Проект по биологии бактерии древнейшая форма организмов. Бактерии как древнейшая группа живых организмов


1. Введение

2. Характеристика бактерий

3. История открытия микроорганизмов

4. Формы бактерий

5. Строение бактерий

6. Распространение бактерий

7. Питание бактерий

8. Размножение бактерий

9. Образование спор

10. Роль бактерий в природе

11. Роль бактерий в жизни человека

12. Перечислите отличия в строении бактериальной клетки от растительной?


Введение

  • Наука, изучающая бактерий, называется бактериологией (микробиологией). Известно около 10 000 видов бактерий
  • Бактерии относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы
  • делится на два отдела : Дробянки и Цианобактерии (Синезеленые водоросли)

История открытия бактерий

  • Первым человеком, увидевшим микроорганизмы, был голландец

Антони ван Левенгук:

«24 апреля 1676 г. я посмотрел на воду… и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ…»

Антони ван Левенгук


Характеристика бактерий

  • Самые древние организмы на Земле, первые появились около 3,5 млрд лет назад
  • Одноклеточные организмы
  • Микроскопически малы
  • Бактерии не имеют ядра (прокариоты – доядерные)
  • Имеют различную фору
  • Имеют различные способы питания
  • Распространены везде

Формы бактерий

Палочковидная

Название группы

Шаровидная

Изогнутая

туберкулез

Спиралевидные

вибрионы

Спириллы

Спиралевидная

Палочковидная

Большинство бактерий бесцветны.

Немногие окрашены в пурпурный или зеленый цвет

Шаровидная форма


Строение бактерий

  • Имеется плотная клеточная оболочка, сверху покрытая слизистой капсулой
  • Типичного ядра нет – есть ядерное вещество, безядерные
  • Большинство имеет жгутики
  • Могут иметь включения с запасом питательных веществ

Распространение бактерий

  • Распространены везде:

В воздухе

В живых организмах

  • В 1 куб. см. воды в близи городов имеется до 400 000 бактерий
  • Особенно много бактерий в плодородной почве, в 1 куб. см почвы больше миллиона бактерий

Питание бактерий

  • Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами – гетеротрофы:

- сапрофиты

- симбионты

  • Некоторые бактерии способны сами создавать органические вещества из неорганических – автотрофы:

- фотоавтотрофы ( цианобактерии)

- хемоавтотрофы

Обмен веществ:

  • В кислородной среде – живут аэробы
  • В бескислородной – живут анаэробы

Размножение бактерий

  • Размножаются делением одной клетки на две (дробление)
  • При благоприятных условиях процесс деления происходит каждые 20 – 30 минут
  • Сдерживают размножение бактерий:

Солнечный свет

Недостаток пищи

Высокая температура

Дезинфицирующие вещества

Межвидовая борьба

Этапы дробления бактерий


Образование спор

  • При наступлении неблагоприятных условий бактерия превращается в спору
  • Спора сохраняется очень долго
  • В форме споры бактерии могут распространяться ветром, водой
  • Попав в благоприятные условия споры прорастают и становятся жизнедеятельной бактерией

Образование споры бактерии


Роль бактерий в природе

  • Важное звено в круговороте веществ в природе
  • Разлагают сложные вещества на простые, которые снова используют растения
  • Бактерии гниения разлагают трупы животных и погибшие растения , образуют перегной – санитары планеты
  • Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества
  • Азотофиксирующие бактерии поглощают азот воздуха, образуют азотистые соединения в почве (симбиоз с бобовыми растениями

Роль бактерий в жизни человека

  • Заражение происходит :
  • при общении с больным,
  • при употреблении пищи или воды с болезнетворными бактериями
  • антисанитарные условия жизни
  • несоблюдение правил личной гигиены
  • Массовое заболевание людей – эпидемия
  • Больные получают лекарство , а в помещениях проводят дезинфекцию
  • Используют в пищевой промышленности молочнокислые бактерии
  • Портят продукты питания
  • Портят рыболовецкие сети, редчайшие книги, сено и др.
  • Вызывают болезни человека:
  • тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, менингит, сап, сибирскую язву, бруцеллез и другие болезни

Перечислите отличия в строении бактериальной клетки от растительной?

  • Отсутствие ядра
  • Отсутствие вакуоли, хлоропластов
  • Наличие жгутиков, необходимых им для передвижения
  • Плотная оболочка, не содержащая целлюлозу

  • Пасечник В.В. Биология. Учебник. 6 кл.
  • Корчагина В.А. Биология. Учебник. 6 кл.
  • Серебрякова Т.И. Биология. Учебник. 6 кл.

Тема урока: Бактерии как древнейшая группа живых организмов.

Общая характеристика бактерий.

Отличия клетки бактерий от клетки растений.

Цели урока:

образовательная: сформировать понятие о бактериях как о древнейшей

группе живых организмов;

развивающая: развивать познавательную и творческую деятельность

учащихся; навыки работы в группе, логическое

мышление;

воспитательная: воспитывать культуру поведения при групповой и

индивидуальной работе.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Методы обучения: наглядный, частично – поисковый, практический

Оборудование : слайдовая презентация, видеофрагменты «Гниение фруктов и овощей», «Невидимая жизнь», виртуальная лаборатория «Приготовление микропрепарата и рассматривание бактерии сенная палочка»

Дидактический материал: карточки с заданиями, листы с дополнительной информацией

Ход урока:

I . Организационный момент

    Настрой на урок.

Приветствие

Тренинг “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Деление на группы

    Назначение спикеров, раздача оценочных листов.

IV. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

Стратегия «Дерево ожиданий» Учащиеся на стикерах записывают ожидаемые результаты от предстоящего занятия и приклеивают к деревцу.

Показ видеофрагмента «Гниение фруктов и овощей»

Показ слайда с различными видами бактерий.

Вопрос:

Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека.

Луи Пастер их назвал «великие могильщики природы». Кто они?

Назовите эти маленькие организмы.

    Сообщение темы, целей урока.

V. Этап усвоения нового материала

Показ видеофрагмента «Невидимая жизнь»

Если была бы такая книга рекордов живых организмов, то на пьедестале почета бактерии были бы на первом месте.

Сегодня вам предстоит, самостоятельно ознакомится с темой. И определить за какие достижения можно вручить медали бактериям.

Для того чтобы вам было легче работать первую медаль я бы хотела вручить сама. Эта медаль за древность .

