Ткани и органы человека под микроскопом. Как определить под микроскопом костную ткань? Клетка человека под микроскопом

Человеческое тело представляет собой форму существования живой материи. В нем непрерывно протекает обмен веществ, поддерживается способность к размножению. Наука, изучающая тканевые клетки и внеклеточные структуры, имеющие общее строение и функции, называется гистологией. Целью настоящего обзора является знакомство с тканями под микроскопом - биология в этой тематике тесно переплетается с медициной. Первые знания были получены задолго до изобретения оптических приборов, но в наше время гистологические исследования практически немыслимы без микроскопии.

Рассмотрим ткани под микроскопом - биология классифицирует их на четыре группы. Эпителиальная - наружный слой кожи человека, выстилает полости организма, образует железы и оболочки внутренних органов. Она подразделяется на железистый, кубический и плоский эпителий. Клетки имеют внешний вид, представленный на рисунке №1.

Соединительная (вспомогательная) - обеспечивает прочность, эластичность и опору всех органов, содержа в среднем 70-80 процентов их массы. Она сохраняет тепло, предотвращает от повреждения, ударов, составляет строму и дерму. Делится на хрящевую, костную, жировую и плотную.

Мышечная - отвечает за движение, способна к сокращениям, т.е. изменению размеров клеток под действием биологически активных химических субстанций. Классификация: поперечно полосатая скелетная, сердечная, гладкая.

Нервная - создает условия для взаимосвязанной регуляции деятельности всех систем и состоит из электрически возбудимых нейронов (содержат ядро и множество отростков).

Методика изучения тканей заключается в изготовлении микропрепарата и его просмотре под микроскопом. Способ микроскопирования именуется «метод светлого поля в проходящем свете». Что это значит: световые лучи снизу вверх проходят сквозь препарат и увеличительные линзы, формируя изображение. Для обеспечения этого процесса понадобится нижняя подсветка - зеркальная или светодиодная.

Приготовление гистологического образца:

  • Производится фиксация фрагмента ткани. Ее цель - сохранение прижизненной структуры, для чего осуществляется долговременная обработка водным раствором формальдегида (формалином). Это препятствует ее гниению и распаду.
  • Обезвоживание для последующего микротомирования. Это придается твердость. Уплотнения можно добиться путем последовательного погружения в ксилол и этиловый спирт. Также используется изопропанол, благодаря невысокой токсичности.
  • Заливка расплавленным парафином.
  • Нарезка при помощи микротома кусочков толщиной 1-50 мкм (микрометров).
  • Подкрашивание гематоксилином и эозином - делает все значимые участки микрообразца контрастными.
  • Заключение между предметным и покровным стеклами. При больших увеличениях это обеспечит лучшую фокусировку по всей плоскости.
  • Кратность увеличения должна меняться постепенно от наименьшей к высокой. Первоначально задействуйте комбинацию: объектив 4x, окуляр 10x, что в совокупности дает 4*10=40 крат.
  • Располагайте микропрепарат ткани строго по центру столика микроскопа и проверьте, чтобы конденсор (диск с диафрагмами) был повернут к осветителю самым широким отверстием.
  • Фокусируйтесь плавно и медленно, не допускайте тряски и неаккуратных касаний штатива.

o Остеоциты – зрелые клетки (не способны к делению)

o Остеобласты - молодые остеобразующие клетки костей, которые синтезируют межклеточное вещество - матрикс. По мере накопления межклеточного вещества остеобласты замуровываются в нём и становятся остеоцитами (располагаются в надкостнице; функция – деление, рост и регенерация костной ткани)

o Остеокласты – специальные макрофаги костной ткани (функция — уничтожение клеток и межклетников кости по мере их старения и отмирания – «пожиратели кости»)

  • Межклеточное вещество (матрикс) — твёрдое:

o Основное вещество – желеобразная масса из воды, белков, гликопротеидов (мукополисахаридов)

o Оссеиновые волокна – тонкие нити (фибриллы), образованные из волокнистого прочного белка – коллагена (покрыты кристаллами солей гидрооксиапатита, сульфата, карбоната кальция и магния)

  • Из межклеточного вещества образуются костные пластинки (клетки костной ткани лежат между пластинками)

o Костные пластинки образуют системы цилиндров, увеличивающегося диаметра вокруг каналов в костном веществе, где располагаются питающие кровеносные сосуды и нервы — Гаверсовы каналы , образуя – структурно-функциональные единицы компактного костного вещества остеоны

Остеон система цилиндров, увеличивающегося диаметра, образованных из костных пластинок, с каналом внутри

o отдельные пластинки лежат между остеонами и тянутся вдоль кости

o Гаверсовы каналы с сосудами и нервами густо разветвляются внутри костей

o Остеоны располагаются упорядочено в соответствии с нагрузкой

  • Из костной ткани образуется костное вещество

Костное вещество

  • Компактное (плотное) костное вещество

o Костные пластинки плотно прилежат друг к другу, образуя сплошной слой

  • Губчатое костное вещество

o Костные пластины образуют перекладины, расположенные рыхло (между ними находится пространство, заполненное красным костным мозгом ) – пористая структура, напоминающая губку

o Пластинки губчатого и компактного вещества ориентированы в направлении, противостоящем нагрузке, растяжению и сжатию, часто пересекаются под углом 900 (возникает жёсткая и прочная конструкция, в которой нагрузка равномерно распределяется на всю кость)

o При увеличении нагрузки на кости количество пластин губчатого вещества увеличивается за счёт костеобразующей функции надкостницы, а при изменении направления нагрузки на кость пластины переориентируются

o Губчатое костное вещество не имеет Гаверсовых каналов

o Составляет большую часть костного вещества – полностью заполняет все губчатые, плоские, и воздухоносные кости, а также концы (эпифизы) длинных (трубчатых) костей под тонким слоем компактного вещества

o В раннем детском возрасте практически все кости скелета состоят только из губчатого вещества и заполнены красным костным мозгом, который с течением времени перерождается в жировой жёлтый костный мозг в диафизах длинных костей

