Методы и приемы. Приемы мыслительной деятельности учащихся на уроках информатики Основные закономерности развития мышления

Современный этап развития среднего образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породивших целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к средней школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели.
Главной организационной формой обучения в средней общеобразовательной школе является урок. Но в процессе преподавания информатики можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно:

  • различие уровня знаний и умений школьников по информатике и информационным технологиям;
  • поиск возможностей реализации потребности интересов учащихся посредством применения многообразия информационных технологий.

Поэтому урок по информатике должен быть не просто уроком, а «нетрадиционным уроком». (Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную, не установленную структуру. И.П. Подласый)
Например, урок – игра в 5 - ом классе «Путешествие на планету Компик» (раздел «Устройство компьютера»). На уроке ребята собирают пазлы (разрезана картинка с нарисованным компьютером), собирают домино, разгадывают ребусы.

Урок - игра в 6-ом классе «Исполнитель». Учащиеся в игровой форме работают с исполнителем, задают ему команды, которые он должен выполнить и достичь поставленной цели.

Урок – исследование в 7- ом (математическом) и в 8-х классах «Графические редакторы». Учащимся предлагается создать рисунки в векторном и растровом редакторах и провести ряд действий, после чего заполнить таблицу своих наблюдений.

Урок – исследование в 7-ом классе «Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора». Учащимся предлагается создать рисунок в растровом редакторе и сохранить его с разным расширением, посмотреть что изменилось, выводы записать на листок.

Урок – беседа в 5-ом классе «Кодирование информации», «Наглядные формы информации». На данных уроках ведется диалог между учителем и учеником, что позволяет учащимся быть полноценными участниками урока.
Урок – лекция используется в старших класса 9 – 11. Например, «Компьютерные сети». Начитывается теоретический материал, а после идет применение и закрепление его на практике.
Урок – зачет в 5-ом «Информация. Формы представления информации», 6-ом – «Кодирование информации», 7-ом классах – «Аппаратное и программное обеспечение». Данные уроки являются уроками - проверки изученного ранее материала.
Наиболее эффективными средствами к любому уроку информатики являются наглядные средства: презентации к урокам, карточки, плакаты, видеосюжеты.

Обучаясь в одном классе, по одной программе и по одному учебнику, учащиеся могут усваивать материал по-разному. Это зависит от знаний и умений, с которыми учащийся приходит на урок, от увлеченности, заинтересованности материалом, и от психологических возможностей (усидчивости, внимательности, умения фантазировать и т.д.) детей. Поэтому на уроках приходится применять и дифференцированный подход к обучению и оцениванию учащихся.
Например, учащимся 9-11 классов дается перечень задач (Visual Basic, Pascal, Excel) и каждый из учащихся выполняют задания в том темпе, который им близок, при этом он не задерживает других учащихся класса, или, например, учащимся 5-6 классов дается разноуровневое задание

Отследить уровень знаний учащихся помогают следующие методы: наблюдение за работой на уроке, устный контроль, письменная проверка теоретического материала, практическая работа, дидактические тесты.
Хотелось бы остановиться на некоторых методах, позволяющих стимулировать учащихся к овладению новыми знаниями, к самообразованию.
Практикум – это общее задание для всех учащихся класса, выполняемое на компьютере. Подготовка к практикуму и выполнение происходит на одном уроке. В конце урока выставляется оценка. Цель таких работ проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Задания для практической работы учащиеся получают по мере изучения материала. Систематическая работа на компьютере на уроках информатики является важным фактором развития у детей навыков самоконтроля, т.к. при отладке программ и других заданий компьютер автоматически фиксирует все ошибки учащегося.
Например, необходимо средствами ЭТ Excel построить график функции y=ax2+bx+c. Из курса математики учащиеся знают, что графиком функции является парабола, поэтому в ходе написания программы в Excel, мы также должны получить параболу, в противном случае в программе – ошибка.
Индивидуальные практические работы - мини-проекты.
Содержание и объем курса «Информатика и ИКТ» базируется на формировании информационных знаний и направлено на развитие инициативы, творчества, умения применять исследовательский подход в решении различного рода задач всеми учащимися. И здесь на первый план выдвигается проектное обучение с исследовательскими методами обучения.
Основа проектной (исследовательской) деятельности учащихся закладывается уже в средней школе. В среднем звене приобщение к проектной деятельности осуществляется через выполнение творческих работ с использованием компьютерных технологий (Word, Excel, Power Point), а так же подготовку докладов и рефератов по изучаемым темам.
Практическая значимость проектной деятельности состоит еще и в формировании умения представлять свою работу на конференциях школьного, городского и т.д. уровней. Поэтому необходимым этапом выполнения проекта является его защита, коллективное обсуждение. Ребята развивают свои коммуникативные навыки. Им интересно посмотреть работы других ребят.
Например, проекты учащихся 5-го класса «Создание мультфильмов», используя возможности программ Power Point и графического редактора Paint.
Проект учащихся 8В класса, которые, используя программу Power Point, создали игру, напоминающую теле-игру «Кто хочет стать миллионером?»

