Х. Андерсен

Андерсена «Снежная королева» представляет для учащихся 5 класса некоторые объективные трудности: «Андерсеновская сказка... стала многослойным, многоуровневым произведением. И оно вместило в себя не только народную сказку, но и предание, и поверье.

Сказка объединила жанры романа, лирики, драматургии, притчи и басни, повести и бытового рассказа ;

по мере отхода от конкретных фольклорных истоков все больше увеличивалась в объеме. Она становилась все длиннее, превращаясь в повесть, в большую многоплановую новеллу;

благодаря своей философичности и огромному подтексту пошла в «большую» литературу , ею зачитываются не одни дети, но и взрослые» (Л. Брауде).

«Взрослый» смысл связан с более сложными человеческими отношениями и характерами, чем те, к которым привыкли дети в других сказках. В «Снежной королеве» любовь Герды и Кая ушла как бы в подтекст, обнаруживая себя лишь в простых отношениях названых брата и сестры.

Сложен и характер Кая. Не только его дерзость, но и что-то другое привлекло к нему внимание Снежной королевы еще до того, как осколок зеркала тролля попал ему в сердце.

В центре внимания учителя на каждом уроке мы считаем необходимым выделить одну задачу, наиболее важную в данном случае. Ее мы стремились обозначить заглавием-девизом каждой подтемы. Время на изучение каждой подтемы учитель определит самостоятельно.

Ниже приводятся примерные планы изучения этих подтем:

Подтема 1.

«В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало». (X.-К. Андерсен)


1. Вводное слово учителя о Хансе Кристиане Андерсене.
2. Краткая беседа с учащимися о знакомых им сказках Андерсена.
3. Вступление к чтению сказки «Снежная королева».
4. Чтение сказки первой, в которой говорится о зеркале и его осколках.

Вводное слово учителя об Андерсене может иметь самое разнообразное содержание, но оно должно подвести к основному - к пониманию детьми своеобразия Андерсена-сказочника, своеобразия, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой.

Можно обратить внимание учащихся на сходство его биографии с сюжетом сказки «Гадкий утенок», например, следующим образом:

«Однажды датского сказочника попросили написать автобиографию. А именно: почему он стал сказочником . Андерсен долго мучился, кусал перо. Он не знал, с чего начать. И вот, когда он, наверное, в сотый раз укусил свое перышко, пришла, наконец, та далекая, далекая фраза: „гадкий утенок“. Так его кто-то назвал в детстве. С этого-то все и началось.

Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не очень огорчалась: подумаешь, был бы ум в голове. Но соседи, соседи думали другое. И маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал мечтать...

Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши!..

И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем» (по Г. Цыферову).

Здесь уместно было бы прослушать пересказ сказки «Гадкий утенок».

Завершением этой вступительной части могло бы стать сообщение о том, что немецкий писатель Фриц Майхнер написал для детей книгу «Гадкий утенок». Подзаголовок у этой книги такой: «История жизни сказочника Ханса Кристиана Андерсена». Рассказ о жизни великого датского сказочника начинается со дня его рождения в семье бедного башмачника и прачки, с описания его безрадостного и тяжелого детства, от которого в душе писателя на всю жизнь остался горький след. А в конце жизни Андерсена земляки и весь мир признали в сыне башмачника и прачки великого поэта.

И быть может, поэтому на цоколе памятника великому сказочнику, открытого в 1880 г. в Королевском саду Копенгагена, высечены слова : «Воздвигнут датским народом».

Беседа после чтения первой сказки может опираться на такие вопросы и задания:

Прочитайте начало сказки и ответьте, чем похоже это начало на народные сказки, известные вам, а чем нет.
- Чему учили в школе тролля? Как сказочник относится к жизни и людям, а как тролль и его ученики?
- Началось ли уже действие в сказке? Как бы вы назвали такое приготовление к самой сказке, зачем оно нужно?

К следующему уроку нужно подготовить художественный пересказ первой сказки, ответить на вопросы: какими были ученики тролля? Какое зло причинило волшебное зеркало людям?

Подтема 2.

«Мальчик и девочка».

Заглавие-девиз второй подтемы не просто повторяет название сказки второй. Оно позволяет понять, почему на уроке соединены две сказки (вторая и третья), что связывает Герду и Кая, в чем они противостоят друг другу.

Примерный план занятий:

1. Пересказ сказки первой.
2. Чтение сказок второй и третьей.
3. Беседа по содержанию прочитанных сказок.
4. Задание на дом.

По ходу занятия учащимся предлагаются вопросы и задания, направленные на уяснение связи событий и мотивов поведения героев, например:

Кто такие Герда и Кай и где они жили? Чем они были похожи, что особенно украшало их жизнь? Как изменился Кай после того, как осколок зеркала попал в его глаза и сердце?

Почему Герда, увидев розы на шляпе доброй волшебницы, вспомнила о Кае?

Как и почему Герда убежала от старушки-волшебницы, окружившей ее такой заботой? Как начинается рассказ о Снежной королеве? Объясните, почему в первый раз Снежная королева пришла к Каю, а не к Герде: ведь осколок еще не попал в его сердце. Напомним, что Кай почти ничего еще не знает о Снежной королеве, добра она или зла, но он уже говорит: «Я посажу ее на теплую печку, она и растает». Какие слова характеризуют Кая? Мстит ли Снежная королева Каю за его дерзкие слова или она относится к нему как к своему? Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды? Почему вы так думаете? О чем вспоминает Кай после поцелуя Снежной королевы, а о чем он не вспоминает?

