Проект на тему монастырь. Особый мир монастыря


Задачи: 1.Опираясь на исторический материал, раскрыть причины появления монастырей, их роль в истории и развитии культуры Руси; 2.Убедить детей в том, что монастырь – это твердыня веры, хранитель культуры, место для земного труда и труда души; 3.На примере Ипатьевского и Богоявленско-Анастасииного монастырей дать понятие о святынях обителей.


План. 1.Первые монастыри; 2.Монастыри России: - Троице-Сергиева Лавра; - Александро-Невская Лавра; - Оптина Пустынь. 3.Посвящение в монахи; 4.Образ жизни монаха; 5.Отцы-пустынники; 6.Богоявленско-Анастасиин женский монастырь; 7.Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь; 8.Святыни монастырей.




Первые монастыри Первый «собственный» монастырь с правильной регламентацией внутренней жизни появляется при великом князе Ярославе, который построил обитель на свои деньги и сделал ее родовой усыпальницей киевских великих князей. Он посвящает этот монастырь святому Георгию Победоносцу, своему небесному покровителю.«Летописец говорит о построении в Киеве в княжение Ярославово, с которого, по его словам, началось появление монастырей, всего одного мужского монастыря – это Георгиевского


Монастыри России: Троице- Сергиева Лавра Основана преп. Сергием Радонежским в 1337 г. как монастырь с общежительным уставом. Монастырь стал духовным сердцем Руси и местом формации нового поколения монашествующих - смиренных учеников преп. Сергия, создававших новые монастыри в разных областях Руси в качестве новых центров ее духовного возрождения.




Оптина Пустынь Создана в начале XVII в., была закрыта в 1724 г. в связи с реформами Петра I, вскоре была восстановлена, но прозябала, пока на нее не обратил внимание в 1795 г. Митр. Московский и Калужский Платон (Левшин) и затем Митр Киевский Филарет. Духовной основой для ее возрождения послужил подвижнический опыт наследников дела преп. Паисия Величковского - преп. старцев Моисея и Антония. Особенно прославились старцы Амвросий, Лев, Варсонофий, Нектарий, Анатолий и др


Посвящение в монахи У постригаемого в монахи волосы на темени выстригаются крестообразно в знак посвящения Христу и принятия монашеских обетов. Существуют три степени такого посвящения. Первая пострижение в рясу, когда монах получает новое имя и право носить широкое и длинное монашеское одеяние (рясу) и головной убор камилавку. Прошедших такое посвящение называют рясофорными монахами. Следующие две степени пострижение в малую схиму и в великую схиму.


Образ жизни монаха В монастыре монахи вели аскетический образ жизни, посвящая свое время труду и переписке книг. Все это проделывалось в полном молчании, так как монахи не должны были предаваться празднословию. Молчание прерывалось лишь звуками колокола и благочестивым пением. Заповеди монаха были такими: любить Бога, любить ближнего своего как самого себя, умерщвлять плоть,утешать несчастных, не платить злом на зло, любить врагов своих, не быть гордым, много не разговаривать, все хорошее в себе приписывать Богу, оплакивать прежние свои грехи и т. д.. День монаха проходил в молитвах, чтении и в ручном труде


Отцы-пустынники Отцы-пустынники придерживались анахоретного монашества, то есть проживали в уединённых и пустынных местностях, по возможности чуждаясь всякого общения с другими. Такое движение возникло уже во II веке и, первоначально, было вызвано преследованием первых христиан. Затем появилось уже богословское обоснование, что такой аскетизм есть подражание жизни Иоанна Крестителя в пустыне и сорокадневному посту Иисуса Христа во время его искушения в пустыне, на первый план в отшельничестве вышло стремление к духовным подвигам. Прп. Серафим Саровский


Богоявленско-Анастасиин женский монастырь Богоявленский мужской (с 1863 года – Богоявленско-Анастасиин женский) монастырь был основан в двадцатых годах XV века на тогдашней окраине Костромы преподобным Никитой Костромским, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.


Ипатьевский монастырь Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.


Святыни Богоявленско- Анастасииного монастыря - чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы; - чудотворная Смоленская- Костромская икона-фреска Божией Матери; - святые мощи преподобного Никиты Костромского; - святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского; - крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря); - складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря). Феодоровская икона Пресвятой Богородицы Смоленская-Костромская икона- фреска Божией Матери



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

О чем пойдет речь на уроке: Монастырь Монахи Монастырское послушание Монашеский обет Постриг монаха Какими знаниями по этой теме вы уже владеете?

