Трофимов петр сергеевич характеристика вишневый сад. Новое поколение, молодая россия в пьесе

Петя Трофимов – один из персонажей пьесы «Вишневый сад», бывший учитель семилетнего сына Раневской , разночинец лет 26 или 27. Многие его называют «вечным студентом» и «гимназистом» потому что он все время учится и никак не закончит курса. Петя носит очки и любит философствовать о том, как надо жить. По его мнению, дворянство – это прошлый век. Они были слишком ленивы, а сейчас пришло время работящей молодежи.

Трофимов много скитается с места на место. На время действий, происходящих в пьесе, живет в имении Раневской, в баньке, чтобы никого не стеснять. Дочь Раневской, Аня , влюблена в Петю и верит каждому его слову. Он часто критикует праздную интеллигенцию, а себя относит к «новому» рабочему поколению. На самом деле, он и сам представитель интеллигенции, но не замечает этого. Он также красиво и много говорит, при этом ничего не делает. Он любит только указывать путь, как дойти до истины. Ане обещает лучшее будущее и призывает верить ему, ведь он чувствует, что счастье где-то близко. Раневская недолюбливает этого персонажа, говорит, что в его возрасте надо не учиться, а уже влюбиться. При этом добавляет, что он недотепа и гимназист второго класса.

В конце пьесы Петя ищет свои забытые галоши, которые передают никчемность его жизни, украшенной красивыми словами.

Введение

Петр Сергеевич Трофимов, или, как все его зовут, Петя, первый раз появляется в пьесе в «поношенном студенческом мундире и очках». И уже с первого выхода героя на сцену в характеристике Трофимова из «Вишневого сада» становятся видными две основные черты. Первая – студенчество, ведь Петя – так называемый вечный студент, который уже несколько раз выгонялся из университета. А вторая черта – это его потрясающее умение входить некстати и попадать впросак: приезду Пети все радуются, опасаясь, однако, как бы вид его не пробудил у Раневской тягостных воспоминаний. Когда-то Трофимов был учителем ее маленького сына, который вскоре утонул. С тех пор Петя и прижился в имении.

Герой-разночинец

Образ Пети Трофимова в пьесе «Вишневый сад» задумывался как образ положительного героя. Разночинец, сын аптекаря, он не связан заботами об имении или своем деле и ни к чему не привязан. В отличие от непрактичной Раневской и вечно занятого делами Лопахина Петя имеет уникальный шанс посмотреть на все события со стороны, непредвзято их оценив. По первоначальному замыслу Чехова именно Петя и воодушевленная его идеями Аня должны были указать на разрешение конфликта пьесы. Искупление прошлого (в частности – греха владения живыми душами, который Трофимов осуждает особенно строго) «необычайным, непрерывным трудом» и вера в светлое будущее, в котором вся Россия превратится в цветущий вишневый сад. Таково жизненное кредо Трофимова. Но Чехов не был бы Чеховым, если бы позволил себе ввести в повествование настолько однозначно «правильного» персонажа. Нет, жизнь куда сложнее любых шаблонов, и образ Трофимова в пьесе «Вишневый сад» еще раз об этом свидетельствует.

«Недотепа»: комический образ Пети Трофимова

Сложно не заметить несколько ироническое отношение к Трофимову, как со стороны автора, так и со стороны героев пьесы. «Недотепа» – так называет Петю обычно снисходительная к людям Раневская, а Лопахин насмешливо добавляет: «Страсть, какой умный!». Другие определения, применяемые к этому герою, еще больше усугубляют картину: «смешной урод», «чистюлька», «облезлый барин»… Петя нескладен, некрасив (и по собственному утверждению, совсем и не желает таковым казаться), у него «негустые волосы», вдобавок он рассеян. Такое описание резко контрастирует с тем романтическим образом, который возникает после прочтения его речей. Но и речи эти при внимательном анализе начинают смущать своей категоричностью, морализаторством и вместе с тем – абсолютным непониманием текущей жизненной ситуации.

