Педагогическая система А.Макаренко. Основные педагогические идеи А.С

1 (13) марта 1888, Белополье Сумского у. Харьковской губ. - 1 апреля 1939, ст. Голицыно Белорусско-Балтийской ж/д Московской обл.

Российский и советский педагог, писатель

Родился в семье рабочего железнодорожных мастерских. Окончил городское училище Кременчуга (1904), затем годичные учительские курсы при нём. Был учителем русского языка, рисования и черчения железнодорожных училищ пос. Крюкова (1905-1911) и на ст. Долинская (1911-1914) на Украине; принимал участие в организации съезда учителей Южных железных дорог (1905). В 1914-1917 учился в Полтавском учительском институте (в 1916-1917 в армии, демобилизован из-за плохого зрения), по окончании которого заведовал железнодорожным училищем Крюкова (1917-1919) и городским училищем в Полтаве (1919-1920), одновременно был членом губернского правления Союза работников просвещения Полтавы.

С 1920 по 1928 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 переведённой в Куряж, под Харьковом (с 1921 колония им. М. Горького, с которым с 1925 состоял в переписке). В 1922 краткое время учился в Центральном институте организаторов народного просвещения Наркомпроса, вынужден был оставить учёбу из-за сложности её совмещения с работой в колонии. Одновременно в 1927-1935 по приглашению ГПУ УССР работал в детской трудовой Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского под Харьковом (с 1928 заведующий коммуной, с 1932 начальник педагогической части). В 1935 начальник, в 1937 заместитель начальника Отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 переехал в Москву, посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

Член Союза советских писателей СССР (1934). Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Создал систему воспитания, которую рассматривал как отвечающую задачам строительства нового общества. Ядро учения - теория воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нём, взаимоотношений коллектива с личностью и связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. Установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, а их восстановление выправляет его развитие; суть воспитания состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата. Считал, что воспитательный коллектив является органичной частью общества и в специфической форме воспроизводит общественные отношения, активно включает в них детей, а социально значимая задача, стоящая перед коллективом, позволяет каждому его члену ощущать себя участником общего дела, пробуждает гражданские чувства. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Сущность педагогического опыта определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».

Деятельность Макаренко оказала существенное влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, которые в 1930-х гг. практически были запрещены, - социальную педагогику, педагогическую психологию и др. Особый вклад внёс в исправительно-трудовую педагогику - педагогический опыт позволил в короткий период наладить практическую работу трудовых колоний НКВД в масштабах Украины. Вопреки официальным требованиям усилить карательные функции перевоспитания в колониях для несовершеннолетних были упразднены карцеры и внутренняя охрана, предприняты действия по организации трудового воспитания, укреплены кадры воспитателей, введены некоторые начала самоуправления. Выступал против использования в детских колониях элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона.

Развивал теорию семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его.

Педагогический опыт и взгляды Макаренко отражены в художественном творчестве. В литературных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей», в публицистических статьях проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развитие новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

В 1920-1930-е гг. некоторые аспекты деятельности Макаренко подверглись критике со стороны официальной педагогики (обвинение в педагогическом непрофессионализме и некомпетентности, нарушении принципов трудового воспитания, введении самоуправления и др.). В то же время в официальной педагогической теории СССР образ Макаренко был канонизирован с приданием ему схоластических черт классика марксистской педагогики; в научной литературе его творчество представлялось односторонне, эксперименты механически переносились в практику массовой советской школы, ПТУ и исправительно-трудовых учреждений, а издания трудов выходили с купюрами и значительными исправлениями, комментарии к ним носили ярко выраженный идеологический характер.

Основные труды

Собрание сочинений. Т. 1-7. М., 1959-1960.

Библиография

▫ А. С. Макаренко. Указатель трудов и литературы о жизни и деятельности. М., 1988.

Литература

Павлова М. П. Педагогическая система А. С. Макаренко и современность. М., 1980.

Патаки Ф., Хиллиг Г. Самоутверждение или конформизм? К вопросу идейно-политического становления А. С. Макаренко. Марбург, 1987.

Ермолин А . Педагогика развитого тоталитаризма. Триумф и трагедия Макаренко // Народное образование. 2005. № 2.

Багреева Е. Г. Возвращение к Макаренко. М., 2006.

Гриценко Л. И. Концепция воспитания А. С. Макаренко в свете современных научных знаний // Педагогика. 2006. № 2.

Фролов А. А. А. С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ). Н. Новгород, 2006.

Богуславский М. В. Сущность и пределы социально-личностной педагогики А. С. Макаренко // Народное образование. 2008. № 6.

Гликман И. Е. Вклад А. С. Макаренко в педагогическую науку // Народное образование. 2008. № 6.

Гликман И. Е. Классик мировой педагогики // Педагогика. 2008. № 5.

Илалтдинова Е. Ю. «Официальная педагогика» и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия А. С. Макаренко. Н. Новгород, 2010.

Архивы

≡ Коллекция документов о жизни и деятельности А.С. Макаренко, собранная Е.С. Долгиным. Научный архив РАО, ф. 131, 1911-1978 гг.

1. Лордкипанидзе Д. О. Классик русской педагогики К. Д. Ушинский. М: Педагогика, 1954.

2. Ушинскии К. Д. Избр. пед. соч. / Под ред. Н. А. Сундукова. М: Просвещение, 1968.

4. О педагогическом наследии К. Д. Ушинского / Под ред. А. Г. Иванова. Ярославль, 1972.

5. Ушинскии К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974.

6. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. М: Педагогика, 1974.

7. Ушинскии К. Д. / Под ред. С. Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1977.

8. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения / Под ред. В. Б. Петровского. Киев: Вища школа 1980.

9. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / АПН СССР. М: Педагогика, 1988.


Осмысляя творческий путь А.С. Макаренко, важно осознать, что главные его педагогические идеи (о сущности коллектива и его формировании, о целостном подходе к воспитанию и другие) приобретают в настоящее время особую актуальность и остроту. А.С. Макаренко явился не только теоретиком, но и блестящим практиком, талантливым педагогом-организатором. А.С. Макаренко (1888-1939 гг.) прожил недолгую, но яркую и трудную жизнь.

Основные этапы жизни и деятельности . А.С.Макаренко родился 14 марта 1888 г. в г. Белополье бывшей Харьковской губернии в семье мастера малярного дела железнодорожных мастерских. По окончании городского училища в г. Кременчуге, затем педагогических курсов с 1905 года стал работать учителем железнодорожного училища в поселке Крюково. В 1914 году, имея уже десятилетний стаж педагогической работы, Антон Макаренко поступил в Полтавский педагогический институт, который в 1917 году окончил с золотой медалью. В том же 1917 году А.С. Макаренко был назначен инспектором высшего начального училища в селении Крюково.