Вам уже известно из раздела эволюции, что первые живые организмы появились в воде миллиарды лет назад. И это были примитивные организмы – бактерии. Именно бактерии, имеющие хлорофилл, первые насытили атмосферу Земли кислородом и уже затем, появились первые растения. Вот почему, мы вручили медаль за древность.

Задание: изучить §55 стр.183 и дополнительную информацию на столах.

Для знакомства с темой предоставляется 5-7 минут. Тайм-менеджеры контролируют за временем. После изучения темы каждая команда должна будет вручить медаль бактерии, и объяснить за какие заслуги была вручена эта медаль.

Физкультминутка

V I . Проверка понимания нового материала

Учащиеся заполняют лист ответа с заданиями (+, -)

Верите ли вы, что…

Бактерии ядерные организмы

Дыхание аэробное и анаэробное

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левенгук

Правильные ответы:

Взаимооценивание:

Критерий оценивания:

9-10 баллов «5»

7-8 баллов «4»

5-6 баллов «3»

VII. Этап закрепления темы

Лабораторная работа №30 «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки»

Цель: убедиться в особенностях строения бактерии сенной палочки.

Виртуальная лаборатория «Приготовление микропрепарата и рассматривание бактерии сенная палочка»

http://biolicey2vrn.ru/index/bakterija_sennaja_palochka/0-474

Выводы к уроку

1. Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры.

2. Бактерии распространены повсеместно.

3. Размножаются при благоприятных условиях очень быстро.

4. Спора – бактериальная клетка с плотной оболочкой.

5. Питаются автотрофным и гетеротрофным способом.

6. Дышат аэробно и анаэробно.

VIII. Итог урока

    Рефлексия

Стратегия «Дерево ожиданий» Учащиеся, у которых оправдались ожидания в итоге урока, снимают свои стикеры с «дерева ожидания» и зачитывают их.

    Выставление оценок за урок

    Информация о домашнем задании

Изучите §55.

Подготовьте сообщения на темы: “Болезнетворные бактерии”, “Клубеньковые бактерии”, “Молочнокислые бактерии”.

Лист оценивания

Ф.И.ученика

«Мнемотехника»

Самооценивание

Оценка учителя

Итоговая оценка

Лист оценивания

Класс ________ Команда______________

Ф.И.ученика

Оценка при составлении медали

«Мнемотехника»

Блиц опрос «Верите ли вы, что...»

Самооценивание

Оценка учителя

Итоговая оценка

Бактерии.

На земле нет прак­ти­че­ски места, где бы не встре­ча­лись бак­те­рии. Это самые древ­ние су­ще­ства на земле, ко­то­рые по­яви­лись около трех с по­ло­ви­ной мил­ли­ар­дов лет назад. Для срав­не­ния: земля воз­ник­ла че­ты­ре мил­ли­ар­да лет назад, а все­лен­ная – че­тыр­на­дцать, че­ло­ве­че­ство несколь­ко де­сят­ков тысяч лет назад. Осо­бен­но много бак­те­рий в почве, в одном грам­ме почвы могут со­дер­жать­ся сотни мил­ли­о­нов бак­те­рий.

Бак­те­рии – самые мел­кие су­ще­ства на земле. Ученым известно около 10 000 видов бактерий. Рассмотреть их можно только под микроскопом, т.к. размеры их очень малы и они бесцветны. Клет­ки живых ор­га­низ­мов при­бли­зи­тель­но од­но­го и того раз­ме­ра, а клет­ки бак­те­рий в де­сять раз мень­ше клет­ки осталь­ных ор­га­низ­мов. Даже самые крупные не превышают 0,01 мкм, а большинство же гораздо меньше.

При ис­сле­до­ва­нии бак­те­рий под мик­ро­ско­пом уче­ные об­ра­ти­ли вни­ма­ние, что бак­те­рии не про­сто по­хо­жи друг на друга, они об­ла­да­ют спо­соб­но­стью иметь несколь­ко внеш­них видов, то есть формы бак­те­рий.

Форма бактерий.

шаровидные (кокки)

палочковидные (бациллы)

извитые (вибрионы)

похожие на спираль (спириллы)

спирохеты (6-10 витков)

стрептококки (цепочка из кокков)

стафилококки (грозди кокков)

Самая про­стая форма бак­те­рий – это шарик, он носит на­зва­ние кокк , что в пе­ре­во­де озна­ча­ет «ягода». При раз­мно­же­нии кокки ино­гда оста­ют­ся со­еди­нен­ны­ми по­пар­но, такое со­еди­не­ние на­зы­ва­ет­ся ди­пло­кокк , при боль­шем ко­ли­че­стве об­ра­зу­ет­ся це­поч­ка, ко­то­рая носит на­зва­ние стреп­то­кокк . При со­еди­не­нии кок­ков гроз­дя­ми они по­лу­чи­ли на­зва­ние ста­фи­ло­кокк . Кокки, име­ю­щие вы­тя­ну­тую форму, на­зы­ва­ют­ся па­лоч­ки , если они имеют изо­гну­тую форму, то носят на­зва­ние виб­ри­он . Спи­ра­ле­вид­ные длин­ные бак­те­рии на­зы­ва­ют­ся – спи­рил­ла или спи­ро­хе­та . Бы­ва­ют и дру­гие формы, но эти самые важ­ные.

Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ. Кроме этого, бактерии могут жить колониями.

Бактерии

История изучения бактерий.

Голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 г, впервые увидел в оптический микроскоп бактерии и назвал их “анималькули”.

Христиан Эренберг в 1828г, ввел в употребление название “бактерии”.

Луи Пастер в 1850-е годы положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 г. был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулеза.

М. В. Бейеринк и С.Н.Виноградский заложили основы общей микробиологии и изучения роли бактерий в природе.

Бак­те­рии очень пло­до­ви­ты . Размножаются бактерии делением одной клетки на две. При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий может происходить через каждые 20-30 мин. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу, которой можно было бы заполнить все моря и океаны. Однако в природе этого не происходит, так как большинство бактерий быстро погибает под действием солнечного света, при высушивании, недостатке пищи и т. Д.

