Пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной. Тест «Тактика поведения в конфликте Тест «Тактика поведения в конфликте»

А. Иногда я предоставляю возможность другим

спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то в чем мы расходимся, я
стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба
согласны.

2


Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов
другого человека и моих собственных.

3


своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным
образом сохранить наши отношения.

4

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными
интересами ради интересов другого человека.

5

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время
стараюсь найти поддержку у другого человека.

бесполезной напряженности.

6

А. Я пытаюсь избежать возникновения
неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.

7

А. Я стараюсь отложить решение спорного

окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить,
чтобы добиться другого результата.

8

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться
своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить
то, в чем состоят все затронутые интересы и
вопросы.

9

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за
каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться
своего.

10. 10

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. 11



вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого человека, а

12. 12

А. Зачастую я избегаю занимать позицию,
которая может вызвать споры.


мне навстречу.

13. 13


Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. 14

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и
спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и
преимущества моих взглядов.

15. 15

А. Я стараюсь успокоить другого человека, а
главное - сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы
избежать напряженности.

16. 16

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах
моей позиции.

17. 17

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться
своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать
ненужной напряженности.

18. 18

А. Если это сделает другого счастливым, я дам
ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то
остаться при своем мнении, если он также идет
мне навстречу.

19. 19

А. Первым делом я стараюсь четко определить,
в чем состоят все затронутые интересы и
спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного
вопроса, с тем, чтобы со временем решить его
окончательно.

20. 20

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши
разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод
и потерь для нас обоих.

21. 21

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению
проблемы.

22. 22

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится
посередине между моей позицией и точкой
зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.

23. 23

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы

Б. Иногда я предоставляю возможность другим
взять на себя ответственность за решение
спорного вопроса.

24. 24

А. Если позиция другого кажется ему очень
важной, я постараюсь пойти навстречу его
желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к
компромиссу.

25. 25

А. Я пытаюсь показать другому логику и
преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть
внимательным к желаниям другого.

26. 26

А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы
удовлетворить желания каждого из нас.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Соперничество
Сотрудничество
Б
Компромисс
Избегание
Приспособление
А
Б
А
А
Б
Б
А
А
Б
Б
А
Б
А
Б
А
А
Б
А
Б
А
Б
Б
Б
Б
А
А
А
Б
А

32.

№п/п
Соперничество
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Б
А
Сотрудничество
Компромисс
Избегание
А
Б
Б
А
А
Б
Б
А
Б
Б
А
А
А
Б
Б
А
Б
А
Б
А
А
А
Приспособление
Б
Б
А
Б

Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «Да» или «Нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «Да» начисляете 1 балл, за ответ «Нет» - 0 баллов. С помощью этого теста Вы можете оценить себя, а также интересующее Вас лицо.

«Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрываете в конфликте Да Нет

2. Считаете, что конфликта надо избегать Да Нет

3. Выражаете свое мнение извиняющимся тоном Да Нет

4. Считаете, что проиграете, если выразите несогласие Да Нет

5. Удивляетесь, почему другие Вас не понимают Да Нет

6. Говорите о конфликте на стороне оппонента Да Нет

7. Воспринимаете конфликт весьма эмоционально Да Нет

8. Считаете, что в конфликте не следует демонстрировать свои эмоции Да Нет

9. Чувствуете, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт Да Нет

10. Считаете, что люди всегда с трудом выходят из конфликта Да Нет

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 8-10, означа­ет, что в Вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4-7 - средневыраженная тенденция к конфликтному поведению; 1-3 - тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

1. Часто подтасовываете факты Да Нет

2. Действуете напролом Да Нет

3. Ищете слабое место в позиции оппонента Да Нет

4. Считаете, что отступление ведет к «потере лица» Да Нет

5. Используете тактику «затыкания» рта оппоненту Да Нет

6. Считаете себя знатоком Да Нет

7. Нападаете на человека, а не на проблему Да Нет

9. Считаете, что выигрыш в аргументах очень важен Да Нет
10. Отказываетесь от дискуссии, если она идет не в

соответствии с Вашим замыслом Да Нет

Оценка результатов. Сумма баллов, равная 8-10, свидетельствует о явной тенденции действовать напролом; 4- 7 - по­казывает, что имеет место средневыраженная тенденция действовать напролом; 1-3 - означает, что тенденция действовать напролом не выражена.

6.4.4.Тест «Оценка стратегий поведения в конфликте» по методике Дж. Г. Скотта. Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных Вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако мно­гие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек. В будущем Вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотта. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.



Проранжируйте стратегии по пяти указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок таблицы.

Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 - последнее место (ранг).

Заполненная таблица даст Вам наглядное представление о том, какой из стилей Вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наи­более комфортен для Вас. Это может быть один и тот же стиль (Ваш любимый) или разные стили. Любой результат дает Вам информацию для размышлений, если Вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

Провести самодиагностику:

три диагностики в отдельных файлах;

из практикума:

Тест «Самооценка поведения в конфликтной ситуации»

Инструкция

Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить особенности вашего поведения в конфликтной ситуации.

Тест содержит шкалу, которая будет использована вами для самооценки по 10 парам утверждений. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонке. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда - 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.