  • Функции губчатого вещества – увеличение лёгкости и прочности костей скелета; вместилище красного костного мозга (кроветворного органа)
  • Скелет имеет массу 5 — 6 кг, составляет у мужчин 10%, а у женщин 8,5% общей массы тела
  • Бедро выдерживает вертикально груз 1500 кг., большая берцовая кость – 1650 кг., плечевая кость — 850 кг.
  • Наружный слой всех костей состоит из компактного вещества и покрыт костеобразующей надкостницей

Химический состав костной ткани (неорганические и органические вещества)

  • Неорганические вещества (минеральные) -70% сухой массы

o Вода — 50%

o минеральные соли – гидрооксиапатиты (фосфаты), сульфаты и карбонаты кальция, магния — 22%

ü в скелете взрослого человека содержится 1200 г Са,530 г Р, 11 Мg и 30 других химических элементов

Значение неорганических веществ — придают костям физические свойства – твёрдость и хрупкость

o выясняется в опыте с удалением из кости органических веществ путём обжигания (прокаливания)

o кость твёрже кирпича в 30 раз, гранита – в 2,5 раза, прочна как чугун

  • Органические вещества — 30% сухой массы

o Белки (коллаген, оссеин) – 14%

o Жир — 16%

o Мукополисахариды (сложный биополимер, состоящий из белков и углеводов)

Значение органических веществ – придают костям физические свойства: упругость, эластичность

o Выясняется в эксперименте по удалению из кости минеральных солей путём замачивания её на 2 -3 дня в НСl (слабый раствор 2 -5%); после декальцинирования кость можно завязать узлом

  • Сочетание в костях органических и минеральных веществ делают её одновременно твёрдой, упругой и очень прочной (сравнима с прочностью металла)

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Удивительное творение — живая клетка. Не менее удивительно и другое: сотня триллионов клеток жертвует своей свободой и образует огромное сообщество, своего рода «клеточное государство», именуемое человеческим телом. Почему же они это делают? Какому закону природы подчиняются?

Этого никто не знает.

Мы лучше осведомлены о законах, по которым живет это сообщество. Например, клетки придерживаются принципа разделения труда. Он проявляется еще на той стадии, когда эмбрион представляет собой бесформенный комок. Уже в это время его клетки специализируются — они начинают выполнять разные задачи, объединяясь ради этого в колонии.

Ученые называют этот процесс формированием зародышевых листков. Позднее из них развиваются ткани тела — так именуют системы клеток, имеющих общее строение или происхождение, которые выполняют в организме одинаковые задачи. Уподобим клетки отдельным кирпичикам, а тело человека — построенному из них зданию.

Микроскопическое строение костей

Тогда ткани можно сравнить с его частями: стенами, крышей, полом.

Клеточные сообщества одного происхождения и строения, которые выполняют одинаковые задачи, называются тканями.

Тело человека построено из четырех типов тканей: соединительной, эпителиальной, мышечной и нервной . Здесь показано, как выглядят под микроскопом тончайшие окрашенные срезы тканей.

Соединительная ткань

Соединительная ткань

Как явствует из ее названия, соединяет клетки тела.

Поразительны способности клеток этой ткани. Некоторые из них образуют жесткие или эластичные волокна, с помощью которых они соединяются с другими клетками. Длина волокон достигает подчас 1 см. Иногда волокна этой ткани образуют толстые жилы — сухожилия.
Хрящевая ткань

У всех клеток соединительной ткани их волокнистые отростки погружены в студенистую массу — межклеточное вещество, порой очень плотное.

Вязкую соединительную ткань называют хрящом. Он выполняет в суставе роль амортизатора. В других частях тела в межклеточное вещество вкраплены соли кальция. Они придают соединительной ткани прочность, и она становится твердой, как камень. Такую ткань называют костной. Из нее образованы кости. Они служат опорой нашему телу и защищают самые чувствительные его части — головной и спинной мозг, глаза или, образуя грудную клетку, сердце и легкие.

Эпителиальная ткань

Эпителиальная ткань

Защищает наружные и внутренние поверхности тела.

Снаружи тело покрыто кожей. На некоторых участках эпителиальные клетки превращаются в роговые чешуйки. Эти участки, например подошвы и ладони, более всего подвержены механическим нагрузкам. Эпителиальная ткань выстилает и некоторые полости тела: носа и его пазух, среднего уха, рта, гортани, трахеи, бронхов и легочных пузырьков, пищевода и желудочно-кишечного тракта, почечной лоханки, мочеточника, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала, а у женщин еще влагалища, матки и маточных труб.

Все полые органы изнутри покрыты эпителиальной тканью. Ею же выстланы замкнутые полости: голова, грудь и живот. Эпителий обволакивает тончайшим слоем клеток и органы, лежащие в этих полостях, и не позволяет, например, подвижным органам, легким или кишкам, срастись с грудной полостью или полостью живота.

Эпителиальная ткань образует внутреннюю оболочку кровеносных сосудов и сердца.

Капилляры — тончайшие кровеносные сосуды состоят лишь из одного слоя плоских клеток эпителия. Сквозь стенки капилляров происходит обмен веществ между кровью и тканевой жидкостью.

Клетки живут в тканевой жидкости, словно в питательном растворе. Кровь снабжает эту жидкость питательными веществами и одновременно очищает ее от шлаков, которые накапливать в клетках при обмене веществ.

Особые задачи у железистых клеток . Так называют эпителиальные клетки, которые вырабатывают и выделяют особое вещество — секрет, или телесный сок.

Железистые клетки эпителиальной ткани носа, рта, пищевода и желудочно-кишечного тракта называются слизистыми, а части тела, где они находятся, — слизистыми оболочками.

Другие железистые клетки образуют железы внешней секреции. К ним относятся потовые, сальные, слезные, слюнные железы, печень, поджелудочная железа, а также особые мужские железы — семенники и предстательная железа. Секреты, вырабатываемые этими железами, — пот, кожное сало, слезы, слюна, желчь, желудочный сок и семенная жидкость по выходным каналам выносятся на поверхность кожи человека или его слизистых оболочек.

Нервная ткань

Мышечная ткань

состоит из длинных клеток, способных сокращаться.

Клетки нервной ткани своей формой бывают похожи а звездочки с многочисленными ветвистыми лучами, на треугольники с тремя главными отростками или на веретено. А порой они принимают совсем неправильные очертания.

