Михаил Абызов: «Задача реформы – сократить неэффективную контрольно-надзорную нагрузку. Михаил Абызов — о реформе контрольно-надзорной деятельности Снизить это количество можно

В конце прошлой недели Светлогорске обсудили результаты реформы государственного контроля и надзора относительно правоприменительной практики Калининградской областной таможни. На совещание специально прилетел куратор реформы министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов . Контролеры, бизнес и общественность обсудили итоги надзорной деятельности таможенной службы и результаты проведенных проверок. После совещания Абызов ответил и на вопросы «КП ».

«Наша задача – не собирать штрафы»

Реформа госконтроля и надзора - для многих больная тема. Вы согласны, что контролирующие органы в России для бизнеса - это боль?

Согласен и именно поэтому мы начали реализовывать приоритетный проект по реформе контроля и надзора. В России определение «реформа» носит не очень добрую славу и репутацию. Хорошее дело иногда реформой не назовешь. Но уровень проблем и сложность задачи, которую надо решить, чтобы перевести старую советскую систему репрессивного контроля в формат партнерской системы нового государственного контроля и надзора, требует того, чтобы это была именно полномасштабная и глубокая реформа.

- Вы считаете, что система у нас по-прежнему советская?

Сегодняшние основные принципы государственного контроля и надзора во многом являются формами советского репрессивного контроля, когда инспектор в обязательном порядке при каждой проверке должен найти нарушение и наказать максимальным уровнем штрафов. В противном случае начальник считает, что этот инспектор работает плохо, а в Москве чиновники считают, что система неэффективна. Наша задача – не выявить надуманные нарушения, не собрать штрафы, а обеспечить безопасность граждан, их жизни, здоровья и экономическим интересам. Для этого мало выявлять недостатки. Очень важно помогать поднадзорным субъектам, предпринимателям, выполнять те требования, которые государство предъявляет для обеспечения и защиты общественных ценностей.

- Какова конечная цель реформы контроля и надзора?

Основные цели три. Первая – повысить безопасность для граждан, снизив количество смертельных случаев, заболеваний, ущерба для здоровья по тем рискам, которые контролирует государство, к 2024 году в два раза. Сегодня по тем рискам, которые контролирует государство и по тем рискам, которые защищают наши пресловутые государственные требования, погибает порядка 80 тысяч человек. Это дорожно-транспортные происшествия, смертность на производстве, отравления и многое другое. Если сравнить с аналогичными параметрами лучших международных практик, в частности, стран ОЭС, то уровень здесь потерь в России должен был составлять 40-45 тысяч человек. Вот эта разница, которую мы недостаточно эффективно реализуем и это те параметры, к которым мы должны выти к 2024 году. В цифрах это означает, что за период реализации реформы количество смертельных случаев по тем рискам, которые защищает государство, должно снизиться на 180 тысяч. Это большая цифра.

Вторая цель – радикально снизить неэффективную административную нагрузку на бизнес. Это требует радикального пересмотра устаревших советских требований, норм и правил. Основные затраты бизнеса заключаются в том, что они должны выполнять устаревшие требования, а для этого проводить соответствующие инвестиции и затраты в производственных циклах, которые гораздо дороже, чем встречи контролера. Эти неэффективные административные затраты к 2024 году мы должны снизить в два раза.

Третья цель – сделать саму систему государственного управления надзорными полномочиями в контрольных органах более эффективной. Для этого мы должны внедрить современные информационные системы и технологии, которые избавят наших контролеров и сотрудников надзорных ведомств от ненужной бумажной работы и, кстати, избавит предпринимателей от необходимости предоставлять отчеты бумажном виде. Мы должны перейти на систему взаимодействия с поднадзорными субъектами максимально дистанционную.

То есть вместо того, чтобы куда-то выходить, инспектор может посмотреть по камерам, зайти в базу, посмотреть бухгалтерские операции?

Абсолютно. И не тратить производственное время свое и самое главное – время предпринимателя на старые форматы надзорных мероприятий: проверки, осмотры и все остальное.

Количество надзорных органов в России уже вызывает сомнение относительно того, насколько все это координированно можно поменять. Их десятки!

