Журавль и цапля анализ произведения. Сказка Журавль и цапля

Андреева Галина
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля »

Летела сова - веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала.

Это присказка , а сказка вот какая .

Жили-были на болоте журавль да цапля . Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле !

Пошел журавль , - тяп-тяп! - семь верст болото месил.

Приходит и говорит :

Дома ли цапля ?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль , не пойду за тебя замуж : у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала :

"Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля ".

Приходит к журавлю и говорит :

- Журавль , возьми меня замуж!

Нет, цапля , мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал :

"Напрасно не взял за себя цаплю ! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж".

Приходит и говорит :

- Цапля ! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль , не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой . Тут цапля раздумалась :

"Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду ".

Приходит она свататься, а журавль не хочет . Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Анализ

Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных , потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки являются две птицы –это журавль и цапля . Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься . Но цапля не захотела ,потому что у журавля ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл , она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль ,вспомнив обиду, тоже отказал цапле . С тех пор и ходят они друг к другу.

У этой сказки нет конца , зато есть присказка . А присказка такая же как и сказка без конца . Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.

Эта сказка учит тому ,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.

Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора . Ни цапле , ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Главные герои русской народной сказки «Журавль и цапля» — две болотные птицы. Живут они хоть и на одном болоте, но на разных его концах, далеко друг от друга. А в одиночку жить скучно. Первым об одиночестве задумался журавль. Он решил жениться на цапле и пошел к ней свататься.

Однако, когда журавль предложил цапле жить вместе, цапля отказала журавлю, сославшись на неприемлемый для нее внешний вид журавля – ноги у того длинные, а платье коротко. Но когда обиженный журавль ушел, цапля засомневалась в правильности своего поступка. Ей тоже было скучно жить одной, но когда она отказывала журавлю, то об этом не подумала.

Пришла цапля к журавлю и предложила жить вместе. Обиженный журавль тоже отказал цапле и прогнал ее. Расстроенная цапля в слезах вернулась к себе домой. Теперь пришла очередь сомневаться журавлю. Он опять вспомнил, как скучно жить одному и снова отправился к цапле. Но на повторное предложение руки и сердца журавль снова получил отказ.

У этой истории нет логического завершения. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.

Мораль этой сказки состоит в том, что сомнения и нерешительность могут завести кого угодно в тупик.

Главный смысл сказки «Журавль и цапля» состоит в том, что решение по любому вопросу должно быть обдуманным и взвешенным. Нельзя принимать решение, основываясь только на эмоциях. Для того, чтобы совместная жизнь была счастливой и гармоничной, важно уметь находить компромиссы, как-то договариваться друг с другом. В противном случае, несговорчивые люди так и будут обижать друг друга, как журавль с цаплей.

О чём сказка «Журавль и цапля»?
О проблеме выбора. Ни цапле, ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Какие пословицы подходят к сказке «Журавль и цапля»?

Несчастен тот, кто сомневается.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Сказка Журавль и Цапля известны нам с детства. Еще бабушки и родители любили нам на ночь читать народные сказки, среди которых была Журавль и Цапля. Теперь и мы читаем своим детям русскую сказку, которая является поучительной и раскрывает человеческие негативные качества.
Чтобы познакомиться со сказкой Журавль и Цапля, предлагаем ее краткое содержание.

Народная сказка Журавль и Цапля

Итак, сказка про Журавля и Цаплю начинается тем, что построили эти две гордые птицы дома на болоте, вот только не рядом. Строили в разных концах, вот только скучно и одиноко стало жить. Решился Журавль на сложный шаг в своей жизни и пошел делать предложение Цапле выйти за него замуж. Пришел к Цапле и давай свататься, а та ему и давай отворот поворот, якобы не достойный он ее, не такого она мужа себе видит. Обиженный вернулся Журавль домой, а Цапля в это время передумала, ведь все-таки не так скучно будет жить вдвоем и пошла теперь она звать Журавля жениться на ней. Пришла к нему и давай предлагать свою персону в качестве жены, а тот обиженный, да взял и отказал. Расстроенная Цапля, вернулась домой, а Журавль вдогонку за ней. Видите ли, передумал, теперь он согласен. Вот только не согласна теперь Цапля выходить замуж.

Вот так и ходят они до сих пор друг к другу, да все никак не женятся.

Журавль и Цапля главные герои

Главными героями сказки являются две болотные птицы. Эти две птицы наделены такими человеческими характерами, как гордость, эгоизм, неумение найти общий язык. По этим причинам у сказки нет завершения, ведь птицы, из-за своего упрямства, из-за неумения вовремя ответить на чувства другого, до сих пор блуждают по озеру, сватаясь друг к другу.

