Лабораторная работа 2 строение клеток живых организмов. Практические и лабораторные работы по биологии (6 класс)

1. Какие главные части можно выделить в клетке?

В клетке можно выделить оболочку, ядро, цитоплазму, которая включает основное вещество и различные органоиды.

2. Что такое органоиды?

Органоиды - это небольшие тельца разнообразной формы, которые выполняют различные функции.

3. Чем можно объяснить оранжевую окраску корнеплодов моркови?

Клетки корнеплода моркови содержат пластиды, которые несут в себе оранжевый пигмент, что и придает моркови такую окраску.

4. Что представляет собой ядро? Какие функции оно выполняет?

Ядро - небольшое плотное тельце, чаще всего округлой или овальной формы. Оно отделено от цитоплазмы тонкой ядерной оболочкой. В ядре хранится наследственная информация (т. е. информация обо всех признаках и свойствах данного организма.

5. Как вы думаете, почему одни сорта яблок сладкие, а другие - кислые?

В цитоплазме растительных клеток имеются вакуоли - прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком. Клеточный сок и вещества растворенные в нем определяют вкус плодов и других частей растений.

Лабораторная работа 3. Строение клеток кожицы чешуи лука

Цель: закрепить знания о строении растительной клетки; продолжить формировать умения изготавливать простейшие микропрепараты и работать с микроскопом.

Лабораторная работа 4. Строение клеток листа элодеи

Цель: расширить представление о строении растительной клетки; продолжать формировать умения изготавливать микропрепараты и работать с микроскопом.

1. Дадим определение понятиям.

Клетка – это единица строения всего живого.
Органоид – это специализированные структуры клетки, выполняющие определённые функции.

2. Опровергнем утверждение о том, что ядро – обязательная составляющая всех клеток организмов.
Ядро является центром всех ядерных клеток. Тем не менее, существуют организмы, которые не имеют ядра – бактерии. Такие организмы называют прокариотами.

3. Заполним таблицу.

4. Дополним предложения.
Внутренней средой клетки является цитоплазма. В ней располагаются ядро и многочисленные органоиды. Она соединяет органоиды между собой, обеспечивает перемещение различных веществ и является средой, в которой идут различные процессы. Оболочка служит внешним каркасом клетки, придаёт ей определённую форму и размеры, выполняет защитную и опорную функции, участвует в транспорте веществ в клетку.

5. Подпишем органоиды клетки, обозначенные на рисунке цифрами.

1 – хлоропласт
2 – клеточная стенка
3 – цитоплазматическая мембрана
4 – лизосома
5 – вакуоль
6 – аппарат Гольджи
7 – ЭПС
8 – ядро

6. Заполним таблицу.


7. Обозначим органоиды в контуре животной клетки.

8. Выполним задания.
1) Обозначим органоиды цитоплазмы:
а) ядро
в) хлоропласты
г) рибосомы
д) митохондрии
е) вакуоли

2) Обозначим структуры, находящиеся в ядре:
б) ядрышко

9. Выясним роль хромосом в клетке.
Хранят наследственную информацию.

10. Вставим пропущенные буквы.
ЭндОплазмАтическая сеть, цИтоплазма, мИтОхондрия, рИбОсома, хлорОпласт, вАкуОль, хлорОфилЛ, пИноцИтоз, фаОцИтоз.

Лабораторная работа
«Строение растительной клетки»

4. Зарисуем группу растительных клеток.

5. Зарисуем одну клетку листа элодеи и подпишем ее части.

Лабораторная работа
«Строение животной клетки»

2. Зарисуем группу клеток животной ткани.

3. Зарисуем одну клетку и подпишем ее части.


4. Обозначим отличительные и общие черты животной клетки с клеткой листа элодеи.
Сходство в том, что есть цитоплазматическая мембрана, цитоплазма и ядро.

Различия: у клетки элодеи есть хлоропласты, клеточная стенка и вакуоль, а у животной – лизосомы и митохондрии.

Технология: развитие критического мышления.

Тип урока: урок изучения нового материала, усвоения навыков и умений.

Цель урока: на основе изучения строения растительной и животной клеток сформировать понятие о клетке как элементарной единице живого организма.

Задачи:

-образовательные: расширить знания учащихся о клеточном строении живых организмов, изучить органоиды растительной и животной клеток и их функции; продолжить формирование умений работы с лабораторным оборудованием и микроскопом;

Воспитательные: воспитание культуры общения в процессе работы в парах;

Развивающие: развитие логического мышления, речи, умения слушать, анализировать, делать рисунок, работать в заданном темпе.

Оборудование: таблица «Строение растительной и животной клетки», «Строение бактериальной клетки», оборудование для лабораторной работы «Строение растительной и животной клетки», инструктивные карточки к ней.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Запись темы урока, формулировка цели.

II .Изучение нового материала.

Часть I . История открытия клетки. Классификация живых организмов в зависимости от строения клетки.

1.Стадия вызова.

Задание для учеников:

Стрелками соедините слова правого и левого столбиков, устанавливая логическую связь между ними (индивидуальная работа).