Общее у всех нервных клеток одно: они вырабатывают или проводят электрический ток.

Костная и хрящевая, жировая, мышечная и нервные ткани

Костная ткань

Костная ткань, образующая кости скелета, отличается большой прочностью. Она поддерживает форму тела (конституцию) и защищает органы, расположенные в черепной коробке, грудной и тазовой полостях, участвует в минеральном обмене. Ткань состоит из клеток (остеоцитов) и межклеточного вещества, в котором расположены питательные каналы с сосудами. В межклеточном веществе содержится до 70% минеральных солей (кальций, фосфор и магний).

В своем развитии костная ткань проходит волокнистую и пластинчатую стадии.

На различных участках кости она организуется в виде компактного или губчатого костного вещества.


Губчатая костная ткань

Хрящевая ткань

Хрящевая ткань состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества (хрящевого матрикса), характеризующегося повышенной упругостью.

Она выполняет опорную функцию, так как образует основную массу хрящей.

Различают три разновидности хрящевой ткани: гиалиновую, входящую в состав хрящей трахеи, бронхов, концов ребер, суставных поверхностей костей; эластическую, образующую ушную раковину и надгортанник; волокнистую, располагающуюся в межпозвоночных дисках и соединениях лобковых костей.


Хрящевая ткань

Жировая ткань

Жировая ткань похожа на рыхлую соединительную ткань.

Клетки крупные, наполнены жиром. Жировая ткань выполняет питательную, формообразующую и терморегулирующую функции.

Строение костной ткани под микроскопом

Жировая ткань подразеляется на два типа: белую и бурую. У человека преобладает белая жировая ткань, часть ее окружает органы, сохраняя их положение в теле человека и другие функции.

Количество бурой жировой ткани у человека невелико (она имеется главным образом у новорожденного ребенка). Главная функция бурой жировой ткани — теплопродукция.

Бурая жировая ткань поддерживает температуру тела животных во время спячки и температуру новорожденных детей.


Жировая ткань

Мышечная ткань

Мышечные клетки называют мышечными волокнами, потому что они постоянно вытянуты в одном направлении.

Классификация мышечных тканей проводится на основании строения ткани (гистологически): по наличию или отсутствию поперечной исчерченности, и на основании механизма сокращения — произвольного (как в скелетной мышце) или непроизвольного (гладкая или сердечная мышцы).

Мышечная ткань обладает возбудимостью и способностью к активному сокращению под влиянием нервной системы и некоторых веществ.

Микроскопические различия позволяют выделить два типа этой ткани — гладкую (неисчерченную) и поперечнополосатую (исчерченную).

Гладкая мышечная ткань имеет клеточное строение. Она образует мышечные оболочки стенок внутренних органов (кишечника, матки, мочевого пузыря и др.), кровеносных и лимфатических сосудов; сокращение ее происходит непроизвольно.


Гладкая мышечная ткань под микроскопом

состоит из мышечных волокон, каждое из которых представлено многими тысячами клеток, слившимися, кроме их ядер, в одну структуру.

Она образует скелетные мышцы. Их мы можем сокращать по своему желанию.


Скелетная мышечная ткань под микроскопом

Разновидностью поперечнополосатой мышечной ткани является сердечная мышца, обладающая уникальными способностями.


Сердечная мышечная ткань под микроскопом

В течение жизни (около 70 лет) сердечная мышца сокращается более 2,5 млн. раз. Ни одна другая ткань не обладает таким потенциалом прочности. Сердечная мышечная ткань имеет поперечную исчерченность. Однако в отличие от скелетной мышцы здесь есть специальные участки, где мышечные волокна смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна бысто передается соседним.

Нервная ткань

Нервная ткань состоит из двух разновидностей клеток: нервных (нейронов) и глиальных.

Глиальные клетки вплотную прилегают к нейрону, выполняя опорную, питательную, секреторную и защитную функции.


Виды нервной ткани

Нейрон — основная структурная и функциональная единица нервной ткани.

Главная его особенность — способность генерировать нервные импульсы и передавать возбуждение другим нейронам или мышечным и железистым клеткам рабочих органов. Нейроны могут состоять из тела и отростков. Нервные клетки предназначены для проведения нервных импульсов. Получив информацию на одном участке поверхности, нейрон очень быстро передает ее на другой участок своей поверхности. Так как отростки нейрона очень длинные, то информация передается на большие расстояния.

Большинство нейронов имеют отростки двух видов: короткие, толстые, ветвящиеся вблизи тела — дендриты и длинные (до 1.5 м), тонкие и ветвящиеся только на самом конце — аксоны .

Аксоны образуют нервные волокна.

Нервный импульс — это электрическая волна, бегущая с большой скоростью по нервному волокну.

В зависимости от выполняемых функций и особенностей строения все нервные клетки подразделяются на три типа: чувствительные, двигательные (исполнительные) и вставочные. Двигательные волокна, идущие в составе нервов, передают сигналы мышцам и железам, чувствительные волокна передают информацию о состоянии органов в центральную нервную систему.

Лимфоидные органы
Кроветворение
Перикард
Лимфатические узлы брюшной полости, головы, грудной стенки, таза у скота
Макроэнергетические соединения
Метод газоразрядной визуализации
Методология диагностирования с помощью ЭМП
Механизм регуляции в организмах
Механические ткани
Митотическое деление клетки

Ткани и органы человека под микроскопом (15 фото)

Почти все из представленных здесь изображений сделаны с помощью сканирующего электронного микроскопа (СЭМ).

Испускаемый таким прибором пучок электронов взаимодействует с атомами нужного объекта, результатом чего становятся 3D-изображения высочайшей разрешающей способности. Увеличение в 250000 раз позволяет разглядеть детали размером 1-5 нанометров (то есть миллиардных долей метра).

Первое СЭМ-изображение получил в 1935 году Макс Кнолль, а уже в 1965 году Кембриджская инструментальная компания предложила фирме «Дюпон» свой «Стереоскан».

Сейчас такие устройства широко применяются в научно-исследовательских центрах.