44 ведомства на федеральном уровне обладают полномочиями по контролю и надзору и это порядка 165 видов госконтроля и надзора на федеральном уровне.

- Снизить это количество можно?

Госконтроль и надзор действительно должен быть более компактным. У нас в целом он разросся. Сейчас моя главная задача – не обсуждать модели слияния, поглощения и переподчинения, о чем любят поговорить эксперты, а реализовывать цели реформы. Если мы начнем переставлять стулья и столы, назначать новых руководителей, производить всемирное переселение людей между надзорными ведомствами, то мы потеряем темп и в обозначенные сроки на параметры, которые определены, не выйдем. Да, машина контроля и надзора разрослась, она неэффективна, но надо работать над вопросами реформы.

Количество проверок сокращается

Реформы в России – вещь непростая, еще и в связи с масштабами страны. Часто используются пилотные регионы. Такие могут появиться в плане реформирования государственного контроля?

Основные параметры реформы будут обязательны для всех субъектов Российской Федерации. С другой стороны, модель управления реформы – в каждом регионе своя, учитывая специфику. Есть опыт пилотных регионов, которые стараются быть в первом эшелоне, в передовиках реализовать основные задачи реформы по госконтролю и надзору. Калининградская область в этом отношении – тот регион, который хочет это реализовать как пилот и локомотив этих преобразований. Поэтому врио губернатора области Антон Алиханов принял решение по созданию министерства по контролю и надзору с тем, чтобы на уровне регионального правительства координировать вопросы федерального контроля, регионального и муниципального. Для предпринимателя все равно, какой инспектор к нему пришел, он зачастую не отличает чьи-то полномочия, и не должен. Он считает, что пришел инспектор госконтроля, а как это распределено по этажам власти – это уж ваши проблемы, разбирайтесь. Если у нас проблемы на муниципальном уровне не будут решаться, то для предпринимателя не будет легче от того, что на федеральном уровне все хорошо. Главное, чтобы в целом, в России по линии госконтроля проблем было меньше.

Антон Алиханов сказал, что теперь все внеплановые проверки в области будут проходить исключительно через него. Не странно ли, если глава правительства будет согласовывать каждую проверку?

Количество плановых проверок на федеральном и региональном уровне сокращается. Проблема, которую мы должны решать – это рост внеплановых проверок. Для этого Антон Андреевич принял решение, что по внеплановым проверкам разрешение будет выдаваться с его согласия. Надо поставить здесь фильтр, чтобы решить проблему по отрицательной динамике, которая в итоге приводит к давлению на бизнес. И этот фильтр – на уровне губернатора. Через какое-то время эти принципы можно будет изменить. Но сейчас все знают, что с неплановыми проверками не забалуешь, что надо будет обосновать их необходимость на уровне руководителя субъекта. Это очень важно. Это поставит забор на пути надуманных проверок, которыми пользуются с целью сведения счетов.

О ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Селекторное совещание.

Из стенограммы:

Д.Медведев: Где-то полгода назад мы приступили к реформе контрольной и надзорной деятельности. Эта сфера была выделена в отдельную приоритетную программу . Все целевые задачи реформы вплоть до 2025 года были специально сформулированы и утверждены. Мы, кстати, вчера их обсуждали и на партийной комиссии «Единой России» . Так что эта тема является очень важной для различных форматов обсуждения.

Горки, Московская область

Вступительное слово Дмитрия Медведева на селекторном совещании о ходе реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»

Успех любой реформы в значительной мере зависит от эффективности её исполнения в регионах, поэтому у нас сегодня такой селектор. Мы обсудим с коллегами, как организована эта работа и как обеспечивается координация реформы с территориальными органами.

На что хочу обратить особое внимание руководителей контрольных ведомств, которые здесь присутствуют?

Во-первых, начиная с 2018 года все плановые проверки должны проводиться исключительно исходя из категорий рисков. По таким категориям, в свою очередь, необходимо распределить все поднадзорные объекты.

Как мы и договаривались, контрольный фокус – на места, где угроза причинения вреда, прежде всего жизни и здоровью людей, является максимальной. И наоборот, нет смысла ходить с проверками туда, где потенциальная угроза незначительна.

Такой же подход необходимо использовать и при внеплановых проверках.