В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил Антону Семеновичу организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей. И он создает свою знаменитую колонию им. М.Горького. С 1928 по 1935 годы возглавлял им же созданную коммуну (под Харьковом) им. Ф.Э. Дзержинского. В 1935 году А.С. Макаренко переезжает в Киев, назначается заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины. Позже, поселившись в Москве, полностью, по совету A.M. Горького, отдается литературной работе.

А.С. Макаренко оставил нам богатое литературное наследие. По своему содержанию его труды можно разделить на четыре основные группы.



К первой группе относятся труды, подготовленные к печати им самим. Они раскрывают принципиальные основы его педагогических взглядов. Это такие статьи, как «Цель воспитания», «Проблемы воспитания в советской школе», «Педагоги пожимают плечами» и другие.

Вторую группу наследия составляют лекции по отдельным вопросам методики коммунистического воспитания. Стенограммы этих лекций были подготовлены к печати и напечатаны в виде статей уже после смерти А.С. Макаренко («Дисциплина, режим, наказания, поощрения», «Методы воспитания», «О трудовом воспитании»).

Третья группа наследия - это ряд выступлений выдающегося педагога перед учителями, студентами, научными работниками, обобщающих его опыт и педагогическую систему. Эти выступления также были опубликованы по стенограммам: «Некоторые выводы из моего педагогического наследия», «Мои педагогические воззрения», «О моем опыте» и другие.

Отдельную группу наследия составляют его художественные произведения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», сценарий к документальному фильму «Именем железного большевика», очерк «На гигантском фронте».

Следует считать, что работу в колонии под Полтавой и коммуне под Харьковом приходилось начинать в невероятно трудных условиях. Воспитанники, с которыми А.С. Макаренко пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, без всякого представления о дисциплине, не привыкшими к систематическому труду. Работа в этих детских исправительно-воспитательных учреждениях требовала от Антона Семеновича максимального напряжения нравственных и интеллектуальных сил.

В главе «Бесславное начало колонии им. Горького» «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко пишет: «Колония все больше и больше принимала характер «малины» воровского притона, в отношениях воспитанников и воспитателей все

больше определяется тон постоянного издевательства и хулиганства. При воспитательницах уже начали рассказывать похабные анекдоты, грубо требовали подачи обеда, швырялись тарелками в столовой, демонстративно играли финками и глумливо расспрашивали, сколько у кого есть добра».

Когда, например, А.С. Макаренко попросил колониста Задорова нарубить дров, тот просто-напросто по-хамски ответил педагогу:

Иди сам наруби, много вас тут.

Можно представить, как «легко» работалось с таким контингентом.

Нервы не выдержали у Антона Семеновича. К серьезному, высокообразованному человеку впервые в грубой форме обращались на «ты». И он, не выдержав, ударил колониста. Это было не наказание, не избиение, это было требованием, предъявляемым к воспитаннику в экстремальной обстановке.

Традиционные педагогические идеи, методы, формы воспитательной работы не давали желаемого результата. Возникла необходимость в создании новой, действенной педагогической теории и системы. «Я сначала даже не понял, - писал он, - просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие» (Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М., Молодая гвардия, 1977, с. 14).

И он создал подлинно новаторскую систему и концепцию, смело, по-граждански мужественно, разрушив устаревшие теоретические каноны и стереотипы традиционного воспитания.

Педагогическая система А.С. Макаренко стала приносить блестящие результаты. Он умело перековывал за удивительно короткий срок (от двух до четырех лет) правонарушителей в дисциплинированных, любящих друг друга советских граждан.

A.M. Горький, посетив в 1923 году колонию под Полтавой, был поражен результатами педагогической деятельности А. С. Макаренко. В очерках «По Союзу Советов» М.Горький писал: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А.С Макаренко. Это, бесспорно, талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем с такой гордостью, как будто они сами создали его». Великий пролетарский писатель отмечает, что А.С. Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его несколькими словами, как будто делая моментальный фотографический снимок».

Колонию им. Горького посещали многие известные люди: А. Барбюс, В. Пик, другие выдающиеся политические и общественные деятели. Опыт А.С. Макаренко получил прочное общественное признание, но достаточно веско звучали голоса и противников его системы. Специальная комиссия Харьковского окружного комитета комсомола заявила, что в колонии им. A.M. Горького используются антипедагогические методы. Критика в адрес А.С. Макаренко все чаще и чаще звучит в конце 20-х годов прошлого века со страниц московской и харьковской прессы. Известный педагог А.В. Заякинд квалифицирует систему А.С. Макаренко как «вредную» и противоречащую советской педагогике.

В мае 1928 г. А.С. Макаренко вынужден был оставить колонию им. A.M. Горького. Но критика его воспитательной деятельности и в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского не прекращалась. 29 января 1933 г. на заседании коллегии Наркомпросса Украины нарком А.С. Скрипкин дал отрицательный отзыв о работе А.С. Макаренко в этой коммуне.

Появление в печати «Педагогической поэмы» было встречено недоброжелательно. На страницах теоретического органа Наркомпросса РСФСР «Коммунистическое просвещение» (№ 4, 1934 г.) появилась рецензия под названием «О буржуазной тюремной педагогике» и «Педагогической поэме». В этой рецензии воспитательная система А.С. Макаренко объявлялась в корне ошибочной. Другая рецензия на «Педагогическую поэму» появляется в 1936 г. на страницах журнала «Книга и пролетарская революция» (редактором этого журнала был нарком просвещения А.С. Бубнов). Она квалифицировалась как «антипедагогическая поэма», и А.С. Макаренко назван в ней основоположником антивоспитания. В 1936 г. вышла «Книга для родителей». В мартовском номере журнала «Советская педагогика» за 1936 г. появляется рецензия под заголовком «Вредные советы родителям» о воспитании детей».

К сожалению, Макаренко А.С. не был при жизни общепризнанным авторитетом в области педагогики. Споры вокруг него сменились молчанием, которое после его смерти длилось больше года. Напомнила об А.С. Макаренко газета «Правда», опубликовав 17 марта 1940 года статью учительницы М.В. Кропачевой «Неиспользованное наследие». Эта статья послужила толчком к острой педагогической дискуссии, начатой «Учительской газетой», где 7 и 8 июня 1940 г. была опубликована обширная статья Н.А. Лялина о системе воспитания А.С. Макаренко. А 27 августа 1940 г. газета «Правда» опубликовала статью М.Мануильского «Дискуссия в советской педагогике», которая подвела итог этой дискуссии. С этого момента А.С. Макаренко квалифицируется как выдающийся педагог коммунистической формации.