Оценка результатов

На каждой строке (табл. 1) соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.

Таблица 1 Ключ к обработке методики «Сомооценки конфликтности»

1. Рветесь в спор

Уклоняетесь от спора

2. Свои выводы сопровождаете тоном, не терпящим возражений

Свои выводы сопровождаете извиняющимся тоном

3. Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать

Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

4. Не обращаете внимания на то, что другие не принимают доводов

Сожалеете, если видите, что другие не принимают доводов

5. Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента

Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента

6. Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку

В напряженной обстановке чувствуете себя неловко

7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер

Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

8. Не уступаете в спорах

Уступаете в спорах

9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта

Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

10. Если взрываетесь, то считаете, что без этого нельзя

Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов - на высокую; 50 баллов - на выраженную конфликтность. Число баллов 11-15 указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.

Тест «Тактика поведения в конфликте»

Инструкция

Тест содержит две части; «Избегающий конфликта» (табл. 2) и «Действующий напролом» (табл. 3). Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» - 0 балла. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.

Таблица 2. «Избегающий конфликта»

1. Всегда проигрывает в конфликте

2. Считает, что конфликта надо избегать

3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном

4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие

5. Удивляется, почему другие его не понимают

6. Говорит о конфликте на стороне оппонента

7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально

8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоций

9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт

10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта

Оценка результатов

♦ 8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности;

♦ 4-7 баллов - средне выраженная тенденциями конфликтному поведению;

♦ 1-3 балла - тенденция не выражена.

Таблица 3. «Действующий напролом»

1. Часто подтасовывает факты

2. Действует напролом

3. Ищет слабое место в позиции оппонента

4. Считает, что отступление ведет к «потере лица»

5. Использует тактику «затыкания» рта оппоненту

6. Считает себя знатоком

7. Нападает на человека, а не на проблему

9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен

10. Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом

Оценка результатов

♦ 8-10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом;

♦ 4-7 баллов - показатель того, что имеет место средневыражен-ная тенденция действовать напролом;

♦ 1-3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.

Тест « Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт»

Инструкция

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.

В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям (табл. 4). Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 - последнее место (ранг).

Таблица 4. Оценка стратегии поведения в конфликте по Дж. Г. Скотт

Стиль разрешения конфликта

Использую чаще всего

Владею лучше всего

Дает наилучшие результаты

Чувствую себя при использовании наиболее комфортно

Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию)

Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)

Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)

Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)

Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)

Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего дает наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

Практикум 1 Профессиональные деформации как конфликтоген

1.Провести самодиагностику профессионально-значимых качеств и выраженности профессиональных деформаций педагога.

2.Оценить полученные результаты с позиции выраженности профессиональных деформаций .

Профессиональные деформации - деструктивные изменения личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Авторитарность, как наиболее выраженная особенность, качество, акцентуация, является одной из распространенных деформаций личности педагога.

Авторитарность - социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана, коррелирует, с такими качествами, как агрессивность, завышенная самооценка и уровень притязаний, склонность следовать стериотипам, слабая рефлексия и др. На поведенческом уровне авторитарность проявляется в стремлении личности во что бы то ни стало добиться доминирующего положения в группе, занять максимально возможную позицию в структуре власти.

Наиболее яркое выражение авторитарность находит в автократическом давлении педагога (лидера по своей социальной роли) на учащихся (ведомых). Такой педагог строго контролирует выполнение любой задачи, жестко пересекает излишнюю, по его мнению, инициативу членов группы, воспринимая ее как акт своеволия и посягательства на авторитет и достоинство; субъективно оценивает достигнутые результаты, руководствуясь своими взглядами и установками.

    В учебном процессе добиваюсь, чтобы учащиеся полностью выполняли мои требования и распоряжения.

    Меня раздражает, когда кто-нибудь проявляет слишком много инициативы.

    Уверен, что мои оценки успехов и неудач учащихся точны и справедливы.

    Всегда требую от учащихся неукоснительного соблюдения правил поведения.

    Пытаюсь выработать универсальный стиль общения с учащимися.

    Часто теряю контроль над своими эмоциями, когда учащиеся не соглашаются со мной и противоречат мне.

    Если в группе возникают конфликты, стремлюсь их разрешить сам.

    Учащихся нужно постоянно контролировать.

    Нарушителей дисциплины я строго наказываю.

    В споре всегда могу настоять на своем.

    Ответственность за принимаемые решения я всегда беру на себя.

Ключ к опроснику:

ДА: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

Уровни выраженности:

До 4 баллов - низкий

5 - 7 баллов - средний

8 и более - высокий

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Компетентность – это особый тип организации знаний относительно определенной содержательной области, связанный с возможностью принимать конструктивные решения (как в виде оценок, умозаключений, так и в виде программ поведения) 1 .

Социально-коммуникативная компетентность отражает особенности организации знаний относительно системы общественных отношений, социума, в котором обитает человек, и межличностного взаимодействия. Для педагога социально- коммуникативная компетентность является одной из важнейших составных частей профессиональной компетентности.

    – №6. –с. 35 - 45.

ДИАГНОСТИКА СКК

Варианты ответов и их условное обозначение:

полностью согласен с высказыванием - !

