Брехт мать краткое содержание. Cочинение «Мамаша Кураж и ее дети

МАМАША КУРАЖ (нем. Mutter Courage) - героиня пьесы Б.Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». События, происходящие в пьесе, относятся ко времени Тридцатилетней войны и продолжаются около двенадцати лет: с весны 1624 по январь 1636 года. Маркитантка Анна Фирлинг, прозванная мамашей Кураж за бойкость и ловкость, колесит по дорогам войны на своей повозке, набитой самыми разными товарами: от еды и кожи до шелковых рубашек и пуговиц. Везут повозку на себе два молодца, сыновья Анны - Эйлиф и Швайцеркас, а в крытом фургоне сидят сама М.К. и ее дочь немая Катрин. Анна Фирлинг - порождение своего времени и его жертва. Она практична, наделена деловой хваткой, знает, как заработать на войне, поэтому становится маркитанткой, обслуживающей войска, умеющей дерзко объясняться с патрульными и драть три шкуры с каждого офицера и солдата. Всего богатства у нее - фургон с вещами и трое детей. Это богатство маркитантки и матери. М.К.- типаж и индивидуальность. Она типична, как порождение войны и мещанского практицизма, она индивидуальна, как образ, полный обаяния, шарма и жизненной энергии. М.К.- вполне цельный человек. Она не желает отдать тонкие офицерские рубашки для перевязки раненых, ведь это означает поступить непрактично. В первом варианте пьесы, поставленном в Цюрихе, Кураж, скрепя сердце, ругаясь, сама разрывала тонкую ткань и перевязывала раненого, поддавшись своим женским и человеческим чувствам. Это дало возможность зрителям и критикам расценить М.К. как жертву рока, несчастную мать, способную на сострадание. Тогда Брехт изменил сцену. Теперь в его пьесе все было жестко и недвусмысленно: Анна отказывалась пожертвовать товаром ради спасения ближнего, рубашки у нее вырывали священник и Катрин. М.К.- многоплановый образ: она то жестока и неумолима, то добра и отважна. Неизменно в ней только одно - привязанность к кибитке с товаром. В конце пьесы Брехт ставит героиню перед нравственным выбором. Влюбленный в нее повар Питер, бесшабашный сердцеед и циник, предлагает ей тихое место в Голландии, свой дом, свой кабачок. Питер любит Анну, и она любит его. Условие только одно: М.К. должна оставить в разоренной Германии Катрин, ставшую обузой. И замерзшая, голодная мать отказывается от собственного счастья ради угрюмой, безнадежной дочери. Иначе было с сыновьями. Вербовщики насильно увезли Эйлифа. Необходимость спасти приговоренного к расстрелу Швайцеркаса борется в ней со скупостью, она никак не может заплатить за жизнь сына такую разорительную сумму. Когда же решается, уже поздно. Сын убит. Даже в сцене, когда Анна должна опознать в убитом своего сына, видна ее рассудочность. Она немеет подобно своей лишенной дара речи дочери, крик застревает в горле. Часто в постановках этот эпизод пытались пересмотреть, считая, что крик героини должен быть слышен публике. Но сила сцены именно в этом немом, беззвучном крике. М.К. не может кричать вслух, потому что тогда офицеры заберут и ее, и Катрин. Жестокая мудрость героини подсказывает ей: сыну уже не помочь, а над ней и дочерью нависла опасность. И М.К. отказывается от тела своего сына. Брехт не случайно обратился именно к образу женщины, служащей войне. Женщина и война несовместимы, особенно если у женщины есть дети. Ни талант, ни смекалка не помогают М.К. спасти детей. Сама она - воплощение войны, причина гибели трех близких ей людей. Эйлифа убили за его непоседливость, Швайцеркаса - за честность, Катрин - за доброту. Никто из них не жил по ее мерке, поэтому все погибли. Антиподом Анны Фирлинг становится Катрин, искалеченная войной девушка, на которую беды сыпались без всякой пощады. Она лишена любви, но переносит все свое женское чувство на детей, которых ей не суждено иметь. Поэтому убогая дурочка Катрин спасает ценой своей жизни спящий город Галле. Разбудить город криком она не может, потому что немая. И Катрин бьет в барабан, пока город не просыпается и пока ее не настигает пуля. Это - красивая смерть. Такой не дано М.К., все, что ей осталось, - это тянуть нищую повозку по разграбленной Германии. Премьера «Мамаши Кураж» состоялась 11 января 1949 года в Немецком театре, через два с половиной месяца после возвращения Брехта на родину. Хелена Вайгель играла роль М.К., А.Хурвиц - роль Катрин. На сцене не было декораций. Бричка Кураж ехала по кругу, а круг сцены вращался в другую сторону, как обратное движение жизни. Слова зонга призывали: «Думай о себе!» Спектакль, показанный и в Западной Германии, и в России, и в других странах, имел ошеломляющий успех. Лит.: Райх Б. Брехт. Очерк творчества. М., 1960. С.143; Варгафтик Е. Елена Вайгель. Л., 1976.