Микроорганизмы безъядерные (их клетки не имеют ядра)

Растения прибор

Цитология открытие клетки

Роберт Гук наука о клетке

Микроскоп ядерные (их клетки имеют ядро)

1)Прослушайте сообщение учащегося: «Это произошло более 300 лет назад. Английский ученый Роберт Гук сконструировал простейший микроскоп и рассматривал под ним срез пробки. Он увидел маленькие ячейки, которые назвал «клетками». Голландец Левенгук рассматривал под микроскопом каплю воды из водоема и обнаружил в ней мелких живых существ. Так зарождалась наука о клетке – цитология (с греч. «цитос» - клетка, «логос» - учение).

2)Прочитайте в учебнике на с. 18 первые два абзаца и составьте схему классификации живых организмов в зависимости от строения клетки.

3.Стадия рефлексии.

Проверим правильность соответствия пар слов (учащиеся высказываются). Если есть ошибки – исправляем. Проверяем правильность составления схемы.

Живые организмы

↙ ↘

Неклеточные Клеточные

(вирусы) ↙ ↘

Безъядерные Ядерные

(бактерии, сине-зеленые организмы) (растения, грибы,

Животные)

Часть II . Особенности строения растительной и животной клеток.

1.Стадия вызова.

Рассказ учителя: Мы уже знаем, что все живые организмы состоят из клеток (исключение составляют вирусы). Суша, почва, вода, воздух заселены многочисленными организмами. Ученые считают, что на Земле обитает более 2 млн. видов живых организмов. Но как не велико многообразие жизни – в его основе лежит клетка. Клетки разнообразны по форме, размерам и функциям, но имеют общее в строении. Именно этому мы посвятим следующую часть урока.

Задание ученикам:

Запишите в тетради тезисно (коротко) все, что знаете о клетке в целом, а затем, разделив лист пополам, все, что знаете о клетке растительной и животной. На работу дано 3 минуты. Далее работаем в парах. Обменяйтесь информацией и дополните свои записи, если получили новую информацию у соседа по парте.

2.Стадия осмысления (работа с информацией).

Задание для учащихся:

1)Работаем с текстом учебника на с.18-22.

Внимательно читаем текст, на полях по мере чтения ставим значки: «+» знаю, « 12вˆљ"> » новое, «?» не понятно.

2)Выполняем лабораторную работу по инструктивной карточке (учитель проводит инструктаж по технике безопасности).

Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов».

Цель: научиться готовить микропрепараты, убедиться в клеточном строении растений и животных.

Оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, препаровальная игла, пипетка с раствором йода, салфетка. Объекты: чешуи лука, готовые микропрепараты животных клеток.

Ход работы:

1.Приготовьте препарат кожицы чешуи лука:

Капните на предметное стекло 1-2 капли раствора йода;

Аккуратно с помощью иглы снимите тонкую кожицу с внутренней (вогнутой) поверхности сочной чешуи лука;

Поместите кожицу в каплю раствора, расправьте иглой и покройте покровным стеклом.

2.Повторите правила работы с микроскопом и подготовьте его к работе.

3.Рассмотрите препарат под микроскопом. Зарисуйте группу клеток, показав на рисунке их форму и взаимное расположение. Попишите рисунок «Клетки кожицы чешуи лука под микроскопом». Рассмотрите рисунок растительной клетки на таблице и в учебнике (с.21). Зарисуйте крупно одну из клеток и подпишите название ее основных частей (мембрана + оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро, пластиды).

4.Рассмотрите готовый препарат клеток животного организма. Зарисуйте группу клеток и одну из клеток, пользуясь рисунком животной клетки на таблице и в учебнике (с.20). Подпишите название ее основных частей (мембрана, цитоплазма, ядро).

5.Сделайте вывод , сравнив растительную и животную клетку. Найдите черты сходства и различия, запишите в тетрадь.

3.Стадия рефлексии.

Вернемся к записям в тетради о строении клетки. Были ли они полными? Конечно, нет! Теперь ваши знания о клетке значительно расширены. Есть ли вопросы по тексту учебника? (Если есть, учитель дает разъяснения).

Проверим, как вы усвоили новый материал.

Игра «Горячий стул»: по желанию к доске выходит учащийся, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет термин (название органоида). Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманный термин.

Часть III . Подведение итогов, выставление оценок за урок.

Домашнее задание:

Учебник, п.3, вопросы на с.24

Составить синквейн к слову «клетка».

Литература:

1.Н.И. Сонин «Биология. Живой организм. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва, Дрофа, 2007.

2.И.А. Акперова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин «Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 6 класс», Москва, Дрофа, 2007.

3.Биология. Живой организм. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина, автор – составитель М.В. Высоцкая, Волгоград, Учитель, 2005.

4.А.А.Калинина «Поурочные разработки по биологии. 6 класс», Москва, Вако, 2005.

5.В.Н. Семенцова, «Рабочая тетрадь по биологии. Живой организм. 6 класс», Санкт - Петербург, Паритет, 2005.

6.В.Н. Семенцова, «Биология. Технологические карты уроков. 6 класс», Санкт – Петербург, Паритет, 2002.