больше согласен, чем нет - +

не знаю, сомневаюсь в ответе - ?

больше не согласен - –

полностью не согласен - – –

    Если в разговоре возникает большая пауза, мне часто ничего не приходит на ум, чтобы спасти ситуацию.

    Я придаю большое значение тому, что другие думают обо мне.

    Человек с неясным и гнусавым произношением раздражает меня.

    Часто пасую перед трудностями прежде, чем возьмусь за дело.

    Легко теряю хладнокровие, когда на меня нападают с обвинениями.

    Мне трудно подружиться с кем-нибудь.

    Прежде, чем занять позицию в каком-то вопросе, стараюсь узнать мнение других людей.

    В трудных ситуациях внутреннее беспокойство заставляет меня принимать преждевременные решения.

    Я ­­– оптимист.

    Время от времени я теряю терпение и свирепею.

    В обществе могу непринужденно беседовать с людьми, с которыми раньше никогда не встречался.

    Если в моем трудовом коллективе возникают разногласия, я стараюсь держаться в стороне.

    Избегаю общения с противоречивыми, непредсказуемыми людьми.

    У меня довольно часто бывает плохое настроение.

    Мои чувства легко оскорбить.

    В поездках я почти никогда не беседую со случайными попутчиками.

    В спорных вопросах я всегда высказываю свое мнение.

    Не люблю, когда в конце фильма или книги действие остается незавершенным.

    Если что-то не удается, думаю: в следующий раз получится лучше.

    Я склонен во время спора говорить громче, чем обычно.

    Могу втянуть в разговор совершенно незнакомых людей.

    Я лучше примирюсь с чем-то, чем дам дойти делу до конфликта.

    Меня угнетает, если я должен откладывать принятые решения.

    Часто сам себе отказываю в исполнении желания, чтобы избежать разочарования.

    Бывает, высказываю угрозы, которые сам не принимаю всерьез.

    Мне легко внести оживление в общество.

    Избегаю критиковать своего начальника, хотя иногда это необходимо.

    Я охотно предоставляю что-то случаю.

    Могу в любой ситуации найти что-то хорошее.

    Часто чувствую себя как пороховая бочка перед взрывом.

    Мне не нравится, когда мой супруг (супруга) приглашает гостей без моего ведома.

    Легко могу отказаться от своих планов, намерений, если другие о них невысокого мнения.

    Как правило, придерживаюсь пословицы: семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Когда мне что-нибудь пообещают, я опасаюсь, что не выполнят.

    Если прихожу в ярость, разряжаюсь, выполняя физическую работу.

    Я везде быстро завязываю новые знакомства.

    Когда меня несправедливо обвиняют, скорее промолчу, соглашусь, чем начну защищаться.

    Чаще всего мне трудно выбрать что-то одно из нескольких вещей или возможностей.

    Редко бываю в подавленном, плохом настроении.

    Бывает, что сержусь на других из-за какого-нибудь пустяка.

    У меня редко бывают гости.

    Мне легче, когда я могу присоединиться к мнению общества.

    Мне нравится, когда мой распорядок дня нарушают непредвиденные события.

    В делах я придерживаюсь пословицы: смелость – города берет.

    Когда мне долго противоречат, теряю самообладание.

    Меня редко приглашают в гости.

    В детстве я часто признавал правоту других, хотя и не разделял их мнения.

    Люблю знать заранее, кто будет на званом вечере, на который я приглашен, и как он будет проходить.

    Я быстро капитулирую, если мне что-то не удается.

    Часто не могу совладать со своим раздражением.

    Со знакомыми людьми, которых долго не видел, я неохотно заговариваю первым.

    На производственных совещаниях я охотнее присоединяюсь к мнению начальства.

    Непредвиденные события часто приводят меня в замешательство.

    Бывает, скучаю или грущу, когда другие веселятся.

    В целом я спокоен и меня нелегко вывести из себя.

    Мне неприятно, когда у друзей, к которым я приглашен, встречаю незнакомых людей.

    Если хорошо подумаю, то скорее склонен что-то критиковать, чем принимать.

    Я охотно берусь за что-нибудь, хотя с самого начала известно, каким будет исход.

    Мои будни в целом интересны и занимательны.

    Часто у меня выскакивают замечания, которые лучше бы проглотить.

В диагностике социально-коммуникативной компетентности выделяется пять составляющих, пять шкал:

    Социально-коммуникативная адаптивность

(гибкость – скованность в общении). Полярная характеристика: с одной стороны /низкие баллы/ - пластичность, гибкость в общении, умение взаимодействовать с самыми различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимися обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них себя, свое место;

с другой стороны /высокие баллы/ – стеснительность, замкнутость и скромность, неуверенность в себе как в собеседнике, неумение поддержать разговор, чувство «лишнего», скованность в общении.

Низкая выраженность социально-коммуникативной адаптивности /высокие баллы/ может быть связана с индивидуально-психологическими особенностями личности, в частности, с интровертированностью, для которой характерна затрудненность внешней коммуникации; – низкой или заниженной самооценкой, неуверенностью в себе; – низким уровнем эрудиции, узким кругом интересов; – недостатком знаний и умений в области психологических техник общения.