3 слайд

Описание слайда:

Узнаем: кто такие монахи почему люди становятся монахами какие главные правила монашеской жизни известные монастыри Руси о жизни великих монахов

4 слайд

Описание слайда:

Словарь Монах (греч.- «монос»- один)- человек, посвящающий свою жизнь Богу. Инок (древнеслав. «ин»- один) Послушник- человек, живущий при монастыре, исполняющий послушания (определенные виды деятельности), готовится стать монахом Монашеский обет- обещания Богу (жить в послушании, безбрачии, в нестяжании (без личных вещей)) Постриг монаха- обряд посвящения в монахи, обретение нового имени.

5 слайд

Описание слайда:

На ваш взгляд, как эти понятия связаны между собой? послушание монашество обет монах монастырь постриг

6 слайд

Описание слайда:

1. Монахи Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись» *каждый выполняет свое послушание (трудится в поле, в мастерских, в храме, на кухне); *основной труд- молитва; *соблюдает монашеские обеты, подчиняется Уставу монастыря

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Проверь себя: Два основных занятия монаха? Что монахи называют своим «мечом веры?» Как называется обещание Богу? Что монахи называют своим «шлемом веры?» На какой самый главный вопрос отвечает монашество?

9 слайд

Описание слайда:

Правильные ответы: Труд и молитва Четки Монашеский обет Клобук В чем смысл жизни человека?

10 слайд

Описание слайда:

Великие монахи Святой Антоний Великий- первый христианский монах Преподобный Сергий Радонежский Благоверный князь Александр Невский Преподобный Серафим Саровский Святитель Лука Войно-Ясенецкий

11 слайд

Описание слайда:

Из жития Антония Великого Когда пpебывал он в уединении, то пpишел к нему один военачальник Маpтиниан. У него была дочь, мучимая бесом. Долгое вpемя он стучал в двеpь и пpосил Антония, чтобы вышел и помолился Богу о дочеpи его. Антоний не соглашался отвоpить двеpи и, выглянув свеpху, сказал: "Что вопиешь ко мне? И я такой же человек, как и ты. Если веpуешь во Хpиста, Котоpому служу я, то пойди и, как веpуешь, помолись Богу, и пpошение твое будет исполнено". Маpтиниан немедленно увеpовал и, пpизвав имя Хpистово, удалился с дочеpью, освобожденною уже от демона. Много и дpугих знамений сотвоpил чpез Антония Господь, Котоpый сказал: пpосите и дастся вам (Лк. 11, 9).

12 слайд

Описание слайда:

Из жития преподобного Сергия Радонежского Жил в окрестностях обители человек, имевший большую веру к Преподобному. У него был единственный сын, который опасно заболел. С верою понес его в обитель на своих руках скорбящий отец. Он донес сына живым до кельи Преподобного, но, пока умолял игумена помолиться об исцелении дитяти, пока Сергий готовился совершить молитву, мальчик испустил дух... Потеряв последнюю надежду, огорченный родитель с плачем стал укорять Преподобного Сергия, что он, вместо желанного утешения, только увеличил его скорбь. И безутешный отец оставил своего мертвеца, а сам пошел приготовить гроб для любимого дитяти. Сжалился угодник Божий над несчастным родителем; преклонил колена и стал молиться... Еще не окончил он своей молитвы, как вдруг дитя ожило, открыло глаза и протянуло ручки к Преподобному молитвеннику. Возвратился отец. Святой игумен встретил его на пороге кельи словами: «Напрасно ты, человече, не рассмотрев, так возмутился духом – видишь, отрок твой вовсе не умирал». Изумленный родитель не хотел верить словам его, но, увидев сына живым, пал к ногам человека Божия.

13 слайд

Описание слайда:

Из жития святого благоверного князя Александра Невского За распространение христианства, а также за особую, посильную, помощь в восстановлении русских городов и церквей, Александр Невский получил прозвание «благоверный»: «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их». Существует предание, которое описано во всех библейских книгах. Во время захоронения князя тогдашний митрополит хотел вложить в ладонь ему духовную грамоту, но Александр Невский сам протянул руку и принял ее из рук церковного отца. Еще одним чудом, позволившим приписать Александра к лику святых, стал момент, когда во время службы священник неожиданно увидел перед собой живого князя с божественным сиянием. Тот, в свою очередь, спустя время, унесся вверх.