Попав в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать, Герда тоже многое забывает. Но что ее насторожило? Чем оказалась похожа добрая старушка-волшебница на Снежную королеву? В чем разница между Каем и Гердой, попавшими в сходные обстоятельства?

Задание на дом предполагает «инсценирование» сказок четвертой и пятой (подготовку выразительного чтения по лицам, обдумывание по группам учащихся декораций, костюмов, внешнего вида героев).

Подтема 3. «В какой длинный путь она отправилась ради него...»

Примерный план занятий:

1. Рассказ о месте действия сказок четвертой и пятой, подготовленный группой «декораторов».
2. Рассказ о внешнем виде героев сказки, подготовленный группой «костюмеров» и «гримеров».
3. Выразительное чтение по лицам сказок четвертой и пятой.
4. Беседа по содержанию прочитанных сказок.

Общий вопрос, который нужно решить на этом занятии, следующий: что пришлось пережить и преодолеть Герде за время поисков Кая? Конкретизацией этого вопроса будут другие вопросы и задания:

Как ведет себя Герда, услышав рассказ Ворона о принцессе и мальчике, которого она считает Каем? Почему Герда отказалась жить во дворце припеваючи?

Как вы относитесь к маленькой разбойнице? Изменяется ли она по ходу действия? Чем вы объясняете перемены в ее поведении и характере? Прочитайте описания разбойников. Как вы себе представляете сказочника по этим описаниям?

Дома следует подготовить ответы на вопросы: что пришлось пережить Герде во время поисков Кая? Кто больше всех помог ей? Вспомните «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина и определите, чем схожа эта сказка со сказкой Андерсена «Снежная королева», а что отличает их друг от друга.

5. Подготовка к беседе по прочитанным самостоятельно шестой и седьмой сказкам.

Подтема 4.

«Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать!»

Уроки должны дать ответ на главный вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы?

Примерный план занятий:

1. Пересказ: «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?»
2. Чтение фрагментов из шестой и седьмой сказок.
3. Беседа по содержанию прочитанного.
4. Развитие понятия о литературной сказке. Сопоставление сказок А. С. Пушкина и Х.-К. Андерсена.

Следует использовать проверенные и удачные задания методистов, например:

В чем видит мудрая финка силу Герды? Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды?
- Как Герде удалось разрушить чары Снежной королевы и освободить Кая?
- О чем говорили Кай и Герда на обратном пути? Почему они снова вспомнили о розах?
- Маленькая разбойница говорит при новой встрече Каю: «Ах ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!» Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы?

Всем своим творчеством Андерсен утверждает: «Стоит!» Человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, даже если он совсем «пропащий».

Задание на дом предполагает разноплановую работу учеников:

Ответить на вопросы: какая из семи сказок вам особенно запомнилась? Каким человеком представляется вам автор после внимательного прочтения сказки «Снежная королева»?
- Подготовиться к уроку внеклассного чтения на тему «Сказочники в мире так прекрасно разны...». Какие сказки других писателей вы знаете?
Заключительный урок литературы,
посвященный сказке Андерсена «Снежная
королева», проведенный В. А. Болдиной.

Итак, уроки по сказке «Снежная королева» имеют давнюю традицию изучения. Однако каждое новое поколение учителей вносит в разработки все новые приемы. В московской школе № 1666 учительница В. А. Болдина так организовала и провела последний, заключительный урок по этой теме:

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы подведем итоги изученного, вспомним, что мы узнали нового об Андерсене, что писатель рассказал нам о своих героях...

Учащиеся рассказывают об Андерсене: что родился он в Дании. Отец его - бедный сапожник. От матери и бабушки слышал удивительные истории, песни. Полюбил театр. Сам писал пьесы и разыгрывал перед ребятами. Взрослым много путешествовал, наблюдал жизнь, собирал сказки, по их мотивам создавал свои и т. д.

С какими произведениями Андерсена вы познакомились? («Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» и др. Книги Андерсена издаются во всех странах мира», - говорят школьники и показывают те, которые они принесли для выставки книг писателя и которые подготовлены к этому уроку. Рассказывают об иллюстрациях, оформлении.)

Учитель. Сказки действительно принесли писателю мировую славу. «Короли считали за честь пожать его худощавую руку» (К. Г. Паустовский). А он был поэтом бедняков. Ему выпало подлинное счастье быть обласканным своим народом. Умер Андерсен в 1875 г., а в 1880 г. в Копенгагене в Королевском саду был открыт памятник писателю с надписью: «Воздвигнут датским народом».

Как понять эти слова? (Андерсена любит народ и выражает свое особое отношение тем, что создает ему памятник.)

К доске приглашается ученик. Он рисует карту-схему путешествия Герды в поисках Кая.

Класс работает над предложенным учителем планом, который заранее написан на доске:

1. Добрые герои сказки и их враги.
2. Причина несчастий добрых героев.
3. Разлука.
4. Поиски.
5. Помощники добрых и злых героев.
6. Встреча. Спасение. Счастливый конец.