А.С. Макаренко сам считал, что разрабатывает педагогику будущего. «Мне хочется в каком-то коротком движении мысли, и воли, и чувства обратиться к нашему будущему, страстно хочется войти в него скорее, увлечь за собой других, хочется работать, творить, жадно хочется реализовать небывало прекрасные наши возможности», - так он писал незадолго до смерти (Макаренко А. С. Собр. Соч. М., 1946, Т. 7, с. 143).

А.С. Макаренко - основоположник коллективного воспитания. При жизни "А.С. Макаренко отдельные ученые-педагоги говорили, что он хороший практик, но в педагогической теории разбирается слабо. Глубокое заблуждение! А.С. Макаренко мог бы сказать о себе словами Бориса Пастернака:

«Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья».

Поставив выдающийся социально-педагогический эксперимент, Антон Семенович совершил немало открытий.

Свои педагогические идеи А.С. Макаренко не изложил в систематизированном виде; осваивать их нелегко ещё и потому, что они принципиально отличаются от традиционных взглядов на процесс воспитания.

Истоки педагогической концепции А.С. Макаренко нельзя рассматривать в отрыве от революционной перестройки системы народного образования в послеоктябрьский революционный период. 9 ноября 1917 г. была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования. Эта комиссия по просвещению, работавшая под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, П.Н. Лепешинского, к августу 1918г. подготовила «Декларацию о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В этих документах подчеркивается связь школы с политикой, уделяется особое внимание её демократизации, организации самоуправления с широкими полномочиями учащихся. В старших классах, согласно этим документам, вводился производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве.

Эти идеи реализовывались многими выдающимися педагогами 20-30 годов XX столетия: С.Ш. Шацким, В.Н. Сорокой-Росинским, С.М. Ривесом, Н.М. Шульманом, Б. Сливкиным, Г. Гольдбергом и другими. Однако наиболее яркое, удачное и полное отражение они нашли в педагогической деятельности А. С. Макаренко.

Основы мировоззрения. Раскрыть педагогические идеи А. С Макаренко - это значит охарактеризовать его мировоззрение; указать на отличие его системы от традиционной практики воспитания; показать его отношение к педагогическому наследию, к буржуазной педагогике, к экспериментальной педагогике и педологии; идеям свободного воспитания. Это значит - осветить его учение о целях воспитания; о сущности коллектива и путях создания коллектива; логике и технологии педагогического процесса; семейном воспитании. При этом необходимо продемонстрировать и то, насколько А.С. Макаренко современен.

По убеждению самого А.С. Макаренко, его мировоззрение формировалось в 1905-1907 годы под непосредственным воздействием революционных событий. Большое влияние на Макаренко оказал A.M. Горький. «Максим Горький, - писал он, - сделался для меня не только писателем, но и учителем жизни» (Макаренко А. С. Избр. пед. соч. М., 1946, Т. 3, с.59).

Отличие педагогической концепции А.С.Макаренко от традиционной состоит в том, что основана она на организации общественно-значимой коллективистской жизни детей, а не на парно-назидательных душеспасительных беседах наставников с воспитанниками. Поэтому его и не понимали ученые-педагоги и руководители органов народного образования. Кроме того, они считали, что А.С.Макаренко недооценивает достижения педагогической мысли. А это не так. Именно он решительно выступал против пролеткультовских тенденций в области педагогики, творчески используя наследие К.Д. Ушинского и революционных демократов.

А.С. Макаренко резко критикует ту педагогику, которая абсолютизирует наследственность, недооценивает социальные факторы и граждански значимую деятельность в развитии ребенка. Он не однажды отмечал, что буржуазные теоретики от педагогики шли от авторитарных средств воздействия на детей к руссоистским идеям удовлетворения всех их спонтанных интересов.

Отрицательно относился он и к экспериментальной педагогике. Как известно, в конце XIX - начале XX веков возникло такое направление в педагогике в ряде зарубежных стран (Германии, Англии, США), которое считало эффективным методом педагогических исследований только лабораторный эксперимент; обучение и воспитание отрывалось от жизни, от влияния общественных факторов. А.С. Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта.

«Мы все прекрасно знаем, какого нам следует воспитать человека, это знает каждый грамотный сознательный рабочий и хорошо знает каждый член партии. Следовательно, затруднения не в вопросе, что нужно сделать. Это вопрос педагогической техники. Технику можно вывести только из опыта ведь закона резания металлов не могло быть найдено, если бы в опыте человечества никто никогда металлов не резал. Только тогда, когда есть технический опыт, возможно изобретение, усовершенствование, отбор и браковка. Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а строилось всегда по логике моральной проповеди. Именно потому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструирование работы, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль допуска и браковки.

С вершин педагогических кабинетов не различают никаких деталей части работы - оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов...» (Макаренко А. С., Педагогическая поэма. М., Молодая гвардия, 1977, С. 553-554).

Сейчас нередко можно встретить высказывания о том, что не надо навязывать ребёнку волю взрослого, волю преподавателя. «Молодым быть нелегко», - утверждают некоторые представители общественности. Одним из принципов педагогики сотрудничества является учение без принуждения. Наблюдается своеобразное заигрывание с молодежью. Уместно в этой связи поставить вопрос: как относился А.С. Макаренко к ребенку, к идеям руссоистского свободного воспитания?

Педагогические идеи А.С. Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко является высоко гуманной. Веря в лучшее в ребенке, опираясь на лучшее в нем, ставя каждого ребенка в защищенное положение, важным принципом воспитания он считает единство уважения и требовательности. Своим педагогическим опытом А.С. Макаренко доказал, что нет морально дефективных детей, что правонарушения несовершеннолетних - это результат тяжелых социальных условий, в которых дети оказались. Антон Семенович утверждал: «Никаких особых правонарушителей нет, а есть люди, попавшие в бедственное положение. Я очень ясно понимал, что если бы в детстве попал в такое же положение и я был бы таким, как они. Всякий нормальный ребенок, оказавшийся на улице без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы -нормальный ребенок будет вести себя так» (Макаренко А. С. Собр. соч. М., 1946, Т. 5, С.438). В то же время воспитание без принуждения, без требования, без наказания, он считал маниловщиной: «Маниловы от педагогики мечтают о таком идеальном положении: «Вот хорошо бы было, если бы дисциплину поднять и никаких мер воздействия для этого не требовалось». Подобный ложный гуманизм остается до сих пор у теоретиков-педагогов хорошим тоном. Школе же это беспринципное сюсюканье наносит большой вред» (Макаренко А. С. Собр. соч. М., 1946, Т. 5, С.379).