Пьеса построена в виде цепочки картин, которые обрисовывают отдельные эпизоды из жизни маркитантки второго финского полка. Маркитантами называли торговцев, которые сопровождали войска в походах. Мамаша Кураж не имеет никаких иллюзий касательно идейной подоплеки войны и относится к ней крайне прагматично – как к способу обогащения. Ей совершенно безразлично, под каким флагом торговать в своем дорожном магазинчике, главное, - что бы торговля была удачной. Кураж также приучает к коммерции и своих детей, которые выросли в условиях бесконечной войны. Как любая заботливая мать, она заботится о том, что бы война их не зацепила. Однако, против ее воли, война неумолимо забирает у нее двух сыновей и дочь. Но, даже потеряв всех детей, маркитантка в своей жизни ничего не меняет. Как и в начале драмы, в финале она уперто тащит свой магазинчик.

Старший сын – Эйлиф, воплощает храбрость, младший сын Швейцеркас – честность, немая дочь Катрин – доброту. И каждого из них губят их лучшие черты. Таким образом, Брехт подводит зрителя к выводу, что в условиях войны, человеческие добродетели приводят к гибели их носителей. Картина расстрела Катрин – одна из самых сильных в пьесе.

На примере судьбы детей Кураж, драматург показывает «изнанку» человеческих достоинств, которая открывается в условиях войны. Когда Эйлиф забирает у людей скот, становится видно, что храбрость превратилась в жестокость. Когда Швейцеркас прячет деньги за собственной жизнью, невозможно не удивиться его глупости. Немота Катрин воспринимается, как аллегория беспомощной доброты. Драматург подталкивает задуматься над тем, что в современном мире, добродетели должны измениться.

Идею трагичной обреченности детей Кураж в пьесе обобщает иронический «зонг» о легендарных личностях человеческой истории, которые, якобы, также стали жертвами собственных достоинств.

Большую часть вины за сломанные судьбы Эйлифа, Швейцеркаса и Катрин, автор возлагает на их мать. Не случайно в драме их гибель монтируется с коммерческими делами Кураж. Пытаясь, как «деловой человек» выиграть в деньгах, она каждый раз теряет детей. Тем не менее, было бы ошибкой считать, что Кураж жаждет лишь наживы. Она весьма колоритная личность, даже привлекательная в чем-то. Цинизм, характерный для ранних произведений Брехта, соединился в ней с духом неповиновения, прагматизм – со смекалкой и «куражом», торговый азарт – с силой материнской любви.

Главная ее ошибка состоит в «коммерческом» избавленном от моральных чувств подходе к войне. Маркитантка надеется прокормиться войной, а получается, что, по словам фельдфебеля, сама кормит войну своим «приплодом». Глубокий символический смысл содержит сцена ворожбы (первая картина), когда героиня, своими руками рисует на клочках пергамента черные кресты для собственных детей, а после перемешивает эти клочки в шлеме (еще один эффект «отчуждения»), шутливо сравнивая его с материнским чревом.

Пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» - одно из самых важных достижений «эпического театра» Брехта . Мамаша Кураж выступает как символ искалеченной Германии. Однако, содержание пьесы выходит далеко за рамки немецкой истории ХХ в.: судьба мамаши Кураж и воплощенное в ее образе строгое предостережение касается не только немцев конца 30-х гг. – начала 40-х гг., но и всех кто смотрит на войну как на коммерцию.