К какой из известных вам сказок может относиться такой план? Назовите («Сказка о мертвой царевне...», «Царевна-лягушка», «Спящая царевна», «Снежная королева» и др.).

Учитель. Действительно, этот план подходит ко многим волшебным сказкам, народным и литературным. Почему многие литературные сказки мы тоже можем назвать волшебными? В них совершаются необыкновенные фантастические события - звери и птицы говорят человеческим голосом, герои умеют колдовать, время бежит необыкновенно быстро, как в жизни не бывает, и многие другие приметы волшебства.

А что значит сказка литературная? Это значит, у нее есть автор, писатель. Ее можно еще назвать писательской.
- Какие события составляют основу сказки? (Похищение Кая и поиски его Гердой.)
- Без каких помощников Герде не удалось бы найти Кая? (Школьники перечисляют помощников и рассказывают о них.)
- Покажите свои рисунки-схемы поисков Кая Гердой. (Учащиеся рассказывают и показывают, каким был путь Герды и что встречалось ей в пути.)

Почему Герда ушла от старушки?
- Подумайте, почему мудрая финка отказалась варить для Герды питье, которое дало бы ей силу дюжины богатырей. (Прослушивается диалог финки и оленя.)
- Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием Герды? (Надо было преодолеть чары Снежной королевы, не испугаться ее войска, преодолеть колдовские чары тролля.)
- Подумайте, почему маленькая босая девочка оказалась победительницей сильных и злых врагов.
- Почему, когда появляется Снежная королева, сразу же появляется беда? (Гибнут от жестокой и холодной королевы все: от ее дыхания гибнут птенцы, замерзают растения.) Какой ее увидел Кай?
- Как Герде удалось сделать Кая прежним, добрым, как удалось разрушить чары Снежной королевы?
- Какие качества характера помогли Герде? (Горячее сердце, верная любовь, мужество, самоотверженность, стойкость, доброта.)
- В чем сходство королевы и умеющей колдовать старушки? (Эгоизм, они все делали для себя.)
- Что же побеждает в сказке?

Домашнее задание:

придумать собственную небольшую сказку, в которой шла бы речь об осколках зеркала...

Данилов А. А. Литература России, XIX век. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

онлайн библиотека с учебниками и книгами, планы конспектов уроков по литературе, задания по литературе 5 класса