А.С. Макаренко разрабатывал педагогику руководства , большое внимание, уделяя целенаправленному формированию социально значимых качеств личности. Так, говоря, например, о воспитании дисциплины, он считал, что это, прежде всего моральное качество и воспитывается на протяжении многих лет на основе четко отлаженного режима жизни школы. Цели воспитания исходят из социального заказа. Осмыслению реально достижимых целей А.С. Макаренко уделял большое внимание. В связи с этим он писал: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу четкого человеческого характера, причем в понятие характера вкладываю все содержание личности... В своей практической деятельности я не мог без такой программы обойтись. Ничто так человека не учит, как опыт. Когда-то мне в той же коммуне Дзержинского дали несколько сот человек, и в каждом из них я увидел глубокие и опасные стремления характера, глубокие привычки, я должен был подумать: а каким должен быть характер, к чему я должен стремиться, чтобы из этого малыша, девочки воспитать гражданина... » (Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. М., Просвещение, 1966, С.9).

А.С. Макаренко разработал теорию коллектива на социальной основе, доказывал, что гуманного, разносторонне развитого человека можно воспитать лишь в коллективе. «Достойной нашей эпохи организационной задачей может быть только создание метода, который будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развить свои особенности, сохранить свою индивидуальность».

Такой организационной формой он считал коллектив, так как социалистическое общество основано на принципе коллективизма. Эта глубокая мысль о коллективности до конца ещё не оценена и в настоящее время.

Ведь и по сей день лучшим способом воспитания социально значимых, гражданских качеств личности (таких как активность, ответственность, чувство долга, дисциплинированность) - это прежде всего организация трудовой, коллективной жизни детей. Эту идею и отстаивал А.С. Макаренко в борьбе со своими противниками.

В главе «У подножия Олимпа» «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко приводит следующие слова профессора педагогики: «Товарищ Макаренко хочет педагогический процесс построить на идее долга... Это идея буржуазных отношений, идея сугубо меркантильного порядка. Советская педагогика стремится воспитать в личности свободные проявления творческих сил и наклонностей, инициативу, но ни в коем случае не буржуазную категорию долга». В свою очередь А.С. Макаренко возражал педагогу-олимпийцу: «Инициатива придет тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива» (Макаренко А. С. Воспитание в советской школе. М., Просвещение, 1966, С.6).

Таким образом, не может быть какой-то выхолощенной, освобожденной от труда инициативы, она не придет по мановению волшебной палочки.

А.С. Макаренко, возглавив коммуну им. Дзержинского, организовал завод по изготовлению сложнейшего электрооборудования - такого, в котором «дышит интеграл». То есть он блестяще реализовал идею соединения обучения с производительным трудом. Коммуна им. Дзержинского просуществовала восемь лет; и только один год была на дотации. Тут есть над чем задуматься. Не это ли способствовало тому, что успехи воспитания были налицо? Но именно эта идея А.С. Макаренко порой затушевывается.

«.. .К заветной цели А.С. Макаренко, к воспитывающему обучению не единственный путь ведет, самим Макаренко указанный, а множество дорожек и тропинок, порой очень извилистых», - заявляет С.А. Соловейчик (Соловейчик С. Вечная радость. М., Педагогика, 1986, С. 203). Множество ли? Ю. Бондарев, В. Белов, В. Распутин написали в «Правду»:

«Удивительная вещь: в иерархии детских и юношеских ценностей ныне, к сожалению, на одном из первых мест стоят развлечения и вещи. С недоумением и болью нам приходится смотреть на иных наших туристов, в том числе и молодых, которые, презрев красоты Акрополя, египетских пирамид, шедевров Лувра, носятся по заморским городам в поисках тряпок.

Сотнями, тысячами, по городам и весям страны и мира, мы возим, кормим, одеваем бесчисленные армады юных участников художественной и спортивной самодеятельности. И забываем, что тем самым отрываем их от дела, от учебы, часто приучая к показухе. Забываем, что эта самодеятельность стоит обществу огромных денег, кстати, не ими самими заработанных. Что же касается труда, и не в последнюю очередь труда физического, которым призваны заниматься молодые, то он отодвинут куда-то на второй план. Отодвинут не без помощи отцов и матерей, не говоря уже о бабушках и дедушках. Мы, «предки», как нас называют ныне юные, хорошо и трудно работали и работаем. Так пусть же наши дети и внуки отдохнут, рассуждают иные из нас. От чего, спрашивается, отдохнут? От труда. Но ведь без труда человек перестает быть человеком. Нам думается, что отсутствие у многих молодых людей стремления к труду вообще, и к физическому в частности, грозит последствиями неисправимыми!!

Опыт А.С. Макаренко по сочетанию воспитания с производительным трудом и созданию на этой основе коллектива сейчас приобретает особую значимость. Именно он выявил социальную сущность коллектива, раскрыл стадии его развития, разработал теорию первичного коллектива, разработал методику параллельных воспитательных воздействий в коллективе, обосновал роль перспектив, труда, эстетики, игры, мажорного тона, режима и дисциплины в формировании детского коллектива. Все эти идеи применимы к сегодняшнему дню.

Воспитание, по А.С. Макаренко, - это организация жизни детей. Говоря о логике воспитательного процесса, он всегда подчеркивал важность разработки воспитательной системы с позиций целостного подхода к личности и ее целенаправленному формированию. По утверждению Антона Семеновича, человек не развивается по частям, поэтому нужна гармония воспитательных действий, нельзя изолированно использовать воспитательные средства.

В своих работах много внимания уделял он вопросам семейного воспитания; до сих пор не потеряла значения его «Книга для родителей», в которой рассматриваются главнейшие условия успешного семейного воспитания: наличие полной семьи, полного коллектива, где отец и мать живут дружно, где царствуют любовь и взаимное уважение, четкий режим жизни семьи, плодотворная трудовая деятельность.

Очень ценны высказывания А.С. Макаренко о родительском авторитете. Он подробно анализирует главные слагаемые авторитета:

авторитет подавления, чванства, педантизма, резонерства, «любви», «доброты», «дружбы», подкупа. «Главным основанием родительского авторитета только и может быть, - пишет он, - жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение». В «Книге для родителей», в «Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко говорил также о важнейшей возможности нравственного и трудового воспитания ребенка в семье.