Хроника из времен Тридцатилетней войны

Весна 1624 года. Командующий Уксеншерна вербует в Даларне войско для похода на Польшу. Вербовщик и старший разговаривают на пути у моста о том, что «мир — это беспорядок. Только война творит порядок. Мирного времени человечество переводится на нет. И люди, и скот развращаются предела. … Всякое доброе дело начинать тяжело, так и войну. Зато уж когда розбуяе, не удержишь. Тогда люди начинают бояться мира, как игроки конца игры, ибо придется подсчитать, сколько они проиграли ».

Появляется фургон, который тянут два парня, а на нем сидят матушка Кураж и ее немая дочь Катрин. Мамаша Кураж поет песню о том, что они лавочники и без их товаров солдаты не смогут воевать. Выясняется, что настоящее имя этой женщины Анна Фирлинг, а матушкой Кураж ее прозвали после того, как она, «боясь разорения, под пушечным огнем выехала из Риги с полусотней буханок в фургоне. Хлеб уже начал цвести …», поэтому женщине нужно было спешить.

Кроме Катрин, матушка Кураж имеет и двух сыновей. И все ее дети — от разных мужчин. Этот, например, Эйлиф Койоцький. Его отец всегда твердил, что он Койоцький то Мойоцький … сообразительный, весь в папочка, тот был так ловко взыщет штаны с крестьянина, бедняга ничего и не заметит ». Меньший сын называется Швейцеркасом, потому что отец у него был швейцарцем. А вот фамилия парня Фейош, но от совсем другого мужчины, венгра. А дочь носит фамилию Гаупт, потому наполовину немка.

Фельдфебель намекает, что оба сына Кураж лучше подходят для военной службы. И отрицает, что они не пригодны для военного ремесла, и прибегает даже к гаданию на бумаге, чтобы фельдфебеля оставить в дураках, но все напрасно. Вербовщик забирает Эйлифа, к тому же парень и сам не прочь пойти с ним, пока матушка Кураж торгуется с фельдфебелем за какие пряжки.

В 1625-1626 годах матушка Кураж путешествует дорогами Польши в обозе шведского войска. Возле крепости Вальгоф она встречает Эйлифа. Командующий приветствует Эйлифа с подвигом: тот, чтобы не платить крестьянам за волов, которых солдаты решили забить для своего обеда, изрубил четырех крестьян на куски. Командующий вполне одобряет такое поведение своего солдата: «Значит, ты их изрубил. Что ж, хорошо сделал, моим бравым воякам будет что поесть. Разве в Писании не сказано: «Что сделал ты скудным из братьев моих, причинил ты мне»? Ты обеспечил им хороший мясной обед … »

Мамаша Кураж слышит этот разговор гневается: «Этот командующий, видимо, очень плохой, так ему нужны отважные солдаты … И вообще, где уже прибегают к высоким добродетелям, там что-то неладно. … В хорошей стране нужны никакие добродетели, все могут быть простыми себе людьми, не очень умными … »

Эйлиф затягивает песню о женщине и солдата, мать ее подхватывает, они с радостью узнают друг друга. Но потом Кураж дает сыну звонкую пощечину, не за то, что он захватил волов, а за то, что «не сдался в плен, когда на тебя напали четверо и хотели порубить в капусту! Разве я не учила тебя беречься! Финский дьявол!

Через три года матушка Кураж вместе с остатками Второго Финляндского полка попадает в плен. Швейцеркас служит в этом полку военным казначеем, потому что он «честный и не такой храбрый», как Эйлиф. Мамаша Кураж разговаривает с красивой девушкой Иветта Потье, которая рассказывает историю своей любви. Ей было семнадцать лет, когда она полюбила полкового повара Питера-с-трубкой, врага. Полгода они любили, потом враги ушли, Иветта поехала вслед за своим поваром, но больше уже никогда его не видела. Матушка Кураж не хочет, чтобы эту историю слушала ее дочь, потому Катрин — девушка «не такая милая, как порядочный».

Мамаша Кураж разговаривает со священником и поваром о политике. Кураж убеждена, что «большие господа говорят, что они ведут войну только ради страха Божия, только за добрые и хорошие дела. А как присмотришься ближе — и они вовсе не такие дураки, а воюют ради своего выгоды. Если бы не прибыль, то и маленькие люди, такие как я, также не хотели бы знать войны ».

Вдруг раздаются пушечные и ружейные выстрелы. На полк напали католики. Мамаша Кураж мажет пеплом лицо Катрин, чтобы сделать ее непривлекательной для солдат врага, и помогает священнику переодеться, чтобы католики не узнали в нем пастора.