В настоящее время на уроках информатики большую значимость имеют и технологии проблемного обучения.
Проблемная ситуация является одним из видов мотивации образовательного процесса. Она активизирует познавательную деятельность учащихся и заключается в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, логического мышления. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Одним из методологических приёмов создания проблемной ситуации является постановка учителем конкретных вопросов, побуждающих учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Например, реализации этого приёма на уроке-практикуме решения задач с использованием баз данных в программе Access (9 класс).
В начале урока представляется следующая ситуация: «Вы приехали в чужой город. В гостиницу устроиться не можете. Но в этом городе живёт ваш знакомый. Вы знаете его фамилию, имя, отчество и год рождения. Чтобы узнать адрес, вы обращаетесь в справочное бюро, в котором есть справочник, содержащий информацию обо всех жителях города».
Вопрос: Как вы думаете, какие данные входят в этот справочник?
Ответ: Фамилия, инициалы человека, год рождения, адрес.
Обращается внимание учащихся на то, что если в городе несколько жителей носят одинаковые инициалы и рождены в одном году, то компьютер сообщит адреса всех.
Вопрос: Каково будет условие задачи?
Учащиеся с помощью учителя составляют задачу и записывают её условие: «Справочник данных о жителях города имеет вид: фамилия, инициалы, год рождения, адрес. Составить базу данных, построить запрос, который находит адрес нужного человека, если известно его фамилия, инициалы и год рождения».
Наиболее часто используется проблемное обучение и на уроках по программированию (8-11 классы). Учащимся предлагается написать программу для решения математической, экономической и т.д. задачи, но для этого им необходимо вспомнить формулы, операторы языка, последовательно расположить их, написать программу на компьютере, протестировать ее на примере частных решений. А учитель весь этот процесс сопровождает, задавая наводящие вопросы и направляя учащихся в правильном направлении.
Не только уроки позволяют повышать качество обучения информатики, но и внеклассные занятия, элективные курсы. Например, элективные курсы «Компьютерный дизайн» (создание сайтов на HTML) – 11 класс, «Работа в текстовом редакторе Word» - 6 класс, «Создание презентаций. Power Point» - 5-7 классы.
Каждый учащийся, посещающий внеклассное занятие, готовит проект (исследовательскую работу) по выбранной им теме. Вот, например, некоторые из тем: (см.иллюстрации).

Тематика творческих задач охватывает не только предметную область «Информатика и ИКТ». Наиболее удачные работы учащиеся представляют на гимназическом, городском и т.п. конкурсах, конференциях. Например, некоторые из них:

  • мультимедиа проект «Морское дно» (5 класс, лауреат городского фестиваля рисунков и презентаций);
  • комбинированная работа математика и информатики «Рисунки на координатной плоскости» (6 класс, III место – гимназия НПК, II место – город НПК);
  • комбинированная работа математика и информатики «Использование Visual Basic при решении неопределенных уравнений» (9 класс, I место – гимназия НПК, I место – университет «Дубна» НПК);
  • проект-программа «Если под рукой нет VB» (9 класс, I место- гимназия НПК, I место- город НПК, III место - Международная конференция г.Серпухов, III место - «Шаг в будущее» г.Москва);
  • создание Web-сайта «Анатомия человека» (11 класс, II место - гимназия НПК, II место – город НПК),

Повысить качества уроков информатики можно и через межпредметные связи. Например, с уроками

  • математики: решение задач на метод координат – 5, 6 классы, построение графиков и диаграмм в ЭТ Excel - 9 класс; решение математических задач в среде программирования Pascal,Visual Basic – 9, 10 классы;
  • экономики (решение простых экономических задач с использованием Excel и среды программирование Visual Basic) – 9-10 классы;
  • трудов для мальчиков: построение плана помещения в графическом редакторе Paint – 5 класс, построение чертежей в векторном редакторе Компас – 7 класс;
  • географии: создание презентаций 7 класс

Эта взаимосвязь дает возможность учащимся наглядно увидеть значимость уроков информатики, и сферы применения в жизни, изучаемых программ.

Приходя на урок информатики, ребенок мечтает научиться в первую очередь работать на компьютере. Учеными доказано, что большинство учащихся не могут успешно освоить разделы программирования и далеко не все станут программистами, а вот опытными пользователями в современном мире должен стать каждый для будущей профессиональной деятельности и задача учителя помочь ему в этом.
На сегодняшний день существует большое количество программных сред, позволяющих найти новые средства самовыражения, реализации и общения учащихся.

Литература:

  1. Селевко Г.К.. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств.-М.:НИИ школьных технологий, 2005.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2006.
  3. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов в 2кн. / Под ред. И.П. Подласый. - Гуманит.Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

«Фантастическая добавка»

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Например, учитель говорит: «Ребята, некоторое время назад я узнала, что на нашей планете приземлился инопланетный космический корабль, на борту которого обнаружены сенсационные записи: номцяифраи, ифраианомтк, кптоьемюр. Давайте попробуем расшифровать, что здесь написано. (информация, информатика, компьютер). Давайте объясним инопланетянам, прибывшим с другой планеты, что это такое.

«Высказывания великих»

Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.

Кто владеет информацией, тот владеет миром
У. Черчилль

Хорошо информированный человек стоит двух
Французская пословица

Человек придает кибернетическим машинам способность творить и создает этим себе могучего помощника
Ноберт Вине

Информация, в отличие от ресурсов, задумана, чтобы ею делились
Роберт Киосаки

Информация – движущая сила развития общества. Не владеть компьютером – быть безграмотным

Наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией
Б. Дизраэли

Если тебя нет в Интернете, то ты не существуешь
Билл Гейтс

«Проблемная ситуация»

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Например,

  1. расположите единицы измерения длины в порядке их увеличения: километр, метр, миллиметр, сантиметр
  2. расположите единицы измерения массы в порядке их увеличения: грамм, тонна, килограмм, тонна
  3. расположите единицы измерения информации в порядке их увеличения: терабайт, байт, мегабайт, бит.

«Нестандартный вход в урок»

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, при изучении темы «Передача информации» учитель говорит: «Сегодня на уроке мы узнаем как связан поэт А.С. Пушкин и информатика», в дальнейшем в ходе урока на основе произведений Пушкина составляем схемы передачи информации.

«Ассоциативный ряд»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

  • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
  • затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

«Тройка»

К доске вызываются 3 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Ситуация яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

«Подводящий диалог»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

«Группировка»

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Например, распределить устройства компьютера на устройства ввода и вывода информации. «Лишними» останутся несколько устройства хранения информации. Далее формулируем тему урока «Хранение информации»

«Домысливание»

Предлагается тема урока и слова “помощники”: Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим. С помощью слов “помощников” учащиеся формулируют цели урока.

«Интеллектуальная разминка»

Можно начать урок с интеллек­туальной разминки - два-три не слишком слож­ных вопроса на размышление.

  1. Какое устройство лишнее? Монитор, мышь, сканер, микрофон, джойстик (монитор, т.к. это устройство вывода информации)
  2. Опишите одним словом. Монитор, колонки, наушники, принтер (устройства вывода информации)
  3. Укажите соответствие. Человек – записная книжка, компьютер – … (долговременная память)

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

«Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

«Отсроченная отгадка»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока преподаватель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Например, при изучении темы «Передача информации» учитель говорит: «Сегодня на уроке мы узнаем как связан поэт А.С. Пушкин и информатика», в дальнейшем в ходе урока на основе произведений Пушкина составляем схемы передачи информации.