Журавль и Цапля главная мысль

Какая у сказки Журавль и Цапля главная мысль? Как по мне, то любые нерешительность и сомнения приведут в тупик, а значит, нужно обдуманно решать любой вопрос, не спеша давать ответ. Уж лучше взвешенно давать ответ на любой вопрос и тогда жизнь удастся, а счастье будет не за горами.

Журавль и Цапля слушать

«Журавль и цапля» - сказка, которая является образцом русского народного творчества. Сегодня мы перескажем ее сюжет, а также попытаемся разобраться, какая основная идея была вложена в это произведение.

Присказка

Итак, перед нами произведение «Журавль и цапля». Сказка имеет вступление, которое следует рассмотреть подробнее. В нем описан полет совы-веселой головы. Она села, хвостиком повертела, посмотрела по сторонам, опять полетела. Теперь переходим к сюжету.

Сюжет

С присказкой разобрались. Как видим, она может быть бесконечной. Теперь посмотрим, с чего начинается сказка «Журавль и цапля». В первую очередь повествование знакомит читателя с главными героями.

Журавль и цапля жили на болоте. По концам они построили себе избушки. Задумал журавель жениться, поскольку скучно одному жить ему стало. Он решил пойти и посвататься к цапле. Отправился в путь далекий, болото преодолел на целых семь верст! Пришел и решил сразу же узнать, дома ли в настоящее время цапля. Она ему ответила, что да. Не став медлить, наш герой с порога предложил ей выйти за него замуж. Отказала герою возлюбленная, аргументировав это тем, что он летает худо, платье у него коротко, ноги долги и кормить его нечем. Сказала цапля ему домой отправляться, назвав напоследок долговязым. Так расстались журавль и цапля.

Сказка однако на этом не заканчивается. Журавль опечалился и пошел домой. Цапля спустя время решила, что чем одной жить, лучше пойти за журавля замуж. Пришла в гости к нашему герою. Недолго думая, попросила его взять ее замуж. Журавль тем не менее зол был на цаплю. Он сказал, что не нужна она теперь ему, и приказал ей домой убираться. Цапля со стыда заплакала. Воротилась домой.

После ее ухода задумался и журавль. Решил, что напрасно за себя не взял. Он вновь собрался с силами и отправился к ней в гости. Пришел журавль и говорит, что вздумал жениться на цапле и просит выйти за него замуж. Она, обозлившись, сказала, что ни за что не примет его предложение. Пошел тогда домой журавль. Цапля тогда подумала, что не стоило, наверное, отказывать, ведь одной жить смысла нет. Вновь решила за журавля пойти. Отправилась в путь, пришла и предложила ему быть ей мужем. Но журавль уже передумал. Так и ходят они свататься от одного до другого, однако до сих пор не женились. На этом повествование заканчивается.

Мораль

Давайте попытаемся теперь ответить на вопрос, в чем смысл сказки «Журавль и цапля». Из изложенной выше истории видно, что нужно любить именно в тот момент, когда к тебе относятся взаимно, а не ждать момента, после наступления которого не к кому будет испытывать чувства. «Журавль и цапля» - сказка, которая показывает, что неумение в нужный момент пойти навстречу другому может привести к невероятно печальным результатам. Кроме того, следует сказать, что в данном литературном произведении очень тонко раскрыты темы крайней степени упрямства и гордости. Каждый из героев от природы награжден чрезмерно раздувшейся гордостью. Поэтому, к сожалению, скорее всего ни у одного из них не хватит смелости и мудрости отступить от своих принципов.

Учебный предмет:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Раздел программы: « Сказки о животных »

Тема урока:

Русская народная сказка
«Журавль и цапля»

2 класc

Разработала Головешкина Светлана Алексеевна

Тема урока: «Журавль и цапля», русская народная сказка.

Задачи урока: формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок;

формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать

обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с

новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения

формирование действий контроля и оценки;

формирование межличностных отношений учащихся в групповой

воспитание познавательной активности.

Оборудование: Ефросинина Л.А. «Литературное чтение.2 класс», схемы к обложке

сказок, карточки для групповой работы, цветные карандаши.

ХОД УРОКА.

I Вводная беседа.

    Назовите как можно больше произведений, соответствующих любой из этих моделей.

    Чем похожи эти модели? (по жанру – сказка, есть название)

    На какие группы можно еще разделить сказки? (народные и авторские)

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

вид сказки

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

Кто являются главными героями сказки?

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

из реальной жизни

фантастические

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

II Формулирование детьми темы и цели урока.

    Откройте учебник на странице 21.

    С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? (русская сказка «Журавль и цапля») (Учитель тему урока записывает на доске)

    Попробуйте определить жанр и тему произведения. (по жанру это произведение- сказка; тема произведения- сказка о животных)

    Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись.