    Стремление к согласию

(несогласие, склонность противоречить – согласие, миролюбие)

Полярная характеристика: с одной стороны /низкие баллы/ – отсутствие боязни к несовпадению мнений, расхождение во взглядах; стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, принципиальность, несговорчивость.;

с другой стороны /высокие балы/ – стремление все проблемы решить «мирным путем», уступить, договориться; эта особенность может быть основана на доброжелательности, миролюбии; избегании конфликтов, как слишком сильных эмоциональных переживаний; слабостью воли, нерешительностью; ориентацией на других; нежеланием брать ответственность на себя, безразличием, индифферентностью.

    Нетерпимость к неопределенности –

стремление следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, дела, поступки, отсутствие сомнений, ортодоксальность мышления, однозначность восприятия: положительный – отрицательный, плохой – хороший, добрый – злой, «черное – белое», или – или, без полутонов; боязнь неопределенности, неожиданностей; неумение ждать, которое приводит к необдуманным и преждевременным действиям.

Терпимый – умеющий без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, характеру и т.п.

    Ориентация на избегание неудач

(оптимизм, вера в себя – пессимизм, подозрительность)

Полярная характеристика: с одной стороны /низкие баллы/ – жизнелюбие, вера в себя, свои возможности, жизнерадостность и увлеченность, это черты творческих, достигающих личностей, но при этом может отсутствовать чувство самосохранения, превышается разумный уровень риска;

с другой стороны /высокие баллы/ – пессимизм, недоверчивость, боязнь трудностей, отсутствие самостоятельности, «как бы чего не вышло», скептицизм, разочарованность, мрачность, стремление во всем и во всех видеть прежде всего негативное, отрицательное.

    Фрустрационная толерантность –

отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор, устойчивость в проявлении чувств; формируется в процессе становления личности и присвоении ею устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности; способность к предвидению благоприятного выхода из фрустрационной ситуации. Внешне выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные воздействия.

Обработка и интерпретация результатов

    Против каждого ответа проставляется соответствующий ему балл:

    Определяется сумма баллов на каждой шкале опросника, для этого используется дешифратор шкал:

социально-коммуникативная адаптивность

стремление

к согласию

нетерпимость к неопределенности

избегание неудач

фрустрационная толетарность

    Определяется уровень выраженности каждого компонента социально-коммуникативной компетентности.

Шкала оценок уровня выраженности компонента (в баллах):

До 20 - низкий

21 - 30 - ниже среднего

31 - 40 - средний

41 - 50 - выше среднего

51 и более - высокий

Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

Инструкция к тесту

Внимательно прочитайте (прослушайте) пары суждений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в банке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу.

Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их, прежде чем начнете выполнять тест.

Тестовый материал

    Выберите верное суждение

    1. Человек чаще всего может быть уверен в других людях.

      Доверять другому небезопасно, так как он может использовать это в своих целях.

    Выберите верное суждение

    1. Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.

      В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полностью довериться.

    Выберите верное суждение

    1. Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности.

      Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности.

    Выберите верное суждение

    1. Вера в других является основой выживания в наше время.

      Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.

    Выберите верное суждение

    1. Если знакомый просит в займы, лучше найти способ отказать ему.

      Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей жизни.

    Выберите верное суждение

    1. «Договор дороже денег» - все еще лучшее правило в наше время.

      В наше время необходимо стремиться угрожать всем независимо от собственных принципов.

    Выберите верное суждение

    1. Невозможно перепрыгнуть через себя.

      Там, где есть воля, есть и результат.

    Выберите верное суждение

    1. В деловых отношениях не место дружбе.

      Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь другому.

Ключ к тесту

Выборы, отражающие доброжелательное отношение к другим людям: 1A, 2A, 3В, 4А, 5В, 6А, 7В, 8В.

При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении - в 0 баллов. Баллы суммируются.

Интепретация результатов теста

    4 балла и меньше - низкий показатель доброжелательного отношения к другим;

    4 – 8 баллов - средний показатель доброжелательного отношения к другим;

    8 баллов и выше - высокий показатель доброжелательного отношения к другим.

Низкие баллы отражают эмоциональную стабильность, высокий уровень самообладания и саморегуляции эмоциональных состояний, умение владеть собой в эмоциогенных ситуациях; хладнокровие, ясный ум.

Средние баллы – средний уровень раздражения, неудовольствия, когда встречаешься с преградой, блокированием того, что хочется сделать или получить, умение снимать эмоциональное возбуждение физическими нагрузками, переоценкой ценностей, средние навыки самоконтроля.

Высокие баллы – низкое самообладание, несдержанность, возбудимость, нежелание «держать себя в руках», вербальная, речевая несдержанность.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Главным препятствием взаимопониманию учителей и учеников является абсолютизация ролевых отношений - “учебоцентризм”. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося.

Социально-психологическая направленность (СПНЛ) представляет симптомокомплекс свойств, выражающих доминирующее отношение личности к другим людям, восприятие человека как ценностно-многосторонней личности.

Отношения имеют два аспекта: в них выражается то, как человек переживает и осознает определенные стороны действительности, и в то же время отношения личности представляют собой активные побуждения к определенным действиям и поступкам.