Второе. Деятельность контрольных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок, величине выписанных штрафов и красивым бумажным отчётам, а по улучшению реальных показателей безопасности. Важно, чтобы не только приходили с проверкой, а фактически замеряли, насколько снизились смертность, травматизм, заболеваемость или экономический ущерб. На этом же основании будут приниматься и соответствующие кадровые решения.

Третье. Развитие современной высокотехнологичной компании несовместимо с выполнением устаревших требований со стороны надзорных органов. Многие из этих требований перекочевали ещё с советских времён. К осени ведомства должны подготовить «дорожные карты» по их сокращению и актуализации. А в дальнейшем эти требования должны быть кодифицированы по каждой сфере государственного контроля.

Подготовкой предложений по пересмотру требований занимается и Общественно-деловой совет под руководством РСПП.

Такая совместная работа должна повысить доверие бизнеса к государству и, конечно, улучшить взаимоотношения властей и предпринимателей.

При непосредственном участии предпринимателей внедряются и так называемые проверочные листы, то есть списки контрольных вопросов при проверках. Я подписал ряд постановлений на эту тему. Такие «чек-листы» станут обязательными при плановом , надзоре и . Предмет проверок будет строго ограничен согласованным перечнем вопросов.

В числе таких вопросов и требований – наиболее значимые угрозы. Они касаются вреда жизни и здоровью, окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и некоторых других. С октября этого года новые правила заработают с некоторыми исключениями, а с июля следующего года – для всех объектов защиты.

Уже сейчас очевидно, что одним из главных направлений будущей работы станет цифровизация государственного управления, и в первую очередь государственного контроля, в рамках задачи по построению цифровой экономики, которая была поставлена Президентом. Сегодня она будет обсуждаться на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Нам предстоит совершить переход от долгих и дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля – с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации и так называемого интернета вещей. Для этого крайне важно наладить быстрый и удобный обмен данными с регионами и таким образом шире вовлечь их в создаваемую единую информационную среду контроля и надзора.

В отдельных местах уже успешно применяются технологии дистанционного контроля. Более того, они доказали свою экономическую эффективность. Все эти практики можно тиражировать.

И главное, чего предстоит добиться в результате реформы, – это принципиально изменить саму философию контроля. Перестроить его с принципа «найти нарушение и наказать любой ценой» на принцип партнёрского и «сервисного» отношения к бизнесу. Сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба.

И люди наши, и, конечно, сам бизнес ждут от реформы конкретных результатов, прозрачности, современных и предсказуемых подходов, качества работы. Ждут нового уровня безопасности и нового уровня экономической свободы.

Мы договорились, что каждым надзорным органом в регионе ежеквартально будут проводиться публичные обсуждения результатов проверок с предпринимателями – по существу и в профессиональном ключе.

Для оценки практических результатов хода реформы в Правительстве будет создана специальная аттестационная комиссия. Она будет постоянно следить за работой руководящего состава надзорных ведомств.

Отдельно хочу выделить в реформе государственного контроля роль органов прокуратуры. В тесном взаимодействии с Генеральной прокуратурой Правительство готовило все основные направления этой реформы. И один из основных ресурсов по обеспечению прозрачности государственного контроля – единый реестр проверок – создавался и развивается нами совместно.

Для дальнейшего обсуждения передаю слово Юрию Яковлевичу Чайке.

Ю.Чайка (Генеральный прокурор Российской Федерации) : Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Уже более 10 лет органами прокуратуры осуществляются мероприятия по защите бизнеса. Только за последние два с половиной года пресечено около 150 тыс. нарушений в этой сфере, прокурорами отклонено почти 900 тыс. необоснованных заявлений контролирующих органов о проведении проверок. Это ощутимый для бизнеса результат. Однако, к сожалению, не всё идёт гладко.

Повсеместно мы сталкиваемся с нежеланием контролёров менять устаревшие подходы к проверкам бизнес-структур. Показательны результаты недавнего соцопроса, проведённого Минвостокразвития в рамках подготовки совместного с Генпрокуратурой заседания коллегий: 47% предпринимателей Дальневосточного федерального округа сталкивались с проверками, носящими заказной характер, причём две трети опрошенных, по сути, не видят каких-либо шансов отстоять свои права в суде.