Для того чтобы пе­ре­но­сить небла­го­при­ят­ные усло­вия, бак­те­рии на­учи­лись об­ра­зо­вы­вать споры – осо­бые формы бак­те­рий. Они об­ра­зу­ют­ся путем вы­сы­ха­ния бак­те­рии внут­ри своей обо­лоч­ки, умень­ша­ясь в раз­ме­рах. При этом со­дер­жи­мое клет­ки, сжи­ма­ясь, от­хо­дит от обо­лоч­ки, округ­ля­ет­ся и об­ра­зу­ет на своей по­верх­но­сти, на­хо­дясь внут­ри ма­те­рин­ской обо­лоч­ки, новую, более плот­ную обо­лоч­ку. Споры (от греческого слова «спора» - семя) некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры бактерий - это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

Бактерии

Условия жизни бактерий очень разнообразны.

По типу дыхания среди бактерий выделяют аэробов и анаэробов .

Как и всем живым существам, большинству бактерий необходим кислород. Однако существуют бактерии, способные жить без кислорода. Попав в среду, где много кислорода, они погибают. В природных условиях бактерии, которым необходим кислород, живут на поверхности почвы, в верхних слоях воды, в атмосферном воздухе. Те бактерии, для которых кислород губителен, обитают в глубинных слоях почвы, в иле, в толще воды.

Бактерии

Жизнедеятельность бактерий может протекать в различных температурных условиях. Некоторые из них способны развиваться при температурных условиях от - 2 до +75 градусов. Бак­те­рии могут жить в ме­стах, где прак­ти­че­ски никто не может вы­жить: ки­пя­щие гей­зе­ры, неф­тя­ные под­зем­ные озера, кис­лот­ные озера, где от­сут­ству­ет рыба. Неко­то­рые бак­те­рии могут вы­жи­вать даже в кос­мо­се. Но наиболее благоприятной для большинства бактерий можно считать температуру от +4 до +40 градусов. При более высокой температуре многие виды бактерий погибают. Чтобы уничтожить бактерии на них действуют паром при температуре 120 градусов в течение 20 минут. Губительны для бактерий и солнечные лучи.

Строение бактерии. Каж­дая бак­те­рия – всего одна клет­ка с тон­кой обо­лоч­кой и ци­то­плаз­мой.

Бак­те­рия, как любая клет­ка, по­кры­та кле­точ­ной мем­бра­ной , по­верх кле­точ­ной мем­бра­ны рас­по­ла­га­ет­ся осо­бая за­щит­ная обо­лоч­ка – кле­точ­ная стен­ка , ко­то­рая сде­ла­на из осо­бо­го ве­ще­ства – му­ре­и­на. Жид­кая часть клет­ки носит на­зва­ние ци­то­плаз­мы . Бактерии прокариоты , у них нет ядра, вме­сто него есть сгу­сток ци­то­плаз­мы, в ко­то­ром на­хо­дит­ся мо­ле­ку­ла, несу­щая ин­фор­ма­цию – мо­ле­ку­ла ДНК, и на­зы­ва­ет­ся нук­лео­ид , пе­ре­во­дит­ся как «по­доб­ный ядру». Жгу­тик бак­те­рии необ­хо­дим для дви­же­ния, но не все бак­те­рии об­ла­да­ют жгу­ти­ком, не все они спо­соб­ны к пе­ре­дви­же­нию. Не все бак­те­рии имеют и осо­бые вор­син­ки (бациллы покрыты волосками – пилями), ко­то­рых су­ще­ству­ет два вида: од­ни­ми бак­те­рия при­креп­ля­ет­ся к необ­хо­ди­мым по­верх­но­стям, дру­гие слу­жат для пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции между бак­те­ри­я­ми. Внут­ри бак­те­рии на­хо­дит­ся за­пас­ное пи­та­тель­ное ве­ще­ство . И кле­точ­ная обо­лоч­ка, и кле­точ­ная мем­бра­на про­ни­ца­е­мы для ве­ществ, ко­то­рые необ­хо­ди­мы бак­те­рии для жиз­не­де­я­тель­но­сти, в первую оче­редь, для пи­та­ния. При об­ра­зо­ва­нии вред­ных ве­ществ для бак­те­рии они уда­ля­ют­ся также через обо­лоч­ку и мем­бра­ну, так про­ис­хо­дит обмен ве­ществ у бак­те­рий.

Блиц опрос «Верите ли вы, что» (+, -).

Верите ли вы, что…

Бактерии распространены повсеместно

По форме делятся на три группы

Бактерии шаровидной формы - кокки

Бактерии ядерные организмы

Способ питания автотрофный и гетеротрофный

Образуют спору при размножении

Наследственное вещество находится в ядре

Дыхание аэробное и анаэробное

Наука изучающая бактерии – микробиология

Правильные ответы:

Взаимооценивание:

Блиц опрос «Верите ли вы, что» (+, -).

Верите ли вы, что…

Бактерии распространены повсеместно

По форме делятся на три группы

Бактерии шаровидной формы - кокки

Бактерии ядерные организмы

Способ питания автотрофный и гетеротрофный

Образуют спору при размножении

Наследственное вещество находится в ядре

Дыхание аэробное и анаэробное

Наука изучающая бактерии – микробиология

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук

Правильные ответы:

Взаимооценивание:

Блиц опрос «Верите ли вы, что» (+, -).

Верите ли вы, что…

Бактерии распространены повсеместно

По форме делятся на три группы

Бактерии шаровидной формы - кокки

Бактерии ядерные организмы

Способ питания автотрофный и гетеротрофный

Образуют спору при размножении

Наследственное вещество находится в ядре

Дыхание аэробное и анаэробное

Наука изучающая бактерии – микробиология

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук

Правильные ответы:

Взаимооценивание:

Блиц опрос «Верите ли вы, что»

Учащиеся заполняют лист ответа с заданиями (+, -).

Верите ли вы, что…

Бактерии распространены повсеместно

По форме делятся на три группы

Бактерии шаровидной формы - кокки

Бактерии ядерные организмы

Способ питания автотрофный и гетеротрофный

Образуют спору при размножении

Наследственное вещество находится в ядре

Дыхание аэробное и анаэробное

Наука изучающая бактерии – микробиология

Первооткрыватель бактерии Антони ван Левегук

Правильные ответы:

Взаимооценивание:

Прием «Мнемотехника» Зачитываются выражения по теме, учащиеся ничего не записывают. После этого ученики их воспроизводят по памяти в тетради. В конце выявляется победитель, тот, кто запомнил больше всего слов.

Стратерия «Светофор» формативное оценивание.