Социально-психологическую направленность личности инженера-педагога можно представить как психологическое новообразование, основными составляющими которого выступают:

    социально-профессиональные ценностные ориентации «ЦО»; нравственные основания оценок личностью окружающей действительности и ориентации в ней, ценностные ориентации лежат в основе дифференциации объектов по их значимости, для социально-психологической направленности центральным объектом ценностного отношения является сам человек, поэтому важнейшими являются ценности нравственные;

    профессионально-педагогические интересы «ППИ»; динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию или выполняемую профессиональную деятельность. Удовлетворение интересов проявляется в повышении психолого-педагогической компетентности, поиске новой информации, умении видеть профессиональные проблемы и стремлении найти им решение; на основе способности и стремления пополнять старые и приобретать новые знания, навыки и умения достигается высокий уровень профессиональной самостоятельности;

    профессиональные установки «ПУ»; измеряют готовность, внутреннюю предрасположенность личности к профессионально-педагогическому взаимодействию с учащимися, коллегами по работе; профессиональные установки выполняют стабилизирующую функцию, способствуют профессиональной устойчивости педагога. Высокий уровень выраженности связан с развитием таких качеств, как доброжелательность, «действенная» доброта, готовность к оказанию помощи, умение радоваться успехам учащихся и коллег; данная шкала отражает желание творчески решать поставленные задачи, искать нестандартные, собственные пути решения возникающих проблем;

    профессиональная позиция «ПП»; отражает отношение педагога к учебно-воспитательному процессу, к учащимся, коллегам; в профессиональной позиции проявляются представления о профессиональном идеале, оказывающие влияние на реакции относительно всех объектов и ситуаций профессионально-педагогической деятельности;

    самоотношение, «принятие себя» «СО»; проявляется в эмоционально-ценностном отношении к себе, охватывает восприятие и оценку представлений человека о самом себе, удовлетворенность профессиональной деятельностью и местом работы, своими успехами и достижениями; одним из проявлений самоотношения является самоуважение, которое эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, оценку своих возможностей строить и контролировать собственную жизнь, понимание самого себя как многосторонней личности.

Поведение участников конфликта включает в себя действия, направленные на оппонента. Социальную реальность конфликта составляют взаимные реакции, направленные на реализацию интересов каждой стороны и на ущемление интересов оппонента. Поскольку действия оппонентов вливают на них, вытекающих из предыдущих действий другого участника, то в любом конфликте они приобретают характер взаимодействия.

Стратегия поведения в конфликте - это ориентация личности или группы по конфликту, установка на определенные формы поведения в конфликтной ситуации.

Традиционно конфликтологи выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, описанных К. Томасом, хотя в научных трудах они могут иметь несколько разные названия:

1) доминирование (соперничество, конкуренция, борьба);

2) сотрудничество (сотрудничество, кооперация, интеграция)

3) уклонения (ухода, игнорирование)

4) приспособления (уступчивость)

5) компромисс.

Эти стратегии различаются в зависимости от ориентации участников конфликта на реализацию собственных целей или на цели партнера.

От того, какую стратегию выбирают участники конфликта, часто зависит его ход и конечный результат. Стратегии уклонения и приспособления являются пассивными, они фактически направлены на то, чтобы не допустить развития конфликта. Поэтому психологов интересуют прежде всего стратегии сотрудничества и соперничества. Для тех, кто выбирает первую стратегию, присуща кооперативная ориентация, а для тех, кто выбирает соперничество - конкурентная. Однако в реальной конфликтной ситуации возможен проявление одновременно двух таких на первый взгляд противоречивых стратегий.

Интересен подход Дж. Рубина и Д. Пруйта. Они, воспользовавшись моделью К. Томаса и обобщив ее, выделили три основные стратегии поведения в конфликте:

1) наступательная стратегия соперничества: предусматривает любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной из сторон без учета интересов другой стороны;

2) стратегия решения проблемы - прилагаются усилия, чтобы выяснить проблемы, которые разделяют стороны, разработать и принять взаимовыгодное решение;

3) стратегия уступок - одна из сторон идет на снижение своих притязаний.

Эти общие стратегии поведения реализуются в частных тактиках. Тактика (от греческого слова т ^ о - шикую войска) - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Одну и ту же тактику можно применять в рамках различных стратегий.

Наибольший интерес вызывают тактики, которые участник конфликта применяет при выборе стратегии соперничества.

Дж. Рубин и его коллеги отмечают, что тактики соперничества не плохи сами по себе, негативным оказывается результат, к которому приводит применение этих тактик. Тактики соперничества условно можно разделить на легкие (те, последствия применения каких либо благоприятные, или по крайней мере нейтральные для другой стороны) и тяжелые (ведут к неблагоприятным для другой стороны последствий). Обычно тактики соперничества чаще всего применяют по принципу нарастания их последствий - от легких до тяжелых.