Спросите любого представителя бизнеса: визиты кого из проверяющих создают наибольшие проблемы? Ответ будет однозначный: сотрудников полиции. Под видом гласных оперативных мероприятий они могут появиться в любой организации, изъять документацию, оргтехнику, парализовать работу. Ещё в 2013 году, выступая в Совете Федерации, я предложил установить обязательное согласование подобных проверок прокурорами, однако соответствующие законодательные предложения, поддержанные Общественной палатой и бизнес-сообществом, торпедируются Министерством внутренних дел и другими силовиками и до сих пор не реализованы.

Вместе с тем за последние три года при проведении более 19 тыс. гласных оперативных мероприятий подразделениями МВД допущено свыше 2 тыс. нарушений, а возбуждением уголовного дела закончилось менее 15% обследований. Спрашивается, зачем в остальных случаях сотрясали бизнес-структуры?

По данным прокуроров, МВД и в целом является одним из лидеров по числу допущенных нарушений в ходе реализации контрольных полномочий в отношении предпринимателей (свыше 4 тыс. в 2016 году). Больше только у МЧС – почти 6 тыс. Кроме того, прокурорами вскрыто около 4 тыс. нарушений в деятельности органов Роспотребнадзора, свыше 2 тыс. – в деятельности Ростехнадзора и Ространснадзора, по 1 тыс. – в Росреестре и Росприроднадзоре.

Остановлюсь на наиболее характерных недостатках в деятельности органов контроля, выявленных прокурорами. Плановые проверки нередко проводятся по адресам, не совпадающим с указанными в распоряжениях, с превышением предельного 20-дневного срока, иногда более чем вдвое. Распространены факты незаконного проведения контрольных мероприятий без включения в ежегодный сводный план проверок – в Воронежской области, Ханты-Мансийском округе и ряде других регионов.

Несмотря на действующий мораторий, в план на 2017 год предлагались проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Причём подобные нарушения допускались и на федеральном уровне.

Внеплановые проверки проводятся в отсутствие сведений о нарушении прав, без издания соответствующих распоряжений и согласования с органами прокуратуры. И даже, вопреки прямому запрету в законе, – по анонимным обращениям.

Отдельно хотел бы остановиться на коррупционных проявлениях в деятельности контрольно-надзорных органов. Они связаны с незаконными выплатами контролёрам поднадзорными предприятиями за оказание консультационных, образовательных услуг, с неправомерным принятием решений в пользу аффилированных структур, недостоверностью декларируемых сведений о доходах и расходах. В 2016 году и I квартале 2017 года прокурорами установлено 9 тыс. подобных нарушений, в связи с чем, по нашим материалам, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 730 виновных должностных лиц.

Безусловно, рассмотрение актов прокурорского реагирования контролирующими органами приводит к активизации их деятельности, что в результате может повлечь дополнительное давление на бизнес, поэтому в декабре 2016 года мной прокурорам дано указание воздержаться от предвзятых, негативных выводов о работе органов контроля, приводящих к проведению необоснованных проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства. Прокуроры в целом ориентированы на совершенствование работы по защите бизнеса.

При формировании планов контрольных мероприятий на 2017 год мы будем рассматривать предложения органов контроля, учитывая правильность определения ими интенсивности проверок предприятий в зависимости от степени опасности производства и их репутации. Иными словами, мы оценим, как контролёры применяют риск-ориентированный подход.

Кроме того, дальнейшее развитие получит функционал единого реестра проверок, возможности коммуникации с бизнес-сообществом с использованием современных технологий.

В условиях стремительно развивающейся цифровой экономики контролирующим органам следует более активно участвовать в создании информационной среды контрольно-надзорной деятельности, развивать свои ресурсы, с тем чтобы их мероприятия проводились в предсказуемом, прозрачном режиме.

Необходимо и в дальнейшем совершенствование нормативно-правовой базы. На сегодня огромное количество внеплановых проверок вообще не согласовывается с органами прокуратуры. В соответствии с законодательством утверждению подлежит лишь 3% от общего числа. В 2015–2016 годах мы санкционировали только 75 тыс. из 2,5 млн внеплановых проверок.