Зеленая карточка – доволен собой, сделал все, что в моих силах и даже больше

Желтая карточка – мог бы лучше

Красная карточка – не доволен, сделал не все что мог.

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты, которое посредством истории выстраивается в хронологическом порядке. Ученые, занимающиеся такими изысканиями, постоянно стремятся найти все более и более древние формы живых существ, обитавших на Земле. Проведенные исследования показали, что бактерии – это древнейшие микроорганизмы, когда-либо населявшие планету.

Эти микроорганизмы постоянно подвергаются тщательному изучению, поскольку их роль в процессе эволюции практически невозможно переоценить. Дискуссии на эту тему возникают очень часто, но в результате всегда оказывается, что бактерии проживают на планете намного дольше других существ, чему находятся многочисленные подтверждения.

Изучение древнейших бактерий

Процесс активно идет, счет исследованиям практически не ведется, и каждое новое открытие становится сенсацией для всего мира. Одним из ярчайших событий стало обнаружение серных анаэробных бактерий, существовавших 3,4 млрд лет назад в Австралии. Находка вызвала массу споров и обсуждений: в ход шли даже теории о неземном происхождении микроорганизмов.

Существуют и другие виды существ, способных просуществовать крайне долго. Хорошим примером являются отдельные группы цианобактерий, возраст которых нередко достигает 2 млрд лет. Подобные бактерии являются одной из персистентных форм жизни – существ, способных эволюционировать без существенных изменений своих организмов.

Археологам удается находить массу уникальных останков микроорганизмов, так или иначе участвовавших в процессе эволюции. В число древнейших организмов попали ископаемые водоросли и микробы, найденные в горных породах Южной Африки: там были найдены останки и сине-зеленых водорослей, существовавших по меньшей мере 3,2 млрд лет назад. Это открытие было невероятно важным для ученого сообщества, поскольку данные микроорганизмы были морскими, что говорит о том, что водное пространство уже тогда было домом для микробов, впоследствии трансформировавшихся в водоросли, растения и живых существ.

Еще одним немаловажным этапом в изучении древнейших бактерий стало изучение групп микроорганизмов, обнаруженных при раскопках в Онтарио. Исследование остатков показало, что эти микроорганизмы существовали уже два миллиарда лет назад. Данные бактерии тоже относились к числу наиболее примитивных микроорганизмов и уже занесены в соответствующий раздел систематики.

Немалый интерес для истории представляют и не столь древние существа. Так, в центральной части Австралии были найдены останки микроорганизмов, входящих в состав многоклеточных водорослей и других растений. Возраст этих бактерий находится в пределах одного миллиарда лет. Обнаружение подобных единиц микроорганизмов стало очень важным: опираясь на их исследования, ученые могут восстанавливать хронологию эволюции прошлого и дополнять систематику.

Древнейшие бактерии существовали не только в одноклеточном виде, но и входили в состав более сложных организмов, например, зеленых водорослей, способных размножаться половым путем. Каждое открытие такого масштаба предоставляет все новые возможности в изучении живых существ, поскольку возникает разнообразие форм организмов, обитавших в природе: любая новая единица всегда добавляет очередной штрих в генетическое разнообразие живых существ.

Окончательный переход к дифференциации многоклеточных существ произошел около 600 млн лет назад. Ученые считают, что причиной развития стало возникновение разных форм размножения и появление первых животных, в результате чего природа стала эволюционировать намного быстрее.

Классификация и строение бактерий

В процессе эволюции появилось большое количество самых разнообразных бактерий. Классификацией различных микроорганизмов занимается биологическая систематика, которая определяет:

  • наименование конкретного вида микроорганизмов;
  • положение в общей классификации;
  • характерные признаки разных видов микроорганизмов.

Строение бактерий предполагает наличие твердой оболочки, способной сохранить форму тела и внутренности микроорганизмов. Форма оболочки является одним из главных пунктов, позволяющих классифицировать бактерии: бывают шаровидные, палочковидные, спиралеобразные и прочие формы. Также микроорганизмы оцениваются по своим размерам: самые крупные представители могут достигать 0.75 мм в длине, а габариты мельчайших измеряются долями микрометров.


Наиболее продвинутые бактерии выработали жгутики, обеспечивающие движение в пространстве. Для улучшения двигательных функций отдельные вытянулись в нитчатую форму. О жгутиковых организмах можно сказать отдельно. Основное отличие между жгутиковыми простейшими и бактериями заключается в наличии ядра у первых. Кроме того, эти микроорганизмы имеют хроматофоры, позволяющие им окрашивать себя в разные цвета, приобретая тем самым сходство с различными водорослями. Главным пигментом является хлорофилл, обеспечивающий зеленый цвет существа, но нередки и случаи соединения с другими пигментами.

Поскольку внешние факторы могут стать причиной, многие из них выработали защитную функцию – образование спор. При разрушении бактерии или прекращении ее жизненного цикла споры выходят за пределы оболочки и расселяются по доступному пространству. Выработка спор для большинства бактерий стала крайне удобным механизмом, поскольку споры отлично выдерживают большую часть агрессивных воздействий, включая температурный удар, отсутствие жидкости или пищи.

Поражает воображение: счет изученных видов доходит до нескольких десятков тысяч, что составляет лишь малую часть от существовавших на Земле микроорганизмов. Определенную сложность в изучении бактерий представляет тот факт, что они находятся практически во всех многоклеточных организмах, включая водоросли, земные растения и животных.

Роль бактерий и их развития в жизни планеты

Поиск древнейших, изначальных микроорганизмов является очень проблематичным занятием. От многих видов бактерий за многие миллионы лет не остается практически ничего, и исследовать их приходится, опираясь на современные виды живых существ, что существенно усложняет систематику. Конечно, качественное оборудование и ведущие умы специалистов позволяют узнать многое, но все же иногда исследования упираются в непробиваемую стену времени. Именно поэтому счет изученных живых организмов не превышает определенного значения: для систематики недостаточно данных.

  • температурой;
  • давлением;
  • движением ветра;
  • иными физическими и химическими процессами.

Тем не менее по отдельным древнейшим пластам ученым удается установить многие аспекты, связанные с теми или иными организмами. Имея определенные данные о бактериях, водорослях и прочих структурах, появившихся позже, можно делать выводы о самых ранних существах и дополнять систематику.