Тактика "обольщения" - это поведение, которое направлено на то, чтобы воздействовать на другого, восхваляя его достоинства. Этой тактике свойственна определенная психологическая особенность: чем меньше заинтересованный человек в достижении успеха, в случае применения этой тактики, то легче его достичь. Это объясняется тем, что если другая сторона осознает стремление первой стороны произвести хорошее впечатление связано с заботой о собственных выгодах, то она будет более настороженно относиться ко всем ее попыток в этом направлении. Первая группа тактик "обольщения" - лесть. Применяя эту тактику, участник взаимодействия рассчитывает на то, что людям сложно плохо относиться к тем, кто их хвалит. Однако похвала должна иметь меру, иначе ее будут воспринимать как неискреннее. Следующая группа тактик "обольщения" - "единство взглядов". Выражая согласие относительно высказываний другой стороны, первая сторона стремится создать впечатление, что их позиции схожи. Однако при применении этой тактики нужно избегать впечатления, что согласие продиктована какими-то скрытыми мотивами, и не произвести на другую сторону впечатление человека, который бездумно соглашается с любой точкой зрения. Третья категория тактик "обольщения" заключается в предоставлении услуг: люди хорошо относятся к тому, кто делает им что-то приятное. Четвертая категория - это тактики самопрезентащи: надо так подать свои достоинства, чтобы другая сторона признала их привлекательными. Итак, тактики "обольщения" имеют целью заставить оппонента пойти на уступки благодаря обаянию и хитростям. Для успешного применения этих тактик главной является условие, чтобы другая сторона не заподозрила того, кто прибегает к ним, в корысти.

Следующий тип тактик - "скуйовджування перья" - применяют с целью сбить с толку другую сторону, смутить ее и тем самым ослабить ее упрямство в нежелании идти на уступки. Такого эффекта можно достичь, строя свое поведение в манере, противоположной манеры поведения оппонента. Другой вариант - заставить соперника чувствовать или безответственным, или некомпетентным. Чтобы такие тактики были успешными, нужно, как и в случае применения первой группы тактик, чтобы противоположная сторона не догадывалась об истинных намерениях.

Третья группа тактик - скрытые упреки. Под видом невинных замечаний относительно реальных фактов они призваны задеть и огорчить другого. Собственно говоря, тот, кто применяет такую тактику, пытается вызвать у другого чувство вины. Чувство вины можно вызвать тремя способами:

1) напомнить человеку о давних вины;

2) показать его мелкие грешки как значительно более серьезные;

3) заставить почувствовать ответственность за ошибки, эта сторона не допускала.

Однако эти тактики могут оказаться неэффективными из-за того, что другая сторона может не заметить, что ей внушают чувство вины, а может переживать это чувство, но не осознавать его причины. Самое главное, что нужно помнить - это то, что при применении тактики скрытых упреков интересы, которые лежат в основе конфликта, не обсуждаются, а потому проблема, по сути, не решается.

Четвертая группа тактик - убедительная аргументация, которая заключается в том, что одна из сторон - участниц конфликта - склоняет другую сторону к снижению притязаний, руководствуясь логическими доводами. Такую тактику можно реализовать двумя способами:

1) одна из сторон должна попытаться убедить другую, что имеет законные основания добиваться разрешения спора в свою пользу;

2) одна из сторон должна убедить другую в том, что снижение притязаний пойдет ей на пользу.

Пятая группа тактик - угрозы. Они заключаются в том, что одна из сторон выражает намерения вести себя так, чтобы повредить другой стороне, если она не будет выполнять предъявленных ей требований. Такая тактика является самой распространенной формой социального влияния в спорах сторон. Угрозы отличаются от обещаний тем, что содержат указания на негативные последствия для другой стороны. Угрозы применить силу действуют часто гораздо успешнее, чем применение самой силы, а поэтому они являются очень эффективным средством воздействия. их действенность объясняют тем, что люди обычно больше стараются избежать возможных потерь, чем получить возможную вознаграждение. Также и сторона, которая угрожает другой, в любом случае оказывается в выигрыше: даже если угрозы не выполняются, то противник склонен расценивать это не как слабость, а как проявление гуманности.

Серьезная проблема в применении тактики угроз заключается в том, что другая сторона также может к ней прибегнуть. Если же на угрозу соответствуют угрозой, то это приводит к усилению враждебности.

Последняя тактика - тактика несклоняемых, или позиционных, обязательств, суть которой заключается в том, что одна из сторон конфликта удастся к определенным действиям и гарантирует, что не отступится от выбранной линии поведения. Тогда происходит переложение ответственности за последствия конфликта на другого участника. Примером применения такой тактики могут стать забастовки, голодовки, бойкоты. В случае успешного применения такая тактика обычно заставляет оппонента идти на уступки. Однако применение этой тактики может быть связано с определенным риском для обеих сторон конфликта.

Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» – 0 баллов. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.

«Избегающий конфликта»

Оценка результатов

8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4–7 баллов – средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1–3 балла – тенденция не выражена.

«Действующий напролом»

Оценка результатов

8-10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом; 4–7 баллов – показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом; 1–3 балла означают, что тенденция действовать напролом не выражена.

Тест 4. Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт

Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.

В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.

Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 – последнее место (ранг).


Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности использовать различные стили.

Тест 5. Опросник Томаса

Предлагаемый тест поможет вам выявить формы своего поведения, используемые вами в конфликтных ситуациях.

Перед вами 30 вариантов утверждений, каждый из которых имеет две разновидности ответов – «А» и «Б». Внимательно прочитайте каждый вариант и выберите то утверждение («А» или «Б»), которое в наибольшей степени соответствует вашему поведению в ситуациях конфликта, отметив их в опросном листе теста.

