многие стихотворения и по тематике связаны с музыкой ("Романс", "Шопену", "Певице" и др.). "Самые частые эпитеты, которые прилагает Фет к явлениям природы, - "трепещущий" и "дрожащий"". Трепет, действительно, одно из ключевых состояний природы и души в лирике Фета. Трепещут сердце, совесть, руки, одинокий огонёк, ивы, струны, хоровод деревьев, звук колокольчика, звёзды счастья, молодая жизнь… Трепет - это "движение без движения", его нельзя увидеть, но можно ощутить при прикосновении или же услышать. Какими же ещё средствами пользуется поэт для создания этой неповторимой музыкальности? Попробуем выяснить это на примере нескольких стихотворений. "Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…" Казалось бы, никакой видимой связи с музыкой это стихотворение не имеет. Здесь даже нет описания звуков как таковых. Но ведь не представляется же при чтении, что всё происходит в абсолютном безмолвии. Вечер: какие-то особенные, "вечерние" звуки в нашем воображении сразу же нарушают тишину. Это может быть стрекотание кузнечиков в траве, становящееся как-то особенно гулким ближе к ночи, или хлопанье крыльев потревоженной птицы… Может быть, также негромкий разговор ("Речи отрывистей…"). Но это всё не так существенно. Главное - в самой мелодии стиха, в ее гармонии и напевности. Может показаться, что здесь нет движения, но это не так. Стихотворение "Месяц плывёт…" имеет кольцевую композицию, и это тонко подчеркивает временное и психологическое развитие. Пейзаж из первой строфы показан в медленном, величественном движении. Почти каждое слово здесь подчеркивает эту величественную томность, а также неизмеримость окружающего пространства:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне, Травы степные унизаны влагой вечерней, Речи отрывистей, сердце опять суеверней, Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Тот же самый пейзаж в последней строфе даётся уже в ином ракурсе при помощи незначительных изменений: при быстром движении капли росы на траве уже сверкают, а месяц бежит. Движение ускоряется потому, что во второй строфе лирический герой хочет раствориться в этой прекрасной ночи, а в третьей строфе полёт мысли, души будто превращается в реальный полёт. В некоторых фрагментах стихотворения слышатся как будто звенящие переливы арпеджио, будто кто-то перебирает струны арфы в верхнем регистре: на словах зеркальный, лазурной, унизаны (особенно на слове унизаны), бесцельно, сверкают росою. Ещё резче проступают выразительные средства и приёмы, создающие музыкальность, напевность и звуковую гармонию фетовского стиха в стихотворении "Сияла ночь…". Это стихотворение было положено на музыку и превратилось в романс. Главная отличительная черта романса - это то, что мелодика и ритм в нём важнее, чем слова. Но попробуем теперь разобраться именно в средствах и приёмах. Во-первых, звукопись. В первой строфе появляется аллитерация: звуки [л] и [н], затем и [р], который передает дрожь струн раскрытого рояля. Аллитерация есть и в третьей строфе. Фет использует в стихотворении и синтаксические средства: синтаксический параллелизм, однородные члены предложений, анафору. Всё это в сочетании с шестистопным ямбом и создаёт мелодию и ритм стиха. Здесь всё имеет значение и направлено на создание музыкальности, всё гармонично: и фонетика, и лексика, и синтаксис. Кажется, вот оно, это неуловимое "музыкальное" свойство стихотворных произведений Фета - определено, конкретизировано и систематизировано. Но разве станет нам от этого ближе и понятнее таинство творения музыки и стихов? Доступно ли будет нам Вдохновение поэта? Понять поэзию в полном смысле этого слова невозможно, но её можно почувствовать.

Лункина И.,10 кл., 405 гимназия, С.-Петербург 2012 г.

Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом...

П И. Чайковский

Одним из основных стремлений выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета на протяжении всего его творческого пути оставалось стремление найти в поэзии «убежище от всяких житейских скорбен, в том числе и гражданских». Вот почему в его произведениях мы не найдем тяжелых и горестных мыслей, описаний реальных политических и социальных событий. В них лишь красота, гармония, музыкальность.

С первых минут знакомства со стихотворениями Фета обращает на себя внимание их богатая звуковая окраска, их мелодичность и плавность, которые сближают их с музыкальными произведениями. Жизнерадостность и музыкальность звучат в каждой строчке, как например в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом»:

Я пришел к тебе с приветом. Рассказать, что солнце встало... ...Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет.

Произведения Фета наполнены необычайной гармонией. В его отдельных незатейливых фразах столько чувства, восторженности и света, сколько может быть только в песнях. В самом деле, когда мы слушаем музыку, мы даже без слов понимаем, что хотел сказать ее создатель, какие чувства владели им. Наше сердце наполняется бурей эмоций - весельем, радостью, счастьем или легкой грустью. То же самое можно сказать о стихотворениях Фета. Короткие простые строчки:

Что за вечер! А ручей

Так и рвется. Как зарей - то соловей

Раздается.

А в нас уже ожило торжественное ощущение наступления весны. Мы чувствуем, как она ворвалась в мир, наполнив его звуками, солнцем, радостью. Еще не прочитав следующие строки, мы уже полностью во власти эмоций, мы уже ясно ощущаем:

Так-то все весной живет!

В роще, в поле Все трепещет и поет

Поневоле.