Доподлинно известно, что самые первые организмы требовали питания, поэтому употребляли в пищу органику. За прошедшие миллионы лет сменилось большое количество видов микроорганизмов, и самые стойкие впоследствии стали базисом для образования бактерий. Некоторые из них сумели практически в неизменном виде дойти до сегодняшних дней. Ключевой особенностью, обеспечившей древним микроорганизмам столь высокую живучесть, является их возможность поглощать питательные вещества практически из любых веществ – земли, воды, воздуха и т.д. Дальнейшая эволюция заставила бактерии развиваться, вследствие чего появились, питающихся за счет брожения, гниения и прочих факторов.

Самые древние микроорганизмы зарождались и развивались в воде, поскольку такая среда являлась для них наиболее комфортной. Отчасти этим и объясняется многообразие различных водорослей: изначально бактерии объединялись в подобные многоклеточные структуры. Такой тенденцией характеризовалась практически вся докембрийская эра. Постепенно мельчайшие организмы объединялись в многоклеточные организмы, и со временем произошел их выход на сушу, чем и обусловлено развитие наземной природы. Именно бактериям мир может быть обязан своим развитием и постоянной эволюцией, направленной на приспособление к новым условиям в перманентно изменяющемся мире.

Заключение

Наука постоянно движется вперед, позволяя изучать все новые и новые виды организмов. В прошлом было очень много и микроорганизмов, и ученые усердно трудятся, находя все более древние свидетельства жизни тех или иных жизнеформ: останки любого микроорганизма, будь то водоросль или сложный многоклеточный организм, имеют большую ценность.

Роль этих исследований достаточно высока: в определенный момент наука сможет добраться до наиболее глубоких исторических и земных пластов, что даст возможность узнать больше о развитии природы на планете. Бактерии – это древнейшие микроорганизмы на планете, и они могут дать ключ к разгадке зарождения жизни, такое открытие станет невероятно важным для каждого человека.

Бактерии - это самая древняя из известных групп организмов, существующих на земле. Возраст самых древних найденных учеными-археологами и палеонтологами бактерий - так называемых архебактерий - насчитывает более 3,5 миллиардов лет. Самые древние бактерии жили во времена археозойской эры, когда на Земле не было больше ничего живого.

Первые бактерии обладали самыми примитивными механизмами питания и передачи генетической информации и относились к прокариотическим микроорганизмам - т.е. лишенным ядра.

Эукариотические или ядерные бактерии с более высокой степенью организации генетического материала появились на планете только 1,4 миллиарда лет тому назад.

Бактерии стали самыми древними формами жизни, процветающими и сейчас, по ряду причин.

Во-первых, благодаря примитивному строению микроорганизмы могут «подстраиваться» под все возможные условия существования. Бактерии живут и размножаются сейчас как в полярных льдах, так и в горячих источниках с температурой воды более 90 градусов, при любой концентрации различных химических соединений. Бактерии могут существовать как в аэробных (содержащих определенный уровень кислорода) условиях, так и в анаэробных условиях (без кислорода). Их способы получения энергии - от поглощения солнечного света и до использования в качестве энергии для метаболизма и размножения самых разных химических веществ, биологических структур.

Известны бактерии, разлагающие нефть, другие химические соединения и использующие эту энергию для своей жизнедеятельности. Первые бактерии обладали самыми примитивными органами получения энергии и просто поглощали путем обычной диффузии химические вещества, которые в бактериальной клетке претерпевали химические реакции, сопровождающиеся выделением энергии.

Во-вторых, элементарные механизмы размножения (самый простой вариант - деление надвое), происходящие в очень быстром темпе, увеличивали количество бактерий с максимально возможной скоростью, чем повышали их выживаемость и увеличивали возможность мутаций в популяции бактериальных клеток, в т.ч. и полезных мутаций, способствовавших улучшению приспособленности колоний бактерий к существующим условиям окружающей среды.

Быстрое размножение и изменчивость популяций микроорганизмов обеспечили им высокую выживаемость в агрессивных условиях, существовавших на Земле миллиарды лет назад.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Царство - следующая после домена ступень классификации биологических видов. На данный момент ученые выделяют 8 царств - хромисты, археи, протисты, вирусы, бактерии, грибы, растения и животные, при этом в научной среде продолжаются споры о том, к…

Благодаря фотосинтезу зеленые растения играют очень важную роль в жизни на Земле. Они преобразуют энергию солнечного света и накапливают ее в виде органических соединений. В качестве побочного продукта фотосинтеза в атмосферу выделяется кислород. …

Царствами называют вторую по порядку иерархическую ступень в классификации живых организмов. Всего биологи выделяют восемь царств: Животные, Грибы, Растения, Бактерии, Вирусы, Археи, Протисты и Хромисты. Ученые не могут точно сказать, какое царство…

Клетка – это элементарная, функциональная и генетическая единица. Ей свойственны все признаки жизни, в подходящих условиях клетка может поддерживать эти признаки и передавать их следующим поколениям. Клетка – это основа строения всех живых форм –…

Для обеспечения жизнедеятельности все живые существа нуждаются в пище. Гетеротрофные организмы – консументы – используют готовые органические соединения, тогда как автотрофы-продуценты сами создают органические вещества в процессе фотосинтеза и…

Антибиотиками называются вещества, которые могут противостоять и подавляют действие бактериальной флоры. Их появление сделало возможным проведение терапии для лечения многих заболеваний, которые раньше считались смертельно опасными. Антибиотики…

Новости партнеров:

Вконтакте

Одноклассники


Бактерии – самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появились, вероятно, более 3,5 млрд лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете. Поскольку это были первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение.

Со временем их строение усложнилось, но и поныне бактерии считаются наиболее примитивными одноклеточными организмами. Интересно, что некоторые бактерии и сейчас ещё сохранили примитивные черты своих древних предков. Это наблюдается у бактерий, обитающих в горячих серных источниках и бескислородных илах на дне водоёмов.

В окружающем нас мире живут различные микробы и бактерии, среди которых есть и хорошие, и плохие. Приведем подборку интересных фактов о бактериях.


1. Самая большая бактерия, носящая имя Thiomargarita namibiensis, что в переводе означает «серая жемчужина Намибии», была открыта в 1999 году. Ее размер в поперечнике достигает 0,75 миллиметров и превышает стандартную точку, имеющую диаметр 1/12 дюйма – это равняется 0,351 миллиметра.