2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Например, дома перед изучением темы «Кодирование информации» учащимся предлагается расшифровать код Шерлока Холмса «Пляшущие человечки»

«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (ПРАВИЛ, ПОНЯТИЙ, АЛГОРИТМОВ…)

«Линии сравнения»

Учащимися в таблице сравниваются два схожих объекта, процесса и т.п.

Например, сравнение отношений между понятиями

Этап первичной проверки понимания изученного

«Своя опора»

Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

Замечательно, если учащиеся успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично.

«Работа в группах»

Группы получают одно и то же задание. В зависимости от типа задания результат работы группы может быть или представлен на проверку преподавателю, или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие учащиеся его дополняют или опровергают.

«Работа по дидактическим карточкам»

Карточки, должны быть распечатаны и розданы учащимся. Они содержат вопросы и задания различных уровней сложности. Работа с карточками в личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания учащимися. Преподаватель не принимает никакого участия в процессе выбора карточки учащимся. Роль преподавателя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником, а не руководителем.

При выборе карточки ребята проходят три этапа:

  • 1 этап – выбор задания (по содержанию)
  • 2 этап – по степени сложности (* – легкое, ** – сложное)
  • 3 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)

Общее число сочетаний всех наших параметров выбора даёт нам набор ДК, состоящих из 6 карточек. Каждый параметр выбора обозначается на ДК соответствующим значком: тип задания по содержанию, степень его сложности и характер задания. Эти значки помогают каждому учащемуся сделать осознанный выбор.

«Решение ситуационных задач»

Данный тип задач является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы учащемуся захотелось найти на него ответ. Например:

Какие заболевания, могут быть спровоцированы длительной работой за компьютером?

Предположите, какие факторы, ухудшающие здоровье, человек может устранить самостоятельно.

Установите, насколько ваше рабочее место за компьютером соответствует гигиеническим требованиям.

Проведите исследование кабинета информатики на предмет соответствия гигиеническим нормам.

Предложите варианты реконструкции своего рабочего места или кабинета информатики.

«Мини-исследование»

Провести исследование, сколько времени учащиеся класса проводят за компьютером. Данные представить в диаграмме (вид диаграммы выбрать самостоятельно).

«Реставратор»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

Например,
Существенными будем называть свойства, перечисление которых позволяет без ошибки определить ______________________.
Все существенные ______________ объекта составляют содержание_________________ и входят в его ________________.

«Создай паспорт»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Например, создание паспорта для понятия файл.

ОБОБЩЕНИЕ УСВОЕННОГО И ВКЛЮЧЕНИЕ ЕГО В СИСТЕМУ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗУН И УУД

«Тест»

Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.

«Своя опора»

Ученик составляет авторский опорный конспект изученной темы. Это имеет смысл делать на листе большого формата. Не обязательно всем повторять одну тему. Пусть, например, половина учащихся повторяет одну тему, а половина – другую, после чего они попарно раскрывают друг другу свои опоры.

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:

«Плюс – минус»

Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти положительные и отрицательные стороны всемирной компьютеризации.

ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

«Опрос по цепочке»

Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

«Три предложения»

Учащиеся должны передать содержание темы тремя предложениями.

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

«Табличка»

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально.

«Пометки на полях»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

« Продолжи фразу»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

«Рюкзак»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть – зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать “пропускаю ход”.

Так что же такое современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, выбор, инициативность, уверенность. Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение. Для одних учителей успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других учителей, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «заниматься урокодательством», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Несомненно одно: урок должен быть одушевлен личностью учителя.


«Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики»

Выступление

учителя информатики

МБОУ « Подойницынской СОШ»

Черенцова Надежда Александровна

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

Покажите свое настроение соответствующей карточкой.

(Я тоже показываю).

Тема моего Мастер-класса «Учить учится».

Цель мастер- класса : познакомить коллег с моделью смешанного обучения «перевёрнутый класс» и возможностью её применения при обучении информатики.

Задачи мастер:

Обобщение опыта работы учителя информатики,

Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

Совместная отработка методических подходов учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класс проблемы.

Почему я назвала свой мастер класс «Учить учиться» поскольку развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Как это сделать? Современные учителя находятся в поиске различных методов и средств, чтобы стимулировать учеников на изучение предметов. Ну и очередной раз, блуждая по просторам Интернета в поисках чего-то интересного и оригинального. Я обратила внимание на такую форму обучения как «перевернутый урок» или «перевернутый класс» как форма смешанного обучения. Что здесь «смешивается»? Под «смешанным обучение» понимают традиционную классно-урочную систему и обучение с использованием дистанционных форм. Т.е. ученикам на дом даётся доступ к электронным ресурсам (видеоурокам, презентациям и не только видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал и т.д.) по теме, которая будет разбираться на следующем уроке.

Т. е. знакомство с новой темой дети должны сделать дома, а в классе совместно с учителем и одноклассниками её изучить и исследовать, выяснить вопросы, на которые не смогли ответить самостоятельно. Таким образом, при построении обучения по модели «перевёрнутый класс» учитель становится не источником знаний, а консультантом и организатором учебной деятельности.

Познакомлю вас с фрагментом урока, проведенного по данной модели.

: фронтальная, парная, индивидуальная.

Перед началом урока детям раздаются листы оценки.

Подготовка учащихся к уроку

На предыдущем уроке учащимся было дано задание.

2. Продолжите фразу:

1. Информация – это ………………………………………………………………………………………………………………. (это знания и сведения об окружающем нас мире, полученные из разных источников).

2.

Поэтому урок начинаем с обсуждения выполненного задания, которое ученики отправили на проверку, и оно было проверено учителем. Задача текущего этапа урока – проверить степень осмысления учащимися материала.

Назовите виды информации по форме восприятия? Приведите примеры.

(органы чувств человека)

Назовите виды информации по форме представления? Приведите примеры.

(числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)

Выполнить задания в РТ: № 2, №3

Предлагаю выполнить творческие задания №4

Задания ученики могут выполнять самостоятельно или в паре (на выбор).

(формирование коммуникативных УУД, причем предлагаем право выбора)

Проверяем задания, и предлагаю детям оценить творчество друг друга (по 5-ти бальной шкале).

Итак, с помощью наших органов чувств, мы получаем сигналы из внешнего мира и познаем его.

Затем предлагаю в течение 3 минут ответить на вопросы:

Рефлексия:

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Какие задания вам было выполнять легко и интересно? Почему?

Какие задания вам не понятны, вы затруднялись в их выполнении в начале урока?

Какие УУД формировались на уроке и подготовке к нему?

Личностные :

Условия для получения знаний и навыков, условия для творчества и самореализации, освоение новых видов самостоятельной деятельности.

Регулятивные :

Умение ставить личные цели и определять учебные цели

Умение принимать решение

Осуществление индивидуальной образовательной деятельности

Познавательные:

Поиск информации, фиксация (запись), структурирование, представление информации

Создание целостной картины мира на основании собственного опыта.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

Общение в цифровой среде

Умение работать в паре.

Можно и нужно ли переворачивать все и сразу? Конечно, нет. Учиться по данной модели должны быть готовы и ученики. Поэтому переход должен быть постепенный. И, на мой взгляд, начинать с 5-6 класса не более 10% уроков по тем темам, которые будут доступны ученикам для самостоятельного изучения, где у них есть какие-то знания или имеют жизненный опыт. Задание на дом не должно ограничиваться только просмотром ресурсов, обязательно нужно давать задание на осмысление просмотренного материала: составить конспект, подготовить вопросы для обсуждения в классе, найти ответы на вопросы учителя, выполнить задание и т. д. Т. е. учебная работа дома должно подразумевать анализ и синтез учебного материала.

Какие ресурсы может использовать учитель при подготовке урока?

1. Свои собственные записи видеоуроков, презентаций.

2. Использовать готовые (например на сайтах http://videouroki.net , http://infourok.ru/ , http://interneturok.ru), видеосюжеты, документальные фильмы и т. д. Все это при желании можно найти в Интернете.

Проблемы и сложности, которые возникают или могут возникнуть.

1. На первых этапах порядка 10% учащихся добросовестно отнесутся к вдумчивому выполнению задания (и это хорошо). Поэтому учителю необходимо придумать какой-то мощный стимул, чтобы ребёнок добравшись до компьютера не увлекся игрой или общением в сети, а просмотром учебного материала.

2. Могут возникнуть технические сложности (отсутствие доступа в интернет дома) особенно в сельской местности. В этом случае учитель должен организовать просмотр в школе или сбросить информацию на накопители.

3. Учителю потребуется в 2 раза больше времени для подготовки урока.

Используемые источники:

1. Босова Л.Л., Босова А. Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов.//Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование», №6-2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. -104 с.

2. Босова Л. Л. Современный урок информатики в основной школе с учетом требований ФГОС. http://www.myshared.ru/slide/814733/

5. Богданова Диана. Перевернутый урок. [Электронный ресурс] URL:http://detionline.com/assets/files/journal/11/prakt11.pdf

6. Харитонова Мария Владимировна. [Электронный ресурс] URL:http://nauka-it.ru/attachments/article/1920/kharitonova_mv_khabarovsk_fest14.pdf

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей информатики «Учить учиться»

«Педагогические приёмы формирования УУД на уроках информатики»

Выступление

учителя информатики

МБОУ « Подойницынской СОШ»

Черенцова Надежда Александровна

2016

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

Покажите свое настроение соответствующей карточкой.

(Я тоже показываю).

Тема моего Мастер-класса «Учить учится».

Цель мастер- класса : познакомить коллег с моделью смешанного обучения «перевёрнутый класс» и возможностью её применения при обучении информатики.

Задачи мастер:

Обобщение опыта работы учителя информатики,

Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

Совместная отработка методических подходов учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класс проблемы.

Почему я назвала свой мастер класс «Учить учиться» поскольку развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Новые запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Как это сделать? Современные учителя находятся в поиске различных методов и средств, чтобы стимулировать учеников на изучение предметов. Ну и очередной раз, блуждая по просторам Интернета в поисках чего-то интересного и оригинального. Я обратила внимание на такую форму обучения как «перевернутый урок» или «перевернутый класс» как форма смешанного обучения. Что здесь «смешивается»? Под «смешанным обучение» понимают традиционную классно-урочную систему и обучение с использованием дистанционных форм. Т.е. ученикам на дом даётся доступ к электронным ресурсам (видеоурокам, презентациям и не только видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал и т.д.) по теме, которая будет разбираться на следующем уроке.

Т. е. знакомство с новой темой дети должны сделать дома, а в классе совместно с учителем и одноклассниками её изучить и исследовать, выяснить вопросы, на которые не смогли ответить самостоятельно. Таким образом, при построении обучения по модели «перевёрнутый класс» учитель становится не источником знаний, а консультантом и организатором учебной деятельности.

Познакомлю вас с фрагментом урока, проведенного по данной модели.

Фрагмент учебного занятия в 5 классе по теме «Информация вокруг нас» (УМК Л. Л. Босовой)

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, парная, индивидуальная.

Перед началом урока детям раздаются листы оценки.

  1. Продолжите фразу:
  1. Информация – это ………………………………………………………………………………………………………………. (это знания и сведения об окружающем нас мире, полученные из разных источников).
  1. Действия с информацией – это действия, связанные с…………………………………………………..

Поэтому урок начинаем с обсуждения выполненного задания, которое ученики отправили на проверку, и оно было проверено учителем. Задача текущего этапа урока – проверить степень осмысления учащимися материала.

Назовите виды информации по форме восприятия? Приведите примеры.

(органы чувств человека)

Назовите виды информации по форме представления? Приведите примеры.

(числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация)

Выполнить задания в РТ: № 2, №3

Предлагаю выполнить творческие задания №4

Задания ученики могут выполнять самостоятельно или в паре (на выбор).

(формирование коммуникативных УУД, причем предлагаем право выбора)

Проверяем задания, и предлагаю детям оценить творчество друг друга (по 5-ти бальной шкале).