Обратим внимание на то, что пафосные речи Трофимова по ходу пьесы все время прерываются. То застучат топором, то заиграет на гитаре Епиходов, то окликнет заслушавшуюся Аню Варя (это, кстати, вызовет у Пети неподдельное возмущение: «Опять эта Варя!

»)… Так исподволь Чехов передает свое отношение к тому, что говорится Петей: это нежизнеспособные вещи, боящиеся проявлений обычной жизни.

Еще одна неприятная черта в Трофимове – это его способность видеть во всем «только грязь, пошлость, азиатчину». Удивительно, но восхищение Россией, ее «необъятными полями и глубочайшими горизонтами» звучит из уст, казалось бы, ограниченного купца Лопахина. А вот Петя говорит о «нравственной нечистоте», о клопах и только мечтает о светлом будущем, не желая видеть настоящего. Оставляет его равнодушным и красота главного образа-символа в пьесе. Трофимов вишневый сад не любит. Более того, он не разрешает любить его и юной Ане, чья душа пока еще очень трепетно откликается на красоту. Но для Пети сад – это исключительно воплощение крепостного права, от которого стоит поскорее избавиться. Ему и в голову не приходит, что в этом саду прошло детство Ани, что ей может быть больно потерять его – нет, Петя весь захвачен своими идеями и, как это часто случается с такого рода мечтателями, за ними не видит живых людей.

А уж чего стоит презрительное заявление Пети о том, что он «выше любви». Эта фраза, которой он хотел показать свое превосходство, как нельзя лучше выявляет обратное – нравственную, духовную неразвитость героя. Будь он внутренне целостной, сформированной личностью – и ему бы простилась его неловкость и нескладность, как прощается неграмотность Лопахину с «широкой душой». Но сухость Пети выдает в нем моральную несостоятельность. «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа» – говорит ему Раневская, в силу своей чуткости сразу же Петю разгадавшая. Любопытно, что Петя, протестующий против старого уклада жизни и любых форм владения, не стесняется, тем не менее, жить у Раневской в усадьбе и отчасти за ее счет. Он покинет имение только с его продажей, хотя и предлагает в начале пьесы Ане бросить ключи от хозяйства в колодец и уходить. Получается, что даже на собственном примере Трофимов свои идеи подтвердить пока что не готов.

«Укажу другим путь»…

Разумеется, есть в Пете и симпатичные черты. Он сам с горечью говорит о себе: «Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! И все же… Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…». И в этот момент через маску строителя светлого будущего проглядывает настоящий человек, желающий лучшей жизни, умеющий верить и мечтать. Заслуживает уважение и его несомненное трудолюбие: Петя работает, получает деньги за переводы и последовательно отказывается от предложенного Лопахиным одолжения: «Я свободный человек! И всё, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху». Впрочем, патетичность этого высказывания несколько нарушают выкинутые Варей на сцену калоши: Трофимов потерял их и немало за них тревожился… Характеристика Пети из «Вишневого сада», по сути вся и сосредоточена в этих калошах – здесь отчетливо проявляется все мелочность и нелепость героя.

Трофимов – персонаж скорее комический. Он сам понимает, что не создан для счастья и до него не дойдет. Зато именно ему поручена важная роль указать другим «как дойти», и это делает его незаменимым – как в пьесе, так и в жизни.

Тест по произведению

Особое место среди персонажей комедии "Вишневый сад" занимает Петр Трофимов. Он - бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской, разночинец. Отец его был аптекарем. Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, он вечный студент, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а "только работать".
Герой красиво проповедует веру в непременное наступление лучшего будущего и личную свободу, потому что "человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину".
Трофимов обличает "грязь, пошлость, азиатчину", критикует российскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, он склонен к декламации, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешон. О своих отношениях с Аней Петя говорит, что они выше любви: "Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, - вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!"
Опять же, как и Гаев, Трофимов призывает Аню верить ему, потому что предчувствует счастье. Раневская не без основания упрекает героя в душевной близорукости, когда он, утешая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продано. Она точно подмечает, что Петя только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил.
Повторяя любимое слово Фирса, Раневская называет Трофимова недотепой и гимназистом второго класса. На иронический вопрос Лопахина, дойдет ли он до "высшей правды", Трофимов уверенно отвечает: "Дойду или укажу другим путь, как дойти".
В финале герой разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его незадавшейся, несмотря на красивые слова и воодушевляющий пафос, жизни.

