Эффективная методика преподавания. Методы эффективного обучения

«Современные методы обучения»

План

  1. Методы обучения: понятие, сущность, классификация.

1. Методы обучения: понятие, сущность, классификация.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) существенно изменил вектор обучения, отдавая приоритетную роль деятельности учащегося.

  • связи с изменением направления, целей и задач обучения и воспитания, должны также измениться методы построения урока и содержания образовательного процесса. Однако при этом роль традиционных методов и приемов обучения не следует принижать.

Метод обучения – понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. Несмотря на различные определения, можно отметить и нечто общее, что сближает точки зрения. Речь идет о том, что в последнее время большинство авторов склонны считать метод обучения спо-

собом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

И.Ф. Харламов наряду с организацией учебной деятельности учащихся выделяет в методах обучающую работу учителя, ставит деятельность учителя на первое место. По его мнению, метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение изучаемого материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Другие авторы справедливо отмечают, что способы обучающей деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой. По их мнению, метод в процессе обучения выступает как способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных педагогических целей. Выделяя эту взаимосвязь, Ю.К. Бабанский дал следующее определение: «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».

Широкое распространение получило определение, в котором не просто выделяется взаимосвязь деятельности учителя и учащегося, а подчеркиваются равноправие и

равнозначность обеих сторон в организованной деятельности. Так, по мнению Н.В. Савина, «методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения».

Четвертая группа авторов считает, что и обучающая деятельность учителя по организации и обеспечению учебной деятельности учащихся, и сама совместная деятельность учителя и учеников являются только средствами в обучении. Главная задача учителя состоит

  • том, чтобы включить учащегося в учебный процесс и помочь организовать учебную деятельность. Именно поэтому Т. А. Ильина рассматривает метод обучения как «способ организации познавательной деятельности учащихся».

Таким образом, методы обучения – это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидакти-

ческих целей.

Существуют также различные классификации методов обучения, многообразие которых зависит от принципа классификации (таблица 1).

Таблица 1

Классификация методов обучения

Критерий,

Виды методов

классификации

специфика

классификации

Е.В. Перовский

Источник знаний

1. Словесные (лекция, рассказ учителя, беседа,

Е.Я. Голант

работа с книгой, учебным текстом);

2. Наглядные (демонстрация картин, муляжей,

кинофильмов и диафильмов, гербариев и т.д.);

3. Практические (выполнение опыта, эксперимента,

исследовательской работы, лабораторной работы,

упражнения, составление таблиц, графиков,

диаграмм, выполнение измерений на местности,

изготовление прибора и т.д.).

М.Н. Скаткин

Характер

1. Объяснительно-иллюстративный, или

И.Я. Лернер

познавательной

информационно-рецептивный, метод, основное

деятельности

назначение которого состоит в организации

учащихся по

усвоения учащимися знаний в готовом виде.

усвоению

2. Репродуктивный метод, главным признаком

которого является воспроизведение и повторение

образования

способа деятельности по заданиям учителя. Данный

метод характеризует не только деятельность

ученика, но и предполагает организующую,

побуждающую деятельность учителя.

3. Проблемное изложение (используется главным

образом на лекции, в ходе работы с книгой,

экспериментирования и т.д.) заключается в том, что

учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая

при этом путь решения в его подлинных, но

доступных учащимся противоречиях.

4. Частично-поисковый, или эвристический, метод

состоит в том, что учитель организует участие

школьников в выполнении отдельных этапов поиска,

конструирует задание, расчленяет его на

вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся

осуществляют его самостоятельно, актуализируя

наличные знания, мотивируя свои действия. Этот

метод включает самостоятельную работу учащихся,

беседу, лекции и т.д.

5. Исследовательский метод определяется как

способ организации поисковой, творческой

деятельности учащихся по решению новых для них

проблем. Этот метод призван обеспечить творческое

применение знаний, овладение методами научного

познания в процессе поиска этих методов и

применение их.

В. Оконь

Дифференциация и

1. Методы усвоения знания. К ним относятся беседа,

разнообразие

дискуссия, лекция, работа с книгой,

действий учителя и

программированное обучение.

его учащихся

2. Методы самостоятельного приобретения знаний

основаны на использовании проблемных методов

обучения. Они стимулируют интерес учащихся,

заставляют их анализировать ситуацию, выделяя

известные и неизвестные данные.

3. Оценочные (экспонирующие) методы

характеризуются богатством разновидностей, среди

которых выделяются импрессивные

и экспрессивные методы.

4. Методы реализации творческих задач могут

основываться на управлении занятиями, во время

которых учащиеся выполняют работы по дереву,

стеклу, металлу или работают с пластическими

массами, изготавливают ткани, переплетают книги,

выращивают растения, животных, оборудуют

школьные спортплощадки или работают в сельском

хозяйстве.

М.И. Махмутов

Различие понятий

Методы преподавания

«преподавание» и

1.Информационно-сообщающий метод (сообщение

«учение» и

без достаточного объяснения, обобщения,

соответственно

систематизации).

понятия «метод

2.Объяснительный метод преподавания (раскрытие

преподавания» и

сущности нового понятия с помощью слова,

«метод учения»,

практических действий).

которые в

3. Инструктивно-практический метод преподавания

совокупности

характеризуется указанием учителя учащимся,

составляют

какого вида практическую работу они должны

«бинарные методы

выполнять.

обучения».

4.Объяснительно-побуждающий метод

преподавания (учебный материал частично

объясняется учителем, а частично дается ученикам в

виде проблемно-познавательных задач).

5.Побуждающий метод преподавания (постановка

учителем проблемных вопросов и задач перед

учащимися), т. е. организация их самостоятельной

деятельности исследовательского характера.

Методы учения

1. Исполнительский метод учения (заучивание без

критического анализа и осмысления).