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

Б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А) Я пытаюсь избежать неприятностей.

Б) Я стараюсь добиться своего.

7. А) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего.

8. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А) Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

12. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Б) Я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать напряжения.

16. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. А) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к другому.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А) Я пытаюсь найти позицию, которая была бы средней между моей и позицией другого человека.

Б) Я всегда отстаиваю свою позицию.

23. А) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

Б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисса.

25. А) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. А) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А) Зачастую я стремлюсь избежать споров.

Б) Если это сделает другого человека более счастливым, я дам ему такую возможность настоять на своем.

28. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. А) Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Ключ к тесту



Для определения собственного стиля поведения в конфликте необходимо посчитать сумму ответов (один любой ответ дает один балл) по каждому стилю (столбцу) и построить график своего поведения.


Методические материалы к теме «Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте»

Тренинговое занятие

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), чистые листы, маркер, скотч, ножницы, карточка с запоминаемым текстом для игры «Испорченный телефон» (Приложение 1), Тест Томаса (бланк теста на каждого участника, ключ к тесту для ведущего).

Тема Содержание этапа Время
Зачем мы здесь собрались? Организационный момент Встреча участников и рассаживание их в круг. Участникам предлагается написать свое имя на бейдже. 5 мин.
Вступительное слово ведущего Приветствие участников, знакомство с целями предстоящей работы. 5 мин.
Знакомство Каждый участник представляет себя (ученик - имя, класс; взрослый - имя, должность) и сообщает цель посещения тренинга. 15 мин.
Правила тренинга Пояснение и принятие правил тренинга («Здесь и теперь», «Ноль-ноль», «Умей слушать другого», «Храни тайну», «Стоп»). 5 мин.
1. Конфликты и причины их возникновения. Разминка «Карандаши» Участники объединяются в пары и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы, подушечками указательных пальцев, выполняя команды: «Шаг назад», «Два шага вперед», «Наклониться вперед», «Присесть» и т.д. Затем это задание выполняют, встав в круг. 10 мин.
Упражнение «Гости столицы» Участники в парах (разбиваются на 1-й, 2-й) должны представить, что они вдвоём проездом в Москве и до отправления поезда осталось 4 часа. Необходимо проиграть ситуацию, в которой 1-й – хочет побывать на Красной площади; 2-й – в театре на премьере спектакля с участием любимого актера. Цель – уговорить партнера. Обсуждение: Удалось ли уговорить партнера? Почему? Что помогло или помешало? 20 мин.
Информационный блок Понятие «конфликт», причины возникновения конфликтов. 10 мин.
Игра «Испорченный телефон» 10 участников выходят за дверь, одному из оставшихся сообщается текст, который затем передается участниками по очереди. Обсуждение: Что мы с вами сейчас наблюдали? Таким образом могут рождаться сплетни, которые часто являются источником конфликтов. 20 мин.
Перерыв 10 минут
2. Посредничество как один из способов разрешения конфликтов. Диагностический блок (Тест Томаса) Каждый участник заполняет бланк теста и определяет свой стиль поведения в конфликте. 15 мин.
Информационный блок Беседа о способах разрешения конфликтов: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество (с выходом на посредничество). 10 мин.
Упражнение «Ты уже посредник?» Участники объединяются в тройки (рассчитавшись на 1,2,3). Разыгрывают ситуацию: между двумя учениками конфликт: 1-й обозвал 2-го, 2-й его за это стукнул, и завязалась драка. Роль 3-го попытаться их примирить, выступить в роли посредника. Обсуждение: Кто (какой человек) может быть посредником? Что для этого нужно? Кто уже готов быть посредником? 20 мин.
Беседа о личности посредника Анализ личности посредника и необходимых ему качеств. 5 мин.
Игра «Замороженный» Участники объединяются в пары. 1-й – «замороженный», 2-й – пытается жестами и мимикой его разморозить. Обсуждение: Удалось ли «разморозить» партнера? Что помогало не реагировать на происходящее вокруг? В каких жизненных ситуациях может пригодиться такой навык? 15 мин.
Рефлексия занятия Обсуждение: Оправдались ли ожидания от 1 дня тренинга? Что нового приобрели на занятии? Каковы ожидания от будущих встреч? 15 мин.

Занятие 2

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах), скотч, ножницы, памятки с техниками активного слушания на каждого участника (Приложение 2), анкета «Умеете ли Вы слушать?» (Приложение 3), чистые листы, раздаточный материал к технологии «Зигзаг» (Приложение 4).

