Пути повышения эффективности обучения. Повышение эффективности образовательного процесса через сочетание современных педагогических и информационных технологий психические центры - круговое движение осознания

Светлана Федосеева
Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии

«Повышение эффективности процесса обучения дошкольников через использование инновационных образовательных технологии»

Выполнила: воспитатель 1 категории

Федосеева С. Н.

Мы проводим на работе

Лучшую часть своей жизни.

Нужно научиться работать так,

Чтобы работа была легка и

Чтобы она была всегда

Жизненной постоянной школой.

А. К. Гастев.

В современном обществе ребенок все раньше знакомится с новыми технологиями, так как все чаще используются планшеты, смартфоны и компьютеры. Однако достижения современности можно использовать с пользой в образовательных целях. Поэтому, в последнее время, все чаще применяется внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую

очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных

способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный

уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных

средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений

в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические

инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные

элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

Усвоением максимального объема знаний;- максимальной творческой активностью;- широким спектром практических навыков и умений.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики.

Основными принципами инновационного обучения являются:

Креативность (ориентация на творчество); - усвоение знаний в системе; - нетрадиционные формы уроков; - использование наглядности.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся

в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его

способностей. На современном этапе развития происходят изменения в образовательных

процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов

дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей,

коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам

приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию

познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного

образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных образовательных технологий.

Инновационные образовательные технологий в ДОУ обусловлено тем, что яркие цвета и реалистичная картинка быстро завладевают вниманием ребенка. И это неудивительно, так как дети проще воспринимают активный движущийся материал. Современные технологии пока что не заменяют использование книжных иллюстраций и других классических методик. Однако, для большей эффективности обучения, а также для более продолжительного удержания внимания ребенка, разрабатываются новые подходы. И использование инновационных образовательных технологий в ДОУ - не исключение.

Инновационные образовательные технологии способствуют развитию познавательного интереса у дошкольников, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, дети приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные технологии обучения и воспитания в ДОУ имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать образовательную деятельность, что дети вовлекаются в образовательный процесс. Выполнение задании, познание нового приносит детям радость, пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Что же такое сегодня «инновационное образование»? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

1.

Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2.

Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3.

Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Инновационных технологий много:

Технологии проектной деятельности

Технология исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Технология портфолио дошкольника и воспитателя

Игровая технология

Технология «ТРИЗ» и др.

Инновационные технологии проектной деятельности

Применение проектной деятельности укрепляет познавательный мотив, учебную мотивацию детей. В ходе реализации проекта обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, применения новых знаний, закрепляет навык использования собственного опыта, совершенствует возможности решать не только учебные, но и воспитательные задачи. У детей развиваются недостающие навыки и умения, творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему становиться успешнее.

Технология исследовательской деятельности

Воспитывается потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;развивается творческая активность познавательных процессов; учатся решать исследовательские задачи, применять новые инновационные методы и средства.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

Эвристические беседы;

Постановка и решение вопросов проблемного характера;

Наблюдения;

Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

Использование художественного слова;

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

Трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это одно из перспективных направлений информатизации образовательного процесса. Его перспектива заключается в совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации педагогов.

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.

Информационно-компьютерные технологии используются довольно активно в процессе образовательной деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение информационно-коммуникационных технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.

Информационно – компьютерная технология позволяет успешно решать коррекционно-образовательные и воспитательные задачи. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими общие нарушения речевого развития, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Деятельность, которая направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, способствуют эффективной коррекции речевых нарушений. Внедрение информационно – компьютерной технологии повышает интерес обучаемых к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию. В организации фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности используются мультимедиа, компьютерные презентации, логопедические игры для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение.

Информационно – компьютерная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу, повышают уровень качества коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

Результаты использования информационно – компьютерных технологий в данном направлении:

1.

Повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации).

2.

Улучшение речевого продуцирования.

3.

Расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов.

4.

Повышение эффективности усвоения материала детьми (реализует принцип наглядности и доступности материала).

5.

Повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная).

6.

Активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук.

7.

Реализация индивидуального подхода с целью определения выбора индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения (построение индивидуального маршрута)

8.

Возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему, что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности.

9.

Совершенно новый уровень реализации принципа научности с использованием нарисованных картинок, видеороликов, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

10.

Подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Работа с педагогами и родителямисиспользованиемИКТ:

Сетевое общение

Использование информационных интернет – ресурсов.

Электронные консультации на интернет – сайте учреждения.

Использование мультимедийных презентаций.

В результате использования информационно – компьютерных технологий при работе с родителями происходит:

Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;

Участие в работе сетевых обсуждении и получения информации;

Обучение на дистанционных курсах повышения квалификации;

Поиск на сайтах необходимых информационных материалов;

Создаются презентаций при подготовке к совместным мероприятиям педагогов с родителями.

Возможность консультирования родителей, педагогов, используя возможности Интернета.

В результате использования информационно – компьютерных технологий при создании системы методической работы педагоги имеют возможность:

Сохранять, редактировать и иметь доступ к большим объемам информации

Оформить отчетную и текущую документацию в электронном виде

Использовать Интернет-сеть для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике).

Создавать, копировать, редактировать, тиражировать стимульный материал для проведения образовательной деятельности

Создание своего электронного адреса, блога, страницы, что даёт возможность распространения своего педагогического опыта среди педагогического сообщества

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии можно поставить во главе всей системы воспитательно-образовательной работы:

Обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении,

Бесконфликтных и безопасных условий ее развития,

Реализацию имеющихся природных потенциалов.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность:

Воспитывает толерантное отношение к личности ребенка

Формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка

Выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений

Повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности

Инновационная технология «Портфолио».