2.Репродуктивный метод учения (понимание

объяснений учителя учеником и осознанное

усвоение им знаний).

3.Продуктивно-практический метод (отработка

навыков практических действий; деятельность по

изобретению; выполнение поручений

организационно-практического характера).

4.Частично-поисковый метод учения (сочетание

восприятия учеником объяснений учителя с его

поисковой деятельностью).

5. Поисковый метод учения (ученик самостоятельно

открывает для себя и усваивает новые знания путем

постановки учебных проблем и их решения или

ищет пути решения практической проблемы).

Ю.К. Бабанский

Целостный подход

1. Методы организации и осуществления учебно-

к деятельности

обеспечивается процесс опосредования личностью

учебной информации.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-

познавательной деятельности, благодаря которым

обеспечиваются важнейшие функции регулировки

учебной деятельности, ее познавательной, волевой и

эмоциональной активизации.

3. Методы контроля и самоконтроля эффективности

учебно-познавательной деятельности, благодаря

которым педагоги и ученики осуществляют функции

контроля и самоконтроля в ходе обучения.

  1. Традиционные и современные методы обучения.

Наиболее востребованные методы обучения, используемые в образовательном процессе, а также их основные характеристики, включены в таблицу 2.

Таблица 2

Традиционные и современные методы обучения

Характеристика метода

Достоинства

Недостатки

Лекция является устной

Учащиеся ориентируются в

Отсутствует обратная связь

формой передачи

больших массивах

от учащихся, нет

информации, в процессе

информации, на занятиях

возможности учесть их

которой применяются

присутствует, как правило,

изначальный уровень знаний

средства наглядности

большое количество

и навыков, а занятия жёстко

учащихся, а педагог может

зависят от расписаний и

легко осуществлять контроль

графиков

последовательностью своего

изложения

Семинар представляет собой

Возможность учитывать и

Небольшое количество

совместное обсуждение

контролировать педагогом

учащихся на занятии и

педагогом и учащимися

уровень знаний и навыков

требование к наличию у

изучаемых вопросов и поиск

учащихся, устанавливать

педагога высоких

путей решения определённых

связь между темой семинара

коммуникативных навыков

задач

и имеющимся у учащихся

опытом

Тренинг – такой метод

Возможность изучить

По окончании учащиеся

обучения, основой которого

проблему с разных точек

должны сопровождаться и

является практическая

зрения и уловить её тонкости

получать поддержку, иначе

сторона педагогического

и нюансы, подготовить

приобретённые навыки и

процесса, а теоретический

учащихся к действиям в

умения будут утрачены

аспект имеет лишь

жизненных ситуациях, а

второстепенное значение

также повысить их

мотивацию и создать

положительный

эмоциональный климат

Модульное обучение – это

Избирательность, гибкость и

Учебный материал может

разбивка учебной

возможность перестановки

быть усвоен разрозненно и

информации на несколько

его слагающих – модулей

станет нецелостным

относительно

самостоятельных частей,

называемых модулями

Дистанционное обучение

Возможность вовлечения

Высокие требования к

предполагает применение в

большого числа учащихся,

технической оснащённости

педагогическом процессе

возможность обучения на

педагогического процесса,

телекоммуникационных

дому, возможность выбора

отсутствие визуального

средств, позволяющих

учащимися наиболее

контакта педагога и

педагогу обучать учеников,

подходящего времени для

учащегося и, как следствие,

находясь от них на большом

занятий и возможность

пониженную мотивацию со

расстоянии

переносить результаты

стороны последнего

процесса обучения на

различные электронные

носители

Метод ценностной

Содействие адаптации

Учащийся, если педагог

ориентировки служит для

учащихся к условиям

приукрасил какие-либо

привития ценностей

реальной жизни и

моменты, может

учащимся и ознакомления их

требованиям общества или

разочароваться в полученной

с социальными и

деятельности

информации, когда

культурными традициями и

столкнётся с действительным

правилами

положением вещей

Коучинг (в более обычной

Введение учащихся в

Процесс подбора педагогов

для

нас

форме

исследуемую область

(в данном случае – тренеров)