Прибегает Швейцеркас со шкатулкой, в которой находится полковая касса. Мать советует ему выбросить ящик, ибо «кончилось твое скарбникувания». Он хочет спрятать деньги в фургоне матери, но и кричит: «Не дал бог ума! Они же повесят нас всех троих! »Но в конце концов прячет деньги в фургоне.

Через несколько дней обеспокоен Швейцеркас решает спрятать ящик в кротовые норе у реки. Но его видят фельдфебель и одноглазый шпион из войска католиков. Они задерживают Швейцеркаса и начинают допытываться, где тот спрятал деньги. Чтобы спасти своих родных, Швейцеркас говорит, что не знает ни матушки Кураж, ни Катрин. Его выводят. Мать узнает, что сына хотят казнить за те деньги, и пытается придумать, где их взять, чтобы спасти Швейцеркаса.

Появляется Иветта с новым любовником, полковником. Она согласна купить фургон Кураж, но и согласна только отдать его в залог. В конце концов женщины договариваются, и Иветта хочет осмотреть фургон, взяла в залог. Кураж волнуется: «Теперь не время осматривать фургон, хотя он и твой. Ты обещала мне поговорить с фельдфебелем о моем Швейцеркаса. Нельзя терять ни минуты. Я слышала, что за час он предстанет перед полевым судом. … Беги и не торгуйся, ведь речь идет о жизни ».

Иветта возвращается с известием, что «они соглашаются только на двести. И это нужно сделать немедленно. Лучше пойти мне сейчас же с одноглазым к моему полковнику. Он признался, что ящик был у него … Но он бросил ее в реку, когда заметил преследователей ».

Но матушка Кураж готова заплатить только 120 гульденов, потому что ей же надо самой на то жить и тянуть Катрин.

Католики не согласились на такое предложение, и вот-вот должен прозвучать барабанный бой, который означает, что Швейцеркаса казнен. Взволнованная Кураж вновь отправляет Иветту договариваться: она уже согласна заплатить за сына 200 гульденов. Но поздно, Швейцеркаса расстреляли. Иветта говорит, что католики не верят, что касса действительно в реке: «Они подозревают, что она здесь и вообще, что вы его сообщница. Они хотят принести его сюда, — а может, вы, увидев его, выдаст себя ».

Католики заносят труп Швейцеркаса, но Кураж качает головой в знак того, что не знает этого человека. Мамаша Кураж приходит к офицерскому палатки жаловаться, потому что солдаты изрубили «своими саблями все, что было в моей фургоне, и ни за что ни про что потребовали от меня пять гульденов штрафа». Писарь говорит ей, что знает, что она прятала казначея протестантов, поэтому ей лучше не жаловаться, тем более что маркитантов в армии мало, и Кураж разрешат торговать. Но Кураж хочет пожаловаться.

К офицерского шатра подходят молодой и старый солдаты. Молодой кричит, что ротмистр «украл его награду», старый пытается его успокоить. Мамаша Кураж тоже советует молодому солдату поберечь голос, ибо придет ротмистр, возьмет его на дыбы, пусть тогда шумит. Появляется писарь и приказывает всем сесть, потому что идет ротмистр. Кураж говорит: «Видите, что я говорила? Вы уже сидите. Конечно, они знают нас и умеют с нами обращаться. … Кто сидит, не бунтует. … Я ничем не лучше вас. Они у всех нас вместе скупили отвагу. Еще бы, я же повредило бы своей торговле, если бы потеряла послушание. Я расскажу вам то о большой капитуляции ». Мамаша Кураж поет песню о Великой капитуляции », смысл которой в том, что« надо ладить с людьми, рука руку моет, стены лбом не прошибешь. По одежке протягивают ножки »И после этого она говорит, что передумала жаловаться.

Прошло два года. Война все распространяется, и фургон матушки Кураж колесит землями Польши, Моравии, Баварии, Италии. 1631. Фургон матушки Кураж стоит в разбитом морамы баварском селе. Священник приводит раненого крестьянина, чтобы перевязать ему раны полотном из фургона. Мамаша Кураж утверждает, что ничего не даст, потому должен заботиться только о себе. Катрин замахивается на мать доской, но слышит из дома детский голос, бежит туда и возвращается с младенцем. А священник в это время достает рубашки из фургона и рвет их на полоски. Кураж отнимает у дочери ребенка, потому что уже пришла в себя после потери рубашек, и жалуется, что победа войска нанесла ей только убытки.