По поручению главы государства нами разработан проект закона, устраняющий данные диспропорции, который положительно оценивается общественными объединениями предпринимателей. С учётом позиции Государственно-правового управления Президента он направлен в Правительство для формирования консолидированного мнения и согласования.

Прошу Вас, глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, поддержать нашу инициативу.

Очевидно, что благоприятный бизнес-климат сегодня во многом зависит от чётко выстроенной работы региональных властей. Во время организации в этом году совещания по защите прав предпринимателей в Ярославле мы непосредственно убедились, что в данном регионе, а также в Тульской, Белгородской, Калужской областях и ряде других налажен конструктивный диалог между властью и бизнесом. Активно взаимодействуют с ними в данной сфере и прокуроры.

В заключение хотел бы отметить, что при подготовке сегодняшнего мероприятия получен положительный опыт координации нашей совместной с Правительством Российской Федерации деятельности. Мы высоко оцениваем данные результаты и возлагаем большие надежды на то, что все наработки будут нами совместно эффективно использованы в целях обеспечения прав предпринимателей.

Д.Медведев: Спасибо большое, Юрий Яковлевич.

Михаил Анатольевич (обращаясь к М.Абызову) , расскажите, как по линии Правительства эта работа велась, потому что Вы этим занимаетесь.

М.Абызов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

За период с момента утверждения паспорта приоритетной программы уже есть определённые достижения по каждому из проектов. В целом хочу доложить, что мы идём в рамках утверждённого президиумом графика.

Я хотел бы акцентировать внимание на двух моментах.

Первое. Перед нами стоят масштабные, амбициозные задачи, начиная с построения качественно иной, партнёрской модели взаимодействия с бизнесом, внедрения риск-ориентированного подхода и заканчивая повсеместным внедрением современных информационных технологий при осуществлении контроля. Всё это требует более высокой квалификации инспекторского состава. Именно эти люди должны принимать решения, от которых зависит жизнь и здоровье граждан. Они должны прекрасно разбираться во всех тонкостях подконтрольной сферы, включая технологические процессы, а также обладать высокими навыками работы с современными сложными информационными системами.

В этой связи крайне важно выстроить принципиально новую, масштабную систему подготовки и обучения сотрудников, повышения их квалификации, а это в общей сложности порядка 130 тыс. человек. В этой связи нами в рамках проекта подготовлен стандарт кадрового менеджмента, а также комплексная программа по повышению квалификации и переобучению персонала.

Второе – это работа по профилактике нарушений. Именно профилактика нарушений должна стать ключевой осью по предупреждению нарушений, предупреждению вреда для жизни и здоровья граждан.

В этой связи мы запустили практику проведения публичных слушаний с бизнесом и участием региональных властей, в рамках которых подконтрольные органы, а также субъекты, контрольные органы на местах рассказывают о результатах своей работы, разъясняют требования и помогают бизнесу избежать нарушений в будущем.

Только за два прошедших месяца в субъектах Российской Федерации было организовано более 400 подобных мероприятий, в каждом из которых принимали участие до 200 человек. В общей сложности это несколько десятков тысяч людей, наших предпринимателей, которые ознакомились со всеми тонкостями и особенностями работы контрольных органов.

Брифинг Михаила Абызова по завершении совещания

Из стенограммы:

Вопрос: По итогам селекторного совещания звучали какие-то предложения от регионов? И второй вопрос: были даны какие-то дополнительные поручения Председателем Правительства?

М.Абызов: Регионы принимают самое активное участие в реализации задач реформы контрольно-надзорной деятельности (у нас принят отдельный проект по совершенствованию государственного надзора на региональном уровне). И их вовлечённость в этот процесс, понимание того, что происходит на местах, является, наверное, ключевым аспектом и залогом успешности реформы.

Многие предложения, которые сегодня звучали и обсуждались, актуальны не только для тех регионов, которые высказались, но и для всех регионов России.

Конечно, в первую очередь это вопрос исключения избыточных и дублирующих, устаревших надзорных требований, которые уже несовместимы с сегодняшним уровнем технологического развития наших предприятий и которые надо менять.

И эту работу мы вместе с регионами будем проводить. Регионы такие предложения готовят и направляют в наш проектный центр, с тем чтобы мы их обобщали и принимали соответствующие решения.