наставничество) представляет

осуществляется с

требует, чтобы они обладали

собой

индивидуальное

или

максимальной отдачей,

максимально высокими

коллективное

управление

повышается их мотивация,

коммуникативными,

педагогов или более опытных

развивается познавательный

личностными и

учащихся менее

опытными,

интерес, формируются

профессиональными

их адаптацию к личностному

уникальные навыки и умения

навыками и качествами

развитию

постижению

знаний

навыков

по

исследуемой теме

Смысл ролевых игр –

Усиливают рефлексию

Не способны раскрыть

выполнение учащимися

учащихся, улучшают их

глубинные мотивы,

установленных ролей в

понимание мотивов действий

побуждающие людей

условиях, отвечающих

других людей, снижают

принимать решения в жизни

задачам игры, созданной в

количество

и профессиональной

рамках исследуемой темы

распространённых ошибок,

деятельности

или предмета

совершаемых в реальных

ситуациях

Суть метода деловой игры

Дают возможность провести

Необходимость обязательно

состоит в моделировании

всеобъемлющее изучение

создавать сценарий игры,

всевозможных ситуаций или

проблемы, подготовить

требование к самой высокой

особенностей сторон той

способы её решения и

квалификации педагога

деятельности, которая

применить их

касаемо относящихся к

относится к изучаемой теме

ситуации проблем и

или дисциплине

необходимость обладания

высокими навыками

коммуникации

Суть метода «действие по

Соответствует конкретным

На деятельность учащихся

образцу» сводится к

ситуациям в рамках

могут повлиять

демонстрации поведенческой

исследуемой темы, а также

отрицательные установки,

модели, которая и является

учитывает индивидуальные

связанные с личностью

примером для поведения,

характеристики учащихся

тренера, но не связанные с

выполнения заданий и

подражания в осваиваемой

метода

области

Исходя из требований метода

Позволяет учащемуся

Возможность затруднений в

парной работы, один

получить объективную

связи с личностной

учащийся составляет пару с

оценку своей деятельности и

несовместимостью партнёров

другим, тем самым

прийти к пониманию своих

гарантируя получение

недостатков

обратной связи и оценки со

стороны в процессе освоения

новой деятельности

Метод рефлексии

У учащихся развивается

Сфера деятельности

предполагает создание

навык самостоятельного

учащихся, представляющая

необходимых условий

принятия решений и

собой проблематику

самостоятельного

самостоятельной работы,

изучаемой ими темы или

осмысления материала

оттачивается мастерство

дисциплины, ограничена, а

учащимися и выработки у

планирования и достижения

получение и оттачивание

них способности входить в

целей, повышается чувство

происходит исключительно

активную исследовательскую

ответственности за свои

опытным путём, т.е.

позицию по отношению

действия

посредством проб и ошибок

изучаемому материалу

Метод ротаций состоит в

Благоприятно отражается на

Повышенное напряжение

закреплении за учащимися в

мотивации учащихся,

учащихся в тех случаях,

процессе занятия или урока

способствует преодолению

когда к ним предъявляются

разных ролей, благодаря

негативных эффектов

новые и незнакомые

чему они могут получить

рутиной деятельности и

требования

разносторонний опыт

расширению кругозора и

психологические причины

опытному учащемуся (или

коммуникативного навыка

принятия решений своим

группе) для того чтобы

более опытным напарником

овладеть незнакомыми

умениями и навыками

Метод мифологем

Формирование в учащихся

Пониженное внимание к

подразумевает поиск

установки на творческий

логике и рациональным

необычных способов

поиск решений проблем,

просчитанным действиям в

решения проблем, которые

развитие креативного

реальных условиях

возникают в реальных

мышления, и снижение

условиях

уровня тревожности

учащихся при их

столкновении с новыми

задачами и проблемами

  1. Специфика современных методов обучения.

Таким образом, в рамках реализации ФГОС могут использоваться следующие методы обучения. Пассивные, когда учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов - лекция. Активные методы, при которых учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, имеют

вектор учитель ученик. Самыми эффективными признаны интерактивные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель ученик ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных, среди которых:

Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Проблемный метод – предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и письмо – метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.

Эвристический метод – объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников – организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Метод модульного обучения – содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Предлагаем познакомиться с группой интересных авторских методов, которые могут быть использоваться как в начальной школе, так и на других ступенях обучения.

Метод опережающего обучения, разработанный С. Н. Лысенковой, на протяжении многих лет дает положительные результаты в начальной школе. Одним из важнейших его компонентов является комментируемое управление, которое является важным моментом в организации труда учеников на уроке. «Учить детей мыслить вслух» – один из принципов уроков С.Н. Лысенковой и один из элементов обратной связи. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. Комментируемое управление начинается с первого дня обучения в школе, с первых шагов (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение простейших примеров, задач). Четкий ритм, краткая характеристика, аргументация элементов при комментировании обеспе-чивают доступность выполнения задания каждым учеником класса. Термин «веди» вошел в урок вместо традиционного и очень страшного для маленьких «отвечай».

Другим важным фактором метода опережающего обучения является использование учителем опорных схем. Схема – опора мысли ученика, его практической деятельности, свя-зующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы – это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения. Опорные схемы отличаются от традиционной наглядности, являясь опорами мысли, действия.

Еще одним моментом метода опережающего обучения является осуществление принципа перспективного обучения. Материал для перспективной подготовки берется из учебника, используются при этом и дополнительные микроупражнения, которые конкретизи-руют и развивают тему.

Изучение трудных тем проводится в три этапа последовательно, от простого к сложному со всеми необходимыми переходами, и заканчивается выработкой навыка практического действия. Так, на первом этапе происходит знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На основе опорных схем развивается доказательная речь, выполняются различные упражнения с использованием комментированного управления. На данном этапе активность проявляют, как правило, сильные ученики. На втором этапе уточняются понятия, и обобщается материал по теме. Дети ориентируются в схеме-обобщении, овладевают до-казательствами, успешно справляются с заданиями, которые впервые в это время предлагаются в качестве самостоятельных. Именно на этом этапе и происходит опережение. На третьем этапе используется сэкономленное время. В этот период опорные схемы убираются, формируется навык практического действия и появляется возможность для дальнейшей перспективы.

  • основе метода микрооткрытий, разработанного Е. С. Синицыным, лежит сценарий эвристической беседы. Очередная микропроблема выдвигается перед классом или аудиторией, формулируется в виде вопроса, на который учащимся предлагается ответить.

Трудность вопроса тщательно дозируется с соблюдением принципа волны - легкие вопросы сменяются вопросами средней трудности, а последние - очень трудными. Легкие вопросы содержат наводящей информации больше, чем вопросы средней трудности, в трудных вопросах ее еще меньше. Для того чтобы правильно ответить на трудный вопрос, ученик должен мобилизовать весь свой творческий потенциал. Главное условие - соблюдение взаи-мосвязи соседних вопросов, т.е. каждый последующий вопрос должен учитывать не только содержание предшествующего, но и тех вопросов и ответов, которые составляли суть диалога намного раньше. При использовании такого метода обучения новое знание формируется как совокупность маленьких открытий, сделанных самим учеником, а технология преподавания заключается в режиссуре всех этих маленьких открытий. В методе микрооткрытий гармонично сочетаются все методы изобретательного творчества: мозговой штурм, коллективное обсуждение, синектика и индуцирование психоинтеллектуальной деятельности.