2. Тот запах, что исходит от мокрой земли после дождя, обусловлен органическим веществом геосмин. Его вырабатывают актинобактерии и цианобактерии, живущие на поверхности земли.


3. Процесс эволюции бактерий прошел в давние времена столь успешно, что их внешний вид не меняется уже на протяжении миллиарда лет. Происходили лишь внутренние видоизменения. Это явление получило название «синдром Фольксвагена». Автомобиль «Фольксваген-жук» настолько пришелся по вкусу всему миру, что его производители не меняли внешний вид машины в течение сорока лет.


4. Рассматривая интересные факты о бактериях, обязательно следует отметить – общий вес колоний бактерий, живущих в человеческом организме, равен двум килограммам.


5. Существуют ракообразные, питающиеся бактериями, выросшими на их же телах. На глубинах свыше 2 км живут крабы Kiwa puravida, которые имеют второе название - йети-крабы. Обитают эти существа вблизи щелей, из которых наружу выходят сернистые соединения и метан, являющиеся для бактерий источником энергии. Краб активно способствует росту бактерий, подставляя их колонии на клешнях под питательные потоки. При этом его движения напоминают танец.


6. Самым древним организмом, выявленным учеными, считается архибактерия термоацидофила (thermoacidophiles). Этот вид бактерий существует в горячих источниках с большим содержанием кислоты. Эти бактерии не живут при температуре ниже 55 градусов.


7. Исследование, проведенное учеными Университета Манчестера, показало, что на поверхности мобильного телефона находится микробов существенно больше, чем обнаруживается на сиденье унитаза или же на подошве обуви.


8. Уникальные микробы, живущие в кишечнике японцев, обеспечивают более эффективную переработку углеводов морских водорослей, входящих в состав суши, чем у людей из других регионов.


9. Немногие знают, что бацилла и бактерия являются одним и тем же живым организмом. Просто у слова «бацилла» латинское происхождение, а слово «бактерия» - из греческого языка.


10. Один из двух килограммов бактерий, проживающих в организме человека, располагается в его кишечнике. Число этих бактерий значительно превышает количество клеток человеческого тела.


11. Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа. Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий. Безопасными из их числа являются 95%.


12. Поскольку размер самой крупной из существующих бактерий Thiomargarita namibiensis доходит до 0,75 мм в поперечнике, это позволяет видеть её даже невооружённым взглядом.


13. В прошлом веке медики в некоторых странах удаляли аппендицит всем детям, без исключения. Объясняли это профилактикой будущих воспалений аппендикса. Исследования ученых, проведенные в начале этого века, показали – аппендикс не является рудиментом. Этот орган очень важен для иммунной системы, поскольку именно в нем живут многие микроорганизмы.


14. Во время болезни человека погибает значительная часть естественной флоры его кишечника. Именно тогда организм получает «подкрепление» микрофлоры из аппендикса.

Поделитесь новой информацией с друзьями и знакомыми в:

Вконтакте

Одноклассники

Тема урока:

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах.

Задачи урока:

Образовательные: знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

Развивающие: развивать познавательный интерес к биологии; навыки сравнительно-аналитической и мыслительной деятельности. Продолжить формирование навыков работы с учебником, рабочей тетрадью, таблицей.

Воспитательные : воспитыватьумение работать в коллективе и находить согласованные решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.

Оборудование : Презентация «Строение бактерий», «Строение растительной клетки»

Ход урока:

I . Орг. момент:

II . Стадия вызова. Актуализация знаний.

Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека. Луи Пастер их назвал «великие могильщики природы» Кто они?

Учитель: Ребята! Назовите эти маленькие организмы.

Около 5 млрд. лет назад, на Земле было пустын­но. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяца­ми, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымив­шиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. Лишь временами раздавался клекот огненных лав, с шипением изливавшихся и застывающих. В разводьях туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5 – 3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине-зеленые водоросли, производитель­ницы свободного кислорода.

Учитель: Ребята! Рассмотрите рисунки с изображёнными организмами.

На оснований каких признаков вы отнесли эти организмы к бактериям?

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с одноклеточными организмами. Откройте тетради, запишите число, тему урока и начертите таблицу:

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

Учитель: 1.Что вы можете сказать об этих животных?

2. Какие ассоциации у вас вызывает слово “ Бактерии”? (заполните колонку «Что знаю»).

I. Проблемный вопрос:

Почему бактерии, являясь одними из древних на Земле, пройдя длинный эволюционный путь, широко распространены и сущест­вуют наряду с высокоорганизованными организмами?

Возможно ли существование современной биосферы и человека в ней без бактерий?

Ученик : Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо изучить общую характеристику бактерий.

II . Стадия осмысления.

Учитель: Запишите в первую колонку всё, что вы знаете о бактериях.

Кто такие бактерии?

Какая наука их изучает?

Бактерии – примитивные одноклеточные организмы, в цитоплазме которых нет оформленного ядра. Ядерное вещество распределено по всей цитоплазме.

Бактериология – раздел микробиологии, занимающийся изучением бактерий.

А что вы хотели узнать? Составляем структурно - логическую схему в колонке «Что хотел узнать?»

Задание: С общей характеристикой бактерий вы познакомитесь сами, прочитав параграф учебника " Бактерии", стр. 7-10, а для того, чтобы упорядочить получаемую информацию, составьте общую характеристику бактерий по плану в колонке «Что узнал?»

План характеристики:

    К какой группе живых организмов относятся бактерии?

    История открытия бактерий.

    Где распространены бактерии?

    Строение.

    Размножение.

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

Одноклеточные организмы. Распространены повсеместно.

Цианобактерии – синезеленые водоросли.(по теме Одноклеточные водоросли). Вызывают заболевания. Быстро размножаются.

Структурно-логическая схема:

Систематика Строение

Бактерий

Строение Распространение

1. Живые организмы делятся на 2 группы:

Безъядерные- прокариоты, ядерные – эукариоты..

Прокариоты – организмы, не имеющие оформленного ядра, молекула органического вещества не отделена от цитоплазмы, а прикреплена к клеточной мембране. Бактерии относятся к этой группе.

Эукариоты – организмы, имеющие оформленное ядро с ядерной оболочкой. В группу эукариот входят растения, грибы, животные, в том числе человек.

2.. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Как и всех микроскопических

существ он назвал их «анималькули».

Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828.

Луи Пастер в 1850-е положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

3. Бактерии распространены повсеместно: в воздухе, водоемах, почве, продуктах питания, в живых организмах, в толще атлантических ледников, знойных пустынях, горячих источниках.