Н. А. Гуреева, ГБОУ СОШ №262 Санкт – Петербурга

Образовательное учреждение МБОУ «Гимназия № 2»
Предмет биология
Класс 6 класс
Тема урока Строение растительной клетки. ЛР.№2 «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»
Тип урока: Комбинированный урок, лабораторная работа
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник Биология 6 класс Сонин, микроскопы, микропрепараты
Цель: Сформировать у учащихся знания об особенностях строения разных органов растений, расширить круг знаний о многообразии растительных клеток.

1. Организационный момент, включающий:
Целеполагание
Использование знаково-символических средств
Сформировать знания об особенностях строения разных органов растений.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Здравствуйте.
Проверка рабочего места
Здравствуйте
Ребята давайте проверим свои рабочие места.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Выполнение самостоятельной работы.

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Сам. Работа по теме «Клетка»

Отвечают на вопросы:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала.
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.
3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.
4.Общее название солей, содержащихся в клетке.
5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии
6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.
7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду?
10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал.

Контроль знаний.
1) Сам. работа
Отвечают на вопросы:
1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (йод)
2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)
3.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)
4.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)
5.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)
6.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)
7.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)
9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)
10.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)
А теперь давайте проверим как вы выполнили работу.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Аргументация своего мнения и позиции
Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
Умение работать с учебником
Изучить особенности тканей, расширить представления учеников о разнообразии клеток и выполняемых ими функций и строении разных органов растений

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Ответ учащихся: клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет.

Отвечают на поставленный вопрос пытаются сформулировать правильный ответ.

Открывают тетради записывают число и тему урока.
Выполните задание в учебнике стр.18-19
Ответьте на следующие вопросы:
Из чего состоят клетки?
Как устроена отдельная клетка?

Все клетки имеют общее строение, но клетки растений и животных различные по строению.
В чем же разница между растительной и животной клеткой кто может сказать?
(клетка растений содержит пигмент Хлорофилл который отвечает за зеленый цвет клетки).
А теперь давайте выполним лабораторную работу.
Откройте свои тетради для лабораторных работ запишите сегодняшнее число и тему работы:
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:
Выполнение лабораторной работы.
Подведение под понятие
Построение логической цепи рассуждений
поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Выполняют лабораторную работу в тетрадях выделяют особенности строения ткани и соответствие выполняемой функции.

Подготавливают микроскоп. Проговаривают правила работы с микроскопом и соблюдают их при подготовке к работе.

Рассматривают микропрепарат и зарисовывают в тетрадь изображение полученного изображения под микроскопом.

Пытаются сформулировать вывод

Обмениваются тетрадями, проверяют работу и оценивают ее
Для закрепления изученного материала давайте выполним Лабораторная работа
по теме «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)»

У вас на партах лежат готовые микропрепараты кожицы чешуи лука и листа элодеи. Давайте вспомним правила работы с микроскопом.

Подготовьте микроскоп к работе. Вспомните правила работы с микроскопом.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом.

· Зарисуйте группу клеток, показав на рисунке их форму и взаимное расположение.

· Внимательно рассмотрите одну клетку. Найдите в ней оболочку, цитоплазму и ядро. Рассмотрите вакуоли.

· Зарисуйте крупно одну из клеток и подпишите названия ее основных частей.
4. Приготовьте микропрепарат листа элодеи.

· В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

· Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет клеток. Ядра в живых клетках элодеи есть, но обычно их не удается рассмотреть.

Сделайте вывод о проделанной работе.

Вывод. Клетки кожицы лука и клетки листа элодеи похожи тем, что у них есть одинаковые части:_______________
Клетки листа элодеи и клетки кожицы лука различаются________

Молодцы вы сегодня хорошо поработали поменяйтесь с товарищем по парте тетрадями и проверьте правильность выполнения работы.
Оцените свою работу на уроке и поставьте на полях карандашом ту оценку на которую вы работали на уроке.

5. Задание на дом, включающее:
учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов

Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Примечание

Параграф 3, рисунок записывают в дневник
Домашнее задание (комментирование учителем), параграф 3

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ (6 класс)

Лабораторная работа №1

Тема: «Строение клеток живых организмов»

Цель: научиться готовить микропрепараты; убедиться в клеточном строении живых организмов; сравнить клетки различных организмов, выявить черты сходства и различия.

Оборудование и объекты: микроскоп, набор лабораторного оборудования (предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, шпатель), раствор йода, салфетка, сочные чешуи лука, лист элодеи.

Ход работы

1. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука.

протрите салфеткой предметное стекло.

капните на него 1-2 капли раствора йода.

аккуратно с помощью препаровальной иглы снимите небольшой кусочек кожицы с внутренней поверхности сочной чешуи лука.

поместите кожицу в каплю раствора йода, расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

2.Подготовьте микроскоп к работе.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом.

Зарисуйте группу клеток, показав на рисунке их форму и взаимное расположение.

Внимательно рассмотрите одну клетку. Найдите в ней оболочку, цитоплазму и ядро. Рассмотрите вакуоли.

Зарисуйте крупно одну из клеток и подпишите названия ее основных частей.

4. Приготовьте микропрепарат листа элодеи.

В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет клеток. Ядра в живых клетках элодеи есть, но обычно их не удается рассмотреть.