Итак, с помощью наших органов чувств, мы получаем сигналы из внешнего мира и познаем его.

Затем предлагаю в течение 3 минут ответить на вопросы:

http:// metodist .lbz.ru

Рефлексия:

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Какие задания вам было выполнять легко и интересно? Почему?

Какие задания вам не понятны, вы затруднялись в их выполнении в начале урока?

Какие УУД формировались на уроке и подготовке к нему?

Личностные :

Условия для получения знаний и навыков, условия для творчества и самореализации, освоение новых видов самостоятельной деятельности.

Регулятивные :

Умение ставить личные цели и определять учебные цели

Умение принимать решение

Осуществление индивидуальной образовательной деятельности

Познавательные:

Поиск информации, фиксация (запись), структурирование, представление информации

Создание целостной картины мира на основании собственного опыта.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли

Общение в цифровой среде

Умение работать в паре.

Можно и нужно ли переворачивать все и сразу? Конечно, нет. Учиться по данной модели должны быть готовы и ученики. Поэтому переход должен быть постепенный. И, на мой взгляд, начинать с 5-6 класса не более 10% уроков по тем темам, которые будут доступны ученикам для самостоятельного изучения, где у них есть какие-то знания или имеют жизненный опыт. Задание на дом не должно ограничиваться только просмотром ресурсов, обязательно нужно давать задание на осмысление просмотренного материала: составить конспект, подготовить вопросы для обсуждения в классе, найти ответы на вопросы учителя, выполнить задание и т. д. Т. е. учебная работа дома должно подразумевать анализ и синтез учебного материала.

Реформа отечественной школы, которая продолжается уже не одно десятилетие, вышла на новый виток. Сегодня можно сказать, что реальность намеченных в школе преобразований во многом зависит от реальности широкого применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Однако процесс информатизации – это не только обеспечение школ средствами вычислительной техники, но и решение проблем содержания, внедрение новых педагогических технологий, новых методов и организационных форм учебной работы.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка» (1). Поэтому не случайно одной из главных целей изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся.

Особое внимание в своей работе мы, педагоги, уделяем проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики в школе.

Практически, при изучении любой школьной дисциплины можно применять слова, типа:

“В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любой предмет из школьного расписания)”. А в действительности дети видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен.

Но у детей есть внутренняя мотивация к изучению информатики. Хоть и изредка, но от учеников иногда можно услышать фразу “Зачем мне информатика? - я не собираюсь быть тем-то и тем-то”. Обычно это происходит при необходимости изучать математические аспекты информатики (теория алгоритмов, мат. логика, методы вычислений и тд).

Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром.

Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Мы заметили, что, не смотря на декларации некоторых учеников “Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем “Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, мы взяли на вооружение тот факт, что в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой .

Развитие познавательной активности учащихся на уроках информатики.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

За последние несколько лет изменились мотивы изучения предмета. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов снизило стремление учащихся к теоретической информатике (теория информации, основы логики, аппаратное обеспечению компьютера, программирование). Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке. С другой стороны, необходимость изучения информатики после окончания школы при дальнейшем получении образования, является положительным внутренним мотивом.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность ® Интерес ® Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Воспитание устойчивого познавательного интереса – процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого ко все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.

Развитие познавательных интересов на уроках информатики и ИКТ я обеспечиваю, ежеурочно ставя перед собой и стараясь выполнить следующие задачи:

    виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);

    активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;

    искусство учителя, как лектора, оратора;

    искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);

    создание благоприятного психологического климата

Рассмотрим некоторые приёмы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках информатики и ИКТ.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.

Так, при изучении тем по Базам данных в качестве яркого примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы “Аппаратное обеспечение ПК”). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока.

Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту детей всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). И так как эти эмоции должны быть только положительными, то надо накладывать ограничения на выбор того, что может использоваться для создания мотивации. Позволив детям увлечься рассуждениями о какой-либо возникшей идее, можно легко потерять основное направление.

Кроме того, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Более важно то, учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности . Ведь не секрет, что для многих школьных дисциплин ученики не имеют ни малейшего представления, как они могут применять получаемые знания.

Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов

Бесспорно, что для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.

Пример1:

Тема урока: Компьютерное моделирование физических процессов (8 класс)

Цель: ввести понятия компьютерной модели и компьютерного эксперимента. …

Краткий рассказ учителя:

Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий. Давайте прикинем, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся с высоты 8 км. На уроках физики вы узнали формулу для скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая: V=корень(2gh), то есть: скорость = корень(2 * ускорение *высоту)

Ученики подсчитывают и получают скорость = 400 м/с

Но капля, летящая с такой скоростью подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь оконное стекло. А этого не происходит. В чем дело?

Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем.

В качестве парадоксальной ситуации мы также используем софизмы .

Вы, конечно, знаете, что софизмы - это преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника.

Пример2:

2 х 2 = 5.

Доказательство:

Имеем числовое тождество 4:4=5:5

Вынесем за скобки общий множитель 4(1:1)=5(1:1)

Числа в скобках равны, их можно сократить,

Получим: 4=5 (!?)

Парадокс…

Также очень эффективно “срабатывает” преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. “Как измерить количество информации”, на наш взгляд, гораздо интереснее унылого “Единицы измерения информации”. “Как в компьютере реализуются вычисления” - вместо: “Логические принципы работы компьютера”. “Что такое алгоритм” - вместо обычного “Понятие алгоритма” и т.д.

Третий прием: ролевой подход и как следствие - деловая игра.

В этом случае ученику (или группе учащихся) предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся.

Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения. Обычно деловые игры удобно проводить по решению задач экономического профиля. Что мы и делаем при проведении интегрированных уроков ИВТ + Экономика.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

По-другому, такой вид работы мы называем “Ломаем голову”

Задачи такого характера предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома. Кроме того, такие задачи позволяют выявить одаренных детей.

Вот некоторые из таких задач:

Пример1. Шифр Цезаря

Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт.

Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ , закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения.)

Пример 2.