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА: Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева». Силы добра и зла УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ: основное общее образование ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: Учащиеся КЛАСС(Ы): 5 класс ПРЕДМЕТ(Ы): Литература ЦЕЛИ УРОКА: формировать навыки работы с текстом; показать значение пролога в композиции сказки; развивать умение грамотно выражать свои мысли; побуждать к дальнейшему расширению информационного поля, учить соотносить новую информацию и имеющиеся знания, учить вырабатывать собственную позицию, учить бесконфликтному обмену мнениями; воспитывать любовь к предмету. ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карточки к игре «Да-Нет»; рабочие материалы группы. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, ответы учащихся, работа в группах, работа со словарем литературоведческих терминов, использование метода «6 шляп мышления». ТИП УРОКА: урок общеметодологической направленности ВИД УРОКА: комбинированный урок ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: умение отличать литературную сказку от народной; определять основные элементы композиции произведения; уметь находить и объяснять значение художественных деталей в тексте. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:реальное и фантастическое в сказке; понятие о художественной детали; символический смысл фантастических образов и художественный деталей сказки. ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (МОТИВАЦИОННЫЙ) ЭТАП Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. Как вы думаете, что такое добро, что такое зло? А теперь давайте познакомимся со словарной статьей из словаря С.И.Ожегова ДОБРО, -а; ср. Всё хорошее, положительное, направленное на благо (противоп.: зло). Д. побеждает зло. Д. торжествует над злом. ЗЛО, -а; мн. только род.: зол; ср. Всё дурное, плохое, вредное (противоп.: добро). Причинить з. кому-л.Отплатить злом за добро. Бороться со злом. Добро торжествует над злом. Совпадает ли научное толкование с вашими объяснениями? А теперь познакомьтесь с афоризмами известных людей о добре и зле. (Запись в тетрадь понравившегося выражения) Путем зла не доходят до добра.(Уильям Шекспир) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.(Мишель де Монтень) Доброта всегда одержит верх над красотой.(Генрих Гейне) Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.(Марк Твен) Величия достичь злодей не может. И.В. Гёте Самое необходимое — это любящее сердце. Будда II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ребята, вы уже не первый год изучаете детскую литературу. У вас сложились определённые знания. Давайте поиграем в игру «Да - нет». Учитель читает утверждение (истинное или ложное), ученики должны правильно ответит. Таким образом проверяются знания. 1. Игра «Да - нет»  Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Сказка - художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Да)  Существуют три основных вида сказок: волшебные (иногда их называют мифическими, фантастическими, чудесными), бытовые, сказки о животных. (Да)  Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, не принадлежащее конкретному автору, бытовавшее до публикации в устной форме и имевшее варианты. (Нет)  Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» является бытовой сказкой. (Нет). III. 1.      ВХОЖДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВОСПРИЯТИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Пересказ «Истории первой» и вступительная беседа: Зачем злобный тролль создал волшебное зеркало? Кто поддержал тролля? Как получилось, что зеркало разбилось? Что произошло с осколками зеркала? Почему «злой тролль хохотал до колик», глядя на судьбу осколков зеркала? Как в этой главе Андерсен познакомил нас с силами зла? (Зло в этой истории выступает как единая сила, как щкола с множеством учеников во главе с троллем - самим дьяволом.Силы зла действуют во всех уголках земли.)  Как писатель доказывает нам коварство и изобретательность сил зла? (Коварство и изобретательность сил зла обнаруживается в том, что с помощью волшебного зеркала мир и все люди исказились до неузнаваемости, добро и зло стали неразличимыми)  Всесильно ли зло в «Истории первой»?(Автор доказывает, что зло, несмотря на его силу, все же не всесильно, зло так далеко зашло в своей гордыне, что решило показать ангелов и самого Творца уродливыми и безобразными. Этого силам зла не удалось сделать: зеркало разбилось, большое зло распалось на осколки, т.е. стало мелким и с виду нестрашным. Писатель говорит об опасности, подстерегающей людей, о том, что надо учиться различать добро и зло.)  Какова роль этой истории в композиции всей сказки? («История первая» - самостоятельная сказка и в то же время пролог к основной истории, объясняющей, что случилось с Каем) 2. Работа в группах: Вопросы Где жили мальчик и девочка? Группа первая «История вторая. Мальчик и девочка» Ответы Как Кай обещал расправиться со Снежной королевой в начале сказки? Как выглядел портрет Снежной королевы, когда Кай увидел ее в первый раз? ? Почему Кай сначала не поддался чарам Снежной королевы, когда та поманила его? Как изменился Кай? Что нравится Каю в Снежной королеве? Почему она кажется ему совершенством? Что в начале истории Герды и Кая было реальным, а что - фантастическим? Как вы думаете, почему Снежная королева выбрала именно Кая и забрала его к себе в замок? Группа вторая «История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Вопросы Ответы Как Герда попала в волшебный сад старушки? Чем девочка была занята в волшебном саду и почему не вспоминала о Кае? Как Герде удалось вспомнить о Кае и продолжать свое путешествие? Почему именно соломенная шляпа старушки помогла Герде вспомнить о Кае? Что в истории третьей было реальным, а что - фантастическим? Как вы думаете, доброй или злой была старушка, если ли у нее что-то общее со Снежной королевой? Вопросы Как Герда встретилась с вороном? Группа третья «История четвертая. Принц и принцесса» Ответы Как ворон и его невеста помогли Герде? Как приняли Герду принцесса с принцем? Какие сны видели обитатели замка? А какие сны видела Герда? Что в начале истории четвертой было реальным, а что - фантастическим? Как вы понимаете фразу: «Слово «одна-одинешенька» Герда поняла отлично и сразу почувствовала все его значение»? IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Выпрямиться. Раз - посмотреть налево; два - посмотреть направо. Подравняться. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас, А осанка - высший класс! 3. Теория литературы Найдите и прочитайте в словаре литературоведческих терминов статью «Художественная деталь». Выделите в ней ключевые моменты.  Прокомментируйте следующие художественные детали и выявите их роль в сказке. Первая группа: «История вторая» «Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения». Вторая группа: «Истрия третья» «… самым красивым их них из цветов как раз была роза - старушка забыла ее стереть, когда загнала живые розы в землю». Третья группа: «История четвертая» «Она ручная ворона не ехала провожать Герду, потому что страдала головными болями, с тех пор как получила должность при дворе и слишком много ела».  Выпишите примеры художественных деталей из истории 1-4. Какой смысл заключен в этих деталях? Как в них выражается авторская позиция? Перечислите волшебные события и фантастические образы в историях 4-5 сказки. Зачем автор вводит их в свое повествование? V. ИТОГ УРОКА Рефлексия «Шесть шляп мышления» Белая шляпа: О чём мы узнали сегодня? Желтая шляпа: Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, но и объяснить, почему. Зелёная шляпа: О чём можно было ещё поговорить? Красная шляпа: Какие чувства вызвала тема занятия? Черная шляпа: Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и - объяснить, почему так произошло? Синяя шляпа: Что дало это занятие каждому. VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. Подготовить выразительное чтение и пересказ истории 5-7 из сказки Андерсена «Снежная королева». 2. Ответить на вопросы и выполнить задание 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (С. 250). 3. Групповое задание. Найти в Интернете иллюстрации сказки «Снежная королева». Сопоставить иллюстрации разных художников к одним и тем же эпизодам (по группам), например Владислава Ерко, Анастасии Архиповой, зарубежных художников. 4. Подобрать к каждой главе пословицу, поговорку или афоризм, раскрывающую идею главы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Игра «Да - нет» ФИ ученика Класс Дата Вопросы Да 1 Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Сказка - художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. 