Рассматривая предлагаемые ниже снимки, вы совершите путешествие по своему телу, начиная с головы и заканчивая кишечником и органами таза. Вы увидите, как выглядят нормальные клетки и что происходит с ними, когда их поражает рак, а также получите наглядное представление о том, как, скажем, происходит первая встреча яйцеклетки и сперматозоида.

Красные кровяные тельца

Здесь изображена, можно сказать, основа вашей крови — красные кровяные тельца (RBC).

На этих симпатичных двояковогнутых клетках лежит ответственная задача разносить по всему телу кислород. Обычно в одном кубическом миллиметре крови таких клеток 4-5 миллионов у женщин и 5-6 миллионов у мужчин. У людей, живущих на высокогорье, где ощущается недостаток кислорода, красных телец еще больше.

Расщепленный человеческий волос

Чтобы избежать такого невидимого для обычного глаза расщепления волос, надо регулярно стричься и пользоваться хорошими шампунями и кондиционерами.

Клетки Пуркинье

Из 100 миллиардов нейронов вашего мозга клетки Пуркинье одни из самых крупных.

Помимо прочего, они отвечают в коре мозжечка за двигательную координацию. На них губительно действуют как отравление алкоголем или литием, так и аутоиммунные заболевания, генетические отклонения (включая аутизм), а также нейродегенеративные болезни (Альцгеймера, Паркинсона, рассеянный склероз и т.

Чувствительные волоски уха

Вот как выглядят стереоцилии, то есть чувствительные элементы вестибулярного аппарата внутри вашего уха. Улавливая звуковые колебания, они контролируют ответные механические движения и действия.

Кровеносные сосуды зрительного нерва

Здесь изображены кровеносные сосуды сетчатки глаза, выходящие из окрашенного в черный цвет диска зрительного нерва.

Как определить под микроскопом костную ткань?

Этот диск представляет собой «слепое пятно», так как на этом участке сетчатки нет световых рецепторов.

Вкусовой сосочек языка

На языке у человека находится около 10000 вкусовых рецепторов, которые помогают определить на вкус соленое, кислое, горькое, сладкое и острое.

Зубной налет

Чтобы на зубах не было таких похожих на необмолоченные колоски наслоений, желательно чистить зубы почаще.

Тромб

Вспомните, как красиво выглядели здоровые красные кровяные тельца.

А теперь посмотрите, какими они становятся в паутине смертельно опасного кровяного тромба. В самом центре находится белое кровяное тельце (лейкоцит).

Легочные альвеолы

Перед вами вид вашего легкого изнутри.

Пустые полости — это альвеолы, где и происходит обмен кислорода на углекислый газ.

Раковые клетки легких

А теперь взгляните, как отличаются деформированные раком легкие от здоровых на предыдущем снимке.

Ворсинки тонкой кишки

Ворсинки тонкой кишки увеличивают ее площадь, что способствует лучшему усвоению пищи.

Это выросты неправильной цилиндрической формы высотой до 1,2 миллиметра. Основу ворсинки составляет рыхлая соединительная ткань. В центре, подобно стержню, проходит широкий лимфатический капилляр, или млечный синус, а по сторонам от него располагаются кровеносные сосуды и капилляры.

По млечному синусу в лимфу, а затем в кровь попадают жиры, а по кровеносным капиллярам ворсинок поступают в кровоток белки и углеводы. При внимательном рассмотрении можно заметить в бороздках пищевые остатки.

Человеческая яйцеклетка с корональными клетками

Здесь вы видите человеческую яйцеклетку.

Яйцеклетка покрыта гликопротеиновой оболочкой (zona pellicuda), которая не только защищает ее, но и помогает захватить и удержать сперматозоид. К оболочке прикреплены две корональные клетки.

Сперматозоиды на поверхности яйцеклетки

На снимке схвачен момент, когда несколько сперматозоидов стараются оплодотворить яйцеклетку.

Человеческий эмбрион и сперматозоиды

Это похоже на войну миров, на самом же деле перед вами яйцеклетка через 5 дней после оплодотворения.

Некоторые сперматозоиды все еще удерживаются на ее поверхности. Изображение сделано с помощью конфокального (софокусного) микроскопа. Яйцеклетка и ядра сперматозоидов окрашены в пурпурный цвет, тогда как жгутики сперматозоидов — в зеленый. Голубые участки — это нексусы, межклеточные щелевые контакты, осуществляющие связь между клетками.

Имплантация человеческого эмбриона

Вы присутствуете при начале нового жизненного цикла.

Шестидневный эмбрион человека имплантируется в эндометрий, слизистую оболочку полости матки. Пожелаем ему удачи!

Via 15 Beautiful Microscopic Images from Inside the Human Body

Поместите стрелку мыши на фотографию
и Вы сможете увидеть ее без обозначений
(при медленной загрузке — не убирайте стрелку мыши с картинки
до тех пор пока не появится картинка без обозначений)
ПЛАСТИНЧАТАЯ (ЗРЕЛАЯ) КОСТЬ

1 — остеон


ПЛАСТИНЧАТАЯ (ЗРЕЛАЯ) КОСТЬ
окраска тионином и пикриновой кислотой

1 — остеон (для демонстрации два остеона
обозначены пунктирной линией)
2 — канал остеона (Гаверсов канал)
3 — вставочные костные пластинки


ПЛАСТИНЧАТАЯ (ЗРЕЛАЯ) КОСТЬ
окраска тионином и пикриновой кислотой

1 — остеон
2 — канал остеона (Гаверсов канал)
3 — вставочные костные пластинки
4 — наружные общие пластинки
5 — надкостница


ПЛАСТИНЧАТАЯ (ЗРЕЛАЯ) КОСТЬ
окраска тионином и пикриновой кислотой

1 — остеон
2 — канал остеона (Гаверсов канал)
3 — вставочные костные пластинки
6 — остеоциты




2 — остеоциты
3 — надкостница


ГРУБОВОЛОКИНСТАЯ (НЕЗРЕЛАЯ) КОСТЬ
окраска гематоксилин-эозином

1 — межклеточное вещество кости
2 — остеоциты
3 — надкостница
4 — остеокласт


ОСТЕОЦИТЫ
окраска гематоксилином

ХРЯЩ, ПЛОТНАЯ СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ РЫХЛАЯ СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ КРОВЬ

Ответы:

1. Минеральные соли — хлорид натрия, хлорид калия и др.