14 слайд

Описание слайда:

Из жития преподобного Серафима Саровского Всех старец встречал с величайшей приветливостью: "Радость моя, Христос воскресе!” - говорил он, с любовью обнимая пришедшего к нему паломника. Но тех, кто приходил с коварством, он грозно удалял от себя. Однажды к нему в пустыньку пришел офицер. Преподобный в это время стоял у чудотворного источника. Офицер приблизился к пустыннику, и в это время вода в источнике потемнела и возмутилась, стала бить мутным ключом. С гневом взглянул преподобный на офицера и грозно повелел: "Гряди вон! Подобно тому как замутился этот святой источник, так возмутишь и ты со своими единомышленниками всю Россию!” В ужасе отошел от него офицер: он действительно приходил с желанием хитростью получить от старца одобрение готовящегося государственного переворота. Это был человек из среды тех, кто по преступному неразумию или по ненависти, хотели разорить Россию и Православие. Преподобный провидел великие несчастья, которые принесут народу революционеры, и заранее предупреждал о событиях, которые должны были произойти через много лет.

15 слайд

Описание слайда:

Из жития преподобного святителя Луки Войно-Ясенецкого Жена одного генерала из любопытства зашла в молитвенный дом сектантов. Муж ее, человек верущий, посоветовал лучше сходить в православный кафедральный собор, где служит Владыка-ученый с мировым именем. Та послушалась и в воскресенье отправилась в церковь. Как раз в этот день святитель говорил проповедь о сектантах, раскрывал их заблуждения, обличал их и запрещал верным общаться с ними. Эта женщина приняла решение не ходить больше к сектантам и попросила передать Владыке Луке благодарность за вразумление. Когда ему сказали об этом, то он перекрестился и сказал: "Благодарю Бога, что моя проповедь принесла плоды"

16 слайд

Описание слайда:

2. Монастыри Место сосредоточения духовной жизни людей: Храмы Колокольни Мастерские Школы Больницы Книги Община монахов Монашество Старчество Послушничество

Урок 25 по ОРКСЭ Тема: «Монастырь»
Составила: ШУКЛИНА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА учитель начальных классов МБОУ Ярская средняя общеобразовательная школа №2 Удмуртская Республика п. Яр 2016г.

Притча Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого, он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон. И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же заполнил последние промежутки в сосуде. "Теперь," - обратился мудрец к ученикам,- " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Что могут обозначать большие, маленькие камни и песок в жизни человека?
2

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, её здоровье - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для вашей семьи, следите за её здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для празднований и всего остального. «Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок".
15.05.2015
3

ЦЕЛИ УРОКА: 1)объяснить лексическое значение, слова «семья» 2) Выяснить, на чём основана семья 3) узнать, что такое венчание, значение обручального кольца в православии Задачи урока: Находить значение слов по словарю помогать друг другу в работе соблюдать правила работы в парах принимать мнение другого, проявлять толерантность
15.05.2015
4

Что является самым важным в жизни? СЕМЬЯ и ЕЁ ЗДОРОВЬЕ Что такое семья? Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Семья – это группа живущих вместе близких родственников, сплочённых общими интересами. Новый Завет: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
15.05.2015
5

На чём основана семья?
15.05.2015
6
радость
любовь
понимание
прощение
тактичность
верность
терпение

Что нужно для сохранения семьи?
15.05.2015
7
Общие события:
Праздники:
Семейные традиции:
День семьи
Рождество Христово
Походы, путешествия
Пасха
Новый Год
День рождения
Семейное чтение
Вечернее чаепитие
Вербное воскресенье

Продолжите высказывание Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей … …чтобы я был здоров и чтобы у нас была крепкая семья. …чтобы я хорошо окончила школу, получила хорошее образование, благополучно создала свою семью. …чтобы я всегда их слушала в детстве и прислушивалась, советовалась по жизни и т.д.
15.05.2015
8

Больше всего мои родители боятся, что… …со мной что-нибудь случится, не окончу школу, не получу образование. …буду несчастна в браке. … они останутся одни и т.д.
15.05.2015
9

Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье… … звучал детский смех. …дети жили дружно между собой и делились общими интересами. …не было ссор и обид друг на друга, а если случилось, сумели простить. …не употребляли алкоголь, не сквернословили.. …не пахло табачным дымом. …было духовное взаимопонимание.
15.05.2015
10

22.11.2016
11
Творческий проект «Моя семья»

22.11.2016
12
Физкультминутка

Праздник Всероссийский День семьи с 2008г Символ праздника цветок ромашка Награждают медалью «За любовь и верность» с изображением святых Петра и Февронии, жили они в г.Муроме. Им поставлен памятник.
15.05.2015
13

Что такое ВЕНЧАНИЕ? В православии так называется вступление в брак. На голову жениха и невесты возлагают венцы. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу, которые готовы претерпеть всё ради сохранения семьи.
15.05.2015
14

Что означает обручальное кольцо? Кольцо, как и венец не имеет конца. Это означает, что муж и жена должны быть верны друг другу и горе и в радости до конца.
15.05.2015
15

Как вы понимаете? - Тот, кто не научится любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью. - Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна. Светом, радостью, смыслом наполняет семейную жизнь РОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА!
15.05.2015
16

Продолжи: -Я сегодня узнал … - Мне было интересно … - Для меня стало важным … - Мне было трудно … - Я рад, что … Спасибо за общение и понимание.
15.05.2015
17

Урок 25, ОРКСЭ - модуль Основы православной культуры. учебник А.В. Кураева "Основы православной культуры"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Монастырь»

ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА

«Монастырь»

Ф.И.О.: Григорьева Алена Викторовна

Место работы: МБОУ Междуреченская СОШ

Должность: учитель начальных классов

Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4

Тема и номер урока в теме: «Монастырь», урок 25

Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»

Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.

Задачи:

Дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;

Развивать нравственные качества личности;

Сформировать навыки поведения в монастыре;

Развивать коммуникативные, информационные компетенции.

Задачи:

Личностные

Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.

Метапредметные

Познавательные

Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

Регулятивные

Работать по плану, сверять свои действия с целью;

Коммуникативные

Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

Предметные

Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России; формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника).

Необходимое техническое оборудование:

    Мультимедийный проектор.

    Экран для просмотра слайдов.

    Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.

    Диск с материалами урока. (Презентация).

    Индивидуальный раздаточный материал

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(в мин.)

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение в деловой ритм урока.

Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее. (Слайд 2)

«Я слышу - я забываю,

Я вижу - я запоминаю,

Я делаю - я понимаю»

Гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

Садитесь, пожалуйста.

(Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря)

Учащиеся настраиваются на урок

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения): (Слайд 3)

Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).

2. Ресурсный круг

- Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Постановка учебной задачи.

Учитель: Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…

3. Чтение стихотворения учителем под музыку.

Крестом высоким осененный,

Вдали от сел и городов

Один стоишь ты, окруженный

Густыми купами дерев.

Вокруг глубокое молчанье

И только с шелестом листов

Однообразное журчанье

Живых сливается ручьев,

И ветерок прохладный веет,

И тень бросают дерева,

И живописно зеленеет

Полян высокая трава.

О, как сыны твои счастливы!

В твоем безмолвии святом

Они страстей своих порывы

Смирили бденьем и постом.

Их сердце отжило для мира,

Ум с суетою незнаком,

Как будто светлый ангел мира

Их осенил своим крестом.

И внемлет вечное Бог-Слово

Их тяжкий труд благословив

Святых молитв живое слово

И гимнов сладостный призыв.

О чем стихотворение? (О монастыре)

Кто из вас может определить тему и цель урока?

Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников?

(Входит Странник). Слайд 5

Странник: Здравствуйте, милые дети! Сколько путей я прошел, сколько дорог – сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по русским монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы загадки загадать и показать те места, где побывал.

Первая загадка:

В черном, с четками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится …

Вторая загадка:

Ряса, клобук, параман
Говорят о многом нам:
Так одет монах, друзья,
Жить, как все, ему нельзя!
Инок, мантией одетый,
Давший Господу …

Молодцы, детишки, а теперь с мотрите и запоминайте. (Слайд 5-10)

Странник называет монастыри

1. Крым. Чеглтер-Мармара – древний пещерный монастырь VIII – XV в (Слад 6)

2. Киево - Печорская лавра – православный мужской монастырь. Основан в 1051 г. (Слад 7)

3. Троице – Сергиева лавра в Московской области. Основана 1337 г. (Слад 8)

4. Женский монастырь в честь иконы божьей матери «Умиление» в Сургуте (Слад 9)

Запомнили, ребята, куда путь держать? В каких городах поблизости расположены монастыри? Может, запомнили названия? Какой вам больше понравился?