Идеи А.С. Макаренко в годы Великой Отечественной войны, в первые послевоенные годы достаточно широко использовались педагогами-новаторами. Особенно в этой связи хочется отметить деятельность И.Ф. Свадковского. Осуществляя руководство двумя детскими домами в селе Екатеринском Омской области, И.Ф.Свадковский с успехом применял идеи воспитания личности в коллективе через коллектив. В своей книге «Записки воспитателя» он подчеркивал, «что развитие у детей навыков общественной жизни, деятельности, самостоятельности, осуществляется прежде всего в процессе педагогически правильного подхода к организации коллектива. Выступал против тех случаев, когда форма организации коллектива, управляющие им органы, традиции вырастали не из нужд самого коллектива, а диктовались сверху. Не надо искать лидеров, «социалистических звезд», а следует систематически заботливо выращивать актив коллектива» (Свадковский И. Ф. Записки воспитателя. М., 1959, С. 15).

В 50-60 годы идея А.С. Макаренко о коллективе нашла удачное воплощение и в опыте школы № 58 г. Краснодара, Ново-Полянской школы № 11 Ставропольского края, Павлышской школы Полтавской области.

В 60-е годы на развитие теории коллектива стало оказывать существенное влияние учение о малых контактных группах, которое ориентирует на изучение межличностных отношений людей, вступающих в непосредственный контакт друг с другом. Основоположниками теории малых групп являются американские ученые Дж. Морено и Ш. Шибутах. В нашей стране оно разрабатывается рядом психологов (Н.А. Березовик, Л.П.Буева, Я.Л. Коломенский, Е.С. Кузьмин, А.В. Петровский, Л.И. Уманский и др.). Ученые выявляют систему личных отношений в контактных группах, определяют так называемых неформальных лидеров и устанавливают, какое влияние эти лидеры оказывают на коллектив в целом и на отдельных людей. «Настоящий коллектив, - утверждает Л.И. Уманский, - это такая контактная группа, которая обладает всем ансамблем основных свойств, имеет социальное значение, полезные для общества цели, нравственно высокие мотивы и является ячейкой советского общества» (Уманский Л. И. Активность личности и коллектива. М., Молодая гвардия, 1960, С. 260).

Именно это «взаимодействие» и «общие раздражители», которые выдвигались в качестве главных признаков коллектива еще А.С. Залужным в 30-е годы XX столетия, резко критиковал А.С. Макаренко. Такая контактность не является ведущим признаком коллектива. Решающее влияние на его формирование оказывают социально-значимые, а не чисто эмоциональные связи.

Социальные психологи не разработали действенных рекомендаций по формированию коллектива в современной школе. Вместе с тем продолжается противопоставление формальных и неформальных лидеров и структурных объединений в коллективе. Получается так, что активисты - это формальные лидеры, а «социометрические звезды» - это неформальные лидеры. Детские организации, сформированные под руководством учителей, воспитателей - формальные структурные объединения. Группы фанатов, рокеров, брейкеров, люберов - это неформальные организации.

Это не так. Такое противопоставление неправильно и с методологической, и с научной точки зрения. Любые детские организации - это самостоятельные объединения детей и юношества. Если они создаются формально, если ими руководят формальные лидеры, значит просто-напросто воспитатели не нашли верных путей умелого педагогического руководства этими коллективами. Согласно утверждению А.С.Макаренко, не может школьный активист быть формальным лидером. Такого лидера надо убрать, следует вводить подлинное демократическое самоуправление. Важно помнить, что А.С.Макаренко является одним из основоположников теории коллективного воспитания, его педагогические идеи в современную эпоху рыночной экономики приобретают особую актуальность.

Поиски путей реализации его идей по созданию коллектива, связи обучения и воспитания трудом в современной общеобразовательной школе и семье помогут успешному решению проблемы повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса во всех учебных заведениях.

Творческое усвоение педагогического наследия выдающегося педагога. Методику коллективного творческого воспитания разработал И.П. Иванов, развивая идеи А.С.Макаренко в современных условиях, раскрывая пути формирования коллективов на основе совершенствования общественно-коллективной жизни школьников. Он построил ее, основываясь на трех объективных закономерностях воспитания: его гуманистической целеустремленности, гуманистическом товариществе воспитателей и воспитанников, гуманизме воспитания.

Первая закономерность - гуманистическая целеустремленность - нашла свое выражение в коммунарском принципе общей заботы об улучшении окружающей жизни, в личной заботе каждого друг о друге как о члене коллектива. В работах А.С. Макаренко этому закону подчинялись все операции (дела государственного значения!) - от охраны леса до выпуска ФЭДов, от зимних вечеров у печурки до великолепных походов по стране коммунаров-горьковцев. В этом законе, по И.П. Иванову, ключ к решению всей проблемы воспитания. Гуманистические нравственные качества коммунаров воспитываются часто независимо от воли воспитателя, так как коммунарская жизнь строится во многом именно на общей заботе, на преодолении общих трудностей, на вовлечении в общую работу. И не случайно в обычных трудовых семьях, живущих по этому принципу, вырастают высоконравственные люди. С ранних лет ребята в этих семьях ведут гуманистический образ жизни, в самом глубоком, точном смысле этого слова.

Вторая закономерность - гуманистическое товарищество воспитателей и воспитанников - проявилась в коммунарском содружестве старших и младших классов. В работах А.С.Макаренко этот закон осуществлялся на первых порах стихийно, интуитивно, затем более осознанно и более открыто, подчиняя себе всю проводимую работу, а позднее был осознан полностью и теоретически обобщен в «Методике организации воспитательного процесса».

Третья закономерность - гуманизм воспитания - воплотился в принципе единства уважения к человеку как товарищу по жизни и совместной деятельности. Этот закон охватывает не только отношения между воспитателями и воспитанниками, но и отношения между самими воспитанниками и самими воспитателями. В принципе взаимного уважения и требовательности ведущую роль играет уважение. Их взаимодействие выражается в реальном, действительно товарищеском общении, а оно достигается благодаря общему делу, общей заботе об окружающей жизни, реальной практической заботе друг о друге.

Эти три закономерности воспитания не были широко осознаны педагогами ни во времена А.С. Макаренко, ни сейчас, находя свое применение лишь в работе педагогов-новаторов. Понимание А.С. Макаренко воспитательного процесса намного шире и глубже понимания сложившегося в практике отечественной школы, оно - в общей творческой жизни, в общей гражданской работе.

В каждом коллективном творческом деле на общее благо осуществляются передача воспитателями готового общественного опыта, творческая его разработка воспитанниками в ходе решения жизненно важных практических задач.