Второй вопрос связан с задачами по информатизации государственной контрольно-надзорной деятельности. Когда мы говорим о реализации проекта «Цифровая экономика», то имеем в виду, что необходимо и ту часть государственного управления, которая нуждается в цифровизации, реализовывать более активно. И эту задачу надо решать и на федеральном, и на регионом уровне.

Третье. Конечно, много вопросов обсуждалось в отношении проверок, которые проводят федеральные надзорные ведомства в регионах. Не все проверки бывают объективными, есть случаи предвзятых проверок. Бывают случаи, когда вместо проведения проверочных мероприятий некоторые надзорные ведомства используют так называемые административные расследования, которые не надо согласовывать с органами прокуратуры. И в результате предприниматели, по сути дела, подвергаются проверочному давлению без полного соблюдения всех необходимых требований, которые предусмотрены нашими надзорными регламентами. Поэтому одно из поручений, решений, которое сегодня обсуждалось, связано с тем, чтобы внести изменения в законодательство и административные расследования фактически приравнять к проверкам, а это означает, что административные расследования будут подлежать согласованию с органами прокуратуры и будут регламентироваться как обыкновенные надзорные мероприятия.

Кроме того, регионы ставят вопросы о делегировании части надзорных полномочий в тех сферах, которые наиболее значимы для экономики и жизни конкретных территорий. Мы будем прорабатывать эти предложения. Есть виды государственного надзора, которые не могут быть переданы на региональный уровень. Связано это с тем, что многие риски, которые контролируют надзоры, являются экстерриториальными. Это означает, что их федерализация, централизация – наиболее качественный путь по защите интересов граждан, их жизни и здоровья.

Кроме того, обсуждался вопрос финансирования реформы контрольно-надзорной деятельности. Мы будем готовить предложения по возможному выделению дополнительных средств в следующем финансовом цикле на финансирование работы наших региональных, территориальных органов.

Вопрос: Сегодня Премьер-министр сообщил о создании аттестационной комиссии. Расскажите об этом подробнее. И как будут обучать инспекторов, которые будут проводить проверки?

М.Абызов: Президиумом Совета по приоритетным проектам утверждён паспорт приоритетной программы по реформе контрольно-надзорной деятельности. В частности, один из проектов, который в рамках этого паспорта реализуется, это проект по совершенствованию кадровой работы. Им предусмотрено в том числе на федеральном уровне, на уровне Правительства создание аттестационной комиссии, которая будет рассматривать качество работы высших руководящих сотрудников федеральных надзорных ведомств. Это утверждено решением президиума, и нам в ближайшее время необходимо внести документы по организации работы такой комиссии. Затем Председатель Правительства будет принимать решение.

По поводу обучения инспекторов. Я думаю, что на этой неделе мы опубликуем комплексную программу по обучению сотрудников контрольно-надзорных ведомств. Мы обсуждали её на прошлой неделе, и она практически сегодня согласована. Там есть несколько направлений этой работы, начиная от онлайн-курсов для инспекторского состава, в рамках которых будет повышаться общая квалификация по общим дисциплинам управленческого характера, заканчивая специальным курсом по отдельным видам контроля и надзора, связанным с подготовкой проверок, организацией проверок, профилактических мероприятий, системой взаимодействия между инспектором и предпринимателем. Нам необходимо в рамках этих онлайн-курсов охватить процессом переобучения более 130 тыс. сотрудников надзорных ведомств, это большое количество людей. И такие дистанционные онлайн-курсы и последующая аттестация по результатам онлайн-курсов должны существенно повысить квалификацию нашего инспекторского персонала.

Федеральный проектный офис (Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам)(до 19.07.2018)

Молодые специалисты контрольно-надзорных органов, отобранные по итогам обучающего курса для инспекторов, подготовят свои предложения по внедрению «на местах» инструментов реформы госконтроля, таких как риск-ориентированный подход к проверкам и развитие профилактики нарушений. «Меню» инициатив будет сформировано в рамках двухдневной проектно-аналитической сессии, с участниками которой 27 апреля встретился куратор реформы, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов . Для выявления инициатив, которые будут реализованы наилучшим образом, запускается конкурс «Реформа на практике», итоги которого подведут в конце года.