Тема Содержание этапа Действия ведущего и участников Время
3. Общение и умение слушать. Организационный момент 5 мин.
Приветствие Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от 2-й встречи. 10 мин.
Разминка «Копирование движений» Участники встают в круг и выполняют любое движение. По сигналу ведущего – начинают повторять движения соседа слева. И так пока движение не вернется к своему автору. 10 мин.
Информационный блок Психология общения, виды и функции общения. Средства общения. 10 мин.
Упражнение «Слушание в разных позах» Участники разбиваются на 1-й и 2-й. 1-«говорящий», 2 – «слушающий». Проигрывают ситуацию слушания в разных позах: 1) оба сидят, 2) говорящий стоит, 3) стоят спиной друг к другу. Затем меняются ролями. Обсуждение:При каком расположении собеседника было легче говорить? Легче слушать? Как вы думаете, почему при изменении взаимного расположения меняется эффективность общения? 10 мин.
Диагностический блок (Анкета «Умеете ли вы слушать?») Ведущий зачитывает вопросы анкеты, участники записывают ответы на листах, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача - продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»). 10 мин.
Информационный блок Активное и пассивное слушание, ошибки, препятствующие активному слушанию. 10 мин.
Упражнение «Эффективное слушание» Проигрывание техник активного слушания. Участники делятся на группы по 3 чел. 1-й – рассказывает интересный случай из своей жизни, 2-й - использует технику активного слушания, 3-й - наблюдает и выявляет применяемую технику активного слушания. Затем меняются ролями. Обсуждение: Все ли техники были отгаданы? Что было легче: отгадывать или использовать технику? 25 мин.
Перерыв 10 минут
4. Проявления эмоций и чувств. Разминка «Путаница» Группа образует круг, все участники вытягивают руки внутрь круга, соединяя руки таким образом, чтобы получилась путаница. Группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук. 10 мин.
Информационный блок Основные эмоции и чувства. 5 мин.
Упражнение «Угадай эмоцию» Водящий выходит за дверь, остальные придумывают и изображают эмоцию, которую он должен отгадать. Обсуждение: К каким последствиям может приводить ситуация, если человек думает, что изображает одну эмоцию, а окружающие видят совершенно другую? Умение конструктивно выражать эмоции - условие того, что они не принесут вреда. 20 мин.
5. Манипуляции и защита от них. Упражнение «Толкачи» Участники встают в две шеренги. Стоя на одной ноге, начинают толкаться ладонями. Цель - вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу или сдвинуться с места. Участники 3-4 раза меняются парами. Обсуждение: Какими способами удалось вывести соперника из равновесия? Игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их. 10 мин.
Изучение способов манипулирования Технология «Зигзаг». Делятся на 4 гр. Изучают теорию, приводят примеры из жизни. 25 мин.
Рефлексия занятия Обсуждение: Оправдались ли ожидания от 2 дня тренинга? Что нового приобрели на занятии? Каковы ожидания от следующей встречи? 10 мин.

Занятие 3

Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах, скотч, ножницы, шнур или мел, магнитофон, аудиозаписи, раздаточный материал «Совместная встреча» на каждого участника, чистые листы, большой лист ватмана для коллажа, журналы, клей, анкета обратной связи по тренингу на каждого участника (Приложение 5).

Тема Содержание этапа Действия ведущего и участников Время
6. Процесс посредничества в конфликте Организационный момент Встреча участников и рассаживание их в круг. 5 мин.
Приветствие Участники приветствуют друг друга, говорят о своих ожиданиях от третьей встречи. 10 мин.
Разминка «Гвалт» Участники делятся на пары. Партнеры расходятся на максимальное расстояние друг от друга. Звучит громкая музыка. Задача – на фоне шума вести беседу с партнером. 15 мин.
Информационный блок Участники делятся на 3гр. Изучают теоретический материал «Совместная встреча». Задание: подготовить по 1 вопросу другим группам по содержанию прочитанного текста. 25 мин.
Проигрывание совместной встречи В тех же группах придумывают конфликтную ситуацию (ученик-ученик). Проигрывают совместную встречу. Обсуждение: Правильно ли было организовано пространство? Соблюдены правила совместной встречи? Насколько эффективна оказалась совместная встреча? Каковы ощущения у «участников конфликта»? 35 мин.
Перерыв 10 минут
3. Заключительное занятие Разминка «Снежки» Участники делятся на 2 группы. На полу проводится линия, делящая помещение пополам (или кладется шнурок), каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги 4 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача игроков - перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Проводится 2-3 тура по 2 минуты, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков». 10 мин.
Упражнение «Я в роли посредника». Участники на листах бумаги записывают размышления о себе в роли посредника. Обсуждение: Участники по желанию высказывают свои размышления. 15 мин.
Групповой коллаж Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции по теме «Школьная служба примирения». Коллаж выполняется на листе ватмана с использованием всего комплекса изобразительных материалов: фломастеры, карандаши, вырезки из журналов, клей. Затем один из участников представляет замысел композиции, раскрывает вложенный в неё смысл. Обсуждение: Участники делятся общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата. 45 мин.
Анализ и подведение итогов тренинга Заполнение участниками анкет обратной связи по тренингу. Обсуждение: Оправдались ли ожидания от тренинга? Что нового приобрели на занятиях? 10 мин.

Список использованной литературы:

1. Аграшенков А.В. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, 1997.

2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006.

3. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками./О.А. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006.

5. От конфликта к личностному росту. Восстановительные технологии в практике разрешения конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений несовершеннолетних. / под ред. Л.И. Рябовой. – Пермь, 2004.

6. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии./М.К. Тутушкина. – СПб.: Дидактика Плюс, 1999.

7. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2005.

8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.

Приложение 1


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Loading...Loading...