играют важную роль в распределении воды между клетками и

межклеточным веществом. Отдельные химические элементы:

кислород, водород, азот, сера, железо, магний, цинк, йод,

фосфор участвуют в создании жизненно важных органических

соединений.

Значение и функции воды:

1) Универсальный растворитель

2) Транспортировка: вода обеспечивает транспорт (передвижение) веществ в организме.

3) Терморегуляторная- предохраняет организм от перегрева и переохлаждения.

4) Необходима для гидролиза и окисления белков, углеводов, жиров (высокомолекулярных органических соединений).

5) Функции воды во многом определяются химической природой (дипольный характер строения молекул, полярность молекул и способность образовать водородные связи).

Значение воды в организме очень велико.

Вода необходима для растворения большинства химических соединений, находящихся в организме. Переработка различных питательных веществ и выделение продуктов распада возможны только при достаточном количестве воды. Вода составляет около 65% массы в организме. Значительное количество воды человек выделяет вместе с мочой, потом, а так же в виде водяных паров, содержащихся в выдыхаемом воздухе.

Ткани организма птиц

Эти потери должны пополняться ежедневным введением в организм 1-2 литров воды. Однако это количество зависит от выполняемой человеком работы и температуры окружающего воздуха. Например летом, когда потовыделение усилиться, организму нужно больше воды чем зимой, когда выделение пота уменьшается.

Вода — преобладающий компонент всех живых организмов.

Источниками в организме человека воды иминеральных солей в основном являются пища и напитки.

2. Ткань — это группа клеток и межклеточное вещество,

объединенные общим строением, функцией и происхождением.

теле человека различают четыре основных типа тканей:

эпителиальную (покровную), соединительную, мышечную и нервную,

Мышечная ткань

Эта ткань образована мышечными волокнами .

В их цитоплазме находятся тончайшие нити, способные к сокращению. Выделяют гладкую и поперечнополосатую мышечную ткань. Поперечнополосатой ткань называется потому, что её волокна имеют поперечную исчерченность, представляющую собой чередование светлых и темных участков-полосок.

Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок внутренних органов (желудок, кишки, мочевой пузырь, кровеносные сосуды).

Поперечнополосатая мышечная ткань подразделяется на скелетную и сердечную.

Скелетная мышечная ткань состоит из волокон вытянутой формы, достигающих в длину 10-12см.

Сердечная мышечная ткань, так же как и скелетная, имеет поперечную исчерченность. Однако в отличие от скелетной мышцы здесь есть специальные участки, где мышечные волокна смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна быстро передается соседним.

Это обеспечивает одновременность сокращения больших участков сердечной мышцы.

Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 463 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Современная оптика позволяет улучшить свои характеристики при создании , которые позволяют с свою очередь не только наблюдать за макромиром, но и делать фото для последующего изучения.

Макросъёмка человеческого тела очень увлекательна, стала она доступна относительно недавно, но уже успела подарить миру науки крайне полезную информацию и лучше понять структуру различных тканей тела человека.

Улитка внутреннего уха

Улитка внутреннего уха: красная спиралевидная полоса — основная звукочувствительная мембрана передающая сигналы на Кортиев орган.

Нитевидные и грибовидные сосочки языка

Здесь среди нитевидных сосочков видно круглый сосочек — рецептор реагирующий на солёное.

Нитевидные сосочки языка, они грубые и ороговевшие — относятся к механическим рецепторам. Кстати, мышцы языка самые сильные в организме.

Эпидермис и волосы лица человека. Около 600 тысяч чешуек эпидермиса теряется ежечасно.

Изображение эпидермиса человека полученное при помощи электронного сканирующего микроскопа. Примерно за 27 дней поверхностный слой кожи человека полностью обновляется.

Это ни что иное как кончик человеческого волоса под увеличением. Ровный срез волоса получается при использовании бритвенного станка, в случае орудования ножницами или электробритвой конец волоса значительно повреждается. Волосы не подвергаются разложению и гниению в течение очень долгого времени — египетские , которым по меньшей мере 4 тысячи лет находились с отлично сохранившимся волосяным покровом.

Изображение полученное при помощи сканирования электронным микроскопом.

Изображение поверхности сломанного человеческого зуба. Зелёная часть это бактериальный налёт, а неровная пилообразная поверхность — зубная эмаль.

Макроструктура кости голени

Внутренняя структура кости голени. К слову в человеческих стопах содержится более 50 костей, а всего у взрослого человека — 206.

Папиллярный узор пальца — отлично видны папиллярные линии и капельки пота выделяемые порами. Кстати рисунок отпечатков пальцев различается даже у близнецов.

При просмотре снимков создается впечатление, что мы попали в иной мир и смотрим на него глазами некой бактерии. Все, что в повседневной жизни нам кажется мизерным и незначительным в макромире превращается в нечто гигантское, порой ничем не схожее для человеческого глаза. На самом деле если смотреть в сторону уменьшения, то это не менее увлекательно, что рассматривать звезды в космосе. Хотя человечество более склонно к стремлению заглянуть в нечто далекое, глобальное и бесконечное как вселенная.

Тема : Изучение строения клетки и тканей организма под микроскопом .

1.Изучить клетку и ткани организма человека. 2.Развивать навыки наблюдения, сравнивания, работая с микроскопом.

3.Воспитание культуры поведения.

Метод: наглядный, словесный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход урока:

1.Орг момент.

2. Контроль домашнего задания.

Тестовая проверка.(1-5)

Проверка выполнения таблицы в тетради. Стр: 28.

3.Изучение новой темы.

Лабораторная работа № 1.

.

Цель: Ознакомление со строением клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Порядок работы:

1.Рассмотреть готовые препараты строения клеток разных тканей. Найти структурные элементы(мембрану, цитоплазму, ядро)

2 Нарисовать рассмотренные клетки с указанием органоидов, увиденных под микроскопом.

3.Рассмотрите под микроскопом ткани:

А) поперечнополосатую мышечную

б) поперечнополосатую сердечную;

В) гладкую мышечную

Г) эпителиальную (различных эпителий)

Д) костную.