Метод синектики основан на применении аналогий и ассоциаций для поиска требуемого решения. Метод интенсификации психоинтеллектуальной деятельности

предназначен для эмоционального воздействия на группу с помощью определенных приемов ведущего: его обаяния, артистичности и «спортивной» формы его логики. Педагог, использующий в своей деятельности устную технологию метода микрооткрытий, выражает в себе две функции. С одной стороны, он выступает в качестве дирижера мозгового штурма, с другой – в качестве импровизатора.

Таким образом, арсенал традиционных и современных методов обучения очень велик, что предоставляет педагогу широкие возможности для достижения целей образовательного процесса.


Вы когда-нибудь учились чему-нибудь, что забывалось буквально на следующий день? Так, чтобы затраченное время и усилия, вложенные в обучение, буквально были пущены на ветер, а навыки и знания никогда более не были использованы?

Корень этой проблемы часто заключается в том, каким путем были получены эти знания. Мало кто из нас умеет обучаться наиболее эффективным и быстрым способом, да так, чтобы новые навыки и знания сохранялись хоть сколь нибудь длительное время.

Ответом на эту проблему могут быть следующие советы по интенсификации, позволяющие ускорить обучение. Предлагаемые методы позволят вам освоить любой навык значительно тверже и быстрее.

Найдите значительную (эмоционально окрашенную) цель для обучения

Человек странное существо. Мы по большей части алогичны и крайне эмоциональны. Можно спорить о пользе такого нашего устройства, но это всего лишь природный механизм, доставшийся нам от далеких предков, намертво запоминать события, связанные с крепкими эмоциональными переживаниями. Раньше этот механизм обеспечивал нашему виду выживание, а сейчас мы можем использовать его для интенсификации обучения и запоминания. Для этого необходимо эмоционально связать изучаемый предмет. Когда к обучению прилагается сильная страсть, связанные с этой эмоцией знания и навыки усваиваются моментально и практически намертво вне зависимости от качества эмоции (хотя у отрицательных эмоций немного больший коэффициент полезного действия). У меня, например, после первого разлетевшегося на куски диска, навык работы с болгаркой и техника безопасности впечатались на всю жизнь (я физически никак не пострадал к счастью).

Нам нужен серьезный стимул для обучения. Большая цель, завязанная на эмоциональную составляющую, визуализируется и активирует мозговые процессы сбора и запоминания информации.

Как знают все преподаватели и догадываются многие студенты, обучение ради обучения редко бывает хорошей идеей. Здесь на память приходят ситуации, когда после сдачи сессионных экзаменов, студенты «форматируют» память, освобождаясь от лишних знаний.

Майкл Джордан под страхом вылета из баскетбольной команды в старшей школе каждое утро выполнял больше тысячи штрафных бросков, с целью стать лучшим игроком в мире (результат все знают).

Также примером может послужить ситуация в которой человек, до этого считавшийся совершенно не обучаемым иностранным языкам, своего рода антиполиглотом, смог так себя смотивировать, что за три месяца до поездки в Испанию выучился бегло разговаривать на испанском.

Такой сдвиг целевой точки в эмоциональную сферу значительно повышает мотивацию к обучению на подсознательном уровне, что в свою очередь приводит к повышению уровня эффективности и скорости обучения.

Запоминаете? Лучше запишите!

Давно не писали от руки? Считаете этот навык утратившим актуальность? Зря! Старая как мир истина, заключается в том, что самый тупой карандаш, лучше самой острой памяти.

Проводились исследования в которых испытуемые делились на две группы, в одной из которых участники писали от руки, а вторая часть группы использовала различные электронные устройства. Точно через полчаса после лекции, проведенный опрос показал превосходство группы, записывавшей материал вручную. Спустя неделю был проведен еще один контрольный срез, показавший еще более ярко выраженное превосходство группы, делавшей заметки от руки.

Что можно вынести из результатов этого исследования? Во-первых, очевидно, что возможности человеческого мозга крайне слабо изучены, но эксперимент показывает наличие эффективных механизмов косвенного усвоения информации, которые задействуются в случае механической записи. Во-вторых, глупо настаивать на архаичности этого способа фиксации информации и не использовать его для более эффективного обучения.

Поучите кого-нибудь другого

Вы когда-нибудь пытались объяснить трудноформулируемую концепцию или проблему кому-нибудь? Когда вы пытаетесь учить кого-то, вы вынуждены упрощать концепции для того, чтобы помочь другому человеку легко их понять. Тем самым, задача понимания облегчается и для вас, что делает материал более ясным и легко усваиваемым.

Исследования показывают, что люди запоминают только:

  • 5% того, что узнали, из лекции.
  • 10% того, что прочитали.
  • 20% того, что узнали посредством аудио-визуального воздействия.
  • 30% визуальной демонстрации (опыт, эксперимент).
  • 50% материала групповой дискуссии.
  • 75% практической отработки теории.
  • 90% того, что объясняют кому-то еще.
В процессе обучения можно использовать различные вспомогательные материалы, типа ментальных карт. Разобрав любую концепцию «на пальцах», вы уже не сможете ее забыть, как бы вам этого не хотелось. Из личного опыта могу вспомнить довольно казусный случай, когда преподаватель по электронике объяснял нам принцип работы транзистора на примере работы унитаза и сливной системы.

Используйте или забейте

Многие изучавшие языки знают, что даже достигнув определенного уровня беглости и внушительного объема словарного запаса, отсутствие практики все равно приводит к ухудшению навыка и обеднению словаря.

Отсутствие практики губительно для любых навыков. Порой после длительных пауз трудно даже на велосипеде кататься, что уж говорить о более тонких предметах. Поэтому для сохранения уровня владения навыком крайне необходимо выделять время на практику.