Вывод. Клетки кожицы лука и клетки листа элодеи похожи тем, что у них есть одинаковые части:_______________

Клетки листа элодеи и клетки кожицы лука различаются________

Дополнительная часть

5. Приготовьте препарат клеток полости рта.

ложкой или шпателем проведите с легким нажимом по деснам, нёбу или внутренней поверхности щеки, при этом, в капельке слюны окажутся отмершие клетки.

поместите капельку слюны на предметное стекло в каплю раствора йода и накройте покровным стеклом.

рассмотрите препарат под микроскопом, постарайтесь найти плоские клетки неправильной формы с хорошо заметным ядром.

Вывод. Клетки изученных организмов похожи тем, что в каждой из них есть_____________________________

Это сходство можно объяснить______________

Лабораторная работа №2

Тема: « Ткани растительных организмов»

Цель: научиться распознавать растительные ткани на микропрепаратах, выделять существенные признаки тканей.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты по анатомии растений

Ход работы

1. Рассмотрите строение растительных тканей на рисунках учебника.

3. Рассмотрите микропрепараты. Найдите на них покровную, механическую, образовательную, основную, проводящую ткани.

4. Зарисуйте небольшие фрагменты микропрепаратов так, чтобы по вашему рисунку можно было узнать увиденные ткани.

5. Используя рисунки и текст учебника, заполните таблицу

Название ткани

Особенности строения

Что образует в организме?

Какие функции выполняет?

6.Вывод.

Лабораторная работа №3

Тема: « Ткани животных организмов»

Цель : научиться распознавать животные ткани на рисунках и микропрепаратах и выявлять отличительные признаки каждого типа ткани.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты тканей животных.

Ход работы

1 . Рассмотрите рисунки животных тканей в учебнике.

2. Подготовьте микроскоп к работе.

3. Рассмотрите на микропрепарате клетки эпителиальной ткани и определите их форму, расположение относительно друг друга

4. Рассмотрите микропрепарат соединительной ткани, найти клетки и межклеточное вещество; рассмотрите форму клеток, расположение соседних клеток и межклеточного вещества

5. Рассмотрите микропрепараты гладкой и поперечно-полосатой мышечной ткани, найдите клетки, определить их форму и внутреннее строение

6. Рассмотрите микропрепарат нервной ткани, найдите клетки, определить их форму и расположение относительно друг друга

7. Результаты наблюдений запишите в таблицу

Название ткани

Особенности строения

Что образует в организме?

Какие функции выполняет?

6.Вывод.

Лабораторная работа №4

Тема: «Распознавание органов у растений и животных»

Цель: научиться распознавать органы цветкового растения; научиться распознавать органы и системы органов животных на рисунках и таблицах и влажных препаратах

Оборудование: живые и гербарные экземпляры растений; таблицы, рисунки учебника, влажные препараты «Дождевой червь», «Внутренне строение рыбы»

Ход работы

!-я часть

1. Рассмотрите живые и гербарные экземпляры растений

2. Чем сходны эти растения? Сравнив рассмотренные растения и рисунок учебника, назовите органы цветкового растения.

3. Сравните органы рассматриваемых растений: размеры, форму, цвет. Чем они сходны и чем различаются?

4. Нарисуйте одно из растений в тетради, обозначьте органы.

5. Напишите вывод

2-я часть

1. Рассмотрите таблицы и рисунки органов и систем органов животных в учебнике.

2. Рассмотрите влажные препараты. Определите, какие системы органов представлены на них, какими органами они образованы?

3. Заполните таблицу

Система органов

Строение, составляющие органы

Функции

4. Напишите вывод

Практическая работа №1

Тема: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Цель: Выяснить, по какой части стебля передвигаются растворенные минеральные вещества

Оборудование : побеги растений, поставленные на 5-7 дней в подкрашенную чернилами воду. (Чернила заменяют растворенные минеральные вещества), скальпель, лупа.

Ход работы

1. Скальпелем сделайте поперечный и продольный срезы побега.

2.Рассмотрите поперечный и продольный срезы побега с помощью лупы. Какая часть стебля окрасилась? Вспомните, какие структуры проводящей ткани проводят воду и минеральные солили.

В какой части стебля они находятся?

3.Зарисуйте срезы. Сделайте обозначения.

4. Вывод.

Лабораторная работа №5

Тема : «Разнообразие опорных систем животных»

Цель: Изучить разнообразие опорных систем животных

Оборудование:

Ход работы

1. Рассмотрите внешний вид насекомых, рака

Какими веществами образованы покровы насекомых и ракообразных? Какую роль они выполняют? К какому типу скелетов относятся покровы насекомых и ракообразных?

2. Рассмотрите скелеты хордовых животных. Из каких отделов они состоят? Какую роль выполняют? К какому типу скелетов относятся скелеты хордовых животных?

5. Вывод.

Лабораторная работа №6

Тема: « Перемещение дождевого червя»

Цель: провести наблюдения за передвижением дождевого червя, выявить черты его приспособленности к среде обитания.

Оборудование:

Ход работы

1. Рассмотрите дождевого червя.

Обратите внимание на форму тела и влажность его кожи. Подумайте, какое это может иметь значение.

2. Понаблюдайте за движением червя.