Е) нервную.

Сделайте выводы:

1.В чем сходство и различия в строении этих тканей.

2. Найдите структурные части этих тканей.

3. Определите, одинаково ли в тканях расположены клетки?

4.Нарисуйте рассмотренные ткани.Подпишите их. Сравните с рисунком втканей в учебнике.

Заполните таблицу в тетради.

Ткани и их функции

Название ткани

строение

Расположение в организме

Поперечнополосатая

Гладкая мышца

Соединительная

Эпителиальная

Домашнее задание: §7 и 8.

8 класс выполняет лабораторную работу № 1.

Тема: Поджелудочная, надпочечники, половые железы.

1.Изучить функцию смешанных желез.

2.Развивать знания в области физиологии.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование. Таблицы.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Выполнение упр №1-№3.

3.Изучение новой темы.

Поджелудочная железа:

1.Строение: гшоловка, тело, хвост.

2.Функция: образует пищеварительный сок с ферментами.

(внешнесекреторная функция)

внутрисекреторные клетки вырабатывают гормоны инсулин и глюкагон регулирующие углеводный обмен.

Надпочечники

1.строение

2.функция.

Половые железы:

1.Строение

2.Функция.

4.Закрепление.

Работа с терминами.

5.Оценивание.

:.Домашнее задание.§12-13.

Тема: Строение и функции нервной системы.

1.Изучить строение нейрона

2.Развивать интерес к анатомии и физиологии.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Таблица.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Выполнение таблицы с.43.Опрос по ЖВС.

3.Изучение новой темы.

Нейрон

2.Дендриты

4.Рецепторы.

В местах соединения дендритов образуются Синапсы.

Передача сигналов через синапсы осуществляется с помощью медиаторов.

4.Закрепление.

Чтение текста.

Рисуем по памяти нейрон.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание.§14.

Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга.

1.Изучить функцию рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса.

2. Развивать наблюдательность, внимательность.

3.Воспитание трудолюбия.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование:

Резиновый молоточек.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Зарисовать и указать части нейрона.

3.Изучение новой темы.

Рефлекс.-это ответная реакция организма на раздражение.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит нервный импульс.

    Чувствительные рецепторы проводят импульс в нервную систему. Центростремительным путем.

    Двигательные рецепторы отвечают на рефлекс.

    Центробежным путем.

4.Закрепление.

Лабораторная работа № 2

«Изучение коленного рефлекса»

Сделайте рисунок рефлекторной дуги. Цветными маркерами выделите ее части..

Работа выполняется согласно плана, и сдается на проверку.

5.Домашняя работа:§14.

Урок № 14.

Тема: Строение и функции спинного мозга.

1.Изучить строение спинного мозга.

2.Развивать навыки исследования.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: таблицы. Схема спинного мозга.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контрольдомашнего задания.

Укажите части коленного рефлекса. Заполните таблицу.Опрос по вопросам.

3.Изучение новой темы.

Нервная система

Центральная периферическая.

Строение спинного мозга.

Мозг расположен в нутрии позвоночного столба.белы шнур диаметром 1 см. Спинной мозг состоит из белого и серого вещества.(найдите в тексте характеристику)

Спинной мозг состоит из 31 сегмента. Передние и задние корешки образуют смешанные нервы.

Передние составляют двигательные волокна;

Задние корешеи составляют чувствительные волокта.

Функция спинного мозга:

1.Рефлекторная

2.Проводниковая.

4.Закрепление.

Заполнить таблицу.

5.Домашнее задание:§15.

Урок № 15.

Тема: Строение и функции головного мозга. Большие полушария, гигиена нервной системы.

1Изучить основные отделы головного мозга и их функцию.

2.Развивать познание анатомии и физиологии организма.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы, макет.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания:

Проверка заполнения таблиц.с.49-50.

Выполнить упр№1.и № 2 в рабочей тетради.

Изучение новой темы.

1. Головной мозг

Строение функция

Продолговатый мозг сосание,глотание, кашель, чихание.

Мост соединяет продолговатый со средним

Средний мозг реакция на свет, звук, мышечный тонус

Промежуточный мозг проводит импульсы к коре Б.П. ,ходьба,

Плавание,регулирует обмен в-в, потреб

Ление воды и пищи.

Мозжечок координация движения.

2.Большие полушария :

Строение функция

Образован серым в-вом корой.; В левом п.ш. у правшей, а в правом у лев

Площадь 2200-2500см 3 шей – слуховой и двигательный центр речи

Борозды:крупные делят на: и письма;

Лобную и теменную самая глубокая; Правое п.ш. образное мышление, Музыкальное творчество,

Затылочную, височную,

Образована белым в-вом;

Расположены сенсорные зоны

(чувствительные)

Височная- слуховая;

Обонятельная и вкусовая – на границе

Теменной и височной;

3.Гигиена нервной системы :

Школьная гигиена; Алкоголь,

Их воздействие на нервную систему?

4.Закрепление.

Работа с текстом §16.17.Рабочая тетрадь. Упр№1, №2.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание§16 -17..

Урок № 1. 3.09.12г.

Тема: Введение. Цели и задачи предмета .

«Здоровье народа превыше всего,

Богатства земли не заменят его.

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце,как глаз.»

1.Довести до учащихся цели и задачи предмета..

2.Развивать знания анатомии и физиологии человека.

3.Воспитание гигиены труда.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Вводный.

Оборудование. Таблицы.макеты.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Тестовая проверка.(нулевой срез знаний)

3.Изучение новой темы.

1.Знакомство с структурой учебника.

Оформление лабораторных тетрадей,

Чтение вводной части.

4.Закрепление.Задание №1. Назовите науки, изучающие строение и функции человеческого организма.

1….. 3………

2…… 4………. 5………..

5.Домашнее задание:§1.

Урок № 2 7. 09.12г.

Тема: Методы исследования строения и функций организма .

1.Изучить что изучает анатомия и физиология..

2.Развивать понятия анатомия и физиология.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Обучающий.

Оборудование.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Какой научный труд написал Ч.Дарвин и в чем его значение.

Какие разделы науки изучает человек?

Какие цели и задачи ставит перед собой гуманистика?