В процессе поддержания формы обратите внимание на то, чтобы ваше окружение хоть иногда соответствовало этой задаче. В случае с языком постарайтесь выделять время для общения с такими же заинтересованными в этом людьми. Общность интереса к предмету позволяет нам постоянно находиться в состоянии обучения в процессе общения, получая к тому же моментальную обратную связь.

Не забывайте о современных возможностях. Ведь раньше с единомышленниками вас могли разделять тысячи километров, а сейчас вы находитесь на расстоянии клика мышью. Тематические группы в социальных сетях и форумы дадут вам такой круг общения, который захотите.

Следите за собой

Когда вам 20 лет вы с легкостью можете всю ночь проботанить курс лекций и утром быть огурцом, но с каждым годом ресурсы организма только уменьшаются и ночные бдения приведут к тому, что с утра вы вообще ничего не вспомните. Сон совершенно необходим, поскольку является одной из фаз переработки и усвоения информации. Студенческие ночные зубрежки задействуют кратковременную память, из-за чего и получается ситуация, в которой после сдачи экзаменов студенты ничего не знают. Таким образом, если мы хотим сохранения навыков в долгосрочной перспективе, не режимный прессинг мозгов совершенно не приемлем.

Десятки исследований показали, что количество сна прямо пропорционально объемам усвоенной информации. Без адекватного сна и отдыха пашущие на износ нейроны могут не функционировать должным образом, в результате чего теряется способность воспроизведения ранее зафиксированной информации.

Качество сна также имеет значение. Низкое качество сна отрицательно влияет на эмоциональный баланс, который как я уже упоминал выше очень важен для усвоения информации и оказывает сильнейшее воздействие на способности к обучению. Изменения в настроении влияют на нашу способность приобретения и сохранения информации.

Для улучшения качества сна врачи рекомендуют физические упражнения. Хороший сон и тренировки оптимизируют мышление, улучшают бдительность, внимание и мотивацию, а также подстегивают развитие новых нервных клеток из стволовых клеток в гиппокампусе (область мозга, связанная с памятью и обучения).

В следующий раз, когда соберетесь обучиться чему-нибудь, вспомните эти немудреные советы и используйте хоть один, гарантирую более эффективный и интенсивный процесс, и более качественный результат. Спасибо за внимание!

КОНДРАТЬЕВА Г. А., КЛИМКИНА В. М.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье рассматривается возможность разработки и применения различных методов обучения для подготовки студентов технических вузов к инновационной инженерной деятельности. Доказывается перспективность применения активных и интерактивных методов в формировании условий для развития активности учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: пассивные методы обучения, активные и интерактивные методы обучения, процесс обучения, мотивация учебной деятельности.

KONDRATYEVA G. A., KLIMKINA V. M.

MODERN TEACHING METHODS AS A WAY OF TEACHING EFFECTIVENESS DEVELOPMENT

Abstract. The article considers the development and application of various teaching methods aimed at preparing students of technical universities for innovative engineering. The authors prove the effectiveness of active and interactive teaching methods in motivating university students for educational activity.

Keywords: passive teaching methods, active and interactive teaching methods, teaching, motivation of educational activity.

Современное развитие экономики обусловливает потребность общества и предприятий не только в высококвалифицированных специалистах, компетентных в профессии, но и компетентных в инновационной деятельности, обладающих качественными знаниями, способных самостоятельно решать не только профессионально-производственные, но и научные проблемы, готовых к творческой инновационной деятельности, к непрерывному личностному и профессиональному развитию. Сегодня эта очень актуальная тема порождает изменения в требованиях к подготовке выпускников вузов, а значит изменения стратегии и тактики обучения .

Обучение - это целенаправленное общение субъектов системы обучения (педагогов, студентов, инфраструктуры), реализуемое в соответствии с разработанным проектом, в ходе которого осуществляется изучение и осуществление опыта, выработанного человечеством и наработка собственного опыта деятельности. Процесс обучения направлен на формирование профессиональной компетентности через осознание и использование мотивации к учебной

деятельности, использование природных и наработку приобретаемых специфических способностей и освоение компетенций, основанных на знаниях, умениях, навыках.

Главными характеристиками выпускника являются его компетентность в профессии, в инновационной деятельности . Поэтому акценты в современном процессе обучения переносятся с преимущественно информативного общения двух субъектов системы обучения «педагог - студент» на сам процесс познания и способы переноса знаний в деятельность. Эффективность этого процесса зависит от множества компонентов, входящих в систему, но центром внимания является студент и его познавательная активность. Формирование мотивации, активизация творческого мышления, умение добывать, анализировать и использовать информацию для решения проблем, генерирование идей и управление результатами интеллектуальной деятельности, быстрая адаптация к изменяющимся условиям - задачи современного обучения и решить их можно лишь путем творческого подхода к организации учебного процесса, сочетанию традиционных и новых методов обучения, что выступает гарантом результативности педагогического процесса. В зависимости от выделенной цели и сформулированных задач по изучаемой теме подбираются методы обучения. Педагогическая технология как совокупность средств и методов для воспроизведения процесса обучения и воспитания проектируется на основании новых идей, моделируется в зависимости от выделенной цели и сформулированных задач обучения и реализуется преподавателем с учетом временного фактора -количества часов, выделенных для изучения дисциплины, используемых условий и средств обучения, изучаемой тематики, значимости учебного материала для дальнейшей профессиональной или текущей учебной деятельности студента. При этом новыми педагогическими идеями чаще всего становятся методы обучения.

Применяемые современными преподавателями методы обучения можно классифицировать по трем видам: пассивные, активные и интерактивные - каждый со своими характеристиками, условиями и ситуациями для применения.