Обратите внимание, как при этом меняется толщина его тела на различных участках.

Осторожно проведите пальцем по брюшной стороне червя от заднего конца тела к переднему. Что вы чувствуете?

Положите червя на лист шероховатой бумаги и прислушайтесь к шороху щетинок о бумагу. Перенесите червя на смоченное водой стекло и понаблюдайте за его движениями. Почему червю труднее передвигаться по стеклу?

3. Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.

Для этого поместите его на поверхность почвы и подождите некоторое время. Обратите внимание на то, как будет изменяться толщина тела червя. Чем можно объяснить эти изменения?

Когда червь наполовину скроется в почве, попробуйте осторожно вытащить его из земли. Почему это трудно сделать?

4. Зарисуйте этапы передвижения дождевого червя.

5. Вывод. Тело дождевого червя покрыто _________ для того, чтобы_____________. На теле червя имеются маленькие _________________. По скользкой поверхности животное движется с трудом, так как ________. Тело червя меняет свою толщину ________________. Дождевой червь _______________ приспособлен для движения в почве.

Лабораторная работа №7

Тема: «Движение инфузории – туфельки»

Цель: выявить особенности передвижения инфузории-туфельки

Оборудование: микроскоп, пипетка, культура инфузорий, несколько волокон ваты.

Ход работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Приготовьте микропрепарат инфузорий.

на предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры инфузорий и положите несколько волокон ваты.

накройте каплю покровным стеклом.

3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

обратите внимание на форму тела инфузории. Изменяется ли форма тела при движении?

установите, где передняя (поступательная), а где задняя часть тела инфузории. Как их можно различить?

понаблюдайте биение ресничек.

4. Зарисуйте инфузорию, как можно точнее передав ее форму. Отметьте на рисунке переднюю и заднюю части тела инфузории.

5. Вывод. Инфузория-туфелька движется в воде за счет ______________

Форма тела инфузории при движении _________________, потому что________________

Это интересно...

Количество ресничек у инфузории-туфельки более 10 тыс. Все они при движении работают согласованно. Каждая «шеренга» ресничек, опоясывающих тело инфузории, ударяет одновременно и на тысячные доли секунды позже, чем предыдущая.

Реснички ударяют по воде в одной плоскости, спереди назад. При ударе назад они выпрямлены, а при возвращении вперед сгибаются; из-за этого туфелька плывет вперед.

За одну секунду инфузория-туфелька проплывает около 2 мм. Если учесть, что ее длина всего 0,2-0,3 мм, то получается, что относительно своих размеров она двигается быстрее, чем мировой рекордсмен в беге на 100 м.

Практическая работа № 2

Тема: «Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: научиться размножать комнатные растения вегетативным способом

Оборудование: комнатные растения: (пеларгония, бриофиллиум, бегония, традесканция, сансевьера, узамбарская фиалка, хлорофитум, кливия), посадочные ящики, перегнойная почва, чистый прокалённый песок, скальпели, линейки, посадочные палочки, лейки, клеёнки, целлофан.

Ход работы

    Выполните задания по инструкциям.

Инструкция 1

1) Рассмотрите пеларгонию, подсчитайте количество почек на каждом стебле. Определите, сколько черенков можно нарезать, учитывая, что на каждом черенке должно быть не менее двух почек, а длина черенка 5-8 см. Черенок - это часть побега, отделенная от материнского растения. Нарезайте черенки под углом. С нижней части черенка удалите скальпелем листья.

2) Подготовьте лунки в ящике при помощи посадочных палочек. Расстояния между ними должны быть 10X10 см. В лунку насыпьте щепотку песка. Затем посадите черенок под углом 45°.

3) Аккуратно присыпьте почву к черенку. Полейте и прикройте стеклом или целлофаном.

4) Сделайте этикетку, на которой напишите название растения, дату посадки и список членов группы.

5)Уберите рабочее место.

Так же следует черенковать традесканцию.

Инструкция 2

1) Из зрелого листа сансевьеры нарежьте кусочки длиной до 4-5 см.

2) Положите их в песок почти вертикально, увлажните. Накройте целлофаном

3)Сделайте этикетку, на которой напишите название растения, дату посадки и список членов группы.

4)Уберите рабочее место.

Инструкция 3

1) Срежьте один лист бегонии с черешком. Рассмотрите жилки с нижней стороны. Как лучше их надрезать? Соблюдайте стерильность. По центральной жилке делают 2-3 надреза, на боковых - по одному.

2) В такой же последовательности проведите работу по размножению узамбарской фиалки. Подготовьте ящик с песком. Черешок листа углубите в песок, а нижнюю часть листовой пластинки положите горизонтально к поверхности песка в ящике; лист накройте стеклянным колпаком или стеклом. Увлажните почву.

3) Сделайте этикетку, на которой напишите название растения, дату посадки и список членов группы.

4)Уберите рабочее место.

2. Составьте в тетрадях схему «Способы вегетативного размножения растений»

3. Составьте программу ухода за растениями, которые сегодня размножали. Понаблюдайте за ними, ежемесячно составляйте отчёты по результатам наблюдения.

Лабораторная работа №8

Тема: « Прямое и непрямое развитие насекомых»

Цель: выявить особенности различных типов развития насекомых.