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки детей и результативности работы.

Инновационная Игровая технология

Воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия

Способствовать выполнению современных требований к организации игровой деятельности с дошкольниками

Формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

Совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательно-образовательного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно:

Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Группы игр, воспитывающих эмоционально – волевую сферу дошкольника.

Технология «Триз».

«ТРИЗ» - использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и развивать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Цель использования технологии «ТРИЗ»:

Развитие у дошкольников мышления, поисковой активности, речи и творческого воображения.

Основные критерии в работе с дошкольниками:

Доходчивость и простота в подаче материала педагогами

Использование игровой среды

Использование многочисленных ресурсов

Инновационная образовательная технология «Мнемо-технология»

Мнемотехника- это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. Особое применение технология находит в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образное мышление. С помощью методов и приёмов Мнемотехники упрощается процесс запоминания, развивается ассоциативное мышление и воображение, повышается уровень внимания, повышается уровень развития связной речи.

В результате использования «Мнемо-технологии»

Дети могут придумывать сказки на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.

Активнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию с последующим воспроизведением

Приемы работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения дошкольников

Использование опорных рисунков способствуют быстрому заучиванию стихотворений

Таким образом, подведём итог. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образования. Основным условием конкурентоспособности страны является инновационный путь развития экономики. В свою очередь, развитие экономики невозможно без инвестиций в человека, в образование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации современной системы образования.

Современная государственная политика в сфере образования направлена, прежде всего, на модернизацию российского образования. Главное – обеспечить конкурентоспособность России, в том числе в сфере образования. Основным условием конкурентоспособности страны является инновационный путь развития экономики. В свою очередь, развитие экономики невозможно без инвестиций в человека, в образование.

Одна из главных задач модернизации образования – повышение качества образования. Качество образования признается как многоаспектная категория, интегральная характеристика системы образования, комплексный показатель, синтезирующий все этапы обучения, развития и становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса; это критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники. «Переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет». Будущее России зависит от образования ее граждан, от их стремления всесторонне использовать свои способности, знания, умения на благо процветания России. «В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все, заинтересованные в качественном образовании».

В современном социуме, где знания, уровень интеллектуального развития его членов становится ключевым стратегическим ресурсом, определяющим фактором развития экономики и становления новых общественных отношений, значительно повышается статус образования, формируются новые требования к его уровню и качеству. Образование сегодня, как никогда ранее, должно быть направлено не на обеспечение процесса, а на достижение современных образовательных результатов, в том числе экономических и социальных.

В соответствии с национальной доктриной образования Российской Федерации (2000 - 2025 г.г.) и «Концепцией модернизации российского образования на период до 2015 года» самой актуальной проблемой модернизации образовательной системы Российской Федерации является проблема повышения качества образования.

«Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» .

Понятие «качество образования» сформировалось и получило международное гражданство в 1998 году на состоявшейся в Париже Всемирной конференции по высшему образованию. Конференция констатировала, что вопросы качества образования выходят на одно из важнейших мест в системе экономического и социально-политического развития стран. Именно качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники. «Качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов , условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» .

Потенциал образовательного учреждения, его возможности в области образовательной деятельности заключены в способности обеспечить качество образования, то есть создать соответствующие условия , учебно-воспитательную среду, материальную базу, финансовое и информационное обслуживание. Следовательно, в образовательном учреждении должна быть создана современная система обеспечения качества образования, которая будет представлять собой совокупность средств и технологий, гарантирующих достижение таких образовательных результатов , которые отвечают заданным нормативам, критериям, стандартам и запросам потребителей.

Закон «Об образовании» в прежней редакции устанавливал, что инвариантная часть содержания образования формировалась на федеральном уровне и получала отражение в так называемом минимуме содержания обучения, а вариативная была прерогативой органов управления образованием субъектов Федерации и образовательных учреждений. Изменения и дополнения к Закону «Об образовании», принятые Госдумой в конце 2007 года, упразднили не только разделение содержания образования на федеральный, национально-региональный и школьный компоненты, но и прежние составляющие стандарта в виде минимума содержания и требований к уровню подготовки выпускника. А вместе с этим была отвергнута и прежняя идеология построения стандарта – от установленного минимума содержания к требованиям к уровню подготовки выпускника как требованиям по освоению этого содержания.

На смену этому пришла другая идеология, как отмечает Кузнецов А.А., «ключевой составляющей стандарта стали планируемые образовательные результаты (в новой редакции закона они названы «Требования к освоению основных образовательных программ»). При этом надо учесть, что изменилось и само представление об образовательных результатах. Если раньше в стандартах речь шла только о предметных результатах, то теперь стандарт ориентируется и на метапредметные, и на личностные результаты. А эти результаты уже могут быть достигнуты (особенно в гуманитарных предметах) при освоении достаточно разного, вариативного содержания» .

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы выделяют следующие компетенции (или требования) которым должен обладать выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «магистр»:

  1. общекультурные
  2. профессиональные

общепрофессиональные:

  • готов осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках;
  • способен осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;

в области педагогической деятельности:

  • способен применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях;
  • готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
  • способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики;
  • способен руководить;

а также выделяются компетенции: в области научно-исследовательской деятельности; в области методической деятельности; в области управленческой деятельности; в области проектной деятельности; в области культурно-просветительской деятельности.