1632 у баварского города Ингольштадт прячут императорского командующего Тилли. В маркитантському палатке матушка Кураж и Катрин переписывают товары. Мамаша Кураж говорит, что ей жаль полководцев и императоров: «Они, наверное, думают, что делают большое дело и что некогда люди будут их прославлять и ставить им памятники», но все идет «на нет из тот простонародье, что стремится лишь кружки пива и веселой кумпанийкы и не имеет никаких высоких порывов ».

Кураж спрашивает священника, не кончится со смертью командующего война, потому что ей нужно знать, делать или нет запас товаров, ведь сейчас все можно купить дешево. Священник уверяет ее, что война скоро кончится, потому что она «удовлетворяет все потребности, в том числе и мирные, об этом уже позаботились …» Услышав эти слова, Катрин бросает на землю корзины с бутылками и убегает из палатки, потому что ей уже хочется мира: мать пообещала девушке, когда наступит мир, и найдет себе мужа. Мамаша Кураж возвращает дочь и приказывает идти в город, чтобы еще прикупить товара: «Не будь дурой, пусть война немного затянется, мы еще заработаем немного денег, и от этого мир будет еще лучше». Катрин возвращается с товаром и раной под глазом: ей пришлось защищать товар от солдат. Мамаша Кураж сожалеет, что учила дочку защищать товар, даже ценой собственного здоровья: «Теперь она напивпропаща. Замуж теперь не получится, а ведь она так любит детей. Она и онемела за войны, еще маленькой какой-то солдат напихал ей чем рот. Швейцеркаса я никогда не увижу, а где теперь Эйлиф Бог знает. Хотя она провалилась, эта война!

Мамаша Кураж на вершине своей торговой карьеры. Втроем — священник, Кураж и Катрин — влекут путем новый фургон, увешанный новым же товаром. Мамаша Кураж говорит: «Не хай войны, я не позволю. Говорят, она уничтожает слабых, но они и в мирное время погибают. Зато своих людей она кормит лучше », — и в подтверждение своего мнения поет песню о том, что« как для войны не имеешь силы, то победы не увидишь ты ».

В битве при Лютцене погибает шведский король Густав Адольф, и вроде война должна закончиться. Матушку Кураж это известие застает в бивуака, женщина взволнована: «Не хватало мне только, чтобы взорвался мир, когда я именно накупила нового товара».

Приходит повар, матушка Кураж расспрашивает о своего старшего сына Эйлифа. Повар отвечает, что Эйлиф должен вскоре прийти, а самой Кураж советует бежать на базар и быстро распродавать накуплений товар.

Появляется Иветта. Теперь она — полковница Штаргемберг. Девушка узнает в повару своего бывшего любовника, Питера-с-трубкой. Иветта обеспокоена такой встречей, она говорит матушке Кураж, что Питер «наихудший из всех бездельников, которые шалалися фламандским побережьем. Сколько у него пальцев на руках, стольких женщин он сделал несчастными. … И чудо берет, как такой ничтожество мог когда сбить меня с пути! Только благодаря моей счастливой звезде я сумела снова подняться ». Вместе с Кураж они идут на базар.

Вооруженные солдаты вводят Эйлифа, он бледный как мел, а на руках у него кандалы. Выясняется, что парня ведут на казнь, потому что он ворвался в крестьянскую хату и убил хозяйку. Священник замечает, что «во время войны его за это звеличалы … тогда это сочли геройство». Эйлиф хочет дождаться мать, чтобы увидеться с ней, но солдаты гонят его дальше.

Вбегает запыхавшаяся матушка Кураж и кричит, что мир закончился, снова идет война, и надо бежать. Повар рассказывает, что приходил Эйлиф, но скрывает, что его повели на казнь. Мамаша Кураж просит повара помочь ей тянуть фургон, ибо рассказ Иветты не изменила его отношение к Питеру-с-трубкой. А еще она мечтает, что скоро ей удастся увидеть Эйлифа, «он мне найлюбший из всех».

«Уже шестнадцать лет длится великая война за веру. Германия потеряла больше половины жителей. В некогда цветущих местностях свирепствует голод ». Весной 1634 у полуразрушенной церкви повар рассказывает матушке Кураж, получивший в наследство кабак, и предлагает ей ехать вместе с ним и сделаться шинкарка. Но повар не хочет брать с собой Катрин, ибо «разве гостям будет приятно смотреть все время на такую уродину».