Оборудование: коллекции «Прямое развитие насекомого» и « Непрямое развитие насекомого»

Ход работы

1. Рассмотрите коллекции насекомых и рисунки учебника

2. Обратите внимание на сходство или различие промежуточных стадий и взрослых особей по внешнему виду.

подумайте, будут ли различаться среда обитания и питание у взрослых насекомых и их личинок.

3.Данные наблюдений занесите в таблицу.

Названия насекомых

Тип развития

Отличаются ли по внешнему виду взрослые особи от личинок? («да» или «нет»)

4. Вывод. Прямое развитие насекомых отличается от непрямого __________________________.

Преимущества прямого типа развития в том, что ________________

Преимущества непрямого типа развития в том, что ___________________

тест по теме КЛЕТКА

Вариант 1

1. Все живые организмы, в отличие от неживых тел:

а) дышат в) растут в течение всей жизни

б) питаются г) развиваются

2. Раздражимость - это способность:

а) дрожать

б) подражать

в) реагировать на изменения в окружающей среде

г) влиять на окружающую среду

3. Растения, как и животные:

а) развиваются

б) дышат

в) самостоятельно образуют питательные вещества

г) размножаются

4. Вода:

а) является растворителем

б) определяет объем и упругость клеток

в) участвует в химических реакциях

г) входит в состав кислорода

5. Нуклеиновые кислоты:

а) хранят наследственную информацию

б) входят в состав углеводов

в) родители передают наследственную информацию потомству

г) являются запасными питательными веществами

6. Органические вещества:

а) белки в) жиры

б) вода г) углеводы

7. Плазматическая мембрана:

а) защищает внутреннее содержимое клетки

б) обеспечивает обмен веществ между клеткой и окружающей средой

в) состоит из целлюлозы

г) содержит пигмент - хлорофилл

8. Переваривание пищевых частиц в клетках осуществляют:

а) рибосомы в) пластиды

б) митохондрии г) лизосомы

9. Вирусы характеризуются тем, что:

а) имеют клеточное строение

б) состоят из нуклеиновых кислот и белков

в) не имеют клеточного строения

г) могут существовать только в клетках других организмов

10. В процессе митоза образуются дочерние клетки:

а) две, с уменьшенным числом хромосом

б) четыре, с уменьшенным числом хромосом

в) две, с числом хромосом, как в материнской клетке

г) четыре, с числом хромосом, уменьшенным вдвое

тест по теме КЛЕТКА

Вариант 2

А. Выберите все правильные ответы.

1. Все живое, в отличие от неживого:

а) имеет клеточное строение

б) развивается

в) обладает раздражимостью

г) разрушается

2. Пища для живых организмов служит источником:

а) энергии

б) веществ, способствующих росту

в) кислорода для дыхания

г) вредных продуктов обмена

3. Животные, в отличие от растений:

а) растут до определенного возраста

б) подвижны

в) развиваются

г) характеризуются раздражимостью

4. Жир:

а) источник воды в) придает крови красный цвет

б) теплоизолятор г) источник энергии

5. Минеральные соли относятся к:

а) органическим веществам в) воде

б) неорганическим веществам г) углеводам

6. Цитоплазма:

а) является средой, в которой идут реакции

б) связывает органоиды в единое целое

в) содержит воду

г) входит в состав ядра

7. К неорганическим веществам относятся:

а) жиры в) вода

б) минеральные соли г) нуклеиновые кислоты

8. Образование и накопление энергии осуществляют:

а) клеточный центр в) митохондрии

б) аппарат Гольджи г) рибосомы

9. Бактериофаг - это:

а) вирус в) вирус бактерии

б) бактерия г) бактерия вируса

10. В процессе мейоза образуются дочерние клетки:

а) четыре, с уменьшенным числом хромосом ровно вдвое

б) две, с уменьшенным числом хромосом вдвое

в) четыре, с числом хромосом, как в материнской клетке

г) две, с числом хромосом, как в материнской клетке

Анализ результатов диагностической работы по теме «Клетка»

Варианты

Задания

а, б, г

а, б, г

а, б, в

а, в

а, в, г

а, б, в

б, в, г

а, б, в

а, б

а, б

а, б, г

а, б, в

б, в

а, б

Показатели для сравнения

1 вариант

2 вариант

Знания: признаки живых организмов химический состав клетки строение и жизнедеятельность клетки

1,2,3 4,5,6 7,8, 9,10

1,2,3 4,5,7 6, 8, 9,10

2 8 4, 5, 7, 9,10 1,3 6

2,8 4, 6, 9,10 1,3

*Если максимальная сумма баллов равна 20, то меньше 10 баллов- оценка «2», 10-13 баллов-оценка «3», 14-17 баллов - оценка «4 », 18-20 баллов-оценка « 5 * . Если максимальная сумма баллов - 30, то меньше 15 баллов - оценка «2», 15-20 баллов-оценка «3», 21-26 баллов-оценка «4», 27-30 баллов - оценка «5».