Таким образом, под образовательными результатами будем понимать личностные достижения студента в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста. Различают обязательные и возможные образовательные результаты: знать и уметь применять на практике образовательной деятельности, понимать, освоить на уровне представлений, быть готовым использовать в процессе дальнейшего обучения, быть готовым использовать вне рамок учебного предмета. К новым образовательным результатам относятся: овладение ключевыми компетенциями, освоение новых умений и навыков по сравнению с существующей практикой, развитие познавательных интересов, развитие информационной культуры, развитие ключевых компетенций (интерактивное использование цифрового учебного оборудования и программных инструментов, работа в группе), освоение умений творчески применять знания в практических ситуациях, сдвиг от поглощения информации к производству знаний и прочее.

При характеристике качества полученного выпускником образования на первый план начинают выходить показатели, которые дают интегрированные оценки образовательных результатов, такие как операциональность (способность выбора методов и средств и их соединения для решения определенных задач), мобильность (способность использования в различных ситуациях), а не просто определенный объем знаний. Критерием качества образования (с учетом нового представления о его сущности и значении) становится не объем освоенных знаний и умений, а готовность овладевать методами получения знаний и использовать их в различных профессиональных и жизненных ситуациях, творческий подход в решении возникающих задач. Такой подход к формированию образования и оценке его качества называют компетентностным .

И в связи с этим возникает вопрос, как достичь новых образовательных результатов?

Современная система высшего профессионального образования вступила в период обострения целого ряда социальных противоречий и противоречий, обусловленных характером и организацией образовательного процесса. Остановимся на анализе и поиске путей разрешения противоречия между экспонентно-возрастающим объемом информации, которую необходимо усвоить будущему специалисту - выпускнику вуза, и ограниченными возможностями осуществить это в традиционно отводимые сроки обучения. Кроме этого, по мнению Новикова А.М., «в современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования. Тем более, что в условиях рыночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому человеку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным – далеко не каждая семья сможет кормить и одевать своего взрослого члена» .

Разрешение этого противоречия можно искать только на пути создания и внедрения принципиально новых технологий, форм и средств обучения, предполагающих построение качественно иного образовательного процесса.

Самой распространенной моделью обучения в российском образовании является модель «конвейера». Направление развития образования в этой модели связывается с постоянным умножением объема учебного материла и ростом числа учебных программ. С развитием научного знания, опыта и культуры увеличивается объем и сложность содержания образования. Таким образом, образование по своей организации становится некоей «калькой с системы наук и искусств, в которой совокупность отчужденного знания упаковывается в учебные программы и предметы и транслируется по конвейеру новым поколениям» .

«Конвейерная» модель обучения, по-прежнему доминирующая во всех вузах страны и ориентированная на передачу и репродукцию прочных и глубоких знаний классических образцов из наук, уже не может удовлетворять запросы современного общества.

Это ставит и перед высшим образованием задачу поиска и внедрения методов стимулирования познавательной деятельности и познавательной самостоятельности студента, воспитания у него привычки к каждодневному упорному учебному труду и совершенствованию своих знаний.

Вузовская дидактика как отрасль научного знания до сих пор остается в значительной степени невостребованной вузовским сообществом – соответствующие методики обучения студентов дисциплинам на уровне, соответствующем вузу, почти отсутствуют (не говоря уже о специальных дисциплинах).

В силу конвейерного принципа, по словам С.А.Смирнова, в вузах доминирует неэффективная горизонтальная организация образования, которая характеризуется большим объемом лекций и семинаров, то есть высоким процентом простой устной передачи информации, отвечающей идеологии репродуктивного обучения. Большинство времени в вузах тратится на лекции и семинары, то есть на те формы обучения, которые монологичны, требуют физического присутствия преподавателя. Крайне мало применяется такие формы , как: телекоммуникационные проекты, сетевое взаимодействие, online-лекции, слайд-лекции, форумы, e-mail-консультации, компьютерное тестирование, дистанционное обучение, метод компьютерных конференций, тренинги, мастерские, коллективные формы взаимодействия и проч. В то время как именно такие формы призваны заменить консервативную и малоэффективную сегодня машину-конвейер высшего образования.

Задача обоснования новой идеологии содержания высшего профессионального образования, построения образовательного процесса, т.е. поиска его нового облика образования требует для своего решения принципиально новых подходов, новых ориентиров. Главные из них – новые организационные формы учебной деятельности, взаимодействие преподавателя и обучаемых, новая образовательная среда, ориентированная на востребованные современным обществом образовательные результаты.

В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения.

Наиболее обоснованным представляется подход И.М. Чередова к определению организационных форм обучении. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом. Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Именно использование новых организационных форм учебной деятельности и использование новых средств обучения (которые для многих сами по себе являются показателями инновационности образования), определяет важнейшие факторы повышения эффективности образовательной деятельности. На это обстоятельство обращают внимание многие исследователи (А.А.Кузнецов, И.В.Роберт, В.В.Рубцов. С.В.Зенкина, Т.А.Сергеева, А.Н.Тихонов и др.). В этой связи А.В.Коржуев и В.А.Попков отмечают: «… стихийное внедрение в высшую школу различных инноваций таит в себе риск еще более усугубить положение…Поэтому сегодня как никогда ранее требуется глубокий, всесторонний анализ происходящих в высшей школе процессов, скрупулезное их исследование и обоснованный прогноз характера возможных изменений.» К тому же ориентация образовательного процесса на «объемные показатели» в условиях информатизации общества и повышения требований к уровню самостоятельности личности остается актуальным вопросом современности.