2 Существуют три основных вида сказок: волшебные (иногда их называют мифическими, фантастическими, чудесными), бытовые, сказки о животных 3 Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, не принадлежащее конкретному автору, бытовавшее до публикации в устной форме и имевшее варианты 4 Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева» является бытовой сказкой. Нет ПРИЛОЖЕНИЕ 2 РАБОТА В ГРУППАХ Группа первая «История вторая. Мальчик и девочка» Вопросы Где жили мальчик и девочка? Как Кай обещал расправиться со Снежной королевой в начале сказки? Как выглядел портрет Снежной королевы, когда Кай увидел ее в первый раз? ? Почему Кай сначала не поддался чарам Снежной королевы, когда та поманила его? Как изменился Кай? Что нравится Каю в Снежной королеве? Почему она кажется ему совершенством? Что в начале истории Герды и Кая было реальным, а что - фантастическим? Как вы думаете, почему Снежная королева выбрала именно Кая и забрала его к себе в замок? Ответы ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РАБОТА В ГРУППАХ Группа вторая «История третья. Цветник женщины, умевшей колдовать». Вопросы Как Герда попала в волшебный сад старушки? Чем девочка была занята в волшебном саду и почему не вспоминала о Кае? Как Герде удалось вспомнить о Кае и продолжать свое путешествие? Почему именно соломенная шляпа старушки помогла Герде вспомнить о Кае? Что в истории третьей было реальным, а что - фантастическим? Как вы думаете, доброй или злой была старушка, если ли у нее что-то общее со Снежной королевой? Ответы ПРИЛОЖЕНИЕ 4 РАБОТА В ГРУППАХ Группа третья «История четвертая. Принц и принцесса» Вопросы Как Герда встретилась с вороном? Как ворон и его невеста помогли Герде? Как приняли Герду принцесса с принцем? Какие сны видели обитатели замка? А какие сны видела Герда? Что в начале истории четвертой было реальным, а что - фантастическим? Как вы понимаете фразу: «Слово «одна-одинешенька» Герда поняла отлично и сразу почувствовала все его значение»? Ответы ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПОНЯТИЕ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ Картина изображенного мира, образ героя произведения литературы в неповторимой индивидуальности складывается из отдельных художественных деталей. Художественная деталь - это изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент пейзажа, портрета, речи, психологизма, сюжета. Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа. Индивидуальная деталь, закрепляясь за персонажем, может становиться его постоянным признаком, знаком, по которому опознается данный персонаж. РАБОТА В ГРУППАХ Первая группа: «История вторая» «Кай весь дрожал, хотел прочесть «Отче наш», но в уме у него вертелась одна таблица умножения». Вторая группа: «Истрия третья» «… самым красивым их них из цветов как раз была роза - старушка забыла ее стереть, когда загнала живые розы в землю». Третья группа: «История четвертая» «Она ручная ворона не ехала провожать Герду, потому что страдала головными болями, с тех пор как получила должность при дворе и слишком много ела».  Выпишите примеры художественных деталей из истории 1-4. Какой смысл заключен в этих деталях? Как в них выражается авторская позиция? ПРИЛОЖЕНИЕ 6 АЛГОРИТМ Как работать в малых группах Работа в малых группах позволяет приобрести навыки управления и сотрудничества. После того как учитель объединил учащихся в малые группы и они получили задание, группа за короткое время (5-7 мин) должна выполнить эту задачу и представить результаты работы своей группы. Правила работы в малых группах, помогают организовать свою работу. 1. Распределите роли в группе. Определитесь, кто будет председателем, посредником, секретарем, докладчиком. Постарайтесь выполнять разные роли. Председательствующий (спикер): . зачитывает задание группы; . организует порядок выполнения; . предлагает участникам группы высказаться поочередно; . поощряет группу к работе; . подводит итоги работы; . с согласия группы определяет докладчика. Секретарь: . ведет коротко и разборчиво записи результатов работы своей группы; . как член группы должен быть готов высказать мнение группы при подведении итогов или помочь докладчику. Посредник: . следит за временем; . поощряет группу к работе. Докладчик: . четко выражает мнение, к которому пришла группа; . докладывает о результатах работы группы. 2. Начинайте высказываться сначала по желанию, затем по очереди. 3. Соблюдайте правила активного слушания, главное не перебивайте друг друга. 4. Обсуждайте идеи, а не личности учеников, которые выразили идею. Воздержаться от оценок и оскорблений участников групп. 5. Старайтесь прийти к общему мнению, хотя в некоторых случаях в группе может быть особое мнение и она имеет право на существование. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Этап урока Цель этапа Технологии I. Организацион ный (мотивационн ый) этап создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне Само- и взаимодиагности ка с целью определения проблемных зон в изучаемой теме; коллективная деятельность в организации творческой мастерской. II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; первичная рефлексия. Самоанализ, самодиагностика результатов учебной деятельности. Организация подготовки учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового Проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания; Критическое мышление, исследовательская деятельность, проблемное Деятельность учителя Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу. Вступительное слово учителя. Задает вопросы, актуализирующие знания учащихся Проводит параллель с ранее изученным материалом. Создание условий для индивидуальной и коллективной работы. Работа в УУД учащихся нравственноэтическое оценивание усваиваемого содержания (Л)*; установление причинноследственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) (К) - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р) - целеполагание (Л) самоопределение волевая саморегуляция в ситуации затруднения; (Р) контроль, коррекция, оценка (П) - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Результаты учащихся Настраиваются на плодотворную работу Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесения необходимых коррективов в исполнение. Заполняют карточки для игры «Да - Нет». С достаточной полнотой и точностью выражают свои Примечание материала IV. Физминутка диагностика ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности; составление письменного и устного высказывания. обучение. Пересказ текста. Ответить на вопросы. Деление на группы, объяснение задания, нацеливание на результат. группах Работа со словарями. Практическая работа. Физминутка. Приглашает учащихся отдохнуть (П) - умение структурировать знания (П) - использование знаковосимволических средств (П) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (П) - построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) - выполнение действий по алгоритму (К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - управление поведением партнёра (К) - планирование учебного сотрудничества (Р) - контроль, оценка, коррекция (Р) - осознание качества и уровня усвоения (Л) - осознание ответственности за общее дело Регулятивные мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Деля тся на группы, обсуждают правила поведения в группе. Обсуждают в группе, предлагают свои варианты фраз. Заполняют таблицу по предложенным темам. Выполняют упражнения V. Итог урока VII. Домашнее задание оценить результаты собственной деятельности Составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося Отвечают на вопросы учителя Индивидуальная и коллективная деятельность; дифференцированно е обучение Задает вопросы, подводящий итог уроку Ориентирование учащихся на выполнение дифференцированно го домашнего задания (П) - рефлексия способов и условий действия (П) - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (К) - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - учёт разных мнений (Р) - находить пробелы в информации, пути восполнения пробелов; (П) - использование практических умений ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей Отвечают на поставленный вопросы Самоанализ результатов и самооценка готовности к выполнению заданий разного уровня сложности *П - познавательные учебные действия; Р - регулятивные учебные действия; Л - личностные учебные действия; К - коммуникативные учебные действия