При изучении программирования мы предлагаем стихотворение, написанное в 60-х годах программистом Марковым С.А., в котором необходимо подсчитать количество слов, связанных с синтаксисом языка программирования (зарезервированные слова, названия операторов, типы величин и т.п.)

Начало светлое весны

Лесов зеленые массивы

Цветут. И липы, и осины

И ели помыслы ясны.

Себе присвоил этот май

Права одеть листвою ветки ,

И целый месяц в душе метки

Он расставляет невзначай…

И пишется легко строка ,

И на этюдник рвутся кисти,

Уходит ложь в обличье истин ,

И говорю я ей: пока !

Пример3. Классическая задача: “чай - кофе”

Даны значения двух величин а и b. Произвести обмен их значений.

Решение “в лоб” а = b , b = a результата не даст. Как быть?

А так как происходит обмен содержимого двух чашек в одной из которых находится кофе, а в другой - чай. Нужна третья чашка! То есть требуется третья вспомогательная переменная. Тогда: с=а, а=b, b= c.

Но оказывается третью переменную можно не использовать. Обычно дети говорят: “Не может быть!”.о оказывается, может, да еще и несколькими способами, например: a=a+b, b=a-b, a=a-b.

Красиво, правда?! Еще существует, по крайней мере, 7 способов, которые мы предлагаю детям найти самостоятельно. А заодно решить такую задачу: даны значения трех переменных величин a, b, c. Составить программу, после выполнения которой величина b будет иметь значение a , c=b, a=c. Дополнительные переменные не применять. Сколько способов найдут дети?!

Пятый прием: игры и конкурсы

Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока или пары. Для разрешения этой проблемы мы предлагаем игровые и конкурсные ситуации следующего характера:

Пример1: Игра “Веришь, не веришь”

Верите ли вы, что…

    Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования (да)

    Были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск (да)

    В Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер (нет)

    Кроме дискеты диаметром 3,5’ и 5,25’ ранее использовались дискеты диаметром 8’

Пример2. Конкурс “Ищи ответы в приведенном тексте”

Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например,

    “Этот процесс ор нитологи называют миграцией”

    “Этот старинный комод ем у достался в наследство от бабушки”

    “Он всегда имел запас каль куляторов”

В качестве поощрения за наилучшие результаты работы учащихся на уроке мы предлагаем сюрпризы - потайные игры, встроенные в офисные программы. Процесс запуска таких игр также помогает ученикам глубже освоить навыки работы с какой-либо офисной программой.

Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

Привычные для детей (и многих учителей!) такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д., вызывают у них дискомфорт, волнение, что сказывается на результатах.

Проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел “Тестовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.

Также очень эффективен в младшем и среднем звене такой вид работы как написание сказки , фантастической истории или рассказа, главными героями которых могут являться изученные на уроках устройства компьютера, программы и т.д.

Виды и формы урока также играют немаловажную роль. Однажды мне удалось с помощью простенькой десятиминутной игры разбудить в учениках настоящий, и заодно достигнуть дидактических целей самоконтроля и самооценки. Изучение операций с файлами и папками считается у учителей и учащихся несложной темой. Но дальнейшая практика показывает, что учащиеся совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Пришлось для этой операции и маленькую теорию изложить в проблемном варианте «Вы потеряли файл?!», и игру небольшую придумать – «Секрет». Каждый учащийся за своим компьютером в текстовом редакторе пишет послание, а затем прячут его в любой папке (как в детской игре прячут «Секрет»). Путь к файлу (вот актуализация, которую тоже не очень-то встретишь в курсе информатики) записывают в тетрадь. На отдельном листе бумаги пишут записку, в которой указывают атрибуты поиска файла, т.е. что о нем известно. После этого учащиеся меняются местами, переходят по кругу. Читают оставленные записки и при помощи поисковой системы осуществляют поиск файла. Те, кто его нашел, записывают путь найденного файла, читают послание. Оказалось, что найти файл – просто дело чести для каждого. И сколько было радости, когда файл был найден, и веселья, когда прочитан. Но были и «неправильные» записки. Тогда ученик не мог найти файла и частенько «по-свойски» высказывал предыдущему товарищу, что о нем думает. Но обид не возникало, так как всем было уже интересно «А как найти такой файл?» И это уже решали сообща, потому что найти файл, о котором почти ничего не известно – тоже решаемая задача.

Проектная работа позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проекта. При организации проектной работы я старюсь подчинить максимальное количество этапов и заданий проекта дидактическим целям учебной работы. Т.е. стараюсь, чтобы проектная работа не отвлекала учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не приводила к значительному увеличению учебной нагрузки.

Ученики выполняют следующие проектные работы: «Рецензия на высказывание» (текстовый редактор MS WORD ), «У природы нет плохой походы» (табличный процессор MS Excel ), «Моя база данных» (СУБД MS Access ), «Встречают по одежке» (сравнительный анализ операционных систем)

Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, я формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание.

Анализ данной проблемы позволяет сделать обобщающие выводы и практические рекомендации:

    Успех в работе по развитию познавательной активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат будет только в том случае, если эти отношения будут носить позитивный характер взаимного понимания и уважения.

    В своей деятельности учитель должен учитывать противоречивый характер процесса познания. Постоянно встречающимся противоречием процесса познания является противоречие между индивидуальным опытом учащихся и приобретаемыми знаниями. Это противоречие создает хорошие предпосылки для создания проблемных ситуаций, как педагогического условия развития познавательной активности.

    Учитель должен уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он может оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся.

    Работая над развитием познавательной активности учащихся, учителю следует много внимания уделять проблеме познавательного интереса. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.

    Важным педагогическим условием развития познавательной активности является приобщение учащихся к самостоятельной работе. Обучая учиться самостоятельно, преподаватель должен стремиться к тому, чтобы самообразовательная работа учеников характеризовалась целенаправленностью и системностью.

    Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Желательно, чтобы через посредство широкого применения самостоятельных работ учитель стремился к тому, чтобы проблему ставили сами учащиеся. Важно и то, чтобы учитель сумел определить и реализовать оптимальную степень трудности проблемной ситуации (её трудность и, вместе с тем, посильность).

    В комплексе педагогических условий и средств развития познавательной активности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.

    Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.

    Подчеркивая достоинства предлагаемых нами условий развития познавательной активности учащихся, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Значительная часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов. Наше исследование показало, что успех в решении задачи развития познавательной активности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

Мотивация на уроках информатики

Движущей силой любой деятельности (в том числе и учебной) является ее мотивация.
Согласно Википедии: «Мотивация - это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности».
В педагогике существует ряд методов, направленных на формирование положительной мотивации обучения за счет активизации деятельности обучаемых.

I. Научно-исследовательская деятельность в школе

Научно-исследовательская деятельность - один из способов познания человеком окружающего мира. Она направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, на стимулирование у ребёнка познавательной активности, цивилизованных творческих задатков, формирование логического и научного мышления.
Приобщение ребят к научной деятельности, разработке проектов, выполнению творческих заданий готовит ребят к исследовательской деятельности в старших классах и в вузе, формирует социально-активную жизненную позицию. Цель таких заданий - совершенствование знаний, расширение научного кругозора, опытническая деятельность.
Вообще, понятие «деятельность» имеет значение «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн С.Л., Брушлинский А.В.).
Исследование - это творческий процесс познания мира, связанный с решением учащимися творческой исследовательской задачи.
Таким образом, исследовательская деятельность - это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи.
Существует пять основных видов творческих работ школьников:
1. Информационно-реферативные - написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
2. Проблемно-реферативные - предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которых даётся собственная трактовка поставленной проблемы. (Хорошо выполненная проблемно-реферативная работа может считаться исследовательской).
3. Экспериментальные - основанные на самостоятельно проведённом эксперименте.
4. Натуралистические и описательные - связанные с наблюдением и описанием какого-либо явления.
5. Исследовательские - в результате которых получен собственный экспериментальный материал, позволяющий сделать анализ и выводы.
Научно-исследовательская работа позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований.
Во-первых , включиться в новую для него деятельность подросток может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов.
Во-вторых , эта деятельность, особенно на начальном этапе, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных ребёнку целей, на решение конкретных задач.
В-третьих , ученик должен ощущать социальную значимость этой деятельности.
Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

II. Творческие задания на уроках

Основной целью информатики, является не только обучение работе на компьютере, но и использование его как средства для развития ученика. Несомненно, формирование и развитие творческих способностей учащихся через познавательные и развивающие игры, через выполнение различных творческих заданий - важный этап на пути к собственно научно-исследовательской деятельности.
На уроках информатики учащиеся знакомятся со множеством новых понятий и терминов: алгоритм, информация, курсор, процессор и т. д. Дети этого возраста способны достаточно хорошо запомнить большой объём материала, «вызубрить», т.е. изучить без осознания. В результате, когда на последующих этапах требуется усвоить новую информацию на базе уже выученной, этой базы может не быть или она будет непрочная: механически выученный материал не является хорошей опорой. Кроме того, информатику невозможно выучить, запомнить без выделения и осознания взаимосвязей, без формирования логического мышления.
Один из методов, способствующих осознанию материала, – метод образного представления . Большинство детей хорошо воспринимают информацию, которая представлена в форме занимательного сюжета: сказки, рассказа и т.д.
Например:
Тема клавиатура. Я использую программу «Емеля» в которой щука подарив Емеле компьютер обучает его работе с устройствами ввода.
Тема файловая система. Дерево каталогов мы сравниваем с генеалогическим деревом. Ребята с большим удовольствием изображают древо своей семьи (узнавая новое о своих предках) и очень быстро запоминают понятия: корневой каталог, родительский каталог и место положения файлов на диске.
Определяя место положения файла на диске, мы ищем клад зарытый пиратами.

III. Творческие домашние задания

Во-первых, разно уровневое домашнее задание является одним из наиболее эффективных способов повторения изученных ранее тем.
Первый уровень – обязательный минимум – оно посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые хотят хорошо знать предмет и без особых трудностей справляются с программой.
Третий уровень – творческое домашнее задание. Оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой.
Диапазон творческих заданий широк:
1. Кроссворды, чайнворды, ребусы, комиксы, плакаты (результаты на стенде).
2. Тема «Компьютер будущего» вдохновила многих на свой проект. Причём по разнообразию идей семиклассники не уступали девятиклассникам. На уроке была проведена пресс-конференция XXV века, где ребята выступали со своими докладами в роли профессоров (результаты на стенде).
3. При изучении темы «Алгоритмы и исполнители» ребята составляют алгоритмы для фантастических роботов (результаты на стенде).
4. В качестве примера организации литературного творчества детей при изучении информатики можно привести такие задания: написать сочинение «Про алгоритм, файл, каталог и...». Главные герои произведения - понятия информатики, с которыми дети познакомились к этому времени. Характеры выбранных персонажей должны соответствовать содержанию описываемого понятия (например, для Алгоритма, скорее всего, будут характерны последовательность аккуратность, строгость и т.д.)
5. При изучении способов передачи информации, мы осваиваем различные приёмы её кодирования; ученики сами изобретают свои коды, при этом, вспоминая, где они встречали коды для шифровки букв. И здесь на помощь приходят известные литературные произведения. В рассказе Артура Конан Дойля «Пляшущие человечки» преступник применяет оригинальный код для записи своих угроз. В рассказе Эдгара По «Золотой жук» главный герой находит сокровища, разгадав шифрованное письмо. С примером закодированной информации учащиеся встречаются и в «Путешествии к центру земли» Жюля Верна.
Прочитав эти рассказы, можно заполнить табличку «пляшущих человечков» и расшифровать с помощью её надпись.
Самим написать тайную записку, используя этот код.
Придумать свои собственные способы кодирования информации.
6. Знакомясь с различными системами счисления, ребята учатся переводить числа из одной системы счисления и при этом выполняют различные творческие задания. Например: перевести координаты точек из двоичной системы счисления в десятичную. Отметить точки на координатной плоскости и соединив их получить симпатичного зверька. Ещё больше ребятам нравиться придумывать такие задания самим.
7. А с каким удовольствием учащиеся 7 класса при повторении и закреплении изученных тем, таких, как «Системы счисления», «Файловая система», «Устройство ЭВМ», «Алгоритмы и исполнители» самостоятельно придумывают вопросы к викторинам, проводят конкурсы «Что, где, когда?», «Миллионер», КВН, «Слабое звено». Дома готовят вопросы и проводят игры на уроках
8. Старшеклассники оказывают неоценимую помощь, создавая презентации и обучающие программы, позволяющие другим ученикам осваивать.
9. У меня есть ученики, которым я могу дать опережающее домашнее задание. Например, подготовить тему следующего урока и самостоятельно его провести.
10. Конечно же, нельзя переоценить возможности традиционных методов исследовательской деятельности: проблемно-реферативного и информационно-реферативного. Например, по таким темам, как «Роль компьютера в современном обществе», «История создания и развития компьютера», «Компьютерные преступления», «Компьютерные вирусы» и др. ученики готовят эти работы с целью более полного освещения данной темы и высказывают собственную трактовку поставленной проблемы.