Ряд исследователей подчеркивает, что прогноз изменения характера и содержания профессиональной деятельности специалиста и основанный на этом прогноз развития профессионального образования, невозможен без учета процессов глобализации. «Глобализация делает вызов всему человечеству, в том числе и педагогу высшей школы: в каком направлении и как необходимо модернизировать высшее образование, чтобы студент – будущий специалист мог не просто выжить, но и преуспеть в эпоху глобализационных перемен XXI века: изменение представления о направлении информационного обмена, культурного обмена, обмена современными технологиями, экономического влияния, обмена наших представлений об эффективности и качестве образования. Процессы глобализации будут по нарастающей влиять и изменять наше представление о качестве образования.

Из всего сказанного можно сделать вывод – все планируемые изменения в системе образования, в конечном счете, должны привести к повышению качества образования, отражаемого через планируемые образовательные результаты, адекватные современным и прогнозируемым потребностям личности, общества и государства, а образовательные результаты невозможно достичь без использования новых организационных форм.

Таким образом, в России, как и во всем мире, растет понимание того, что в настоящее время вряд ли удастся сделать принципиально новый шаг в развитии образования, если не поднять его качество, не сориентировать на достижение новых образовательных результатов и на применение новых организационных форм, соответствующих требованиям современного общества. «С этих позиций реформа образования в России, как и во многих других странах, в значительной мере обусловлена тем, что традиционные цели образования (и общего, и профессионального) и традиционное понимание сущности образовательных результатов стали все в меньшей степени соответствовать новым социальным требованиям» .

Именно поэтому, достижение современного качества образования сегодня является главным направлением государственной образовательной политики. Ставится задача выхода системы образования на новое качество , на новые образовательные результаты , связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования. Конечным результатом образования, в том числе и высшего профессионального, является мобильная, разносторонне развитая личность, способная адаптироваться к социально-экономическим изменениям и найти свое место в современном обществе. Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов.

Для обеспечения качественного обновления образования и связи с этим достижения новых образовательных результатов необходимо четко определить существо и основные составляющие новых образовательных форм . Это станет методологической основой, смысловым ориентиром обновления и совершенствования образования.

Таким образом, мы получаем взаимосвязанные между собой процессы:

«Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Новое понимание обществом целей и ценностей образования, смысла образовательных результатов и определяет направления модернизации образования. Коль скоро во главу угла ставятся новые образовательные результаты, то надо четко понимать, что достичь их можно только в процессе новой по содержанию и по организационным формам учебной деятельности» .

1

В предлагаемой статье рассматриваются различные аспекты функционального использования иностранного языка в профессиональной деятельности; использования гибких технологий обучения, приспособленных к современным условиям культурного и информационного пространства; повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка; нахождения путей оптимизации учебного процесса при обучении иностранному языку в неязыковом вузе; решения определенных задач, направленных на активизацию предметной и языковой деятельности студентов. Автор раскрывает значимость личностно-ориентированного подхода, имеющего коммуникативный и деятельностный характер. Актуализация исследуемой проблемы связана с активными формами работы, применяемыми в практике обучения иностранному языку в неязыковом вузе. В статье анализируются возможности объединения языковых проблем в главную цель - рационализацию методов преподавания и повышение их эффективности. В статье раскрыты современные тенденции повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, в частности такой, как создание условий для развития языковых способностей студентов с целью формирования у них мотивации обучения. В связи с этим делается вывод о необходимости усиления профессиональной направленности иноязычного обучения, которое должно быть ориентировано на формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов.

языковой материал

активные языковые формы работы

языковая компетенция

иноязычная коммуникативная компетенция

активизация языковой деятельности

развитие языковых способностей

личностно-ориентированный подход

активизация познавательной деятельности

оптимизация учебного процесса

неязыковой вуз

1. Валеев А.А., Баранова А.Р. Психологический компонент обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: http://www..

2. Витин Ж.Л. Современные методы преподавания и изучения иностранных языков. – СПб.: 1997. – 120 с.

3. Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания Иностранного языка [Текст]: / М.Н. Вятютнев // Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, 2014. - № 2,4. - С. 70, 67.

4. Дремова Л.А. Формирование высшего образования: инновации в методах и технологиях вузе // Методика преподавания в заочном вузе. Сборник научных трудов филиала ВЗФЭИ в г. Курске. По материалам VII международной научно-методической конференции «Методика преподавания в заочном вузе», Курск, 18 декабря 2009 г. / Под ред. к.э.н. Л.А. Дремовой. – Курск: ВЗФЭИ, 2009. – С. 49–67.

5. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1989. – 222 с.

7. Кривоногова О.В. Применение самостоятельной работы на занятиях по иностранному языку с целью формирования духовно-нравственных ценностей // Труды III Международной научно-практической Интернет-конференции «Многоуровневая языковая подготовка специалистов в неязыковых вузах: проблемы и перспективы развития». – Ростов-на-Дону. Бюро пропаганды Ростовской писательской организации, 2013. – С. 172–176.

8. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы разработки современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам // Современные средства реализации целей обучения иностранному языку по новой программе (неязыковые вузы) / Под ред. К.Г. Павловой. – М: МГЛУ, 2002. – Вып. 467. – С. 5–22.

9. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. – М.: НВИТЕЗАУРУС, 2003. – 188 с.

10. Унт Н.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 2003. - 190 с.

11. Фоломкина С.К. За дальнейшее развитие методики обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Иностранные языки в высшей школе / Под ред. С.К. Фоломкиной. – М.: МПИ, 1989. – Вып. 21. – С. 4–8.

12. Шакирова А.А., Валеева Р.А. Гуманизация обучения иностранному языку: зарубежный опыт // Образование и саморазвитие. 2014. - № 2(40). – С. 72–75.