4.. Зарисовать в тетради.


5. Размножение:

Размножаются бактерии простым делением надвое. Каждые 20 мин в благоприятных усло­виях количество некоторых бактерий может удваиваться.

В неблагоприятных условиях (при недо­статке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цито­плазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материн­ской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактери­альную клетку называют спорой .

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Задание классу:

1.Сравните строение растительной клетки и бактериальной клетки.(Презентация «Строение растительной клетки и строение бактериальной клетки)

2.Если, например, в организм человека попала всего одна такая бактерия, то через 12 ч их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны.

Но этого не происходит. Как вы думаете почему? (Оказывается большинство бактерий погибает под действием солнечного света, высушивании, недостатке

пищи, нагревании, под действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями.)

Учитель: Мы ответили с вами на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?

Учащиеся формулируют выводы к уроку.

1. Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры.

2. Бактерии распространены повсеместно.

3.. Размножаются при благоприятных условиях очень быстро.

6. Спора – бактериальная клетка с плотной оболочкой.

IV . Рефлексия.

Каковы особенности строения бактериальной клетки?

Кто такой Луи Пастер, какие открытия он сделал?

Какие свойства бактерий и водорослей характерны цианобактериям?

- Что такое спора бактерий и для чего она служит?

Составление синквейна по теме « Бактерий».

5. Домашнее задание. §2.

Подготовьте сообщения по материалам Интернет и дополнительной литературы на темы: “Клубеньковые бактерии”, “Цианобактерии”, “Молочнокислые бактерии”, “Болезнетворные бактерии”.

Паспорт проектной работы.

Название проекта «Бактерии в нашей жизни»

Руководитель проекта – И.А.Штрекер, учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 24 пгт. Каз.

Учебный предмет биология, в рамках которого проводится работа.

Учебные дисциплины близкие, к теме проекта: история, информатика.

Возраст 13 лет

Тип проекта: Исследовательский

Цель

Опытным путём подтвердить значение условий нашей жизни для роста и развития бактерий.

Задачи

1.Изучить влияние бактерий на молочные продукты;

2.Изучить методы борьбы с патогенными бактериями;

3.Изучить гигиенические правила.

Я, Журавлёва Мария, решила исследовать влияние бактерий на молоко и картофель и сделать презентацию по теме «Бактерии в нашей жизни». Я решила сделать эту презентацию и защитить на школьной экологической конференции.

План моей работы:

    Выбор темы.

    Поиск информации

    Исследование

    Выполнение презентации

5. Защита проекта.

Что такое микробы?! Откуда они взялись и как выглядят?! Мы слышим по телевизору и по радио, читаем в газетах и в Интернете, что бактерии и микробы - это вредные организмы и живут они в окружающей нас среде - воздухе, почве, воде - откуда потом попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу, в рот, кишечник.

Размеры микробов так малы, что их измеряют тысячными и даже миллионными долями миллиметра. Микробы можно рассмотреть только с помощью оптического или электронного микроскопа. Они могут вызывать различные заболевания, отравления. Поэтому необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Микробов огромное количество, а какие живут в нас?! Как они различаются и существуют ли вообще?!

В общей сложности ученые насчитали в пробах 500 видов бактерий.

Гипотеза : Я хочу убедиться в существовании бактерий на наших руках. И действительно ли нужно мыть руки, чтобы защититься от бактерий?

Актуальность: существуют ли бактерии на наших руках?

Проблема: способы защиты от бактерий.

История открытий

Увидеть микроба стало возможным после изобретения микроскопа. Первым, кто увидел и описал микроорганизмы, был голландский натуралист Антоний ван Левенгук (1632-1723), который сконструировал микроскоп, дававший увеличение до 300 раз. В микроскоп он рассматривал все, что попадалось под руку: воду из пруда, различные настои, кровь, зубной налет и многое другое. В просматриваемых объектах он обнаруживал мельчайшие существа, названные им «живыми зверьками» . Он установил шаровидные, палочковидные и извитые формы микробов. Открытие Левенгука положило начало возникновению микробиологии.

Французский ученый-химик Луи Пастер (1822-1895) первый, кто начал изучать бактерии и их свойства. Он доказал, что микробы являются причиной брожения и гниения, способны вызывать болезни.

Велика заслуга в развитии микробиологии И. И. Мечникова (1845-1916). Он также выявил заболевания человека, вызванные бактериями. Он организовал первую в России бактериологическую станцию. С именем Мечникова связано развитие нового направления в микробиологии - иммунологии - учения о невосприимчивости организма к инфекционным болезням (иммунитет).

Среда обитания

Бактерии – самые первые живые существа, появившиеся на нашей планете.
Бактерии обитают почти повсеместно, где есть вода, включая горячие источники, дно мирового океана, а также глубоко внутри земной коры. Они являются важным звеном в обмене веществ в экосистемах.

Практически нет места на Земле, где бы ни встречались бактерии. Они живут во льдах Антарктиды при температуре -83 по Цельсию и в горячих источниках (вулкане или в пустыне), где температура достигает +85 или +90по Цельсию. Особенно много их в почве. В 1 грамме почве могут содержаться сотни миллионов бактерий.
Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классе после проветривания перед началом урока бактерий в 13 раз меньше, чем перед проветриванием

1.3. Какие бывают бактерии. Бактерии бывают и полезные и вредные.

Многим животным бактерии просто необходимы для жизни. Например, пищей копытных животных, грызунов, как известно, служат растения. Основную массу любого растения составляет клетчатка (целлюлоза). Но, оказывается, переваривать клетчатку зверям помогают бактерии, живущие в особых отделах желудка и кишечника.

Мы знаем, что гнилостные бактерии портят пищевые продукты. Но этот вред, который они приносят человеку, - ничто по сравнению с пользой, которую они приносят природе в целом. Эти бактерии можно назвать «природными санитарами». Разлагая белки и аминокислоты, они поддерживают круговорот веществ в природе.

Простокваша, сыр, сметана, масло, кефир, квашеная капуста, маринованные овощи - всех этих продуктов не существовало бы, не будь молочнокислых бактерий. Человек использует их с древнейших времён. Кстати говоря, простокваша усваивается втрое быстрее молока - за час организм полностью переваривает 90% этого продукта. Без молочнокислых бактерий не было бы и силоса, идущего на корм скоту.