Повар и Кураж поют песню о человеческой добродетели, мудрость, храбрость, честность, доброту. Из песни получается, что те добродетели лишь мешают человеку, так что лучше вообще их не иметь.

Кураж говорит повару, что без Катрин никуда не поедет. Катрин вешает на колесо фургона старые повару штаны и мамину юбку и собирается уйти прочь. Мамаша Кураж задерживает ее и говорит, что отказала повару не через дочь, а через свой фургон, без которого уже не представляет своей жизни. Кураж и Катрин впрягаются в фургон и везут его прочь.

течение 1635 матушка Кураж и Катрин ездят путями Средней Германии по ободранным войском. Проезжая мимо одной крестьянскую избу, они слышат песню:

«Была роза хороша

У нас в садике малом.

Конечно, тот апр прекрасный

Сажали мы зря.

Как хорошо иметь собственный,

Хоть небольшой, дом ».

Мамаша Кураж и Катрин, остановившись, слушают эту песню, а потом тянут своего фургона дальше.

В январе 1636 императорское войско грозит протестантскому городу Галле. Ободранный фургон матушки Кураж стоит у крестьянского дома с огромной соломенной крышей.

Из рощи в дом заходят трое солдат и прапорщик. Им нужен проводник, чтобы показал тропу в город. Крестьяне отвечают, что не знают тропы, но солдаты угрожают порубить скот семьи. Тогда молодой крестьянин соглашается провести врагов в город. А его родители обсуждают, что произойдет в городе, когда туда ворвутся солдаты. Из-за фургона выходит Катрин, крестьянка говорит ей, что теперь им осталось только молиться: «Молись, бедная скотинку, молись! Мы никак не можем предотвратить кровопролитие. Хотя ты не можешь говорить, и можешь молиться. … Отче наш, сущий на небеси, услышь молитву нашу, не дай погибнуть городу, не губи тех, что сейчас спят и ничего не ведают. Разбуди их, пусть встанут они, пусть залезут на стены и увидят солдат, вот идут на них среди ночи с пушками и пиками … Отче наш, услышь нас, только Ты можешь помочь … мы бессильны. И у нас нет копий и другого оружия, мы не можем решиться … »

Оказывается, что в этих крестьян в городе живет дочь с зятем и четырьмя детьми, и младшему еще нет двух лет. Растерянная и растрогана услышанным, Катрин забирает из фургона барабан и лезет по лестнице на крышу дома. Там она начинает бить в барабан. Крестьяне боятся и начинают кричать Катрин, чтобы она прекратила барабанить, потому что придут католики и переколють всех копьями. Но Катрин продолжает барабанить. Появляются прапорщик с солдатами и молодым крестьянином. Католики пытаются утихомирить Катрин то лаской, то угрозами, а старый крестьянин начинает рубить дрова, чтобы отвлечь внимание жителей города. Крестьянка предлагает крушить фургон, парень несильно ударяет по фургону. Но вдруг кричит: «Барабан еще. А то все погибнут! Барабан еще … барабан еще … »Солдат бьет парня копьем. Катрин продолжает барабанить, и в конце концов солдаты стреляют в девушку из ружья. Катрин делает несколько последних ударов и падает. Но тут раздается грохот городских пушек. Немая Катрин добилась своего — разбудила город.

Мамаша Кураж сидит возле фургона над своей убитой дочерью. Крестьянин пытается прогнать ее. Кураж поет мертвой Катрин колыбельную песню:

«Люли-люли, ты не знай Горя и надругательства.

В Польше первый сын пал, Кто знает, где мой второй? »

Крестьянин спрашивает, есть ли еще у матушки Кураж родные. Та отвечает, что есть сын Эйлиф. Крестьянин советует ей разыскать сына, а Катрин они похоронят сами как следует. Мамаша Кураж дает им деньги на похороны. Крестьяне с поклоном давят ей руку и выносят Катрин. С барабанным боем проходит полк. Мамаша Кураж впрягается в фургон и кричит солдатам, чтобы они взяли ее с собой, потому что ей надо торговать дальше. Звучит песня:

«Эй, христиане! Тает снег! Мертвецы вкушают покой. И каждый, кто еще не пал, Встает, чтобы отправиться в бой ».