Новое содержание языкового образования в высшей школе ориентировано сегодня на подготовку не просто компетентного специалиста, но и способного к функциональному использованию иностранного языка в сфере своей деятельности. В связи с этим для повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе предлагаются различные гибкие технологии обучения, приспособленные к современным условиям культурного и информационного пространства. Исходя из этого программы обучения иностранному языку в неязыковых вузах включают в себя множество методических направлений и разрабатываемых методических моделей, предусматривающих те или иные сроки обучения в рамках подготовки специалистов . Данная подготовка занимает важное место в системе современного высшего образования, когда становится столь актуальным опыт продуктивной межкультурной коммуникации на фоне интеграции науки и производства разных стран. Вот почему владение иностранным языком с точки зрения повышения иноязычной культуры представляет собой одно из важнейших условий формирования собственно профессиональной компетентности, куда, помимо всего прочего, включается и формирование социально устойчивой личности, мобильного и творческого специалиста, готового к реализации своих профессиональных качеств в новых условиях современной жизни . Речь идет о современном специалисте, который должен владеть языком на таком уровне, чтобы свободно использовать его в сфере своей профессиональной деятельности, почему и необходимо, чтобы изучение языка приобрело, наконец, профессиональный статус. Именно в этой связи в практике обучения в неязыковом вузе сегодня все чаще применяется понятие «профессиональный иностранный язык», т.е. иностранный язык, используемый для специальных целей и подразумевающий также повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка . Вот почему так важно объединить языковые проблемы в одну центральную - «рационализацию методов преподавания и повышение эффективности последнего» . А для этого надо находить пути оптимизации учебного процесса, которую можно связать, например, с организацией самостоятельной работы студентов, интегрированной в аудиторную работу; качественным мониторингом всех видов их речевой деятельности; использованием информационно-коммуникационных технологий; разработкой новых типов учебных пособий по иностранному языку для неязыкового вуза и т.д. Вышесказанное, таким образом, можно увязать со следующими тенденциями повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе: 1) интеграция элементов различных методик преподавания иностранного языка; 2) усиление роли в содержании обучения речевой активности студентов; 3) учет преподавателем особенностей личности обучающегося, а отсюда выход за узкие рамки частных методик преподавания; 4) целесообразность сокращения переводных методов обучения; 5) создание условий для развития языковых способностей студентов с целью формирования у них мотивации обучения.

Все это вместе взятое входит в задачи обучения, каждая из которых в виде перечня знаний, умений и навыков ставится с учетом достижения общей поставленной цели. В нашем случае это представляет собой практическую цель обучения иностранному языку, в рамках которой в неязыковом вузе решаются следующие задачи:

1)профессиональная (развитие языковых компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности);

2) учебная (овладение знанием иностранного языка как средством общения и умение пользоваться им в устной и письменной речи);

3) филологическая (углубление знаний по теории изучаемого языка; отбор словарного материала по частотно-тематическому принципу; нахождение языковой достоверности с точки зрения грамматических норм данного языка и т.д.);

4) методологическая (владение умениями организации языкового и речевого материала для учебных занятий и самостоятельной работы студентов; развитие лингвистических способностей студентов с учетом их индивидуальных особенностей и т.д.);

5) страноведческая (углубленное знакомство с жизнью и культурой изучаемого языка, т.е. привлечение обширной информации по истории, обычаям и традициям данной страны; развитие умения аналитически подходить к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны и т.д.);

6) коммуникативная (адекватное восприятие речи носителей языка; владение устной диалогической и монологической речью; умение делать адекватный перевод на родной язык и на язык иностранного текста; готовность к практическому использованию иностранного языка в профессиональной деятельности т.д.).

Отсюда решение данных задач направлено на активизацию предметной и языковой деятельности в работе с иноязычным материалом, на основе чего шло бы дальнейшее формирование знаний, умений и навыков в русле основных видов речевой деятельности. Здесь базисным принципом деятельности преподавателя должен стать принцип активной коммуникации, когда при обучении иностранному языку он использует, например, ситуации, возможные в реальной деятельности, в которые студенты «погружаются» коллективно или индивидуально. Главное, чтобы в основе вышеприведенных аспектов деятельности преподавателя (решения им данных методологических задач) лежал личностно-ориентированный подход, имеющий коммуникативный и деятельностный характер и создающий положительную атмосферу взаимопонимания и продуктивного взаимодействия, когда все участники образовательного процесса делятся информацией на высоком эмоциональном уровне . А это, как показывает практика, является дополнительным ресурсом для формирования у студентов заинтересованности к изучению языков. Именно в этом контексте реализуется широко известная методика Г.А. Китайгородской, которую называют методом активизации резервных возможностей личности и коллектива. Данный метод связан с концепцией интенсивного обучения иностранному языку, в рамках которой во главе угла стоит речевое взаимодействие, ориентированное на объединение и координацию действий участников общения для определения, во-первых, коммуникативной цели и, во-вторых, достижения результата овладения иностранным языком . Особенно речевое взаимодействие повышает эффективность процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, поскольку оно, способствуя рациональному использованию учебного времени, в то же время активизирует речемыслительную деятельность студентов, тем самым усиливая развивающий эффект обучения. При этом речевое взаимодействие как метод обучения иностранным языкам уже по определению должен носить деятельностный характер, что наиболее эффективно реализуется в условиях социально-коммуникативного взаимодействия общающихся субъектов учебного процесса . Это тем более важно, что при решении участниками общения реальных или воображаемых задач со-вместной деятельности у будущего специалиста формируются способности осуществлять разные виды деятельности, что в свою очередь способствует осваиванию им языковых компетенций (например, владение грамматической, лексической, произносительной сторонами речи, а также графикой (знание всех букв алфавита) и орфографией), необходимых при овладении иностранным языком .