Студент Петя Трофимов помогает Ане в ее духовном росте, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему Родины. Он раскрывает ей глаза на то темное, страшное, что таилось за поэзией дворянской культуры.

Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить прошлое, покончить с ним. В этом - пафос пьесы. Трофимов зовет Аню к красоте будущего: "Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его... Вот оно, счастье, вот оно идет. Подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!"

Сам Петя Трофимов, по всем признакам, не принадлежит к числу передовых, умелых, сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике мы чувствуем некоторое противоречие между силой, глубиной, размахом мечты и слабостью мечтателя. "Облезлый барин", Петя Трофимов мил, чист, но чудаковат, интеллигентски рассеян, недостаточно жизненен и не очень способен к великой, упорной борьбе. В нем есть черты "недотепства", присущего почти всем персонажам этой пьесы. Но все же Петя Трофимов является образом качественно неповторимым. Трофимов причастен к революционной борьбе - потому-то он и "вечный студент".

Трофимова Чехов наделил некоторыми "смешными" чертами "облезлого барина" с явно обличительными намерениями, Аню же представил в бледных тонах, как самую обыденную, "среднюю" девушку. "Аня и Трофимов... словно плывут на какой-то льдине, едва держащейся у берега, навстречу волнам... без ясной программы жизни", - так высказался о героях Чехова Ф. Батюшков. Они - люди среднего уровня. Не такие люди создают движение, а движение их создает. Это обстоятельство весьма важно, так как свидетельствует о наличии действительно сильного движения, способного захватить в свои ряды даже таких средних личностей.
Идеализм Трофимова, так же, как и мечты Ани, отличается некоторой смутностью: Любовь Андреевна с полным правом бросает ему в глаза пресловутое словечко Фирса - "недотепа". Это выражение становится классическим. Оно применяется чуть ли не ко всем действующим лицам в комедии Чехова и символизирует главную мысль произведения: о том, что России нужны люди, люди не простые, а деятельные.

Фигура Трофимова - показатель того, что революционное движение захватывало все более широкие слои, к нему примыкали даже представители интеллигенции трофимовского типа. Еще года два-три назад Петя Трофимов был всего лишь философом-недоучкой, сторонником отвлеченных, оторванных от борьбы мечтаний о прекрасном будущем. Сейчас, на пороге революции, Петя Трофимов уже так или иначе участвует в деле, борьбе.

Но Петя Трофимов, такой, каким мы его застали в пьесе, еще "недоделанный", "недотепистый". Чехов чувствовал это, так же как и ограниченность своего собственного представления о людях новой России, революционерах. Отсюда - его своеобразная застенчивость в отношении к Пете, стремление снизить его, лишить претензий на фигуру героического масштаба. Но все то, что Петя говорил Ане о прошлом и будущем, о труде, борьбе - все это близко и дорого автору.