Пассивные методы - традиционный повествовательный способ донесения преподавателем необходимой для формирования знаний по определенной тематике информации. В этом взаимодействии преподавателя со студентами доминирует преподаватель и используя свои способности лектора доносит содержание лекции до слушателей, использующих свои репродуктивные способности слушать, воспринимать, конспектировать, воспроизводить, т. е. пассивно. Опросы, самостоятельные и контрольные работы, закрытые тесты служат, как правило, средствами диагностики при использовании таких методов . При существовании в современном мире огромного количества информации видится невозможным донести преподавателями и изучить студентами ее всю. И с этой точки зрения

подобные методы малоэффективны. Но если занятия посвящены ознакомлению, например, с необходимыми для понимания последующего материала, терминами и определениями, их применение оправдано и сегодня. Кроме того, они привлекательны с точки зрения возможности донесения до студентов сразу большого количества учебного материала.

Активные и интерактивные методы обучения в отличие от предыдущей группы методов, предполагающих плавное подробное изложение материала преподавателем, предполагают активное участие студентов в процессе обретения ими знаний, умений навыков, основанных на информации, найденной самими студентами с подачи преподавателя, т. е. сознательное их усвоение . Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой дает значение слова активный как деятельный, энергичный . Поэтому активность обучаемых - это их интенсивная учебная деятельность, а педагогов - интенсивная педагогическая деятельность. Оба субъекта обучения - и педагог, и сам студент заинтересованы в развитии познавательной активности студента (самостоятельное творческое мышление, желание получить знания и проведение в связи с этим активного информационного поиска, нахождение собственных подходов к решению проблем, критичность к своим и чужим решениям и т.п.) как инструмента учебной деятельности.

Интерактивный («inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивный подход - это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися.

Интерактивные методы ориентированы на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов посредством диалогового взаимодействия с преподавателем, между собой, с компьютером. Любой участник процесса обучения имеет возможность вмешиваться в ход решения проблемы, задачи и получать необходимые ему пояснения и помощь, обучение и практику. В режиме диалога процессом решения задачи может управлять не только преподаватель. Использование подобных методов предполагает обратную связь, двунаправленность действия: вопрос - запрос - ответ. Использование таких методов обучения позволяет обучающимся раскрыть в себе потенциальные способности и наработать недостающие специфические способности и, как следствие, умения и навыки. В процессе диалога они учатся слушать и слышать, анализировать высказывания других, формировать и формулировать свое мнение, принимать решения и анализировать их, развивать коммуникативные способности, открывать, понимать и использовать природные способности (творца, критика, исполнителя). Преподаватель, студенты, ЭВМ выступают равноправными участниками диалогового процесса обучения. Разумеется, этому естественному диалогу

предшествует большая работа преподавателя по выбору проблемных тем содержания обучения, разработка плана проведения занятия, заданий, выбор способов диагностики результатов и т. п. Одновременно он должен быть готов к некоторой спонтанности хода рассуждений, зависящей от потенциальных способностей обучающихся и степени сформированности мотивации к обучению. Тем не менее, именно эти методы позволяют создать условия для проявления студентами своих способностей, формирования мотивации к творческо-исследовательской учебной деятельности, получения информации для трансформирования ее в знания, умения, навыки, необходимые для наработки компетенций, необходимых для решения профессиональных, социальных и других проблем.

Использование активных и интерактивных методов обучения с одной стороны «осложняет жизнь» преподавателю, так как, во-первых, он сам должен активизироваться, затрачивая дополнительные силы и время на подготовку занятий, активно их проводить, формулируя актуальные проблемы, соответствующие изучаемой теме, задавая направление их анализа и разрешения, используя способы активизации творческого мышления, формируя при этом познавательную мотивацию у студентов. Студенты со своей стороны принимают участие в формировании этой мотивации в процессе нахождения необходимой информации, позволяющей разрешить поставленную преподавателем проблему, ощущая потребность, испытывая интерес, понимая мотив учебной деятельности.

С учетом всех обозначенных факторов применяются различные технологии активного обучения - развивающая, проблемная, исследовательская, поисковая и другие, предполагающие использование активных и интерактивных методов, ориентированных на формирование и проявление обучающимися внутренних средств к учебной деятельности (способности, потребность, интерес, мотив), а сами методы и технологии, создавая благоприятную среду для обучения, выступают в качестве внешнего средства (стимула).

Рассмотрим некоторые методы обучения.

Проблемное обучение, когда новое знание обретается студентом через попытку разрешения им проблемного вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения

Задача преподавателя в начале и по ходу изложения учебного материала создавать и формулировать проблемные ситуации, привлекать обучающихся к их анализу и разрешению. При этом они самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые должен был сообщить преподаватель, при условии достаточности предыдущих знаний. Преподаватель должен

направлять обучающихся к поиску правильного решения проблемы, предлагая, например, определенные источники необходимой информации.

Проблемная лекция стимулирует процесс познания студентов, придавая ему поисковый характер, что формирует творческие способности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Говоря о методе проектов, следует иметь в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов основан на идее взаимодействия и сотрудничества, учащихся в ходе учебного процесса, он создает условия для развития у них различных необходимых качеств и как автономной, и как социально-активной личности, способной взаимодействовать в учебной группе и принимать на себя ответственность как личную, так и за учебную группу. Это создает условия для социализации личности, развивает её профессиональную и деловую активность. Именно такие качества необходимы студентам, чтобы стать квалифицированными специалистами. Те социальные роли, которые принимают и выполняют студенты в ходе работы над проектами (организатора, лидера, исполнителя и др.), приучают и готовят их к выполнению и решению сложных проблемных профессиональных задач в ситуациях реального взаимодействия.

Метод моделирования конкретных ситуаций позволяет обсуждать профессиональные, социальные, инновационные, правовые и другие проблемы. Он активно действует на формирование мотивации к конкретной деятельности, в том числе мотивации к поисковой деятельности, в процессе которой находится нужная информация, позволяющая разрешить проблемную ситуацию. В процессе моделирования выделяется проблема, ее участники, связи между ними, цель, которой надо достигнуть, решая проблему, моделируется и решается задача путем использования имеющихся и трансформированных из вновь найденной информации знаний. Анализ полученных решений, выбор лучшего в процессе общего обсуждения, грамотное его изложение, описание и применение для решения аналогичных ситуаций формируют профессиональные умения.