Внешний и внутренний мир в сознании поэта тесно связаны, а порой переплетаются. Так, в стихотворении «Когда читала ты мучительные строки...» автор говорит о реальном пожаре, который в то же время выражается в пожаре душевном:

Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом И страсти роковой вздымаются потоки...

В описании явлений жизни или природы поэт постоянно прибегает к таким эпитетам, как «звенящая даль», «звонкий прилив жемчугу», «гулкая земля», «сердца звучный пыл»... У него все «трепещет и поет», «гудет и колышется» и «за песнью соловьиной разносится тревога и любовь». Его произведения стоят ближе всего к романсам: в них та же песенность, то же богатство эмоций, те же мгновенные зарисовки картин окружающего мира, которые, собранные вместе, наиболее точно и гармонично передают представление о жизни. Поражает то, что между отдельными частями стихотворений нет тесной логической связи. Можно с легкостью переставить местами четверостишия - и при этом сохранится главный смысл произведения, его эмоциональная окраска.

Чем глубже мы знакомимся со стихотворениями Фета, тем яснее сознаем, что главное в них чувства, эмоции, переживания. И это понятно: поэт почти никогда не приводит описания явлений, он пишет о том, что происходит в его душе, когда он наблюдает или переживает то или иное событие, будь это жизнь природы, или же произведение искусства, или же моменты личной жизни. Так, даже тот, кто никогда не видел статую Венеры, восхищается ею, читая стихотворение «Венера Милосская»:

Под этой сенью прихотливой Слегка приподнятых волос Как много неги горделивой В небесном лике разлилось!

Нередко поэт говорит о тех чувствах, которые только начинают зарождаться в его душе. Ему трудно выразить их словами, именно поэтому он восклицает:

О, если б без слова

Сказаться душой было можно!

Но мне кажется, что на самом деле А. А. Фет и говорит в своих стихотворениях именно душой. И эта душа живет, горит, волнуется, дышит и поет.

Гармония и музыкальность поэзии А. А. Фета

Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом...

П И. Чайковский

Одним из основных стремлений выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета на протяжении всего его творческого пути оставалось стремление найти в поэзии «убежище от всяких житейских скорбен, в том числе и гражданских». Вот почему в его произведениях мы не найдем тяжелых и горестных мыслей, описаний реальных политических и социальных событий. В них лишь красота, гармония, музыкальность.

С первых минут знакомства со стихотворениями Фета обращает на себя внимание их богатая звуковая окраска, их мелодичность и плавность, которые сближают их с музыкальными произведениями. Жизнерадостность и музыкальность звучат в каждой строчке, как например в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом»:

Я пришел к тебе с приветом. Рассказать, что солнце встало... ...Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет.

Произведения Фета наполнены необычайной гармонией. В его отдельных незатейливых фразах столько чувства, восторженности и света, сколько может быть только в песнях. В самом деле, когда мы слушаем музыку, мы даже без слов понимаем, что хотел сказать ее создатель, какие чувства владели им. Наше сердце наполняется бурей эмоций — весельем, радостью, счастьем или легкой грустью. То же самое можно сказать о стихотворениях Фета. Короткие простые строчки:

Что за вечер! А ручей

Так и рвется. Как зарей — то соловей

Раздается.

А в нас уже ожило торжественное ощущение наступления весны. Мы чувствуем, как она ворвалась в мир, наполнив его звуками, солнцем, радостью. Еще не прочитав следующие строки, мы уже полностью во власти эмоций, мы уже ясно ощущаем:

Так-то все весной живет!

В роще, в поле Все трепещет и поет

Поневоле.

Внешний и внутренний мир в сознании поэта тесно связаны, а порой переплетаются. Так, в стихотворении «Когда читала ты мучительные строки...» автор говорит о реальном пожаре, который в то же время выражается в пожаре душевном:

Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом И страсти роковой вздымаются потоки...

В описании явлений жизни или природы поэт постоянно прибегает к таким эпитетам, как «звенящая даль», «звонкий прилив жемчугу», «гулкая земля», «сердца звучный пыл»... У него все «трепещет и поет», «гудет и колышется» и «за песнью соловьиной разносится тревога и любовь». Его произведения стоят ближе всего к романсам: в них та же песенность, то же богатство эмоций, те же мгновенные зарисовки картин окружающего мира, которые, собранные вместе, наиболее точно и гармонично передают представление о жизни. Поражает то, что между отдельными частями стихотворений нет тесной логической связи. Можно с легкостью переставить местами четверостишия — и при этом сохранится главный смысл произведения, его эмоциональная окраска.

Чем глубже мы знакомимся со стихотворениями Фета, тем яснее сознаем, что главное в них чувства, эмоции, переживания. И это понятно: поэт почти никогда не приводит описания явлений, он пишет о том, что происходит в его душе, когда он наблюдает или переживает то или иное событие, будь это жизнь природы, или же произведение искусства, или же моменты личной жизни. Так, даже тот, кто никогда не видел статую Венеры, восхищается ею, читая стихотворение «Венера Милосская»:

Под этой сенью прихотливой Слегка приподнятых волос Как много неги горделивой В небесном лике разлилось!

Нередко поэт говорит о тех чувствах, которые только начинают зарождаться в его душе. Ему трудно выразить их словами, именно поэтому он восклицает:

О, если б без слова

Сказаться душой было можно!

Но мне кажется, что на самом деле А. А. Фет и говорит в своих стихотворениях именно душой. И эта душа живет, горит, волнуется, дышит и поет.

Loading...Loading...