Рассмотрим в этой связи некоторые формы работы при обучении иностранному языку, связанные с автоматизацией речевых и коммуникативных действий через осознаваемые умения и навыки на разных уровнях овладения иностранным языком. При этом, однако, отметим, что необходима и творческая составляющая занятия, а это возможно только при условии проявления студентами их познавательной самостоятельности и собственно познавательной активности. Как показывает практика обучения иностранному языку в неязыковом вузе, большую роль в этом играют такие активные формы работы, как: языковые игры, деловые игры, метод «кейс-стади», учебный диалог, проектная методика, видеоурок, метод «квиз», «мозговой штурм», а также беседы, диспуты, конференции, презентации и т.д. Представляем тезисное описание данных форм обучения иностранному языку.

Языковые игры направлены на усвоение различных аспектов языка и подразделяются в свою очередь на фонетические, лексические, грамматические и стилистические игры. Так, фонетическая игра связана с постановкой (или коррекцией) произношения и отработкой интонации. Данная форма работы реализуется на уровне слов, предложений, стихов, песен, рифмовок, скороговорок. Лексическая игра концентрируется, как правило, на приобретении и расширении словарного запаса, а также отработке употребления слов в ситуациях общения. Грамматическая игра направлена на правильное употребление грамматических конструкций в естественных ситуациях общения. Стилистическая игра связана с развитием умения различать разные стили общения (официальный и неофициальный), с тем чтобы правильно применять их в соответствующих ситуациях. Речевая игра способствует нахождению языковых средств в процессе общения исходя из конкретной ситуации. Существуют также игры для обучения чтению и аудированию, которые призваны помогать в продуктивной работе над иноязычном текстом . Деловые игры способствуют активизации программного лексико-грамматического материала, а также возможности создания языковой среды, в условиях которой студенты более успешно овладевают речевыми конструкциями, оперируя ими далее при выполнении уже иных коммуникативных заданий, связанных, например, с изучением культуры общения страны изучаемого языка .

Метод «кейс-стади» : неигровой имитационный активный метод обучения, предназначенный для разрешения ситуационной задачи. Основная цель данного метода заключается в анализе ситуации (как правило, проблемной) и выработке определенного алгоритма по ее решению (желательно с опорой на практический опыт студентов) .

Учебный диалог направлен на активизацию способности студентов вести беседу на заданную тему. Учебные диалоги, как правило, делятся на две основные группы: «ролевые» диалоги (например, «путешественник - местный житель»); диалоги равноправного характера (например, для обмена текущей информацией).

Проектная методика предполагает включение студентов в реальную деятельность, в рамках которой речевое общение вплетено, например, в познавательный контекст конкретной деятельности (организация путешествия, исследование экологической проблемы и т.д.).

Видеоурок : связан с показом видеофильмов или каких-нибудь аутентичных материалов с тем, чтобы организовать процесс овладения языком в рамках живой иноязычной культуры, а также приобщения к культурным ценностям народа - носителя языка.

Метод «квиз» (quiz - «викторина, опрос, проверочные вопросы») связан с развитием умения сжато излагать лингвострановедческие сведения, имеющиеся в предъявленном тексте. Данная форма работы над языком обязательно должна предполагать тексты страноведческого характера, с тем чтобы студенты получали дополнительные знания в области культуры, географии, образования изучаемого языка.

«Мозговой штурм» : представляет собой пятиминутную активизацию письменной или устной речи, направленную на интенсификацию мыслительной деятельности, когда студентам дается 5 мин на написание мини-сочинения (5-10 предложений) по предложенной теме, которые далее зачитываются преподавателем.

Таким образом, рассматривая вопрос о необходимости повышения эффективности процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе, преподавателям важно помнить о нахождении средств формирования интереса к обучению, для чего и применяются сегодня различные способы активизации познавательной деятельности студентов, что в свою очередь развивает у них самостоятельность мышления и фор-мирует навыки самообразования . Этим самым усиливается также профессиональная направленность иноязычного обучения, которое в соответствии с международными требованиями и стандартами ориентировано и на формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов.

Рецензенты:

Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань;

Габдулхаков В.Ф., д.п.н., профессор,зав кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань.

Библиографическая ссылка

Кондратьева И.Г., Мадякина Н.Ю., Валеев А.А. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23182 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Йога-нидра:

9. Приносит в жизнь человека радость, благополучие, самоосуществление и удовлетворение.

10. Пробуждает врожденный внутренний разум.

11. Приносит непоколебимую уверенность в себе.

12. Вызывает медитацию.

Мы, вероятно, могли бы перечислить еще полсотни полезных свойств, однако сказанного достаточно, чтобы показать, какую огромную пользу вы можете получить от регулярной практики йога-нидры.

Йога-нидра и крийя-йога

Йога-нидра очень полезна в качестве подготовки к крийя-йоге. Важную часть крийя-йоги составляет восприятие различных чакр и центров кшетрам в человеческой структуре. Необходимо пробуждать чувствительность к конкретным частям тела. Это можно делать с помощью метода, который мы вскоре опишем - техники 6. Мы рекомендуем ее в качестве помощи в практике крийя-йоги.

Разновидности йога-нидры

Существуют сотни различных видов йога-нидры. Почти не существует пределов разнообразия, которые учитель может вносить в свои уроки. Одни виды могут даваться для устранения болезней, другие для избавления от тупости. Некоторые даже могут преподаваться специально для вызывания глубокого сна; примером служит техника 5, которую мы описали в третьей части. Учителю следует выбирать практику в соответствии со своей интуицией и благоразумием.