Образ и характеристика Пети Трофимова в пьесе "Вишневый сад" Полное имя героя - Петр Сергеевич Трофимов: "...Трофимов Петр Сергеевич, студент..." Петя Трофимов - студент: "...Трофимов Петр Сергеевич, студент..." Петя Трофимов - бывший учитель Гриши, сына Раневской: "...А Петя Трофимов был учителем Гриши, он может напомнить…" "...Петя Трофимов, бывший учитель вашего Гриши… Неужели я так изменился?.." Возраст Пети Трофимова - 26-27 лет: "...Вам двадцать шесть лет или двадцать семь..." "...Мне еще нет тридцати, я молод?.." Внешность Пети Трофимова: "...Входит Трофимов в поношенном студенческом мундире, в очках..." "...Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?.." "...Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!.." "...Вы были тогда совсем мальчиком, милым студентиком, а теперь волосы не густые, очки..." "...И надо же что‑нибудь с бородой сделать, чтобы она росла как‑нибудь…" "...Петя, вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами.) И какие они у вас грязные, старые…" Петю называют "облезлым барином" из-за его бедности: "...Меня в вагоне одна баба назвала так: облезлый барин..." "...Облезлый барин!.." Петя Трофимов - вечный студент. Он никак не может закончить учебу: "...а вы все еще гимназист второго класса!.." "...Неужели вы все еще студент?.." "...Должно быть, я буду вечным студентом..." "...Наш вечный студент все с барышнями ходит..." "...Ему пятьдесят лет скоро, а он все еще студент..." Петю уже 2 раза отчисляли из университета: "...Вечный студент! Уже два раза увольняли из университета..." Петя Трофимов не занимается никаким серьезными делом: "...только, голубчик, надо же учиться, надо курс кончить. Вы ничего не делаете, только судьба бросает вас с места на место, так это странно…" Петя Трофимов зарабатывает на жизнь переводами с иностранных языков: "...Есть. Благодарю вас. Я за перевод получил. Вот они тут, в кармане..." Петя Трофимов - умный человек: "...Какой вы умный, Петя!.." Петя Трофимов - хороший, добрый человек: "...Пожалейте меня, хороший, добрый человек..." У Пети Трофимова чистая душа: "...Ну, Петя… ну, чистая душа… я прощения прошу…" Петя Трофимов - скромный человек. Он боится стеснять окружающих: "...В бане спят, там и живут. Боюсь, говорят, стеснить..." Петя Трофимов - смешной человек, чудак: "...Смешной вы!.." "...смешной чудак, урод…" "...Петя, погодите! Смешной человек, я пошутила! Петя!.." "...Какой чудак этот Петя…" Петя Трофимов - философ в душе: "...Трофимов. Кто знает? И что значит – умрешь? Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять, известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы. Петя Трофимов умеет красиво говорить: "...Как хорошо вы говорите!.." Петя Трофимов - оптимист несмотря на то, что он уже много испытал в жизни: "...Мне еще нет тридцати, я молод, я еще студент, но я уже столько вынес! Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий, и – куда только судьба не гоняла меня, где я только не был! И все же душа моя всегда, во всякую минуту, и днем и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…" После истории с вишневым садом Петя возвращается в Москву на учебу: "...Да, провожу их в город, а завтра в Москву..." Петя Трофимов - гордый человек: "...Оставь, оставь… Дай мне хоть двести тысяч, не возьму. Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти, вот как пух, который носится по воздуху. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд..." Петя гордится тем, что он беден: "...Да, я облезлый барин и горжусь этим!.." Петя стремится к "высшему счастью": "...Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!.." Петя стремится к свободе и призывает всех "быть свободными": "...Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер..." Петя Трофимов дружит с Аней Раневской. Он пропагандирует ей свои взгляды о свободе, счастье и т.д.: "...Все лето не давала покоя ни мне, ни Ане, боялась, как бы у нас романа не вышло. Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далек от пошлости. Мы выше любви!.."

ПЕТЯ ТРОФИМОВ

ПЕТЯ ТРОФИМОВ - центральный персонаж комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» (1903). Образ студента П.Т. связан в пьесе с перспективой будущего времени; предчувствием «новой жизни» и устремленностью к ней. Герои комедии зовут его не по имени-отчеству, а ласково-насмешливо - Петя. В разночинской «нескладности» этого человека можно увидеть «зажатость» Беляева («Месяц в деревне» И.С.Тургенева). В его отношениях с Аней - узнать просветительский ригоризм Жадова, «воспитывающего» Полиньку, и Ме-лузова, «улучшающего» Негину.