Ролевые игры - один из активных методов обучения, являющийся творческим, а значит продуктивным. Применение метода стимулирует познавательные интересы, поисковую активность, формирует мотивацию к учебной деятельности и к мотивации профессиональной и инновационной. Игра как один из видов человеческой деятельности снимает психологическую инерцию у студентов, настраивает на позитивный характер взаимодействия.

Работая над игровыми заданиями, студенты имеют возможность понять свою роль в деловой игре, оценив свои способности (творческие, исполнительские, критические). Также этот метод позволяет проверить степень умения переноса знаний в деятельность. Создание в процессе игры среды, приближенной к реальным условиям профессиональной деятельности, позволяет научиться самостоятельно выделять проблемы, анализировать их, формулировать задачи, находить возможные для применения методы их решения, правильно управлять результатами интеллектуальной деятельности.

Метод dilemmadecision (решениеи дилеммы) предполагает активные действия студентов по анализу и разрешению ситуации неопределенности, сложившейся в фирме, сотрудниками которой они якобы являются. Перенося знания из естественных, общетехнических, специальных наук и применяя методы активизации творческого мышления (системный анализ, мозговой штурм и др.) студенты, каждый с позиции занимаемой должности, предлагают решение проблемной ситуации. Затем им предлагается ознакомиться с реально существующим решением и сравнить тот и другой. Метод способствует повышению мотивации к обучению, поскольку позволяет погрузиться в реальные профессиональные проблемные ситуации, осознать себя соучастником их разрешения.

«Круглый стол» можно считать интерактивным методом обучения, позволяющим активизировать познавательную деятельность обучающихся, использовать полученные ранее знания и восполнить недостающую информацию для формирования необходимых в рассматриваемой ситуации знаний, формировать компетенции, направленные на выделение, анализ и решение проблем, научиться культуре ведения дискуссии. Беседа за «круглым столом» является сочетанием тематической дискуссии с групповой консультацией и взаимообучением. Наряду с активным обменом знаниями у обучающихся формируются коммуникативные способности, включающие способность взаимодействовать с другими участниками, излагать свои мысли, аргументировать и обосновывать предлагаемые решения.

Одно из условий организации «круглого стола» - это предоставление возможности участникам видеть друг друга, реагировать на мимику, жесты, эмоции. Это добавляет красок в процесс общения, создает творческий настрой и возможность активного включения в обсуждение проблемы каждого участника.

Программированное обучение внесло серьезный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок в связи с развитием компьютерных технологий и дистанционного обучения. Сюда можно отнести такие методы как «мозговой штурм», «метод контрольных вопросов», «метод я - ты - мы», «изучение через обучение», «метод пазла» и другие, активизирующие учебную деятельность студентов.

«Пассивные» методы обучения способствуют развитию преимущественно репродуктивных способностей. Активные и интерактивные в большей мере способствуют развивать мышление обучающихся, поисковые и исследовательские способности, вовлекать их в решение проблем, максимально приближенных к реальным производственным ситуациям, расширяют и углубляют профессиональные знания, практические навыки и умения на основе использования знаний, формируют мотивацию к инновационной деятельности. Проявляя и развивая свои способности и личностные качества, понимая значимость самообучения и самовоспитания, студенты становятся активными участниками процесса образования, способными к самооценке и самоорганизации.

Мы считаем, что разница между активными и интерактивными методами обучения в том, что применение первых предполагает создание ситуации, когда происходит диалог в паре «преподаватель-студент», а во втором случае - возможное взаимодействие шире: «преподаватель-студент», «студент-студент», «студент-ЭВМ». Кроме того, в первом случае проблемные ситуации создаются преподавателем, а в интерактивном взаимодействии студенты не только разрешают учебные проблемы, но часто сами выделяют проблемы, выбирают методы и средства для их разрешения, решают их.

Однозначно можно утверждать, что инновационная деятельность преподавателей по поиску, разработке и реализации новых методов и средств обучения, активизирующих творческое мышление студентов, является современной и перспективной тенденцией развития образования. Все рассматриваемые в статье методы обучения (как и многие другие) используются педагогами кафедры основ конструирования механизмов и машин Института механики и энергетики МГУ им. Н.П. Огарева. Прохождение педагогической практики на этой кафедре дает возможность студентам проанализировать деятельность преподавателей, обрести собственный опыт использования некоторых методов обучения. Видится возможность создания новых методов обучения, активизирующих учебную деятельность студентов на основе генерирования новых педагогических идей и комплексного использования идей других авторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берденникова Н. Г., Меденцев В. И., Панов Н. И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе: учебное пособие. Серия: Новое в высшем профессиональном образовании. - СПб.: Д.А.Р.К., 2006. - 208 с.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 1995. - 336 с.

3. Братцева Г. Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы // Философия образования. Серия "Symposium": сб. мат. конф. - Вып. 23. -СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - C.336-340.

4. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 205 с.

5. Наумкин Н. И., Кондратьева Г. А. Модульная структура общетехнических дисциплин, направленная на подготовку студентов к инновационной деятельности // Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам III международной научно-практической конференции: «Психология и Педагогика: актуальные вопросы» г. Санкт-Петербурга: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень).

СПб., 2015. - С. 25-28.

6. Наумкин Н. И. Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности: монография / под ред. П. В. Сенина, Л. В. Масленниковой, Д. Я. Тамарчака; Моск. пед. гос. ун-т. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 172 с.