Но они упали у самого берега, и волны сейчас же вынесли их обратно — река словно бы не хотела брать у девочки ее драгоценность, так как не могла вернуть ей Кая. Девочка же подумала, что бросила башмачки недостаточно далеко, влезла в лодку, качавшуюся в тростнике, стала на самый краешек кормы и опять бросила башмачки в воду. Лодка не была привязана и от ее толчка отошла от берега. Девочка хотела поскорее выпрыгнуть на берег, но пока пробиралась с кормы на нос, лодка уже совсем отплыла и быстро неслась по течению. Герда ужасно испугалась и принялась плакать и кричать, но никто, кроме воробьев, не слышал ее. Воробьи же не могли перенести ее на сушу и только летели за ней вдоль берега и щебетали, словно желая ее утешить: — Мы здесь! Мы здесь! Лодку уносило все дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках: красные башмачки ее плыли за лодкой, но не могли догнать ее. “Может быть, река несет меня к Каю?” — подумала Герда, повеселела, встала на ноги и долго-долго любовалась красивыми зелеными берегами. Но вот она приплыла к большому вишневому саду, в котором ютился домик под соломенной крышей, с красными и синими стеклами в окошках. У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. Герда закричала им — она приняла их за живых, — но они, понятно, не ответили ей. Вот она подплыла к ним еще ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала еще громче. Из домика вышла старая-престарая старушка с клюкой, в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами. — Ах ты бедное дитятко! — сказала старушка. — И как это ты попала на такую большую быструю реку да забралась так далеко? С этими словами старушка вошла в воду, зацепила лодку клюкой, притянула к берегу и высадила Герду. Герда была рада-радешенька, что очутилась наконец на суше, хоть и побаивалась незнакомой старухи. — Ну, пойдем, да расскажи мне, кто ты и как сюда попала, — сказала старушка. Герда стала рассказывать ей обо всем, а старушка покачивала головой и повторяла: “Гм! Гм!” Когда девочка кончила, она спросила старушку, не видала ли она Кая. Та ответила, что он еще не проходил тут, но, верно, пройдет, так что горевать пока не о чем, пусть Герда лучше отведает вишен да полюбуется цветами, что растут в саду: они красивее, чем в любой книжке с картинками, и все умеют рассказывать сказки. Тут старушка взяла Герду за руку, увела к себе в домик и заперла дверь на ключ. Окна были высоко от пола и все из разноцветных — красных, синих и желтых — стеклышек; от этого и сама комната была освещена каким-то удивительным радужным светом. На столе стояла корзинка с чудесными вишнями, и Герда могла есть их сколько угодно. А пока она ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза, личико девочки. — Давно мне хотелось иметь такую миленькую девочку! — сказала старушка. — Вот увидишь, как ладно мы с тобой заживем! И она продолжала расчесывать кудри девочки, и чем дольше чесала, тем больше забывала Герда своего названого братца Кая — старушка умела колдовать. Только она была не злою колдуньей и колдовала лишь изредка, для своего удовольствия; теперь же ей очень захотелось оставить у себя Герду. И вот она пошла в сад, дотронулась клюкой до всех розовых кустов, и те как стояли в полном цвету, так все и ушли глубокоглубоко в землю, и следа от них не осталось. Старушка боялась, что Герда при виде этих роз вспомнит о своих, а там и о Кае да и убежит от нее. Потом старушка повела Герду в цветник. Ах, какой аромат тут был, какая красота: самые разные цветы, и на каждое время года! Во всем свете не нашлось бы книжки с картинками пестрее, красивее этого цветника. Герда прыгала от радости и играла среди цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками. Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей свадьбы. На другой день Герде опять позволили играть в чудесном цветнике на солнце. Так прошло много дней. Герда знала теперь каждый цветок в саду, но как ни много их было, ей все же казалось, что какого-то недостает, только какого? И вот раз она сидела и рассматривала соломенную шляпу старушки, расписанную цветами, и самым красивым из них была роза — старушка забыла ее стереть, когда спровадила живые розы под землю. Вот что значит рассеянность! — Как! Тут нет роз? — сказала Герда и сейчас же побежала в сад, искала их, искала, да так и не нашла. Тогда девочка опустилась на землю и заплакала. Теплые слезы падали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов, и как только они увлажнили землю, куст мгновенно вырос из нее, такой же цветущий, как прежде. Обвила его ручонками Герда, принялась целовать розы и вспомнила о тех чудных розах, что цвели у нее дома, а вместе с тем и о Кае. — Как же я замешкалась! — сказала девочка. — Мне ведь надо искать Кая!.. Вы не знаете, где он? — спросила она у роз. — Правда ли, что он умер и не вернется больше? — Он не умер! — отвечали розы. — Мы ведь были под землей, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было. — Спасибо вам! — сказала Герда и пошла к другим цветам, заглядывала в их чашечки и спрашивала: — Вы не знаете, где Кай? Но каждый цветок грелся на солнышке и думал только о своей собственной сказке или истории. Много их наслушалась Герда, но ни один не сказал ни слова о Кае. Тогда Герда пошла к одуванчику, сиявшему в блестящей зеленой траве. — Ты, маленькое ясное солнышко! — сказала ему Герда. — Скажи, не знаешь ли ты, где мне искать моего названого братца? Одуванчик засиял еще ярче и взглянул на девочку. Какую же песенку спел он ей? Увы! И в этой песенке ни слова не говорилось о Кае! — Был первый весенний день, солнце грело и так приветливо светило на маленький дворик. Лучи его скользили по белой стене соседнего дома, и возле самой стены проглянул первый желтенький цветок, он сверкал на солнце, словно золотой. Во двор вышла посидеть старая бабушка. Вот пришла из гостей ее внучка, бедная служанка, и поцеловала старушку. Поцелуй девушки дороже золота — он идет прямо от сердца. Золото на ее губах, золото в сердце, золото и на небе в утренний час! Вот и все! — сказал одуванчик. — Бедная моя бабушка! — вздохнула Герда. — Верно, она скучает обо мне и горюет, как горевала о Кае. Но я скоро вернусь и его приведу с собой. Нечего больше и расспрашивать цветы — толку от них не добьешься, они знай твердят свое! — И она побежала в конец сада. Дверь была заперта, но Герда так долго шатала ржавый засов, что он поддался, дверь отворилась, и девочка так, босоножкой, и пустилась бежать по дороге. Раза три оглядывалась она назад, но никто не гнался за нею. Наконец она устала, присела на камень и осмотрелась: лето уже прошло, на дворе стояла поздняя осень. Только в чудесном саду старушки, где вечно сияло солнышко и цвели цветы всех времен года, этого не было заметно. — Господи! Как же я замешкалась! Ведь уж осень на дворе! Тут не до отдыха! — сказала Герда и опять пустилась в путь. Ах, как ныли ее бедные усталые ножки! Как холодно, сыро было вокруг! Длинные листья на ивах совсем пожелтели, туман оседал на них крупными каплями и стекал на землю; листья так и сыпались. Один только терновник стоял весь покрытый вяжущими, терпкими ягодами. Каким серым, унылым казался весь мир!