«Кадровый актив реформы контрольно-надзорной деятельности» - программа по развитию сообщества лидеров изменений среди сотрудников контрольно-надзорных органов. Они отбираются в два этапа. На первом этапе в ходе онлайн-обучения, которое уже прошли 3 тыс. сотрудников надзорных органов, определяется 10-15% лучших слушателей. Затем после тестирования на определение лидерских компетенций выделяется от 20 до 50% лучших по лидерским качествам слушателей. Далее ведётся образовательная работа, цель которой - развить в них управленческие и лидерские компетенции. Сейчас в кадровый актив реформы входит 200 сотрудников из 12 контрольно-надзорных органов.

Основная работа лежит на плечах территориальных органов и инспекторского состава, который работает «на земле». Одним из приоритетов является обучение новым компетенциям людей, которые работают в регионах. Первые 3 тысячи такое обучение прошли, из них отобраны лучшие. В этом году обучение пройдут в общей сложности 20 тыс. человек, в следующем - уже 50 тыс. Формат работы с кадровым активом, с людьми, которые неравнодушны, профессиональны и заинтересованы в преобразованиях, - такой формат очень важен. Мы хотим сделать вас соучастниками этого процесса. С другой стороны, мы хотим, чтобы вы стали носителями изменений и помогали внедрять лучшие практики вашим коллегам», - сказал Михаил Абызов.

Одна из задач проектной сессии - подготовка предложений по улучшению системы государственного контроля и надзора. Разрабатывая предложения, нужно ответить на вопрос, какие проекты могли бы быть наиболее востребованными и приоритетными через 10-15 лет.

Через 15 лет основная задача контрольно-надзорных органов будет состоять в профилактике и дистанционном мониторинге поднадзорных объектов. Внеплановые и плановые проверки будут составлять лишь 10-15% в работе надзорных органов. Огромное значение приобретут такие компетенции и функции, как аналитика, а также инженеры по управлению рисками - то, чего в наших органах на сегодняшний день нет. У нас нет постоянной онлайн-аналитики по управлению рисками. Тем не менее инженер по управлению рисками - это отдельная компетенция, отдельный комплекс знаний, и он будет одним из самых важных уже через 5 лет. Сейчас же мы похожи на банк, который выдаёт кредиты, как-то их собирает, но никак не оценивает риски заёмщиков, за исключением крупных клиентов», - отметил министр.

Цифровые технологии также помогут освободить инспекторов от ненужной работы. Только 30% рабочего времени они сейчас тратят на проверки, остальное - на бюрократию и отчёты, указал он.

Одна из важнейших задач, по словам министра, - построить эффективную систему государственного контроля и надзора как часть системы госуправления. Госслужбу надо сделать более компактной, эффективной, направленной не на процесс, а на результат с привлечением профессиональных кадров, подчеркнул министр.

Михаил Абызов напомнил участникам кадрового резерва о первой и самой главной задаче государственного контроля и надзора - радикально снизить уровень ущерба и вреда по тем рискам, которые контролирует государство. Ежегодно в России в связи с наступлением этих рисков погибает более 160 тыс. человек. Задача - к 2025 году в 2 раза снизить смертность и травматизм и выйти на показатели, сопоставимые с лучшими международными практиками. Вторая задача - радикально сократить давление на бизнес. Министр напомнил о недавней трагедии в Кемерово , когда в результате пожара в торговом центре погибли десятки человек.

Прикрываясь «надзорными каникулами» и теми благами, которые государство везде дарит бизнесу, чтобы избавить от излишних издержек, связанных с государственным контролем и надзором, предприниматели просто игнорировали и не исполняли все требования. За последние 5 лет показатели смертности на пожарах снизились более чем на 15%. Но каждый такой случай сильно влияет на имидж всей системы государственного контроля и надзора и на репутацию наших отдельных надзорных ведомств», - отметил Михаил Абызов.

Философия нового госконтроля, по словам министра, заключается в том, чтобы выстроить партнёрскую модель взаимодействия бизнеса и инспектора, не отказываясь от репрессивных функций там, где они нужны. По видам надзора, по которым любое нарушение фатально, например, по атомному надзору, будет продолжать действовать «палочная» система, пояснил министр. Он также выступил за ужесточение санкций за уклонение от госконтроля, подчеркнув при этом, что большинство поднадзорных субъектов - это дисциплинированные участники рынка.