Молодцы, детишки! Однако мне пора собираться в путь – дорогу. До свидания! (Уходит). (Слад 10)

Мотивация учащихся к изучению темы урока

Учащиеся ставят цели формулируют тему урока

Называют тему «Монастырь»

Учащиеся отгадывают загадки

Монах

Обеты

Учащиеся отвечают на вопросы «странника»

Построение исследования.

Учитель : Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди? (Слайд 11 - 16)

Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят презентацию

Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники

Самостоятельная работа.

(Слайд 17) Откройте страницу 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь. (Предполагаемый ответ:

1. Послушание; 2. Монашеский обет;

3. Постриг; 4. Получение нового имени. (Слайд 18 - 23)

Используют материал учебника, рабочую тетрадь.

Валеологическая пауза

Физминутка «4 стихии»

Усвоение новых знаний.

Давайте создадим словесный портрет монаха, используя текст учебника и презентацию. (Слайд 25 - 29)

Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей

Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

Издревле на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это – монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления.

Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лег улыбкой на устах
Тяжким подвигом согбенный
Он идет, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от Него.
Гордый разум цепенеет
Перед святостью Его.
(1933. г. Ницца, А. Ладыгин)

Каких известных Святых Старцев вы знаете?

(Ответы учащихся).

Отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом

Смотрят презентацию, анализируют ситуацию

Ученик выходит и читает стихотворение

Самостоятельная работа.

Организует деятельность по применению новых знаний. (Слайд 30 – 33)

На странице рабочей карты урока есть задание №2, которое связано с именем Святого Старца Амвросия Оптинского, его изображение вы видите в центре. Выполните задание в парах.

(Учащиеся выполняют задание в парах, находят ответ – составляют фразу).

(Если времени не хватает, то можно это задание оставить на домашнее задание).

У вас получилась фраза «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного». Дома подумайте над смыслом слов Старца Амвросия и на следующем уроке расскажите, как поняли.

Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь».

Запись в тетради, словарная работа, работа в группах/парах

Выполнение заданий в рабочих листах

Строят кластер

Физминутка

А сейчас мы с вами, дети,
Отдохнём и разомнёмся.

Покажите где носят клобук, пояс, мантию, чётки,

(руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок) Монастырь (посмотрите по сторонам).

Учитель называет слова - учащиеся выполняют действия.

Закрепление изученного материала.

Выполнение тестов

(Приложение 1)

Выполнение заданий

Домашнее задание.

Творческое задание – разработать макет путеводителя для юных паломников, используя разработанные на уроке правила поведения, а также информацию о монастыре, фотографии и рисунки приветствуются. (Слайд 34)

Рефлексия деятельности.

4). Рефлексия «Комплимент».

Мы сегодня успешно трудились и можем себя похвалить.

За что можно похвалить соседа по парте за те успехи, которые он сегодня сделал на уроке?

За что можно похвалить себя?

За что можно похвалить учителя? (Слайд 35)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,соотносят цель и результаты.

Приложение 1

Тестовые задания :

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.

Приложение 2

Рабочий лист урока

ученика (цы) _____ «___» класса

Тема _________________________________________________

Задание 1: Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор:

а). мирянин, послушник, монах, схимомонах;

б). клобук, мантия, пояс, шляпа, четки;

в). трапезная, келья, скит, столовая.

Задание 2: Воспользовавшись подсказкой, замените цифры буквами, и начиная с выделенной клеточки, по часовой стрелке прочитайте фразу.

8

11

3

1

2

6

4

5

6,

6!

5

8

9

6

10

15

11

9

6

15

8

16

3

15

7

6

10

14

9

5

4

6

6,

15

4

3

5

2

6,

11

12

10

3

11

8

9

Подсказка:

а). Главное место в алтаре

б). Так одним словом называлось на Руси умение читать и писать

в). Священник, которому постоянно исповедуешься

Loading...Loading...