Тема. Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Анализ сказки.

Цель: помочь учащимся представить основные события произведения, уяснить их связь между собой, понять, о чём идёт повествование; продолжить работу над пониманием идеи сказки: торжество любви и добра, которые определяют поступки и поведение действующих лиц.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Сообщение темы, цели урока.

    Проверка домашнего задания. «Конкурс знатоков».

    Какая лампа была у лапландки? (Жировая).

    На чём написала она письмо финке? (На сушёной треске).

    Какого цвета было северное сияние? (Голубое).

    Какую силу просил у финки для Герды олень? (Силу двенадцати богатырей).

    В чём, по мнению финки, сила Герды? (В том, что она невинный милый ребёнок)

    Где должен был оставить олень девочку? (У куста, покрытого красными ягодами).

    Чем были особенно страшны снежные хлопья? (Они бежали по земле и были живые).

    Какую молитву читала Герда? («Отче наш»)

    Кто помог Герде добраться до чертогов Снежной королевы? (Ангелы).

    Какое слово должен был сложить Кай? (вечность).

    Что обещала подарить Каю снежная королева? (Коньки).

    Что стало с вороной во время отсутствия Герды? (Она овдовела).

    Какое время года стояло на дворе во время их возвращения? (Лето)

    Тест. «Да, нет».

    Волшебное зеркало смастерила Снежная Королева. (Нет, тролль).

    Это зеркало разбилось, когда ученики тролля решили добраться до неба, чтобы посмеяться над ангелами.(Да).

    Кай и Герда жили в двух смежных домах большого города. (Да)

    Осколок зеркала попал Каю в глаз, когда они с Гердой пели песни. (Нет, рассматривали книжку).

    Герда отправилась на поиски Кая сразу же, как он пропал. (Нет, весной).

    Старушка, умевшая колдовать, решила оставить у себя Герду потому, что девочка ей очень понравилась. (Да)

    У маленькой разбойницы было два голубя. (Нет, более сотни).

    Лапландка сообщила Герде, что Снежная Королева живёт на даче в Финляндии. (Да)

    Когда на Герду понёсся целый полк снежных хлопьев, она запела любимую песенку. (Нет, молитву).