Анализ результатов диагностической работы по теме «Ткани и органы»

Вариант

Задания

а, в, г

а, б

а, в, г

б, д, в, г, а

б, в

а, б

б, г, в, а, д, е

Показатели для структурного анализа

Показатели для сравнения

1 вариант

2 вариант

Знания: ткани растений и животных органы растений и животных системы

1,2,5 3,4,6 7, 8, 9,10

1,2 3,4,5,6,7 8, 9,10

Умения: называть характеризовать сравнивать систематизировать

1,6,8,9 2,4,5,7 3 10

1,5,6,7,8 1,3 2,4,9 10

тест по теме ТКАНИ И ОРГАНЫ

Вариант 1

А. Выберите все правильные ответы.

1. Образование и накопление питательных веществ происходит в растительных тканях:

а) покровной в) основной

б) образовательной г) механической

2. Для животных характерны ткани:

а) эпителиальная в) мышечная

б) образовательная г) нервная

3. Стержневая и мочковатая системы образованы корнями:

а) главным б) боковыми в) придаточными

4. Почка - это:

а) часть стебля в) зачаточный побег

б) видоизмененный лист г) укороченный побег

5. Эндосперм образован тканью:

а) покровной в) механической

б) запасающей г) проводящей

6. Цветки, содержащие тычинки и пестики, называются:

а) раздельнополыми в) однодомными

б) обоеполыми г) двудомными

7. Связанные между собой органы, выполняющие общую работу:

а) группа б) набор в) цепь г) система

8. Почки входят в состав системы:

а) пищеварительной в) дыхательной

б) кровеносной г) выделительной

9. Органами дыхательной системы у животных являются:

а) трахеи в) жабры

б) почки г) легкие

10. Установите правильную последовательность, начиная с наименьшей структуры:

а) организм в) орган д) ткань

б) клетка г) система органов

тест по теме ТКАНИ И ОРГАНЫ

Вариант 2

А. Выберите все правильные ответы.

1. От неблагоприятных воздействий защищает ткань:

а) образовательная в) покровная

б) проводящая г) основная

2. Покровная ткань растений подобна ткани животных:

а) мышечной в) нервной

б) эпителиальной г) соединительной

3. Выносит листья к свету :

а) корень б) стебель в) побег г) цветок

4. Мочковатая корневая система, в отличие от стержневой, образована корнями:

а) придаточными б) боковыми в) главным

5. Плоды и семена развиваются из:

а) тычинки в) завязи пестика

б) столбика г) рыльца пестика

6. В состав семени входят:

а) эндосперм в) семядоля

б) зародыш г) плодовая оболочка

7. Корневой чехлик образован тканью:

а) основной в) покровной

б) механической г) проводящей

8. Согласованная работа органов и систем обеспечивается системой:

а) опорно-двигательной в) выделительной

б) нервной г) дыхательной

9. Все системы органов похожи тем, что:

а) состоят из органов

б) выполняют одинаковые функции

в) связаны с другими системами

г) состоят из одинаковых органов

В. Установите правильную последовательность.

10. Установите правильную последовательность отделов пищеварительной системы:

а) желудок в) пищевод д) кишечник

б) рот г) глотка е) анальное отверстие

Вариант 1

А. Выберите все правильные ответы.

1. Растения образуют необходимые органические вещества в процессе:

а) поглощения кислорода в) фотосинтеза

б) испарения воды г) выделения углекислого газа

2. В процессе дыхания:

а) поглощается углекислый газ в) выделяется углекислый газ

б) поглощается кислород г) выделяется кислород

3. Органы дыхания наземных позвоночных:

а) трахеи в) легкие

б) жабры г) устьица

4. Движение цитоплазмы в клетке обеспечивает:

а) образование веществ в) перемещение веществ

б) расщепление веществ г) изменение веществ

5. Движению крови по сосудам способствуют:

а) сокращение стенок сосудов в) сокращение сердца

б) активность белых клеток крови г) цвет крови

6. Выделение - это процесс:

а) поступления веществ в организм в) удаления продуктов жизнедеятельности

б) газообмена г) передвижения веществ

7. У холоднокровных животных, в отличие от теплокровных, температура тела:

а) зависит от температуры окружающей среды в) всегда выше температуры окружающей среды

б) не зависит от температуры окружающей среды г) равна температуре окружающей среды

8. Наружный скелет имеют:

а) млекопитающие в) моллюски

б) птицы г) насекомые

9. Органы движения животных, передвигающихся в воздушной среде:

а) ласты в) крылья

б) реснички г) плавники

В. Установите соответствие.

10. Установите соответствие между организмами и группами организмов на основании способов питания.

Группы организмов Представители

а) хищники 1) лось

б) растительноядные 2) блоха

в) трупоеды 3) рысь

г) симбионты 4) бобр

6) гриф

7) подосиновик

8) трутовик

9) волк

10) снегирь

тест по теме ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ

Вариант 2

А. Выберите все правильные ответы.