Германия вступает в разрушительную Тридцатилетнюю войну. Конфликт тянется так долго, что многие уже не помнят о мирном времени. Мамаша Кураж - так зовет себя баварка Анна Фирлинг. Следуя за солдатскими обозами, маркитантка прижила троих детей от разных отцов. Она гордится своей преданностью войску и тем, что никогда не оставляла своего обоза, даже под канонадой орудий.

Ее сыновья Эйлиф и Швейцеркас - рослые дюжие парни, которым как раз поспел срок идти в солдаты. Их присматривает вербовщик, который набирает войско для похода на Польшу. Мамаша Кураж пытается вырвать старшего из когтей чиновника, пророчит сыну несчастья и скорую гибель, но его уводят, не обращая внимания на ее протесты.

В 1626, два года спустя, Эйлиф возвращается к матери как герой: он зарубил четырех крестьян, пока отбивал у них скот для войска. Священник полка благословляет солдата за его храбрость.

Швейцеркас становится в Финском полку казначеем. Мамаша Кураж и ее немая дочь Катрин присоединяются к жизни этого подразделения. Внезапно начинается атака противника, солдаты отступают, а обоз мамаши Кураж остается в руках неприятеля. Они ловят Швейцеркаса и требуют, чтобы он отдал полковую казну, но тот отказывается. Пытаясь спасти сына, Кураж хочет взять денег взаймы под залог своего фургона, а потом возместить сумму из казны, но оказывается, что Швейцеркас выбросил ларец с казной. Пока идут торги за жизнь казначея, его расстреливают.

Спустя несколько лет война подходит к концу. Для мамаши Кураж начинаются не самые удачные времена, она теряет свою работу. Но мысль о том, что теперь она увидит своего старшего сына, греет сердце женщины. В большом городе она уходит на базар, чтобы сбыть остатки товара, в это время к ее фургону подводят Эйлифа. Он совершил свой "подвиг" опять - прирезал хозяйку, чтобы забрать ее добро, но в мирное время за такой поступок полагается смертная казнь. Ничего не подозревающая Кураж возвращается с вестью о том, что война объявлена опять. Она снова может промышлять своим дело. Сына она не застает.

К 1634 году бродячая жизнь утомляет всех. Повар, путешествовавший в фургоне с мамашей Кураж, зовет ее с собой держать маленький трактир в сельской местности. Недавно скончалась его мать, оставив заведение ему. Однако на немую Катрин приглашение не распространяется, и Кураж отказывается.

Через два года Катрин погибает. Она поднимает ночью тревогу, чтобы спасти мирных поселян от насилия войск. Ее расстреливают, когда она бьет в барабан. Похоронив дочь, мамаша Кураж снова отправляется в путь.

В образе мамаши Кураж Бертольт Брехт отобразил образ самой великой Германии, которая ведет уничтожительные войны, разоряя себя и всех вокруг, не вынося никаких уроков из прошлых трагедий.

Картинка или рисунок Брехт - Мамаша Кураж и ее дети

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Особняк Фолкнер

    Минк Сноупс пристрелил фермера Хьюстона, и прокурор вынес решение о пожизненном заключении подсудимого. Когда закончился суд, адвокат разъяснил Минку, что если тот будет честно трудиться

  • Краткое содержание Лермонтов Фаталист (глава из рассказа Герой нашего времени)

    Печорин на протяжении двух недель живёт в казачьей станице. У офицеров была традиция собираться каждый вечер и играть в карты. Однажды после игры они начали обсуждать одно из мусульманских поверий

  • Краткое содержание Толстой После бала

    Л.Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году. Сюжет произведения основан на реальных событиях, которые произошли с его братом.

  • Краткое содержание Полковнику никто не пишет Маркеса

    Ранним октябрьским утром полковник принес жене, которую всю ночь мучил приступ удушья, остатки кофе. Несмотря на свое плохое самочувствие, он отказался от напитка и скрыл, что он был последним.

  • Краткое содержание Абрамов Трава-мурава

    Трава-мурава - это цикл коротеньких рассказов, написанных Ф. Абрамовым в период с 1955 по 1980 гг. Каждый из них мал по объему, но емок по содержанию. В любой из миниатюр - небольшая история из жизни сибирской деревни.

Loading...Loading...