Наибольший простор для разнообразия дает стадия визуализации. Вот несколько примеров:

Истории могут охватывать огромное количество различных сцен; единственным ограничением является сила вашего воображения. Вы можете описывать истории, происходящие в джунглях, горах, отдаленных странах; можно использовать даже сказочные истории и описания межпланетных путешествий - всё, что вам позволяет воображение.

Объекты для визуализации также бесконечны. Вы можете использовать любой объект, но старайтесь выбирать их, руководствуясь интуицией.

Ауру тоже полезно визуализировать. Цель состоит в том, чтобы зрительно представлять себе праническое тело и, возможно, золотой шнур, выходящий из пупка. Это более трудная практика, которую следует выполнять только продвинутым практикующим. Ее можно сочетать с практикой прана видьи (познания праны).

Путешествие во времени - прекрасная практика, в ходе которой человек старается прослеживать свою жизнь в обратном порядке. Вы должны шаг за шагом двигаться в прошлое, осознавая возникающие при этом чувства и переживания. Путешествовать во времени можно проходя через события этого же дня, затем назад к прошлому году, своему детству, рождению и, возможно, даже дальше. Практика требует глубокого расслабления и опытного учителя. Это хороший метод избавления от травм детства и высвобождения подавленных переживаний.



Музыка тоже может быть частью практики йога-нидры, особенно в сочетании с круговым движением осознания через чакры. Этой практике нельзя научиться по книге. Это очень мощный метод. Если он вас интересует, то мы рекомендуем вам обратиться к учителю, который любит музыку.

Существует еще очень много своеобразных видов йога-нидры. В трех прошлых уроках и в этом уроке мы описали шесть разных техник. Они охватывают широкий диапазон возможностей, которые послужат вам ориентирами при планировании вашей собственной практики. Однако лучше всего обратиться копытному учителю за непосредственным личным руководством.

Практика

Узелки на память

Занимаясь йога-нидрой, помните следующее:

Расслабляйтесь, но не спите.

Осознавайте; не сосредоточивайтесь.

Сохраняйте позицию свидетеля - не теряйтесь в мечтаниях ума.

Не двигайтесь.

На протяжении всей практики держите глаза закрытыми.

Не пытайтесь интеллектуализировать или понимать процесс йога-нидры. Просто следуйте ему и выполняйте практику.

Техника 6

Описанная ниже практика состоит из десяти стадий:

1. подготовка;

2. погружение тела;

3. осознание ритмичного дыхания;

4. санкальпа;

5. визуализация - осознание тела;

6. психические центры - круговое движение осознания;

7. психические центры - визуализация;

8. осознание межбровного центра;

9. санкальпа;

Завершение.

Стадия 1: подготовка

Лягте на одеяло лицом вверх.

Расстегните или распустите всю свою одежду, чтобы чувствовать себя совершенно удобно.

1. Одним из путей повышения эффективности урока (по любому учебному предмету) является создание на каждом уроке таких условий, чтобы основами изучаемого материала учащиеся овладевали на самом уроке, но усваиваться эти основы должны не механически, а осознанно.

Периодически на страницах педагогической печати возникает проблема о перегрузке учащихся. Это объясняется порой объективными причинами (недостатки программ, перегрузка учебного плана и пр.), но есть причины, зависящие только от учителя. Рассмотрим рабочий день школьника. Обычно он проводит 5–7 часов в школе, выполнение домашнего задания даже по официальным нормам занимает от 1 до 3–4 часов. Таким образом, рабочая неделя старшеклассников составляет более 60 часов. У них почти не остается времени на занятия спортом, искусством, творческой деятельностью и пр. , а отсутствие этих видов деятельности сказывается на общем развитии учащихся. Однако, если внимательно проанализировать эту ситуацию, то можно заметить, что дело обстоит несколько иначе.

Представим, например, традиционный урок по гуманитарному предмету (история, литература и пр.): в течение 15–20 мин. учитель опрашивает двух-трех учащихся, весь класс в лучшем случае слушает. Потом около 20 мин. учитель пересказывает содержание параграфов из учебника, учащиеся опять только слушают. После этого – задание на дом и несколько вопросов на закрепление. Но в этом случае и закреплять нечего, учащиеся на уроке ничего не изучили, они только слушали, они могут лишь механически повторить полученную информацию, поэтому они вынуждены дома учить все заново, многие и дома не учат. Это пример плохого урока, но такие еще встречаются и довольно часто.

Поэтому при подготовке к уроку учитель должен не только продумать объем информации, с которой будет знакомить учащихся, но главным образом те методы, приемы, средства, которые позволят учащимся овладеть основами изучаемого материала уже на самом уроке. Необходимо добиваться того, чтобы новый материал осмысливался и частично запоминался именно на уроке. Это достигается прежде всего умением учителя выделять главное, чтобы учащиеся поняли и усвоили суть (главную идею, закон и пр.), а не второстепенный материал. С этой целью педагоги-новаторы (В. Ф. Шаталов, например) с успехом используют опорные сигналы, схемы-конспекты и проч. средства, предотвращающие забывание. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. Тогда и учащимся не нужно будет тратить его впустую, тогда у них появится возможность заниматься спортом, искусством и т. д.

2. Следующий, не менее важный путь повышения эффективности урока – это создание возможности для максимального развития каждого ученика в условиях коллективной работы.