    Строение бактерий

Строение зависит от способа жизни и пропитания микроорганизма. Бактерии могут иметь палочковидную (бациллы), шаровидную (кокки) и спиралевидную (спириллы, вибрионы, спирохеты) форму.

Как они нас заражают ? Заразные (инфекционные) болезни были известны еще в древности. Наиболее тяжёлые из них (чума, холера, оспа) часто принимали массовое распространение, вызывали повальный мор, вследствие чего цветущие города превращались в обширные кладбища.

Кроме этих особо опасных инфекций, известно еще очень много других заразных болезней, которые могут вызывать эпидемии, - это дизентерия, брюшной тиф и паратифы, сыпной и возвратный тифы, бруцеллёз, эти болезни возникают через грязные продукты и руки. Способом заражения является перенос возбудителя в дыхательные пути через окружающий нас воздух. Возбудители многих заразных болезней выделяются больным организмом из поражённых дыхательных путей (нос, глотка, бронхи, лёгкие). Когда больной человек говорит, кашляет, чихает, он выбрасывает в окружающий воздух мельчайшие брызги - капельки заражённой мокроты или носовой слизи. Таким путём микробы-возбудители легко проникают вместе с заражённым воздухом в нос, глотку, в лёгкие здоровых людей, где и происходит дальнейшее развитие болезни. Такой «воздушный» или «капельный» путь движения заразных микробов наблюдается при заражении здоровых людей гриппом, скарлатиной, корью, дифтерией, коклюшем, оспой, свинкой.

Опрос-наблюдение .

Опросила 20 человек как они моют руки перед едой, 19 человек знают, что перед едой нужно мыть руки с мылом это - 98% учащихся. После проделанной работы меня заинтересовал вопрос: « Как часто моют руки перед едой ученики?». Во время перемены я стала наблюдать у входа в столовую, моют ли учащиеся руки?

Результат:

При опросе учащихся, «Знают ли они, что перед едой необходимо мыть руки?», 98% учащихся ответили,что знают, и понимают, зачем это необходимо.

Пронаблюдав же за школьниками у входа в столовую, я выяснила, что руки перед едой моют без мыла около 8человек, а 12 человек не мыли руки .

Вывод: мало знать, нужно ещё и применять знания, чтобы сохранить своё здоровье.

Мои опыты.

Я вымыла, почистила клубень картофеля, разрезала на 2 доли,вымочила в содовом растворе, сварила, остудила.Сделала стерильными 2 стеклянных баночки с крышками,положила №1 банку долю картофеля грязными руками, №2 банку долю картофеля вымытыми с мылом руками. Банки поставила в тёплое место. В результате через 4 дня картофель, который брала грязными руками покрылся колониями бактерий плотно, а в банке №2 картофель частично был покрыт колониями.

Вывод: на грязных руках очень много бактерий.

Опыт №2(с молоком)

Получение простокваши из молока.

Взяла свежее молоко 1 стакан, поставила в тёплое место на следующий день получила простоквашу

Получение сметаны из сливок.

Взяла сливки 1стакан поставила в тёплое место, через день получилась сметана

Вывод: таким образом, я убедилась, что полезные бактерии помогают сделать многие вкусные продукты.

учитель биологии МБОУ СОШ №19 Шадрина Наталия Васильевна го. Верхняя Тура Свердловской области

Слайд 2

Общая характеристика бактерий

Бактерии – самая древняя группа организмов.

Первые бактерии появились, более 3,5 млрд лет назад. И были единственными живыми существами на нашей планете. Это первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение. Бактерии считаются представителями ПРОКАРИОТОВ,т.к. не имеют ядра.

Слайд 3

Строение бактерии

Клеточная стенка выполняет защитную и опорную функцию Цитоплазма заполняет пространство внутри клетки Жгутики или ворсинки – органы передвижения Внешняя оболочка или капсула предохраняет от высыхания ДНК или ядерное вещество несёт наследственную информацию Плазматическая мембрана проницаема, через неё происходит обмен веществ Вывод: бактерия не имеет обособленного ядра

Слайд 4

Бактерии относят к доядерным и выделяют в отдельное царство

  • цианобактерии
  • бактерии
  • многоклеточные
  • одноклеточные
  • высшие
  • низшие
  • Слайд 5

    Условия обитания бактерий

    Аэробные

    1. Живут в воздухе

    2. Способны к дыханию кислородом – наиболее эффективный способ получения энергии

    Анаэробные

    1. Живут в бескислородной среде

    2. Энергию получают в результате брожения – древний энергетически маловыгодный процесс

    Уксусные бактерии

    • Стафилококки
    • Клостридий – почвенная бактерия
  • Слайд 6

    Бактерии освоили все среды обитания

    • Горячие источники Национального парка Йеллоустон (США) - вверху
    • Горячие источники с серобактериями в Афарском треугольнике в Эфиопии
  • Слайд 7

    В силу простоты организации и неприхотливости бактерии широко распространены в природе. Бактерии обнаружены везде

    Места обитания

    Количество бактерий в 1см3

    Условия жизни бактерий разнообразны. Одним из них необходим кислород воздуха (аэробы), другие в нём не нуждаются и способны жить в бескислородной среде (анаэробы)

    Слайд 8

    Размножение бактерий

    1.Бактерии размножаются очень просто. Материнская клетка делится пополам. Итог - две молодые бактериальные клетки.

    2Происходит это чрезвычайно быстро. Бактериальная клетка способна делиться через 20 - 30 минут.

    3. Если бы "выживали" все образующиеся бактерии, то они покрыли бы нашу планету толстым слоем... Но большинство из них гибнет, не дожив до размножения!

    Слайд 9

    Образование спор

    1. При недостатке питательных веществ или накоплении продуктов обмена– спорообразование.

    2. Споры могут длительное время находиться в состоянии покоя.

    3. Споры выдерживают продолжительное кипячение и промораживание.

    4. При наступлении благоприятных условий спора прорастает и становится жизнеспособной.

    ВЫВОД:Спора бактерий –приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

    Слайд 10

    Выводы

    1.Бактерии – самая древняя группа живых существ на планете

    2. Клетка бактерий имеет простое строение

    3. У неё нет ядра и цитоплазма неподвижна

    4. Бактерии относят к доядерным организмам или прокариотам

    5. В неблагоприятных условиях образуют споры

  • Loading...Loading...