ЦЕЛЬ: *ПОВТОРИТЬ О ………

*УЧИТЬСЯ …………….

*РАЗВИВАТЬ ………….

    Цель урока: повторить изученное о сказках (признаки видов сказок, построение сказки); учиться анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать речь.

III Физкультминутка.

IV Работа с новым произведением.

Чтение учителем сказки вслух.

Беседа после первичного восприятия произведения.

    Какие непонятные слова встретились в тексте? (ответы детей)

    Определим значение этих слов.

    Что вы заметили необычного в этой сказке? (начинается по-другому)

    Прочитайте первые три абзаца. Что мы прочитали? (присказку)

Вторичное чтение учащимися произведения.

Анализ произведения.

    Кто является главными героями этой сказки? (журавль и цапля)

    А теперь нам предстоит поработать с текстом и найти описание журавля и цапли. Я предлагаю разделиться на группы для выполнения задания.

Представитель каждой группы рассказывает о выполнении задания. В результате работы заполняется таблица.

Главные герои

журавль

цапля

Описание поведения героя

Стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

Тяп-тяп!- семь верст болото месил.

Пошел журавль домой несолоно хлебавши.

«Нет, цапля, мне тебя не надо!..»

журавль задумался: «Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно»

«Нет, журавль,не выйду за тебя замуж…Ступай прочь!»

Цапля после раздумалась: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Заплакала со стыда и воротилась домой. Тут цапля задумалась.

Один герой говорит о другом герое

Цапля о журавле

Ноги у тебя долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то тебе меня нечем... долговязый!

Журавль о цапле

Нет, цапля, мне тебя не надо!

Напрасно не взял за себя цаплю.

Вывод

Герои очень похожи друг на друга.

Журавль показан смешным, долговязым, обидчивым, упрямым.

Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом.

Цапля показана капризной, придирчивой, несговорчивой.

Она отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом

    Как вы думаете, ребята, могла ли эта история приключиться с людьми? (да, могла)

    Значит, в этой сказке комическая ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей. Журавль и цапля глупо и смешно выглядят со стороны. Под их обличием спрятаны люди, которые тоже часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.

    Чему учит нас эта сказка? (сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недостатки)

    А сейчас мы с вами исследуем сказку с точки зрения основного сюжетного мотива. На доске записаны вопросы, которые помогут нам.

Как построена сказка?

На какие части ее можно поделить?

О чем мы узнаем из каждой части?

На доске в ходе работы вычерчивается схема.

кульминация

развитие продолжение

события события

присказка

зачин экспозиция

    С чего начинается сказка? Что такое присказка. Найдем ответ на вопрос на странице 22 учебника.

    Зачем нам нужна присказка? (привлекает внимание) (Работа в тетради, №1)

    Присказка богата звукописью. Она читается по-особому: скороговоркой. Какие слова повторяются в присказке? (ответы детей)

    Как называется следующая часть сюжета? (завязка)

    Найдите в тексте момент, где начинается завязка событий. (Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться)

    Исполнилось ли его желание? Почему? (ответы детей)

    Сколько раз «сватался» журавль к цапле? (2 раза)

    Отметьте кульминационный момент. (не могут договориться, отказывают друг другу)

    Есть ли в этой сказке развязка? Почему? Докажите словами текста. (Нет. «Вот так –то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.)

V Физкультминутка.

Что ж, теперь мы отдыхаем.

На уроке поиграем.

Вот она, игра-наука.

Покажите жестом, звуком.

(Дети показывают героев с помощью жестов и звуков: 1-й ряд – сову, 2-й ряд – цаплю, 3-й ряд – журавля.)

Давайте среди этих героев выберем главных.

    Цапля и журавль.

VI Творческая работа. (Упражнения в выразительном чтении. Инсценирование сказки.)

    Где в сказке мы слышим интонацию сожаления? обиды? (ответы детей)

    Представьте себе образ героя сказки, выбранного вами, и, читая его слова, попробуйте передать его характер, поступки при помощи интонации.

    Прочитаем сказку по ролям. (Дети работают в группах по 3 человека)

    Кто хочет принять участие в инсценировании сказки? (Группа, изъявившая желание, работает над постановкой сказки)

VII Обобщение

    С каким произведением мы познакомились на уроке?

    Назовите жанр произведения.

    Определите вид сказки.

    Покажите на своих моделях, с каким произведением вы познакомились.

У каждого ребенка на столе лист бумаги и цветные карандаши.

    Сравните свою модель с моделью на доске. Кто выполнил все верно? Молодцы!

V Ш Домашнее задание

1 группа – чтение по ролям сказки

2 группа – инсценирование сказки

3 группа – расскажи сказку от лица одного из героев

Полный текст можно посмотреть

Loading...Loading...