Именно за счёт профилактики, по его словам, можно радикально расширить вовлечённость поднадзорных субъектов. 30% предпринимателей не знают сути требований, которые к ним предъявляются, а ещё 40% знают их плохо, сказал министр.

Михаил Абызов ответил на вопросы участников сессии. Они интересовались, в том числе, как вовлечь в реформу инспекторов старшего поколения, которые по природе своей более консервативны и менее склонны к изменениям. По словам министра, они обладают критически важными компетенциями и должны быть обязательно вовлечены в реформу.

Важно вовлекать этих профессионалов в те преобразования и изменения, которые мы проводим. Они все готовы и умеют учиться. В советское время это было постоянным элементом работы на госслужбе. Вопрос в их доверии. Если они будут чувствовать в отношениях с федеральными руководителями, что это не новая «фенечка», а неотъемлемая часть работы, то они будут вовлекаться. Эти люди являются для нас источником важных знаний», - подчеркнул Михаил Абызов.

Отвечая на вопрос о трудоустройстве сотрудников надзорных органов, которые могут быть высвобождены в ходе реформы, министр сказал, что такая оценка пока не проводилась, но компетенции людей, которые сегодня работают в госнадзоре, таковы, что их с удовольствием берёт на работу частный сектор.

Госслужба в целом, по мнению министра, требует реформирования. Надо провести разграничение, кто является сотрудником по найму, а кто определяет госполитику. Для них должны быть разные требования. Это задача на 5 лет, считает он.

СОЧИ, 30 сен — РИА Новости/Прайм. Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов рассказал о восьми проектах в рамках реформы госконтроля, которые позволят обеспечить безопасность жизни человека, снизить уровень угроз и материального ущерба и повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, сообщил министр в пятницу в ходе инвестиционного форума в Сочи.

Все отнять или все раздать: кому поднимать экономику России? Перед предстоящими 18 сентября выборами в Государственную думу РИА Новости сравнивает позиции основных политических партий России по основным пунктам их предвыборных программ. О том, как разные партии выборов видят будущее экономики, – в обзоре Владимира Ардаева.

"Мы провели несколько итераций нашего взаимодействия с предпринимательскими объединениями. Эти проекты и их показатели являются результатом нашего профессионального экспертного и общественного обсуждения. У нас еще есть время для внесения в них некоторых корректировок, и наше сегодняшнее обсуждение может в этом помочь", — сказал Абызов на сессии по госконтролю в ходе форума.

Первый проект касается перехода на риск-ориентированный подход в контроле и надзоре. Уже в 2018 году он должен быть внедрен на 90%. "Сплошные проверки, согласно такой модели, будут проводиться только на объектах повышенной опасности, а объекты, не представляющие потенциальной существенной угрозы, могут быть и вовсе освобождены от них", — сообщил министр.

Хватит ли России времени и нефти? У российского правительства есть всего несколько лет для того, чтобы провести структурные реформы в экономике и окончательно избавиться от "нефтяной зависимости", считают эксперты, с которыми беседовал Владимир Ардаев.

Второй проект направлен на замену "палочной" системы оценкой достижения измеримых показателей сокращения уровня угрозы и ущерба. Третье направление — с 2017 года в обязательном порядке каждый контрольно-надзорный орган должен будет публично представлять информацию о результатах своей деятельности, а предприниматели, ознакомившись с ними, смогут превентивно устранять нарушения.

Четвертый проект — устранения устаревших, избыточных, противоречивых и дублирующих требований. Их, по словам министра, в общей сложности насчитывается около 2 миллионов. Пятое и шестое направления — снижение уровня коррупции и развитие кадрового потенциала контрольно-надзорных органов, которые, в свою очередь, связаны с седьмым направлением — информатизацией контрольно-надзорной деятельности.

В рамках восьмого проекта реформирование системы контроля и надзора на федеральном уровне будет масштабировано на уровне регионов и муниципалитетов. "Все эти проекты должны будут найти свои производные в показателях для каждого контрольно-надзорного ведомства", — заключил Абызов.

Loading...Loading...