7. Наумкин Н. И., Грошева Е. П., Купряшкин В. Ф. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности в процессе обучения техническому творчеству / под ред. П. В. Сенина, Ю. Л. Хотунцева; Моск. пед. гос. ун-т. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 120 с.

8. Наумкин Н. И., Грошева Е. П., Фролова Н. Н. Подготовка студентов национальных исследовательских университетов к инновационной деятельности на основе компетентностного подхода // Интеграция образования. - 2010. - № 4 (61). - С. 28-33.

9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.ozhegov.info/slovar.

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе - это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену - за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением - то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия - самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. - вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма - давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия - самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность - обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон - важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось - выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся - приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике - я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) - добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь - все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию - как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается - в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то - схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция - один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That"s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

Изучение нового языка - дело сложное и имеет индивидуальные особенности. В то время как одни бьются головой об стену, пытаясь зазубрить хотя бы «my name is Vasya», другие уже легко читают Гамлета в оригинале и непринужденно общаются с иностранцами. Почему им так легко дается процесс обучения? Есть ли какие-то особые секреты освоения иностранного языка? Об этом вы узнаете чуть ниже.

Как мы учим язык

Когда кто-то говорит, что он неспособен выучить новый язык, то хочется в ответ возразить.

Любой человек может выучить новый язык. Эта способность вшита в наш мозг с самого рождения. Именно благодаря ей мы неосознанно и естественно осваиваем свой родной язык. Более того, будучи помещенными в соответствующую языковую среду, дети без всякого напряжения способны освоить и иностранный язык.

Да, потом мы идем в школу, учим грамматику и пунктуацию, шлифуем и совершенствуем знания, но основу наших лингвистических умений составляет именно та база, которая заложена в раннем детстве. Обратите внимание, что происходит это без всяких хитрых методик, лингафонных классов и учебных пособий.

Почему же мы не можем, уже будучи взрослыми, так же легко выучить второй, третий, четвертый языки? Может быть, эта лингвистическая способность присуща только детям, а по мере взросления исчезает?

Отчасти это так. Чем старше мы становимся, тем более пластичность нашего мозга (его способность создавать новые нейроны и синапсы) снижается. Кроме чисто физиологических препятствий, есть и еще одно. Дело в том, что процесс освоения языка в зрелом возрасте коренным образом отличается от детского. Дети постоянно погружены в обучающую среду и на каждом своем шагу получают новые знания, в то время как взрослые, как правило, выделяют для занятий определенные часы, а все остальное время пользуются своим родным языком. Не менее важное значение имеет и мотивация. Если ребенок без знания языка просто не может прожить, то взрослый без второго языка вполне способен успешно существовать.

Это все понятно, но какие же практические выводы можно сделать из данных фактов?

Как мы должны учить язык

Если вы хотите быстро и качественно освоить иностранный язык, то во время обучения должны стараться следовать некоторым простым советам. Они направлены на минимизацию эффекта возрастных изменений вашего мозга, а также помогут пройти весь процесс так же легко и незаметно, как это делают дети.

Интервальные повторения

Эта техника позволяет лучше запоминать новые слова и понятия. Она заключается в том, что вы должны повторять изученный материал через определенные промежутки времени, причем чем дальше, тем эти промежутки меньше. Например, если вы учите новые слова, то их следует повторить несколько раз на протяжении одного занятия, затем повторить на следующий день. Потом еще раз спустя несколько дней и, наконец, закрепить материал через неделю. Вот как примерно этот процесс выглядит на графике:

Одно из удачных приложений, использующих этот подход, - это . Программа в состоянии отслеживать, какие слова вы изучили, и напоминает об их повторении через определенное время. При этом новые уроки строятся с применением уже изученного материала, так что полученные вами знания закрепляются довольно прочно.

Учите язык перед сном

Освоение нового языка требует по большей части простого запоминания больших массивов информации. Да, для грамматических правил желательно понимать их применение, но в основном вам придется заучивать новые слова уже вместе с примерами. Для лучшего запоминания не упускайте возможности еще раз повторить материал перед сном. Исследование американских ученых подтвердило, что запоминание перед сном гораздо прочнее, чем на уроке, проведенном в течение дня.

Изучайте контент, а не только язык

Преподаватели с большим стажем прекрасно знают, что абстрактное изучение иностранного языка проходит гораздо тяжелее, нежели в случае его применения для освоения какого-либо интересного материала. Это же подтверждают и ученые. Например, недавно был поставлен эксперимент , в ходе которого одна группа его участников изучала французский язык обычным способом, а другой вместо этого преподавался один из базовых предметов на французском. В результате у второй группы наблюдался значительный прогресс в восприятии на слух и переводе. Поэтому старайтесь обязательно дополнить свои занятия потреблением интересного для вас контента на целевом языке. Это может быть прослушивание подкастов, просмотр фильмов, чтение книг и .

Все мы постоянно заняты, и выделить время для полноценных занятий не так уж просто. Поэтому очень многие ограничиваются 2-3 часами в неделю, специально выделенными для иностранного языка. Однако гораздо лучше заниматься хоть и меньше по времени, но каждый день. Наш мозг имеет не такой уж большой буфер оперативной памяти. Когда мы пытаемся запихнуть в него за один час максимальное количество информации, то быстро наступает переполнение. Куда полезнее небольшие по продолжительности, но частые занятия. Просто идеально для этого подходят специальные , которые позволят вам заниматься в любой свободный момент.

Миксуйте старое и новое

Мы стараемся побыстрее продвинуться в обучении и получить побольше новых знаний. Однако это не совсем правильно. Гораздо лучше дело продвигается, когда новое смешивается с уже знакомым материалом. Так мы не только легче усваиваем свежий материал, но и закрепляем пройденные уроки. В результате процесс освоения иностранного языка происходит гораздо быстрее.

Loading...Loading...