1. Солнечная энергия преобразуется в химическую в процессе:

а) дыхания в) фотосинтеза

б) выделения г) движения

2. У цветковых растений газообмен осуществляется через:

а) устьица в) чечевички

б) поры г) трахеи

3. Поступление в организм кислорода необходимо для:

а) пищеварения в) выделения энергии

б) окисления органических веществ г) поглощения углекислого газа

4. Проводящая система растений представлена:

а) устьицами в) сосудами

б) корневыми волосками г) ситовидными трубками

5. Кровь, как и гемолимфа:

а) красного цвета в) движется по сосудам

б) транспортирует вещества г) имеет красные клетки

6. Основные органы выделения позвоночных животных:

а) сократительные вакуоли в) нефридии

б) почки г) выделительные канальца

7. У теплокровных животных температура тела:

а) всегда выше температуры окружающей среды

б) равна температуре окружающей среды

в) зависит от температуры окружающей среды

г) не зависит от температуры окружающей среды

8. Внутренний скелет имеют:

а) птицы в) млекопитающие

б) насекомые г) моллюски

9. Органы движения, используемые животными в водной среде:

а) плавники в) ласты

б) крылья г) жгутики

В. Установите соответствие.

10. Установите соответствие между системами органов и их функциями.

Системы органов Функции

А) нервная 1) движение крови

Б) кровеносная 2) переваривание пищи

в) дыхательная 3) газообмен

г) выделительная 4) регуляция процессов жизнедеятельности

д) опорная 5) выделение продуктов обмена

е) пищеварительная 6) прикрепление мышц

Анализ результатов диагностической работы

по теме «Жизнедеятельность организмов»

Варианты

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

б, в

в

а, в

в

а, г

в, г

в

а: 3, 6, 9

б:1,4,10

в: 6

г: 7

д: 2, 5, 8

2

а, в

б, в

в, г

б, в

б

а, г

а, в

а, в, г

а: 4

б:1

в:3

г: 5

д:6

е:2

Показатели для структурного анализа

Показатели для сравнения

1 вариант

2 вариант

Знания: процессов жизнедеятельности, органов и систем, выполняющих определенные функции

1,2,4,5,6,7,10 3,8,9

1,3,5,7,10 2,4,6,8,9

Умения: называть характеризовать сравнивать объяснять систематизировать

3,8 1,2,5,6,9 7 4 10

2,4,6 1,7,8,9 5 3 10

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Печатные издания: Основные

1.Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.И.Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 174 с.

Дополнительные

1. Вахромеева, Ф.Г. Растения Красной книги СССР: Береги природу! / Ф.Г.Вахромеева, В.Н.Павлов. - М.:Педагогика,1990.-240с

2.Онищенко, А.В. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов / А.В. Онищенко.- СПб, ООО «Виктория плюс»,2010.-128с.

3.Резанова, Е.А. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах/ Е.А Резанова, И.П. Антонова и др.- М.: Издат-школа, 2000.-208с.

4.Дьяченко, А.Д. – Луковичные цветочно-декоративные растения открытого грунта: справочник./А.Д.Дьяченко - Киев: Наукова думка, 1990.- 320 с.: ил.

5. Серпухова, В.И.Комнатные и балконные растения/ В.И.,Серпухова, Г.К. Тавлинова.- М.: Прейскурантиздат,1991.- 120 с.: ил.

6.Комнатное цветоводство: справочное пособие/ Г.К.Тавлинова.-Агропрмиздат, ООО «Диамант», 1999.- 4890 с., ил.

7.Петин, А.Н.Экология Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-11 классов/ А.Н.Петин, Л.Л. Новых.– М.: Издательство МГУ, 2002.

8.Бинас, А.В. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя / А.В Бинас, Р.Д.Маш, А.И. Никишов и другие.- М.: Просвещение, 1990.

9.Мансурова, С.Е.Здоровье человека и окружающая среда / С.Е.Мансурова, О.А. Шклярова.- СПб.: «Виктория», 2006;

10.Литвинова, Л.С. Нравственно- экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы /Л.С.Литвинова, О.Е.Жиренко. – М.:5 за знания, 2007.- 208 с.

Мультимедийные учебные пособия

Лабораторный практикум

Биология

Электронное учебное пособие

Http://www.alleng.ru/edu/bio1.htm

Оборудование и приборы, используемые в учебном процессе

Темы лабораторных и

практических работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

Строение клеток живых организмов

а) растительных тканей и органов – 1 (на класс)

Ткани живых организмов

Микроскоп – 1; набор микропрепаратов:

а) растительных тканей и органов – 1 (на

б) животных тканей (Человека) – 1 (на класс)

Распознавание органов у растений и животных

Коллекция членистоногих – 1 (на класс)

гербарий (коллекция) – 1 (на класс).

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

Скальпель - 1

Разнообразие опорных систем животных

коллекция насекомых, натуральный объект(высушенный) «Речной рак», скелет рыбы,лягушки, кошки и других хордовых

Движение инфузории туфельки

Микроскоп – 1

Пробирка – 1

Пипетка – 1

Предметное стекло - 1

Перемещение дождевого червя

живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.

Вегетативное размножение комнатных растений

комнатные растения: (пеларгония, бриофиллиум, бегония, традесканция, сансевьера, узамбарская фиалка, хлорофитум, кливия), посадочные ящики, перегнойная почва, чистый прокалённый песок, скальпели, линейки, посадочные палочки, лейки, клеёнки, целлофан

Прямое и непрямое развитие насекомых

Коллекции насекомых -1 (на класс)

Проросшие семена, чашка Петри - 1

Loading...Loading...