3.Изучение новой темы.

Класс делится на две команды.

1 команда.

Задание №1. Что изучает анатомия?

№2. Какими приемами и методами пользуется анатомия при исследовании человека?

2.команда.

Задание№1. Что изучает физиология?

№2. Какими приемами и методами пользуется физиология при исследовании человека?

    Домашнее задание: §2.

Урок № 3. 10.09.12г.

Тема: Клеточное строение организма человека.

1.Изучить виды форм клеток, размеры и состав клеток.

2.Развивать понимание многообразия клеток.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: обучающий.

Оборудование. Таблицы.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Какие методы и приемы используют при исследовании физиологических процессов?

(микроскоп, кимограф, электромагнитный камертон. Электрокардиограф..).

Какую помощь оказывают использование химических методов физиологии?

3.Изучение новой темы:

1.Чтение параграфа с пометами.

Что знаю.

Что узнал.

Хочу узнать.

4.Закрепление.

Какими бывают формы клеток организма человека?

Какую роль выполняет ядро?

Как вы понимаете выражение поры в мембране?

5.Домашнее задание§3

Урок № 4. 14.09.12г.

Тема: Органоиды клетки, химический состав клетки .

1.изучить органоиды и их хим. состав.

2.Развивать познание в области цитологии.

3. Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Оборудование. Таблица. электронный учебник.

Ход урока:

1.Орг момент.

2 Контроль домашнего задания.

Каково строение клетки?

Чем отличается плазматическая мембрана от клеточной стенки?

Что вызывает усиление и замедление движения цитоплазмы?

3.Изучение новой темы.

Органоиды клетки.

Используя плакат перечислить органоиды клетки.

ЭПС- Гладкая и шероховатая;

Рибосомы;

Митохондрии;

Лизосомы;

Аппарат Гольджи;

Центриоли.

Различия растительной и животной клетки.:

В животных есть центриоли; В растительных есть пластиды

В растительной есть целлюлоза;

Есть крупные вакуоли.

Жизненные свойства клетки:

1.Обмен веществ;

Раздражимость;

Рост и развитие;

Размножение.

4.Закрепление.

Упр №2. Установите соответствие.

Дополните предложения.

    Главный структурный и функциональный элемент нашего тела-….(клетка)

    Ядро есть в каждой клетке,кроме……(эритроцитов)

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§4.

Урок № 5. 17.09.12г.

Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом .

1.Используя лабораторную работу изучить строение клетки.

2.Развивать навыки наблюдать и сравнивать.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Ходурока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Проверка упр№ 2; №3.

Опрос по вопросам.(Уровня А,В,С)

3.Изучение новой темы.

Лабораторная работа № 1.

Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом .

Выполните таблицу в тетради.

Название ткани

Строение

Расположение в организме.

Поперечнополосатая

Гладкая мышечная

Соединительная.

Эпителиальная,

Нарисуйте рассмотренные ткани.

4.Оценивание.

5.Домашнее здани姧7.8.

Урок № 6. 21.09.12г.

Тема: Ткани организма человека, свойства и функции .

1.изучить ткани человека.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Обучающий.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контрольдомашнего задания.

Перескажите, выполненную работу.

3.Изучение новой темы.

Эпителиальная. Соединительная Мышечная. Нервная.

4.Закрепление.

Упр №3. Распредели признаки и функции тканей в соответствующие квадратики, предварительно напиши названия тканей.

ткани

эпителиальная

соединительная

мышечная

5.Оценивание.

6.Домашнее задание.§8.

Урок № 7. 24.09.12г.

Тема: Органы и системы органов .

1.Изучить Системы органов и органы их образующие.

2.Развивать навыки запоминать рисунки.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока6

Комбинированный.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Домашнее задание.

Проверка Упр №1- № 3.

Опрос по вопросам.

3.Изучение новой темы.

Используя рис №14 учебника для заучивания и Упр № 3 в рабочей тетради для закрепления.

Повторить На доске кластер из систем..

4.Оценивание.

5.Домашнее задание:§9.Упр№ 1-№ 3.

Урок № 8. 28.09.12г.

Тема: Целостность организма человека .

1.Изучить функцию гомеостаза.

2.Развивать знания по цитологии.

3.Воспитание трудовой дисциплины.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Обучающий.

Оборудование.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контрольдомашнего задания.

Назовите органы дыхательной системы?

Задание.№1. Допишите предложения.

Печень относится к (пищеварительной) ….системе.

Сердце относится к (кровеносной) системе.

Парные органы, образующие мочу называют (почками)

К выделительной системе относят(почки, мочеточники, мочевой пузырь)

3.Озучение новой темы.

Целостность организма человека образуют: кровь, лимфа, межклеточная жидкость.

Чтение с пометами.

Заполните таблицу.

Новая информация.

Хочу узнать.

4.Закрепление.

5.Домашнее задание:§10.

Урок №9. 01.10.12г.

Тема: Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз .

1.Изучить значение желез внутренней секреции.

2.Развивать интерес к биологии.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока, Комбинированный.

Оборудование: Таблицы, ЖВС.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Что такое - нарушен гомеостаз.

3.Изучение новой темы.

Гуморальная регуляция организма осуществляется биологически активными веществами.

Гипофиз вырабатывает гормоны.

В организмеЖелезы делят на три группы.

1. Железы внутренней секреции 2. Железы смешанной секреции.

3. Железы внешней секреции.

Класс делится на три группы. Выполняют задание, готовят презентации. .

4.Закрепление.

Гипофиз

Строение функция.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§ 11

Урок № 10. 0 8.10.12г.

Тема: Щитовидная, паращитовидная железа.

1.Изучить строение и функцию желез.

2.Развивать познавательный интерес.

3.Воспитание научного мирвоззрения.

Метод: Словесный, наглдный, практичекий.

Тип урока: обучающий.

Оборудование.Таблица.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Упр №1- №4.

3.Изучение новой темы.

Щитовидная железа

Строение функция

Паращитовидная железа

Строение функция.

4.Оценивание.

6.Домашнее задание:§12.

Урок № 16.

Тема: Вегетативная нервная система и ее отделы.

1.Изучить симпатическую и парасимпатическую нервную систему.