«Вечный студент», «облезлый барин», П.Т. освещен в пьесе мягким отношением действующих лиц к его словам и поступкам («Петя с лестницы упал!»). Ему идет совершать промахи, неловкости - падать с лестницы, терять калоши. Его «недотепистость» сказывается и в запальчивом заявлении «Мы выше любви!», и в том, как он утешает Раневскую, произнося слова, усугубляющие ее горе.

П.Т. много рассуждает, говорит умно и горячо, не являясь тем не менее ни фразером, ни краснобаем. В его монологе о «гордом человеке» слышится благородное опровержение доморощенного ницшеанства горьковского Сатина («На дне»). Его высказывания об интеллигенции совпадают по смыслу с чеховскими словами: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, истеричную, фальшивую». В его совете Лопахину «не размахивать руками» есть своя историческая правота. В мыслях П.Т. о необходимости «искупления» прошлого - «страданием, необычайным, непрерывным трудом» слышны отзвуки призывов Н.Г.Чернышевского «любить будущее» и «работать для него». Сам П.Т. готов «страдать» от бедности, нужды, гонений. Но душевные страдания, страдания сознания - ему неведомы. В этом смысле он действительно «свободный человек»: свободный от прошлого, не связанный с вишневым садом личной, сердечной связью. Ему не приходится обрывать нити прошлого, «резать по живому». Раневская справедливо выговаривает ему: «Вы смело решаете все важные вопросы, но скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса?»

Оттого и ощущение «переходного» момента, вызревания будущего в настоящем вызывает у П.Т. чувства счастья и полноты существования: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его». В этом прекраснодушии, инфантилизме П.Т. кроется его «идейная наивность» - такая же неотъемлемая часть русской жизни, как «епиходовщина» или извечная надежда на то, что «бог поможет», «еще что-нибудь случится не сегодня-завтра...».

Первый исполнитель роли П.Т. - В.И.Качалов (1904). Среди других исполнителей - А.Я.Таиров (1907), В.С.Золотухин (1975). Среди зарубежных исполнителей - Ж.Л.Барро (1954).

Н.А.Шалимова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ПЕТЯ ТРОФИМОВ" в других словарях:

    Вишневый садъ Жанр: лирическая трагикомедия

    Александр Гончарук Имя при рождении: Гончарук Александр Анатольевич Дата рождения: 22 августа 1963(1963 08 22) (49 лет) Профессия: актёр, режиссёр … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Орлов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Орлов, Василий. Василий Александрович Орлов Дата рождения: 28 ноября … Википедия

    Андрей Феськов Имя при рождении: Феськов Андрей Васильевич Дата рождения: 18 января 1978(1978 01 18) (34 года) Место рождения: ху … Википедия

    Александр Коршунов На премьере фильма «Брестская крепость», 3 ноября 2010 года Имя при рождении: Александр Викторович К … Википедия

    Валерий Бабятинский … Википедия

    - (Шверубович). Род. 1875, ум. 1948. Выдающийся театральный актер. Играл на сцене Московского художественного театра (с 1900 г.), среди ролей Тузенбах ("Три сестры"), Петя Трофимов ("Вишневый сад"), Барон ("На дне"),… … Большая биографическая энциклопедия

    Качалов (настоящая фамилия ‒ Шверубович) Василий Иванович , советский актёр, народный артист (1936). Родился в семье священника. Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета,… …

    Русский советский актёр и педагог, народный артист СССР (1960). В 1925 окончил школу МХАТа. С 1926 в труппе МХАТа. Лучшие роли: Яков Бардин, Актёр («Враги», «На дне» Горького), Васин … Большая советская энциклопедия

    I (настоящая фамилия Шверубович) Василий Иванович , советский актёр, народный артист (1936). Родился в семье священника. Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета,… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Честное слово. Рассказы , Пантелеев Леонид. Леонид Пантелеев (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев) родился в 1908 году в Петербурге в семье казачьего офицера, героя русско-японской войны; мать - Александра Сергеевна - происходила из…
Loading...Loading...