Источник многих бед современного воспитания состоит в том, что воспитательная работа сводится зачастую к односторонней заботе воспитателей о воспитанниках, к воздействию старших на младших, т.е. воспитанники получают готовый общественно необходимый опыт, приучаются быть потребителями духовных и материальных благ.

Методика коллективного творческого воспитания делает ребенка активным участником школьной жизни. Ее смысл состоит в том, что ребят, с первого класса по выпускной, учат коллективному общественному творчеству. В ней реализуется основной принцип работы «по Макаренко»: воспитание - не случайная передача накопленного опыта, а творческая организация совместной жизни и деятельности детей и взрослых. «Методику воспитательной работы можно считать коммунарской, если ее ядром, ее сутью является такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям» (Поляков С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики. М., Знание, 1990, С. 4).

В коллективных творческих делах происходит обогащение каждого участника опытом гражданского отношения к окружающей жизни и к себе как к товарищу других людей. Осуществляется развитие всех трех сторон личности человека: познавательно-мировоззренческой (знания, взгляды, убеждения, идеалы); эмоционально-волевой (высокие чувства, стремления, интересы, потребности); деятельной (общественно необходимые умения, навыки, привычки, творческие способности, общественно ценные черты характера) (Иванов И. П. Коллективное творческое дело. // Учительская газета. 1987, 15 сентября). Коллективные творческие дела предусматривают направления традиционного воспитания идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное, физическое. Современному педагогу необходимо знать основные особенности их организации.

Понятие о коллективном творческом деле (КТД). Это - общественно важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни, это - сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими, так и старшими товарищами по общей гражданской заботе.

Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. Оно - творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в новых вариантах, выявляя новые свои возможности, оно - частица жизни!

Коллективное творческое дело - это конкретное воплощение многогранной гражданской заботы в единстве ее трех сторон: практической, организаторской, воспитательной.

Шесть стадий развития КТД. Первая стадия - предварительная работа воспитателей. На этой стадии определяется роль данного КТД в жизни коллектива; выдвигаются конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор воспитанникам; начинает строиться перспектива возможного КТД - в установочном (стартовом) разговоре с воспитанниками, во время поиска дел и друзей, проводимого по разным, сообща выбранным маршрутам.

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. Оно происходит на сборе коллектива, когда составляется план жизни коллектива на очередной период, или на специальном сборе-старте планируется только данное, конкретное КТД. В любом случае воспитанники и их старшие товарищи сначала по микроколлективам (в старших классах - по творческим бригадам, в средних и младших - по звеньям и звездочкам), а затем сообща обсуждают примерно такие вопросы: Для кого провести это дело? Как лучше его провести? С кем вместе? Кто будет руководить - совет коллектива или специальный совет из представителей всех микроколлективов, или командир сводной бригады? Где лучше провести это дело? Когда? Ведущие сбор (ими могут быть и взрослые, и сами ребята) придумывают вспомогательные вопросы, заслушивают разные мнения, просят их обосновывать, поддерживают и развивают наиболее интересные идеи и полезные предложения. В конце сбора сводят все ценные предложения воедино. В случае необходимости организуется выбор совета дела или командира сводной бригады.

Третья стадия - коллективная подготовка дела. Руководящий орган данного КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив (или сводная бригада) готовит свой сюрприз, а старшие друзья направляют эту работу и «по секрету» помогают воспитанникам.

Четвертая стадия - проведение КТД. Реализуются предложения, которые были внесены участниками при подготовке КТД. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающие при проведении КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств или ошибок, допущенных участниками. Все это - необходимая школа жизни. Главное для участников коллективного творческого дела - возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолевать любые трудности.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Проводится сбор участников проведенного дела. Это может быть сбор, на котором обсуждается жизнь коллектива за истекший период, или специальный сбор-«огонек», посвященный результатам данного дела. Сначала по микроколлективам (где каждый высказывает свое мнение), а потом сообща решаются вопросы, относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения КТД («Что было хорошо? Что нам удалось из намеченного? Благодаря чему?»), к недостаткам и ошибкам («Что не получилось? Почему?») и, что особенно важно, к урокам на будущее («Что нам стоит использовать дальше? Сделать традицией? Как действовать по-другому?»). Ведущие сбора направляют коллективный поиск решений этих вопросов, подхватывают и развивают ценное, систематизируют и обобщают все высказанные мнения и предложения.

Участие воспитанников в оценке КТД можно обеспечивать и другими средствами. Проводятся беседы с такими, например, вопросами: Что нового ты сделал? Узнал? Чему научился? Чему научил своих товарищей? Также итоги подводятся в стенгазете или на «линейке» с творческими рапортами.

Воспитатели подводят итоги на совещании педагогов, на сборе вожатых, на совещаниях родительского актива (старших друзей микроколлектива) или на родительском собрании.

Шестая стадия - ближайшие последствия КТД. Выполняются те решения, которые были приняты общим сбором, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микроколлективами, задумывается новое КТД и т.п. Учителя используют накопившийся опыт в учебной работе. Предложения, возникшие при обсуждении дела, могут быть реализованы ими в дальнейшей работе.

Особенности коллективной творческой деятельности. В методике коллективного творчества важно то, что собираются ребята с разными способностями. Бывает, что идеи подает один, а другие принимают или отвергают их (тоже творческая роль).

Творческое общение - это способ производства информации. Для успешной его организации нужны два условия: во-первых, дело должно быть поставлено так, чтобы ребятам не хотелось спрашивать: «почему я?», «почему именно мы?»; во-вторых, должен быть дефицит времени (тогда коллективная мысль работает быстрее и лучше).

Коллективная творческая деятельность является сильным воспитательным средством. Ребята, приучаясь совместно обдумывать дела, меняются буквально на глазах.

Коллективное творчество исключает принудительное пересечение тех или иных идей. Сотрудничество, взаимная поддержка и умение прислушиваться к идеям друг друга намного плодотворнее спора.

На заре становления советской власти человек терялся и не всегда грамотно осознавал, каким должно быть его поведение и роль в обществе. Антон Семенович Макаренко подробно описывал в своих работах принцип воспитания личности в молодом советском гражданине. Макаренко труды свои подкреплял практическими методами при работе с максимально сложными подростками. На сегодня его имя знакомо не только учителям, воспитателям и специалистам системы образования, но и рядовому человеку, который не стесняется лишний раз включить свой мозг. Наши читатели знают великого учителя и готовы разделить мысли о значимости его фигуры для современного общества.

Кто такой Макаренко?