    Возвращаясь домой уже с Каем, Герда вновь встретила маленькую разбойницу. (Да).

    Анализ сказки.

Как можно объяснить название сказки? Из скольких ис­торий состоит сказка?

(Сказка называется «Снежная королева», потому что глав­ное событие, на котором строится сюжет - это похищение Кая Снежной королевой. Сказка состоит из семи историй.)

Кто главные герои сказки? Чем была интересна их жизнь?

(Главные герои сказки - девочка Герда и мальчик Кай. Они жили в соседних домах и любили друг друга как брат и сестра. Они ходили друг к другу в гости по крыше и любили играть на скамейке под розами, которые росли в ящиках на водосточных желобах.)

Прочитайте слова, которыми начинается сказка. Похоже ли такое начало на зачин русских народных сказок?

(Сказка начинается со слов: «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь». Такое начало не похоже на зачин русских народных сказок.)

Перескажите историю первую, «в которой говорится о зеркальце и его обломках».

Расскажите о жизни Кая и Герды. Перескажите близко к тексту эпизод первого появления Снежной королевы.

Как осколок попал в сердце Кая?

С чего началось путешествие Герды? Что вы можете рассказать о цветнике женщины, умеющей колдовать? Почему Герда забыла обо всём и как ей удалось вспомнить о Кае? Как она встретилась с принцем и принцессой? Чем они помогли Герде?

Маленькая разбойница - отрицательный персонаж. По­чему же автор изображает Маленькую разбойницу так, что мы относимся к ней с любовью?

(Жизнь Маленькой разбойницы была невесёлой, без ласки и доброты. Разбойница была избалована, своевольна. Она дер­жала в клетках животных и птиц, мучила их. Мать её или гра­била, или пила из своей бутылки и после этого храпела. Но все-таки у Маленькой разбойницы было доброе сердце, ей то­же хотелось любви и душевного тепла, и она отпустила Герду и оленя в Лапландию.)

Персонажей каких русских сказок напоминают нам ла­пландка и финка?

(Лапландка и финка из сказки Андерсена напоминают нам, кик в русской сказке Баба-яга и её сестры помогали Марьюш­ке найти её Финиста - Ясного сокола.)

Кого из героев сказки Андерсена мы можем назвать вол­шебными помощниками Герды? Как об этом сказала финка?

(Герде помогают цветы, ворон и ворона, Маленькая разбой­ница, лесные голуби и северный олень. Финка так сказала северному оленю: «- Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Но она не долж­на от нас узнать о своей силе, что живёт в её сердце; её сила в том, что она невинный милый ребёнок».)

Что помогло Герде и Каю в чертогах Снежной Королевы? Кто встретился им на обратном пути?

(Герде в чертогах Снежной Королевы помогла вера в Бога, молитва, верность своей любви, мужество, верность. Её горячие слёзы растопили ледяное сердце Кая, он ожил и вспомнил Герду. Каю помогли льдинки: они затанцевали и потом сами сложились в слово «вечность».

На обратном пути Герде и Каю помогли олень, лапландка и финка. Они встретили маленькую разбойницу и от неё узнали, что стало с принцем, принцессой, вороном и вороной.)

Как вы понимаете концовку сказки?

(Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

Приключения Герды – это плод фантазии автора. В поступках Герды мы видим «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца» (С. Я. Маршак). Девочка отправляется искать названого братца Кая. Она преодолевает все трудности: находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идёт без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце Маленькой разбойницы, добраться до Лапландии, с помощью молитвы побороть стражей ледяного дворца и согреть сердце Кая, растопить его лёд.)

    Задание на дом: подготовиться к уроку внекл. чтения («Огниво», «Оле-Лукойе», «Русалочка»).

    Подведение итогов. Тестирование.

    Андерсен – великий сказочник. Он родился в:

    Дании

  1. Норвегии

    Кто смастерил зеркало, в котором «всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё негодное и безобразное казалось ещё хуже»:

  1. Тролль

    Кай и Герда – это:

    Брат и сестра

    Друзья

    Знакомые

    Что сделала Снежная Королева, чтобы Кай позабыл «и Герду, и бабушку, и всех домашних»:

    Заморозила мальчика

    Усыпила его

    Дважды поцеловала в лоб

    Кто убедил Герду, что Кай не умер:

    Солнечный свет и ласточки

    Розы и ветер

    Ласточки и облака

    Почему старушка, умевшая колдовать, спрятала все кусты роз под землю:

    Чтобы Герда не сорвала их

    Боялась, что Герда вспомнит о Кае и уйдёт

    Чтобы Герда не укололась о шипы роз

    Кто спас Герду, когда её хотела убить старуха разбойница:

    Ворон и Ворона

    Маленькая разбойница

    Кучер и слуги

    Кто привёз Герду во владения Снежной Королевы?

    Упряжка собак

  1. Северный олень

    Как Герда смогла преодолеть войско Снежной Королевы – снежные хлопья – и добраться до её владений:

    Читала молитву

    Расчищала себе путь лопатой

    Позвала на помощь ветер и солнце

    Что помогло Каю стать прежним:

    Поцелуй Герды

    Волшебное заклинание

    Слёзы Герды

    Выставление оценок.

Loading...Loading...