Как правило, учитель в процессе подготовки к уроку ориентируется на среднего ученика. Известно, что учащимся одного класса необходимо разное время на выполнение общего задания, поэтому более сильные ученики, выполнив работу, тратят оставшееся время впустую. Для создания условий, способствующих максимальному развитию каждого ученика, необходимо продумывать не только содержание и объем работы для более сильных учащихся (большее количество задач для них, например), а какие-то иные приемы работы с ними. Не случайно В. Ф. Шаталов при проведении уроков ориентируется не на средних учащихся, а на слабых. У него своеобразная методика, к которой учащиеся привыкли. Он, например, дважды и трижды повторяет новый материал. Более сильные учащиеся, если они осмыслили материал с первого раза, мысленно повторяют его вместе с учителем, а слабые следят за логикой учителя второй раз (или третий), чтобы уловить момент, где они чего-то не поняли. Необходимо наряду с фронтальными формами работы (работа с классом) использовать групповые формы (взаимопроверка, консультирование и пр.).

3. Следующий путь повышения эффективности урока – это наличие определенной структуры. В данном случае имеется в виду не внешняя сторона дела (опрос, объяснение, закрепление), а его внутренняя структура, которая не заметна для учащихся, но четко продумана педагогом.

Структура урока – это организация системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся.
А это, в свою очередь, зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке. Если учитель хочет «рассказать», «показать», «ознакомить» (из таких целей исходят, по данным И. П. Раченко, около 60 % учителей), то он планирует только характер своей деятельности, если же исходит из целей типа: «установить», «уяснить», «найти», «определить», «сформулировать», то это значит, что он ориентируется на активную работу самих учащихся.

4. Следующий путь повышения эффективности урока – это увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке . Это положение является продолжением предыдущего пути повышения эффективности урока.

Главной парадокс плохо организованных уроков заключается в том, что на них сочетаются трудная и напряженная работа учителя с бездельем значительной части учащихся, которые только делают вид, что внимательно слушают.

5. Повышению эффективности урока во многом способствует соблюдение межпредметных и внутрипредметных связей.

Рассматривая сущность процесса обучения мы отмечали, что главное здесь – дать учащимся не только систему определенных знаний, но и сформировать у них системность мышления, а это возможно лишь при соблюдении внутрипредметных и межпредметных связей.

Внутрипредметные связи – это постоянное повторение пройденного материала. Опытные учителя осуществляют повторение пройденного не только по изучаемой на данном уроке теме или разделу, а увязывают изучаемый материал и с разделами и темами всего учебного предмета. Такая организация работы способствует системности мышления. Постоянное осуществление внутрипредметных связей позволяет учащимся усваивать определенные понятия, законы не только в процессе непосредственного изучения, но и при изучении других тем, т. е. всегда помнить о важнейших положениях изучаемого предмета.

Осуществление межпредметных связей зависит от специфики других учебных предметов (гуманитарные, естественно-матема-тические). Каждый учитель должен знать, что изучают его ученики в данный момент по другим предметам. Для этого учителя должны постоянно обмениваться информацией о том, что проходят их ученики в данный момент.

6. Одним из своеобразных путей повышения эффективности урока является сокращение времени на контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся , особенно на устный опрос. Речь, конечно, идет не о механическом сокращении времени, а о поисках качественно новых форм контроля, которые при сокращении времени повышают эффективность проверки. С этой целью необходимо использовать разнообразные технические средства (компьютеры, различного рода карточки-задания, анкеты с вопросами, где учащимся надо выбрать нужный ответ или ответить словами да нет), можно использовать взаимопроверку (без выставления оценок, как это делает В. Ф. Шаталов). Каждый учитель может разработать собственную систему контроля.

7. Эффективность урока во многом определяется уровнем общеинтеллектуальных навыков учащихся (прежде всего вычислительных и навыков чтения).

С развитием телевидения резко стал падать удельный вес книги в образовательном процессе, а, значит, у учащихся менее эффективно развивается воображение. Поэтому надо учить работать с книгой (учебником) именно на уроке, именно на уроке школьники должны учиться находить нужный материал в учебнике, уметь выделять главное из прочитанного, составлять план прочитанного, тезисы прочитанного, уметь конспектировать и т. п.

Не требуется сегодня также производить даже простые арифметические действия, для этого с успехом применяются калькуляторы. Но ведь процесс умственных вычислений способствует развитию интеллекта учащихся, поэтому каждый учитель должен способствовать формированию соответствующих навыков у учащихся на уроке.

Это лишь некоторые, наиболее общие пути повышения эффективности урока, которые показывают, что учитель не должен ограничиваться сообщением определенного объема учебной информации в готовом виде, что изложение учебного материала должно учить учащихся думать, которые не только должны получать информацию, но познавать способы усвоения сведений об окружающем мире, овладевать процессом познания, получать элементарные представления об общих и частных методах познания. В процессе изложения материала на уроке необходимо постоянно ставить задачи перед учащимися: «попробуй предположить», «докажи, сколько здесь возможных решений», «какие решения более рациональны» и т. п.

Требования к уроку

Для реализации вышеназванных путей повышения его эффективности необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к современному уроку:

1. На каждом уроке должно соблюдаться единство образовательной, развивающей и воспитывающей целей. Каждый урок должен способствовать реализации важнейших закономерностей процесса обучения .

Сообщая определенные знания на уроке, необходимо развивать мышление учащихся, способствовать их умственному развитию и формировать соответствующее отношение к окружающей их действительности, прививать им навыки поведения на основе этих отношений. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретаемые знания определяли поведение учащихся, чтобы у них формировались качества личности, необходимые для любого будущего вида трудовой деятельности (культура на рабочем месте, ответственное отношение к качеству выполнения задания, преодоление трудностей при их выполнении и т. п.).

Loading...Loading...