Антон Макаренко известен тем, что первым обратил внимание на застой в сфере педагогики страны на старте двадцатого века. На практике смог воспитать несколько тысяч несовершеннолетних членов колонии, превратив мир хаоса в упорядоченную организацию.

Антон Семенович известен, как автор и методист, но отчасти его можно считать организатором и управленцем. Рядовой учитель волею амбиций, таланта, аналитического склада ума, стремления и смелости стал символом воспитания детей. Воспитатель смог отстоять позиции свободного гражданина внутри авторитарного режима власти, что внесло неоценимый вклад в развитие общества.

Над чем работал Антон Семенович?

Макаренко труды издавал на первом этапе довольно смело, читал интересные лекции преподавателям. За свою работу «Кризис современной педагогики» получил при выпуске из института золотую медаль. Я вижу в том Макаренко амбициозного парня, который мечтал о великом. Но смог стать рядовым воспитателем после назначения на должность директора исправительной колонии.

Стать заведующим воспитательного центра с детьми, которых после революции не смог образумить бы даже самый опытный педагог в мире, и сотворить сенсацию, сделав из них достойных людей. Об этом автор Макаренко основные свои труды и писал. Он радовался отчаянным успехам на практике и формулировал методики воспитательного процесса. «Педагоги пожимают плечами» так назывался один из первых критических трудов Антона Семеновича. Без теории не стать отличным практиком, а те, кому удается экспериментами достигать успеха, обязаны двигать развитие общественной сферы жизни.

Педагогические труды Макаренко

Большинство студентов педагогического университета смогут наизусть зачитывать цитаты из «Педагогической поэмы» знаменитого мастера обучения жизни молодых людей. Суть он видел в процессе воспитания необразованных, обозленных и далеких от идеальных норм и принципов социального строя. Учитель лепил из пластилина себя, как мастера педагогики, а также из остатков морали людей человека – настоящего, искреннего, свободного и трудолюбивого.

Педагогические труды Макаренко тех шестнадцати лет его работы в колонии по сей день являются нормативной базой для разработки методик по организации воспитательного процесса. Я отмечаю его желание придать работе движения, то есть развития, а не топтания на месте. Подобные личности толкают мир вперед, а не мастера выжимать все соки из имеющихся ресурсов и перспектив, которые тебе не принадлежали изначально.

Вклад Макаренко в педагогику

На первых порах труды Антона Семеновича воспринимались властью и серьезными людьми той эпохи в штыки, не было доверия. Слова «демократия» боялись как огня, а дать человеку свободу – означало обучить его жизни вне идеологических принципов. Постепенно работы писателя были отредактированы цензурой, а зерно его методик стали применять на практике. Только после успешных и одобренных властью экспериментов с организацией детских домов были комплексно внедрены основные методики Макаренко.

«Книга для родителей» позволит без лишнего пафоса воспитать здорового и крепкого духом человека, который сможет развиваться и прогрессировать в плане реализации полезных обществу деяний. Педагогические аспекты великого прозаика двадцатого века подвластны всем родителям по сей день. Я верю, что в ближайшие годы идеология и воспитание человека станет приоритетным направлением в развитии общества нашей страны, что позволит ее сберечь и сохранить.


Если кратко объяснять методику великого Макаренко. Он говорит о воспитании в человеке желания двигать общество, действовать совместно ради решения общих полезных социуму деяний. Только благими поступками можно выстроить счастливое будущее для себя и своего окружения. Уважение пожилых и поддержка молодых – основа здорового общества.

1. Творческий путь А.С. Макаренко

2. Основные концепции педагогической теории А.С. Макаренко

3. Педагогическое мастерство в понимании А.С. Макаренко

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас одной из важнейших задач педагогической науки является объективная оценка нашего прошлого педагогического опыта, одним из самых значительных явлений которого является педагогическая система Антона Семеновича Макаренко . Идеи Макаренко долгое время не признавались официальной педагогикой. Понадобились долгие годы борьбы за их утверждение в науке. Сегодня мы должны констатировать, что концепции Макаренко были приняты на вооружение в одностороннем виде, со значительным смещением акцентов вплоть до их искажения. Теперь, благодаря проведенным в последние годы исследованиям, мы можем довольно определенно судить, как и почему это произошло.

В 1936 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов». К этому моменту педология сложилась как одна из педагогических наук, сделавшая предметом своего изучения возрастное развитие детей. Постановлением, в котором, отмечались недостатки и ошибки в практической работе педологов, педология была объявлена лженаукой, запрещено ее преподавание в педагогических учебных заведениях, а педологические учебники были изъяты. Теперь можно смело утверждать: так произошла величайшая трагедия в истории педагогических наук в нашей стране. Педагогика с этого момента стала «бездетной», за что потом ее часто упрекали. Но факт остается фактом: проблемы развития детей, становления личности ребенка на долгие годы остались за пределами педагогической науки. Именно это во многом определило односторонний подход к наследию Макаренко многих исследователей, и во многом - повлияло на «избирательное» отношение к системе Макаренко, когда те или иные ее части замалчивались, а другие подавались в искаженном виде.


1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А. С. МАКАРЕНКО

В каждой мысли, в каждом движении, в каждом дыхании нашей жизни звучит слава нового гражданина мира. Разве можно не услышать этого звучания, разве можно не знать, как мы должны воспитывать наших детей?

А. С. Макаренко

Родился Антон 1 марта 1888 г. в городе Белополье Харьковской губернии. Отец его, Семен Григорьевич, был высококвалифицированным маляром, работал в железнодорожном депо. Антон учился в железнодорожном училище и, когда семья переехала в Крюков, он продолжил обучение в таком же училище. Учился старательно и успешно. Очевидно, поэтому, когда закончил учебу, Семен Григорьевич сказал сыну: «Будешь учителем!» Стало слово отца делом всей жизни Антона Макаренко. После окончания педагогических курсов начал он в 17 лет работать в родном училище.

Огромное влияние на юношу оказало творчество А.М. Горького. Под его влиянием вершил он свои первые литературные опыты. «Более того, Горький, по словам самого Макаренко, стал организатором его мироощущения реального гуманизма. «Моя жизнь прошла под знаком Горького» , – напишет Антон Семенович в скорбные дни прощания с великим писателем».

Работая учителем, Антон Семенович Макаренко изучает педагогическую и философскую литературу. Его внимание привлекают груды А. И. Пирогова, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, но особенно глубоко изучает он работы К. Д. Ушинского. После 9 лет педагогической деятельности Макаренко поступает в Полтавский учительский институт, который заканчивает, как и училище, только с отличными оценками по всем предметам.

За выпускную работу «Кризис современной педагогики» А. С. Макаренко получил золотую медаль.