2.Развивать навыки работы с учебником.

3.Воспитание трудовой дисциплины.

Метод: Словесный, наглядный, практический. Тип урока: Обучающий. Оборудование: Таблица.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Заполните таблицу.

Функции сенсорных зон коры полушарий большого мозга.

Название зоны.

Ее функции

1.Зона зрительных восприятий.

2. Слуховая зона.

3.Центры обоняния и вкуса.

4.Зоны кожно-мышечной чувствительности.

5.двигательная зона.

6.Ассоциативные зоны.

3.Изучение новой темы.

Вегетативная система.

Симпатическая Парасимпатическая .

(Используя учебное пособие составьте кластер).

1.повышает кровяное давление

2.расширяет зрачки

3. повышает теплоотдачу.

4.учащает сердцебиение.

5.тормозит деятельность ж.к.т.

6расслабляет гладкую мышечную ткань мочевого пузыря.

4.Закрепление.

Запомни! Вегетативная автономная нервная система. Симпатический и парасимпатический отдел.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§18.таблица.

Тема: Органы чувств и их значение.

1.Изучить функцию анализаторов.

2.Развивать наблюдательность.

3.Воспитание трудовой дисциплины.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: таблица.

Ход урока6

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Заполнить таблицу.

Функции отделов вегетативной нервной системы

Органы и системы

Действия симпатического отдела

Действия парасимпатического отдела

Кровеносные сосуды

Пищеварительная система

Мочевыделительная система

3.Изучение новой темы.

Органы чувств: Анализаторы: Зрительные

Слуховые

Осязание

Обоняние

4.Закрепление.

1.Чтение параграфа.

2.Работа с таблицей.

Установите соответствие.

1.Рецептор

2.Чувствительные нервы.

3.Зоны коры больших полушарий головного

А)передача импульса к рабочему органу.

В) восприятие раздражения.

С) передача возбуждения от рецепторов.

Д) перенос возбуждения

Г) формирование ощущений.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§19.


Костная ткань

Костная ткань, образующая кости скелета, отличается большой прочностью. Она поддерживает форму тела (конституцию) и защищает органы, расположенные в черепной коробке, грудной и тазовой полостях, участвует в минеральном обмене. Ткань состоит из клеток (остеоцитов) и межклеточного вещества, в котором расположены питательные каналы с сосудами. В межклеточном веществе содержится до 70% минеральных солей (кальций, фосфор и магний).

В своем развитии костная ткань проходит волокнистую и пластинчатую стадии. На различных участках кости она организуется в виде компактного или губчатого костного вещества.

Хрящевая ткань состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества (хрящевого матрикса), характеризующегося повышенной упругостью. Она выполняет опорную функцию, так как образует основную массу хрящей.

Различают три разновидности хрящевой ткани: гиалиновую, входящую в состав хрящей трахеи, бронхов, концов ребер, суставных поверхностей костей; эластическую, образующую ушную раковину и надгортанник; волокнистую, располагающуюся в межпозвоночных дисках и соединениях лобковых костей.

Жировая ткань

Жировая ткань похожа на рыхлую соединительную ткань. Клетки крупные, наполнены жиром. Жировая ткань выполняет питательную, формообразующую и терморегулирующую функции. Жировая ткань подразеляется на два типа: белую и бурую. У человека преобладает белая жировая ткань, часть ее окружает органы, сохраняя их положение в теле человека и другие функции. Количество бурой жировой ткани у человека невелико (она имеется главным образом у новорожденного ребенка). Главная функция бурой жировой ткани - теплопродукция. Бурая жировая ткань поддерживает температуру тела животных во время спячки и температуру новорожденных детей.

Мышечная ткань

Мышечные клетки называют мышечными волокнами, потому что они постоянно вытянуты в одном направлении.

Классификация мышечных тканей проводится на основании строения ткани (гистологически): по наличию или отсутствию поперечной исчерченности, и на основании механизма сокращения - произвольного (как в скелетной мышце) или непроизвольного (гладкая или сердечная мышцы).

Мышечная ткань обладает возбудимостью и способностью к активному сокращению под влиянием нервной системы и некоторых веществ. Микроскопические различия позволяют выделить два типа этой ткани - гладкую (неисчерченную) и поперечнополосатую (исчерченную).

Гладкая мышечная ткань имеет клеточное строение. Она образует мышечные оболочки стенок внутренних органов (кишечника, матки, мочевого пузыря и др.), кровеносных и лимфатических сосудов; сокращение ее происходит непроизвольно.

Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из мышечных волокон, каждое из которых представлено многими тысячами клеток, слившимися, кроме их ядер, в одну структуру. Она образует скелетные мышцы. Их мы можем сокращать по своему желанию.

Разновидностью поперечнополосатой мышечной ткани является сердечная мышца, обладающая уникальными способностями.

В течение жизни (около 70 лет) сердечная мышца сокращается более 2,5 млн. раз. Ни одна другая ткань не обладает таким потенциалом прочности. Сердечная мышечная ткань имеет поперечную исчерченность. Однако в отличие от скелетной мышцы здесь есть специальные участки, где мышечные волокна смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна бысто передается соседним.

Это обеспечивает одновременность сокращения больших участков сердечной мышцы.

Нервная ткань

Нервная ткань состоит из двух разновидностей клеток: нервных (нейронов) и глиальных. Глиальные клетки вплотную прилегают к нейрону, выполняя опорную, питательную, секреторную и защитную функции.


Нейрон - основная структурная и функциональная единица нервной ткани. Главная его особенность - способность генерировать нервные импульсы и передавать возбуждение другим нейронам или мышечным и железистым клеткам рабочих органов. Нейроны могут состоять из тела и отростков. Нервные клетки предназначены для проведения нервных импульсов. Получив информацию на одном участке поверхности, нейрон очень быстро передает ее на другой участок своей поверхности. Так как отростки нейрона очень длинные, то информация передается на большие расстояния. Большинство нейронов имеют отростки двух видов: короткие, толстые, ветвящиеся вблизи тела - дендриты и длинные (до 1.5 м), тонкие и ветвящиеся только на самом конце - аксоны . Аксоны образуют нервные волокна.

Loading...Loading...