IV. Коллективное творчество

Результатом изучения темы «Графический редактор» является проект «Магазин игрушек». При выполнении этого творческого задания не только закрепляется изученный материал по данной теме, но и осуществляется обмен информацией по сети.
Сначала ребята активно обсуждают, как должен выглядеть конечный результат и распределяют работу. После выполнения отдельных фрагментов рисунка каждый ученик собирает по сети картинку у себя на экране компьютера. При выполнении этого задания используется математический термин «симметрия». После того как освоены первичные навыки работы в локальной сети, школьники применяют их в таких прикладных проектах, как «Вернисаж индивидуальных или групповых рисунков», «Выпуск стенгазеты» (при помощи текстового редактора) и др.
Работая в текстовом редакторе Microsoft Word, ребята составляют различные кроссворды и сканворды с использованием коллекции Clip Art, таблиц, графики и других возможностей данной программы.
Изучение темы «База данных» также предоставляет огромные возможности для творческой и познавательной деятельности. Учениками составляются:
записные книжки, где указаны не только имена и адреса друзей, но и их хобби, вид спорта, которым они занимаются, любимая музыка книги, фильмы и др.
банк данных любимых артистов (певцов) с перечислением самых известных их ролей (альбомов, песен), фактов из их биографии и др. _

V. Проблемное обучение

Огромное значение в формировании познавательной активности имеет проблемное обучение. Чем оно привлекает?
1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.
2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
3. Темп передачи информации зависит от учащегося или группы учащихся.
Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
4. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.
Техника проблемного обучения включает в себя такую деятельность учителя и учащегося, как:
Организация проблемной ситуации.
Формирование проблем.
Индивидуальное или групповое решение проблем учащимися.
Проверка полученных решений, а также систематизация, закрепление и применение вновь приобретенных знаний в теоретической и практической деятельности.

Вообще, в практической реализации проблемного обучения можно выделить пять этапов.
составление плана решения проблемы;
выдвижение и обоснование гипотезы;
доказательство гипотезы;
проверка решения проблемы;
повторение и анализ процесса решения.

Приведу пример реализации идей проблемного обучения при изучении темы:
1. Тема «Алгоритмы». Как поменять местами содержимое двух кружек. (Добавить ещё одну).
2. Тема «Графический редактор». Рисуем виноградную гроздь. Как быстрее нарисовать большое количество одинаковых ягод? (Операция копирования).
3. Программирование, изучаем тему «Циклические операторы», проблема: как подсчитать сумму цифр числа, где одна и та же операция должна использоваться несколько раз.
И т.д.

VI. Дистанционное (программное) обучение

Компьютеры уже стали привычным атрибутом в школе. В связи, с чем учителя стараются найти способы их применения, позволяющие существенно повысить качество усвоения материала учащимися и эффективность их мышления. Компьютеры могут вполне успешно выполнять функцию личных репетиторов для учеников, что делает процесс обучения более быстрым и эффективным. Компьютерные программы дают возможность осуществлять непосредственное взаимодействие между учащимся и машиной, реализуя технику программированного обучения, которое позволяет преподавать материал в определенной последовательности, регулировать объем каждого урока в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Я использую такой способ обучения при изучении ряда тем, таких как:
Архитектура компьютера;
История возникновения компьютерной техники;
Роль компьютера в современном обществе;
и т.д.

VII. Межпредметные связи

Трудно переоценить значение обучающих программ, как по информатике, так и по другим дисциплинам; таким как география и английский язык, где ученик, играя, экспериментируя, получает знания методом проб и ошибок. Ученик имеет право на ошибки и собственное мнение.
Программа TRAVEL – это путешествие по всем странам и материкам, история их открытия. Знакомство с биографией путешественников. Работая с ней, ребята одновременно учатся работать с компьютером, и знакомятся с важными географическими открытиями, учатся пользоваться справочниками и гипертекстом.
English – это путешествие по волшебной стране. Через элементы игры ребята получают знания по английскому языку и совершенствуют навыки работы устройствами ввода, учатся пользоваться справочниками.
Изучение темы «Программирование» даёт возможность решать на компьютере задания из курса физики, геометрии, алгебры.
Тема «Компьютерное моделирование» открывает возможности для решения широкого спектра задач из разных школьных курсов: биологических, экономических и т.д.
Здесь мне хочется остановиться и ещё раз сделать упор на то, что у нас тесная связь с предметами: (геометрия, алгебра, литература, русский язык, география, английский язык, физика), мы опираемся на знания, полученные на этих уроках, а иногда даём начальные понятия раньше, чем тема изучается учащимися.
Например: Графика в Бейсике 8 класс (понятия: параллелограмм, эллипс, дуга, измеряем углы в радианах)

Резюмируя изложенное, можно сказать, что поскольку дети являются активными исследователями всего нового, необходимо так строить учебный процесс, чтобы он имел характер путешествия по неизведанной стране, где на каждом шагу поджидают удивительные открытия. Учение само должно нести награду за труды в виде новых знаний. Внешнее подкрепление, например, похвала и одобрение, может оказаться не самой оптимальной мотивацией учения. Учителям следует поощрять детей делать логические выводы о реалиях этого мира и связях между ними, но не делать это за них и преподносить готовые формулировки в виде непреложных истин.

Loading...Loading...