Глубоко заблуждались те, кто утверждал, что Антон Семенович плохо разбирается в педагогической теории.

После окончания института он снова возвращается в Крюковское начальное железнодорожное училище, где работает сначала учителем, а потом директором до сентября 1920 г., когда принимает предложение Полтавского отдела народного образования стать заведующим детским домом для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой – впоследствии Детской трудовой колонией имени А. М. Горького.

В 30-е годы XX в. некоторые педагоги и деятели народного образования говорили: «Макаренко хороший практик, но в теории…».

Одну из лучших своих статей, написанную для юбилейного сборника по поводу пятилетия коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, Антон Семенович так и назвал «Педагоги пожимают плечами». Эти люди не понимали, что уже давно наступил момент, когда без теории нельзя стать хорошим практиком, и, главное, не понимали существа педагогического новаторства А. С. Макаренко.

История педагогики учит, что все великие педагогические учения вырастают из осмысления нового опыта, прежде всего своего собственного, той самой практики. Так складывались педагогические взгляды И. Г. Песталоцци, которого К. Д. Ушинский называл отцом современной педагогики, самого Константина Дмитриевича, заложившего фундамент педагогики как науки, и гениального Л. Н. Толстого, и искренне преданного детям С.Т. Шацкого, и великого педагога-гуманиста XX века Антона Семеновича Макаренко.

Педагогический опыт – неиссякаемый животворный источник и одновременно способ приращения научного знания, критерий его истинности. Для Антона Семеновича Макаренко таким источником стала его работа в колонии имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского. К этой работе, продолжавшейся около 16 лет, он приступил в 1920 г., будучи опытным и зрелым педагогом. Ему было тогда 32 года.

Не случайно Макаренко отстаивал такое название руководимого им учебно-воспитательного учреждения. Дело в том, что в официальных документах Полтавскою губернского отдела народного образования оно именовалось «Колония морально-дефективных детей».

Педагог потратил немало усилий, доказывая, что малолетние преступники, из числа которых, особенно на первых порах, формировался коллектив воспитанников, не дефективные, а обыкновенные дети, только несчастные, с изломанной судьбой, и главную цель свою он видел в том, чтобы сделать их счастливыми.

В практической реализации этой цели ему помогал жизненный пример Алексея Максимовича, прошедшего путь от беспризорного босяка до великого русского писателя. Рассказывать о жизни горьковской колонии, о мучительных поисках самого Макаренко – неблагодарное занятие. Проще перечитать «Педагогическую поэму». Но о главном стоит сказать несколько слов.

Прежде всего, именно в эти годы сформировалось педагогическое кредо педагога. Макаренко потом вспоминал, что никогда еще не чувствовал себя таким беспомощным, как в начале работы в колонии. Но переживать и размышлять было некогда: появились первые воспитанники. Все они сполна испили горькую чашу беспризорщины. Многие приходили озлобленными, голодными и оборванными. У части был значительный опыт уголовных преступлений. Всех надо было мыть, одевать, обувать и кормить, надо было наладить нормальную жизнь, учебу, труд, разумный досуг.

И именно тогда, сначала интуитивно, затем все более осмысленно Антон Семенович приходит к пониманию, что налаживание нормальной жизни детей составляет самую суть воспитательной работы. Все более глубоко осознает он основной закон педагогики: жизнь воспитывает. Причем не абстрактная жизнь вообще, а реальная жизнь каждого конкретного ребенка и есть его воспитание.

Любопытно отметить, что примерно в то же время к такому же выводу приходит другой замечательный педагог – Станислав Теофилович Шацкий. Выступая 17 декабря 1919 г. на собрании сотрудников Первой опытной станции, которую он возглавлял, Шацкий сказал: «Представление о школе, которое вырисовывается у нас, – это представление о правильно обдуманной и систематически проведенной организации детской жизни. К такой формуле приближается наше представление».

Но вспомним – первый основной закон воспитания открыл Песталоцци. В своей главной книге «Лебединая песня» он сформулировал великий и основной принцип – жизнь образовывает. И, поясняя это положение, говорил о том, что главный путь развития естественных сил ребенка – их упражнение и применение на практике.

Несколько отвлечемся и задумаемся: почему именно Песталоцци, Шацкий и Макаренко независимо друг от друга пришли к открытию и осмыслению основного закона воспитания ?

Это объясняется тем, что хотя творили педагоги в разное время и в разных условиях, педагогический опыт каждого из них сходен в главных чертах: это был опыт разумной организации детской жизни, включающей в себя заботу о судьбе каждого ребенка.

И все же Макаренко продвинулся дальше: он не только пошел по пути педагогически целесообразной организации жизни детей, но и открыл основную форму такой организации – воспитательный коллектив. Значительно позже, в 1932 г., в одном из своих художественных произведений он так сформулирует этот вывод: «…Наш путь единственный – упражнение в поведении, и наш коллектив – гимнастический зал для такой гимнастики» .

А тогда, в 20-е годы прошлого века, Антон Семенович со своими товарищами педагогами и лучшими воспитанниками не покладая рук, самоотверженно и упорно трудился над созданием такого коллектива. И результат не замедлил сказаться. Ребята работали в поле, начали учиться, старшие потянулись на рабфак, создали великолепный театр, куда по субботам съезжались жители окрестных сел… Но главное, в этой дружной работе, коллективных делах и увлечениях рос новый человек, все более сплачивался дружный коллектив горьковцев, представлявший собой могучую воспитательную силу.

Так прошло 5 лет. И однажды, анализируя жизнь колонии, Макаренко сделал для себя еще одно открытие: кризисные явления в коллективе объясняются тем, что «допущена остановка в жизни коллектива». «Я обрадовался по-детски: какая прелесть! Какая чудесная, захватывающая диалектика! Свободный рабочий коллектив не способен стоять на месте. Всемирный закон всеобщего развития только теперь начинает показывать свои настоящие силы. Формы бытия свободного человеческого коллектива – движение вперед, форма смерти – остановка».

«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив».

Эта цитата одна из самых запоминающихся, на мой скромный взгляд, вошедшая в книгу - собрание сочинений из 7 томов. Автором этой книги является - один из самых выдающихся советских педагогов XX века. Это сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России. Это сейчас и сегодня мы можем всё - осознанно забыть, стереть, не принимать…

Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…

1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем.

Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.

Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?

А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу. Несовременно? Неактульно? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?

Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?

Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя. Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?

В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко.

Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду.

В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»

В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания. Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию.


С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом. Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!

Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок. Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой. Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных.

Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики.


Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам?
Loading...Loading...